Лекции по самопознанию
элективный курс (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Фролова Дарья Владимировна
1. Личность. Уникальность личности человека.
2. Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой)
3. Темперамент. Определение типа темперамента.
4. Характер и личность. Формирование характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самопознание - 4 лекции346.49 КБ

Предварительный просмотр:

Самопознание – 4 часа.

1. Личность. Уникальность личности человека.

…У одной женщины было два больших глиняных горшка. Один из них был с трещиной, через которую половина воды вытекала по пути от источника к деревне, в то время как другой горшок был безупречен. Два года женщина доставляла только полтора горшка воды своим односельчанам. Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями. А треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку мог сделать только половину того, для чего был предназначен.

Однажды он заговорил с женщиной: – Я стыжусь себя и хочу извиниться перед тобой. – Почему? Чего ты стыдишься? – Через эту трещину в моем боку просачивается вода. Ты делала свою работу, но из-за моего недостатка получала только половину результата, – удрученно сказал горшок. Что же ответила ему женщина? – Посмотри на эти цветы на обочине. Ты заметил, что они растут только на твоей стороне дороги, но не на стороне другого горшка? Дело в том, что я всегда знала о твоем недостатке. Каждый день, когда мы шли от источника, ты поливал цветы. В течение двух лет я любовалась ими. Без тебя, просто такого, как ты есть, не было бы этой красоты.

…Один самурай, очень высокомерный воин, пришёл однажды к Мастеру дзэн. Самурай был очень знатен, но, взглянув на Мастера, увидев красоту Мастера, прелесть момента, вдруг почувствовал себя каким-то ничтожным. Он сказал Мастеру: – Почему я чувствую своё ничтожество? Миг назад всё было хорошо. Как только я вошёл на твой двор, я пал. Никогда раньше не чувствовал этого. Я много раз встречал смерть лицом к лицу и никогда не чувствовал страха. Почему я сейчас испуган?

Мастер сказал: – Погоди. Я отвечу, когда все уйдут. Люди приходили посетить Мастера весь день, и самураю надоело ждать. Вечером, когда комната была пуста, самурай спросил: – Теперь ты можешь ответить мне? – Выйди.

Было полнолуние, и луна всходила над горизонтом. Мастер сказал: – Посмотри на эти деревья, на это, высокое до неба, и это, маленькое, рядом с ним. Они оба растут перед моим окном много лет, но у них нет никаких проблем. Это маленькое дерево никогда не говорит большому: «Почему я чувствую унижение перед тобой?» Это дерево малое, а то такое большое, почему я никогда не слышал их ропота? Самурай задумался и ответил: – Потому что они не могут сравнивать. – Вот видишь, тебе не нужно спрашивать меня. Ты сам знаешь ответ.

Когда вы не сравниваете, всё ничтожество и всё величие исчезает. Вы есть, вы просто здесь. Маленький куст или большое дерево – не важно. Ты являешься самим собой. Лист травы так же необходим, как величайшая звезда. Этот голос кукушки так же велик, как любой Будда: мир был бы менее богат, если бы кукушка исчезла. Посмотри вокруг. Всё необходимо, и все хороши вместе. Это органическое единство, никто не выше и никто не ниже, никто не важнее, никто не ничтожнее. Все несравнимо уникальны и необходимы. В этом религия осознания.

…К психиатру приходит мужчина и говорит: – Я Наполеон. – Замечательно. У нас уже есть три Сталина, два Гитлера и три Наполеона. Будете четвёртым. – Доктор, Вы не поняли мою уникальность. Я – торт «Наполеон».

Напишите письмо самому себе.

Я,

, осознаю, что:

Мне нравятся мои следующие черты:

Я очень хочу расти и развиваться.

И очень горжусь своими достижениями:

Но я не буду останавливаться и хочу идти дальше к новым целям:

Я также признаю, что могу выбирать друзей, собственное дело, распоряжаться своим временем, могу побыть один или с другими людьми – как захочу, однако всегда с пользой для самого себя и других людей.

Я уважаю следующих людей:

Они помогают мне жить, и я намерен постоянно выражать им признательность за то, что они есть.

Я люблю следующие дела:

И я намерен более настойчиво и полно заниматься ими.

Я сумею в себе воспитать:

Всё мною сказанное – правда.


2. Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой)

Личные ограничения, мешающие эффективности

Способы их преодоления

Неумение управлять собой – неспособность использовать свое время, энергию, умения; неспособность справляться со стрессами

1. Вести здоровый образ жизни. 2. Использовать техники самоменеджмента. 3. Развивать сферу саморегуляции: – составить программу овладения системой управления своими эмоциями и чувствами и работать по ней; – выполнять комплексы упражнений по релаксации, концентрации и ауторегуляции дыхания.

Размытость личных ценностей – отсутствие понимания личных ценностей; наличие ценностей, не соответствующих условиям современной деловой и частной жизни

Самопознание с целью уточнения своей личных позиции и ценностей: – рефлексия; – определение жизненной позиции (по Э. Бернсу)

Смутные личные цели – отсутствие ясности в вопросе о целях своей личной и деловой жизни; цели, не совместимые с условиями современной и жизни

Записать свои личные цели, руководствуясь алгоритмом: – прояснение потребностей; – прояснение возможностей; – принятие решения о том, что вам нужно; – выбор; – уточнение цели; – установление временных границ; – контроль достижений

Остановленное саморазвитие – отсутствие настроенности и восприимчивости к новым ситуациям и возможностям

1. Саморазвитие: самосовершенствование личности и индивидуальности. 2. Профессиональное саморазвитие: самообразование, повышение квалификации, желание реализовать потенциал

Недостаточность навыка решать проблемы – отсутствие стратегии, необходимой в принятии решений, а также способности решать современные проблемы

1. Использовать алгоритм решения проблем: А. Настройка (то есть выявление проблем и трудностей). B. Цели (то, что вы намереваетесь добиться). С. Критерий успеха. D. Информация (подбор фактов по проблеме). E. Планирование (принятие решения). F. Действия (практическая работа). G. Анализ действий для их улучшения.

2. Использовать схему принятия управленческих решений. A. Диагностика. B. Формулировка ограничений и критериев для принятия решений. C. Выявление альтернатив. D. Оценка. E. Выбор

Недостаток творческого подхода – отсутствие способности генерировать новые идеи; использовать идеи

1. Развитие творческого мышления и подхода. 2. Преодоление: – лени; – препятствующих привычек; – напряженности (страха, чувства неуверенности и смущения); – ослабленной целеустремленности и т. д.

Неумение влиять на людей – недостаточная способность обеспечивать участие и помощь окружающих или влиять на их решения

Развитие коммуникативно-лидерских способностей

К коммуникативным умениям, необходимым лидеру, относятся:

1. Быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения (видеть цели, личность собеседника).

2. Умение правильно планировать свою речь, т. е. содержание общения.

3. Умение находить адекватные средства для передачи этого содержания: выбирать тон, нужные слова.

4. Умение «самопрезентации» (должна быть красивая, правильная речь, уместные жесты, позы).

5. Умение обеспечивать обратную связь, сигнализирующую говорящему, что он достиг цели общения («чтение по лицу», понимание эмоционального состояния по внешним признакам).

6. Умение убеждать (вести деловой спор, полемику, дискуссию).

Кроме вышеперечисленных, психологи выделили несколько коммуникативных умений:

1. Описание поведения. Сообщение о наблюдаемых специфических действиях людей без приписывания им мотивов, оценки, установок, личностных черт. («Вышла глупая ситуация» вместо «Ты дурак, что все испортил!»)

2. Коммуникация чувств. («Я чувствовал, что это была ужасная встреча!» вместо «Это была ужасная встреча!»)

3. Активное слушание. Принятие ответственности за слышимое и эмпатический отклик, сопереживание. Приёмы развития сопереживания: • сосредоточиться на вербальных и невербальных формах общения; • использовать слова и выражения, по значению и эмоциональному заряду аналогичные тем, которыми пользуется собеседник; • осознать и понять чувства и мысли, которые не были прямо высказаны.

4. Конфронтация. Умение вступать в продуктивное противостояние, если его инициатор: • устанавливает положительные отношения и углубляет взаимосвязь с людьми, которым себя противопоставляет; • выражает конфронтацию в форме предположения или вопросов, а не требований; • говорит об особенностях поведения, а не личности; • вступает в конфронтацию прямо, а не искажает факты, намерения и чувства партнера.


3. Темперамент. Определение типа темперамента.

4temperamenta.jpg

Тест на темперамент А. Белова.

Часть 1

  1. Я суетлив и неусидчив.
  2. Я несдержан и вспыльчив.
  3. Я нетерпелив.
  4. Я резок и прямолинеен в общении.
  5. Я часто являюсь инициатором мероприятий.
  6. Я упрям.
  7. В споре я очень находчив.
  8. Мне трудно соблюдать ритм в работе.
  9. Я часто иду на риск.
  10. Я не помню обид.
  11. Я говорю очень быстро и возбужденно.
  12. Я неуравновешен и горячусь из-за мелочей.
  13. Я нетерпим к недостаткам других.
  14. Я люблю дразнить людей.
  15. Моя мимика очень выразительна.
  16. Я быстро принимаю решения.
  17. Меня привлекает все новое.
  18. Мои движения порывисты и резки.
  19. Я всегда настойчиво иду к поставленной цели.
  20. У меня часто без особых причин меняется настроение.

Часть 2

  1. Я – жизнерадостный человек.
  2. Я энергичен и всегда знаю, куда направить свою энергию.
  3. Я не всегда довожу до конца то, что начал.
  4. Я часто себя переоцениваю.
  5. Все новое я схватываю буквально на лету.
  6. Мои интересы непостоянны.
  7. Свои неудачи я переживаю довольно легко.
  8. Мне легко приспособиться к практически любым обстоятельствам.
  9. Любое дело, которым я занимаюсь, увлекает меня.
  10. Как только мой интерес к делу угасает, я, как правило, бросаю его.
  11. Я легко включаюсь в новую работу, а также переключаюсь с одного вида деятельности на другой.
  12. Монотонная кропотливая работа угнетает меня.
  13. Я общителен и отзывчив, у меня много друзей.
  14. У меня высокая работоспособность, я очень вынослив.
  15. Я говорю обычно громко, быстро и четко.
  16. Даже в сложных и непредвиденных обстоятельствах я не теряю самообладания.
  17. Я всегда доброжелательно настроен.
  18. Я обычно без труда засыпаю и просыпаюсь.
  19. Я часто принимаю поспешные, необдуманные решения.
  20. Иногда я слушаю кого-то невнимательно, не вникая в суть рассказа.

Часть 3

  1. Обычно я спокоен и хладнокровен.
  2. Во всех своих делах я придерживаюсь определенной последовательности.
  3. Обычно я рассудителен и осторожен.
  4. Я спокойно переношу ожидание.
  5. Если мне нечего сказать, я предпочитаю молчать.
  6. Моя речь размеренна и спокойна, без яркой эмоциональной окраски.
  7. Я сдержан и терпелив.
  8. Я обычно довожу то, что начал, до конца.
  9. Я не трачу силы на пустяки, но могу быть очень работоспособным, если вижу, что дело того стоит.
  10. В работе и в жизни я придерживаюсь привычной схемы.
  11. Мне легко сдержать свои эмоции.
  12. Похвала или критика в мой адрес мало волнуют меня.
  13. К шуткам в свой адрес я отношусь снисходительно.
  14. Мои интересы отличаются постоянством.
  15. Я медленно втягиваюсь в работу или переключаюсь с одного вида деятельности на другой.
  16. Обычно у меня ровные отношения со всеми.
  17. Я аккуратен и люблю порядок во всем.
  18. Мне трудно адаптироваться к новой обстановке.
  19. Я очень выдержан.
  20. Контакт с новыми людьми я налаживаю постепенно.

Часть 4

  1. Я застенчив и стеснителен.
  2. В незнакомой обстановке я чувствую себя растерянным.
  3. Мне трудно заговорить с незнакомым человеком.
  4. Порой я не верю в свои силы.
  5. Я спокойно переношу одиночество.
  6. Неудачи угнетают меня.
  7. Иногда я надолго ухожу в себя.
  8. Я быстро утомляюсь.
  9. Я говорю очень тихо, иногда почти шепотом.
  10. Я всегда подстраиваюсь под моего собеседника.
  11. Иногда что-то впечатляет меня настолько, что я не могу сдержать слез.
  12. Я очень чувствителен к похвале или критике.
  13. Я предъявляю высокие требования к себе и окружающим.
  14. Я бываю мнительным и подозрительным.
  15. Я легкоранимый человек.
  16. Меня легко обидеть.
  17. Я предпочитаю скрывать свои мысли от окружающих.
  18. Я робок и малоактивен.
  19. Я обычно безропотно подчиняюсь приказам.
  20. Мне хотелось бы вызвать у окружающих сочувствие ко мне.

Инструкции

Подсчитайте общее количество положительных ответов (А). Подсчитайте количество положительных ответов отдельно в каждой части (A1, A2, A3, A4). Вычислите процент положительных ответов по каждому типу: холерик = (А1/А) х 100%; сангвиник = (А2/А) х 100%; флегматик = (А3/А) х 100%; меланхолик = (А4/А) х 100%.

Результаты теста

Если результат равен 40% или выше, то тип является доминирующим. Если 30-39%, то черты выражены достаточно ярко. Если 20–29%, то уровень выраженности черт средний. Если 10-19%, выражены слабо.

Флегматик

Новые формы поведения вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту не тратит. В зависимости от условий в одних случаях может характеризоваться "положительными" чертами – выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью, в других – ленью и склонностью к выполнению лишь привычных действий.

Меланхолик

Обладает высокой чувствительностью: присутствует глубина чувств при слабом их выражении. Ему свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, скромность, осторожность. В нормальных условиях меланхолик – человек глубокий, содержательный, ответственный, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого не заслуживают.

Холерик

Отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, проявляется в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни часто проявляется в раздражительности, вспыльчивости при эмоциональных обстоятельствах.

Сангвиник

Быстро приспосабливается к условиям, сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. Не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творчества вырабатывается поверхностность и непостоянство.

Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями.

Типологии темперамента

И. П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. Свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы.

Для составления психологических характеристик выделяются основные свойства темперамента:

Сензитивность, параметр, репрезентирующий, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения реакции. Реактивность, степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы. Активность, параметр, репрезентирующий, насколько интенсивно человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания). Соотношение реактивности и активности, параметр, репрезентирующий, от чего в большей степени зависит деятельность. Пластичность и ригидность, параметр, репрезентирующий, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и костно его поведение. Темп реакций, то есть скорость протекания психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума. Экстраверсия, интроверсия, то есть от чего преимущественно зависят реакции и деятельность – от внешних впечатлении в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт). Эмоциональная возбудимость, параметр, репрезентирующий, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

Темперамент и деятельность

Р. М. Грановская дает следующие советы: полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустима резкость, несдержанность, – они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. Любой поступок должен быть требовательно и справедливо оценен. Отрицательные оценки необходимы лишь в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результатов его работы. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы резкость, грубость и просто повышенный тон, ирония. О поступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за успехи, решительность и волю. Отрицательную следует использовать как можно осторожнее, смягчая ее негативное воздействие. Меланхолик – самый чувствительный и ранимый. С ним надо быть мягким и доброжелательным.

Четыре типа темперамента

Слово «темперамент» и равное ему по значению греческое слово «красис» («слияние, смешивание») ввел древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ, а затем и Гален объясняли темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одною из «жизненных соков»:http://www.grandars.ru/images/1/review/id/4880/b05445fdba.jpg

  • желтой желчи («яд») делает импульсивным, «горячим» – холериком;
  • лимфы («мокрота») делает спокойным и медлительным – флегматиком;
  • крови делает подвижным и веселым – сангвиником;
  • черной желчи делает грустным и боязливым – меланхоликом.

И. П. Павлов выделил 4 типа нервной системы. Слабый характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов – меланхолик. Сильный неуравновешенный – сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения – холерик, безудержный. Сильный уравновешенный подвижный – сангвиник, «живой». Сильный уравновешенный, но с инертными процессами – флегматик, «спокойный».

Сила – способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении процессов возбуждения и торможения, возможность ЦНС выполнить работу без необходимости восстановления ее ресурсов. Уравновешенность отражает соотношение, баланс возбуждения и торможения. При этом уравновешенность означает одинаковую выраженность нервных процессов. Подвижность выражается в способности быстрого перехода от одного процесса к другому.

Темперамент и способности человека

Работа ученых над геномом человека создает условия для раскрытия функций генов человека, которые определяют темперамент через гормоны (серотонин, мелатонин, дофамин) и другие биохимические медиаторы. Биохимия и генетика позволяют установить и формализовать фенотипы людей. Оригинальная концепция представлена в книгах Я. Фельдмана. В них рассматривается ситуация «человек в потоке однотипных задач». Выясняется, что человек включается в решение постепенно, постепенно уменьшается число ошибок и время решения одной задачи. Затем наступает максимум (плато), далее разогрев падает до нуля (отказ от решения, отдых): быстрый подъем – высокое и короткое плато – быстрый спад (холерик); умеренно быстрый подъем – умеренно высокое и короткое плато – умеренно быстрый спад (сангвиник); медленный подъем – низкое и длинное плато – медленный спад (флегматик); очень медленный подъем – высокий всплеск в середине и возврат к низкой точке – медленный спад до нуля (меланхолик).


4. Характер и личность. Формирование характера.

Типы и черты характера человека

Характер понимается как система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности; мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации к действительности; отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого.

Отношение человека к обществу, другим людям.

Нравственность – моральное сознание индивида, реализуемое в его поведении, подчиненность поведения индивида социальным нормам, эталонам и ценностям. Уровень нравственности определяется мерой совпадения общесоциальных и внутреннемотивационных требований к поведению. Нравственность есть свободное самопринуждение личности к социально адаптированному, социально ценному поведению. По содержанию моральные отношения подразделяются исходя из социальных обязанностей (гражданские, трудовые, семейные, профессиональные). Специфические нравственные обязанности по отношению к людям, находящимся в особом положении (к детям, престарелым, женщинам, больным, нуждающимся), к людям, с которыми индивид находится в особых отношениях (к родителям, детям, любимым, друзьям). Ряд требований индивид обязан предъявлять к себе как к самоценности (гордость, самоуважение). Категорическим императивом, «золотым правилом» поведения требование: относись к людям, как к самому себе; блага одних людей не могут быть оплачены страданием других.

Принятая индивидом система отношений к другим людям.

«Я хороший и все люди хорошие» – ценностно-ориентировочная схема, присущая социально адаптированным личностям, отличающимся доброжелательностью, высокой социальной коммуникативностью, жизнерадостностью, адекватным уровнем притязаний, психической устойчивостью в трудных ситуациях. Это высокосоциализированный, психически устойчивый тип личности. Системообразующими качествами его характера, поведения являются социальная идентифицированность, альтруизм, обостренное чувство социальной ответственности. Поведение характеризуется открытостью, честностью, последовательностью.

«Я плохой, а все люди хорошие» – с пониженным уровнем притязаний, нерешительным, сомневающимся в возможностях, неустойчивость в трудных ситуациях, затрудняющимся в установлении социальных контактов.

«Я хороший, а все люди плохие» – с завышенным уровнем притязаний. Высокомерие, эгоизм, твердость, переходящая в жестокость, присвоение себе права на исключительные поступки.

«Я плохой и все люди плохие» – пессимистов, ожидающих одних неприятностей. Ведет к самодемобилизации, уходу от радостей жизни, а иногда и из самой жизни. Уходит в мир грез.

Установка по отношению к самому себе

Я-концепция состоит из ряда компонентов: когнитивного – внешность, нравственные качества, психические особенности, социальная значимость; эмоционального – самоуважение, самодовольство, самоуничижение; притязательно-волевого – желание самоутверждения, признания достоинств другими. Человек познает себя во взаимодействии с другими людьми, находящимися на различных социально-культурных уровнях. И если референтная (эталонная) для данной личности социальная группа имеет объективно высокий статус, то это стимулирует личность к саморазвитию. У социализированной личности возникают проблемы примирения, согласования внутреннего и внешнего мира. Как согласовать преданность своим принципам с противоречивыми требованиями жизни? В этих ситуациях и проявляется характер.

Отношение личности к труду и другим видам деятельности обусловливает трудолюбие, преодоление трудностей в работе, добросовестность, также склонности, призвание и талант. К негативным относятся тунеядство, лодырничество, бродяжничество.

Отношение к вещам как продуктам труда в аккуратности, бережливости; корыстность, жадность, потребительство, влечение к стандартам «роскошной жизни».

Волевые черты характера – особенности сознательной регуляции поведения. Существенна способность в трудных, конфликтных обстоятельствах своевременно принимать обоснованные решения и исполнять их. Противоположное качество – нерешительность, в излишних колебаниях, затягивании принятия решения или излишней поспешности, когда человек стремится избежать напряжения, связанного с борьбой мотивов. Решительность также в способности человека прекратить выполнение действия при изменении обстановки.

Выдержка и самообладание – способность контролировать поведение в сложных конфликтных условиях, воздерживаться от ненужных действий, контролировать эмоции и чувства, не допускать импульсивных действий, регулировать настроение, стойко переносить лишения, неудачи, физические страдания.

Смелость и мужество. Противостоящие отрицательные качества – трусость, малодушие – боязнь за свою жизнь и благополучие, пренебрежение принципами и моральными чувствами в опасных ситуациях.

Цельность характера – устойчивость позиций и взглядов в различных ситуациях, согласованность слов и поступков; сила – энергичность, способность к напряжению, преодолению трудностей; твердость – сила в сочетании с принципиальностью; уравновешенность – ровность, сдержанность поведения, устойчивость.

Ориентированные на успех индивиды предпочитают виды деятельности, которые ведут к быстрому получению престижного результата. Для них характерен повышенный уровень притязаний, а во многих случаях – дефекты самокритичности, нравственной принципиальности. Индивиды, ориентированные на избежание неудачи, отличаются повышенной требовательностью к себе, более тонким самоанализом, а в ряде случаев – излишней робостью и нерешительностью. Они избегают ситуаций, в которых возможны поведенческие неудачи, личностные утраты. Такие люди отличаются крайностью – заниженным уровнем притязаний. Первые же неудачи гасят интерес. Свои успехи они склонны считать случайностью.

По эмоциональным качествам различаются натуры импрессивные – эмоционально-впечатлительные (повышенная реактивность), сентиментальные (повышенная пассивно-созерцательная эмоциональность), экспрессивные (повышенная эмоциональность, с бурной, стремительной деятельностью) и малоэмоциональные.

По интеллектуальным качествам различаются натуры с теоретическим или практическим складом ума, различной степенью гибкости и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов.

Среди качеств, характеризующих интеллектуальный склад личности, выделяются продуктивность ума, его оригинальность, владение обобщенными способами мышления, устойчивая интеллектуальная направленность личности (любознательность), рассудительность, вдумчивость.

Невозможно преодолеть отдельные недостатки характера (например, грубость и лживость) и воспитать отдельные положительные свойства (например, вежливость и правдивость), игнорируя центральные, стержневые отношения личности, а именно, отношение к людям.

Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта), в результате чего резко нарушаются взаимоотношения с окружающими. Но, в отличие от психопатии, акцентуации характера проявляются непостоянно, с годами могут совершенно сгладиться, приблизится к норме. Акцентуации характера всего встречаются у подростков и юношей (50-80%), поскольку именно эти периоды жизни наиболее критические.

Социальный характер.

Гармонически целостный тип отличается устойчивостью отношений и высокой приспособленностью к среде. Отсутствуют внутренние конфликты, желания совпадают с тем, что он делает. Общительный, волевой, принципиальный человек. Люди сохраняют систему собственных ценностей во всех трудных обстоятельствах. Это тип волевого борца за идеалы и принципы. Не приспособленчество, а изменение реальности сообразно своим идеалам – таков способ адаптации этих людей.

Тип внутренне конфликтный, но внешне гармонически согласованный со средой характеризуется противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, осуществляется с напряжением. Человек склонен к импульсивным действиям, однако они сдерживаются волевыми усилиями. Система отношений устойчива, но коммуникативные свойства недостаточно развиты. Разлад с миром люди преодолевают путем внутренних тактических перестроек, психологической защиты, обесценивая события, не вписывающиеся в их ценностную систему, сохраняя базовые ценности личности, но не стремясь активно изменить обстоятельства. Это тип отрешенного от повседневной борьбы мудрого созерцателя.

Конфликтный тип с пониженной адаптацией отличается конфликтностью между побуждениями и обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств, недостаточной структурированностью самосознания. Жизнь по упрощенной схеме: их изменчивые потребности должны, по их собственному мнению, немедленно удовлетворяться без усилий. Психика не обременена большим опытом, не заботит будущее. В детстве они, как правило, подвергались гиперопеке. Они отличаются инфантильностью, неприспособленностью к преодолению трудностей. Основной механизм жизнедеятельности – получения удовольствия (гедонизм). Трудные ситуации воспринимают как остроконфликтные и прибегают к бессознательной психологической псевдозащите – искаженному отражению действительности (капризы, упрямство, уход в мир грез и бесплодных мечтаний).

Вариативный тип внешней приспособленности к среде в результате неустойчивости позиций, беспринципности, низком уровне развития личности, отсутствии устойчивого способа поведения. Борьба за существование прямолинейна. Они не проявляют сомнений в достижении утилитарных целей, не имеют особых внутренних ограничений. Им известен только один вид препятствий – внешние. Действительность озадачивает их лишь вопросами «технического» характера – как добиться, как достичь большего количества сиюминутных благ. Это тип «реалистов»: потребности они пытаются максимально полно удовлетворить в пределах реально существующих возможностей.

В основу может быть положена и ведущая направленность личности Э. Шпрангера (1882-1963).

Научный человек. Страсть к проблеме, вопросу, которая ведет к объяснению, установлению связей, теоретизированию. Он может отчаяться от невозможности познать, ликовать из-за теоретического открытия. Он изнуряет себя. Для него имеет ценность истина любой ценой.

Экономический человек. Основным мотивом является полезность. Все становится средством поддержания жизни и наилучшего устройства. Он экономит материал, силы, время – только бы извлечь пользу.

Эстетический человек. Соприкосновение с миром болезненно, связано с борьбой за существование. Но есть второй мир, где боль так же сладка, как и веселье, страдания одухотворены, как и радость: это мир фантазии.

Социальный человек. Потребность в самоотречении ради другого. Социальная направленность – любовь.

Политический человек. Главным становится могущество само по себе. Здесь мы имеем тотальность мироощущения: самоутверждение, достижение успеха, жизненная сила, энергия бытия. Стремится к высокому социальному статусу и только тогда, в качестве вождя, в лучах славы чувствует себя на своем месте.

Религиозный человек. Направлен на достижение высшего смысла жизни, постулированного религией. В поведении доминирует альтруизм. Высший смысл в благородном безвозмездном служении – в помощи пострадавшим, немощным, униженным и одиноким. Поведение превышает норму социальной ответственности.

Волевое поведение. Волевые качества личности и их развитие

Воля – проявление психической активности по достижению поставленной цели. Осуществляет сознательное регулирование поведения в условиях баланса между интересами и ограничениями, накладываемыми интеллектуальными прогнозами последствий, а также моральными, социальными нормами.

Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется посредством преднамеренных умственных усилий. Необходимость возникает тогда, когда на пути осуществления деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Однако нужно осознать, осмыслить суть проблемы.

Этапы формирования воли: осознание потребности; осознание возможностей удовлетворения; проявление мотивов; борьба мотивов на пути выбора решений; выбор решения; определение плана реализации, включающего перечень методов, средств и способов; выполнение и контроль деятельности; оценка результатов.

Выработка волевых качеств проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения усилий в течение длительного времени.

Волевой акт всегда включает в себя борьбу разнонаправленных мотиваций, интеллектуальную оценку мотиваций с точки зрения их соответствия нормам. Волевые сигналы могут тормозить поведение, «рекомендованное» положительными эмоциями, например, если это поведение противоречит моральным и социальным нормам и ценностям, хотя и приятно для субъекта, так как удовлетворяет некоторые мотивации.

Волевые акты проявляются при осуществлении поведения, связанного с преодолением отрицательных эмоций в случаях ощущения боли, усталости, опасности. Интеллектуально сформированные цели требуют от человека действий, влекущих отрицательные эмоции, в таких ситуациях, как необходимость перенесения операции или неприятного лечения, общения с неприятным партнером.

Сила воли – максимальное значение волевого воздействия, которое может развить для достижения цели.

Настойчивость – способность к длительным усилиям по преодолению трудностей в процессе достижения цели; способность просто длительное время не забывать отслеживать продвижение и делать необходимые шаги.

Выдержка – умение исключать из сферы внимания действия, чувства и мысли, мешающие продвижению.

Ярким примером настойчивости к себе, или самовоспитания, является «комплекс добродетелей», составленный американским просветителем и государственным деятелем Б. Франклином.

Воздержание: нужно есть не до пресыщения и пить не до опьянения.

Молчание: говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.

Порядок: следует держать все свои вещи на своих местах; для каждого занятия иметь свое место и время.

Решительность: решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.

Бережливость: тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не расточать.

Трудолюбие: нельзя терять время попусту; нужно всегда быть занятым чем-то полезным; следует отказываться от всех ненужных действий и контактов.

Искренность: нельзя обманывать; надо иметь чистые и справедливые мысли и помыслы.

Справедливость: нельзя причинять кому-либо вред; избегать добрых дел, что входят в число обязанностей.

Умеренность: избегать крайностей; сдерживать чувство обиды от несправедливостей.

Чистота: нужно не допускать телесной грязи; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.

Спокойствие: не волноваться по пустякам и по поводу обыденных или неизбежных случаев.

Целомудрие: редко вступать в половые отношения и только ради здоровья или оставления потомства; никогда не доводить до тупости, ослабления или нарушения собственного или чужого мира или репутации.

Скромность: подражать Иисусу и Сократу.

Чтобы оставаться сосредоточенным, Бенджамин Франклин завёл записную книжку из 13 страниц – по одной на каждую добродетель. Каждую страницу он разлиновал так, что получилось семь столбцов (семь дней недели). Затем он провёл 13 горизонтальных линий (13 добродетелей). Франклин знал, что он не cможет овладеть всеми добродетелями сразу. Он решил посвящать каждой из них по одной неделе. Франклин считал, что если будет фокусироваться на одной добродетели, то она быстро войдёт в привычку. После этого, он планировал переходить к другой добродетели, на следующей неделе к следующей, и так далее, пока он не овладеет всеми. В первую неделю главное внимание  было сосредоточено на одной добродетели; другие оставлялись на волю случая, он только отмечал каждый вечер чёрным кружком промахи.правила жизни Франклина

План удалось в какой-то мере осуществить. Сначала он повторил этот цикл несколько раз подряд, затем назначал себе один курс ежегодно, а там и раз в несколько лет. Но добродетель Порядка так и ускользнула от него. У Франклина отсутствовала природная склонность хранить бумаги и прочее имущество в строгом порядке, а усилия по поддержанию порядка давались ему с таким трудом, что он чуть было не бросил дело. К тому же его бизнес, типография, постоянно требовал внимания, и Франклин не всегда мог следовать намеченному им жесткому расписанию. Идеальный распорядок дня, также внесенный в маленький «дневник добродетели», выглядел следующим образом:

Решительность – способность без колебаний, быстро, уверенно, без бесконечных пересмотров совершать выбор линии поведения и так же четко осуществлять решения. Полезна при условии способности правильно оценивать ситуацию и формулировать цели и задачи поведения.https://www.psychologos.ru/images/f3a39efab709f1408703460a82281bbd.png

Самообладание и уверенность – способность подчинять поведение достижению цели вне зависимости от появления отвлекающих обстоятельств, даже в случае, если это серьезные помехи.

Развитие воли

  • изменяется и расширяется объем целей (целеустремленность);
  • индивид преодолевает возрастающие внешние и внутренние трудности (формируется сила);
  • достигает все большей длительности волевого усилия (нарастает выносливость);
  • нарастает способность торможения побуждений (самообладания, выдержки);
  • индивид приобретает способность ставить далекие цели и направлять свои усилия на их достижение;
  • цели и пути их достижения ставит и определяет сам индивид.

Итак, выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.

К концу подростковою и началу юношеского возраста качества можно считать сформировавшимися:

  • если может самостоятельно проявлять волю во всех делах, за которые берется:
  • если воля отсутствует, то с этим недостатком после данного возраста уже трудно бороться;
  • подростки, которые имеют волю, обычно начинают с этого возраста развиваться быстрее (как личность).

Если «Я» телесное сильнее духа по интенсивности своих потребностей, и в волевом конфликте тело побеждает дух, то дух проявляет свою немощь своими болезнями. Что значит «тело победою дух»? Это значит, что человек не способен реализовать свои притязания на соответствующее социальное положение и благосостояние, поскольку сиюминутные телесные желания не дают ему возможности сосредоточиться целях. В чем состоит способ проявления воли как содружества трех базовых мотивов личности? Это «Если сознание говорит: «Это нужно», тело отвечает: «Я с удовольствием это сделаю».

Тест воли разработан и описан Н.Н. Обозовым (1997). Ответьте в баллах: Да – 2, бывает – 1, нет – 0 баллов.

• В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней? • Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (пойти на дежурство в выходной день)? • Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе (учебе) или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью? • Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все соблазны? • Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером? • Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания? • Быстро ли вы отвечаете на письма? • Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение стоматолога, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить намерения? • Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач? • Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот? • Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо? • Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки? • Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам? • Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы, верно? • Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова иной стороны?

Суммы трактуются так: от 0 до 12 баллов – слабая сила воли, Вас легко переубедить.

от 13 до 21 – средняя. В различных ситуациях вы действуете по-разному, иногда проявляя чудеса уступчивости и податливости, а иногда – настойчивость и упорство. Именно в этой мобильности и неодинаковости заключается Ваша привлекательность в общении и делах.

от 22 до 30 – развитая. Однако, помните что Вы не одни, а уступки, компромиссы и переговоры тоже приводят к успеху в общении и делах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы самопознания и культуры общения

Программа "Основы самопознания и культуры общения"...

самопознание

урок по обществознанию в 7 классе....

Урок "Самопознание героя Лермонтова. Психологизм (по роману «Герой нашего времени»)"

В основе урока -  деятельностный подход.                   Занятие начинается с небольшого музыкального в...

Формирование толерантной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению через воспитательную систему класса

Я работаю в школе более семнадцати лет учителем немецкого языка и почти всё время являюсь классным руководителем. Каждый год с волнением переступаю порог класса и вместе с детьми погружаюс...

Голос как инструмент самопознания и эффективного взаимодействия.

Рабочая программа для учащихся 8-10 классов, направленная на освобождение природного естественного голоса и овладение им как инструментом установления контакта с собой и окружающим миром....

КАТЕГОРИЯ АКЦЕНТНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЖАНРОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПУБЛИЧНОЙ ЛЕКЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛЕКЦИИ Р. СИДОРОВА О РОМАНАХ М.Ф. ДОСТОЕВСКОГО)

В статье детально характеризуется жанр публичной лекции по литературе и особое внимание уделяется категории акцентности как ключевому показателю жанров соответствующего стиля речи....