Д.С.Лихачев."Письма о добром"
методическая разработка

Ядревская Ирина Александровна

«Письма о добром» дают мудрый, честный ответ на вопросы, жизненно важные сегодня для каждого из нас. Это урок патриотизма и гражданственности, образец человеческой мудрости и доброты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лихачев. Письма о добром737.42 КБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар по публицистической повести Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» 1 урок

Слайд 2

Сегодня мы погружаемся в мир незаурядной личности, приступаем к поиску ответа на вопрос о творческой и человеческой индивидуальности Д. С. Лихачева. Путеводной звездой на этом пути станет для нас маленькая книжечка «Письма о добром и прекрасном». Выпущенный в 1985 году этот сборник мудрости стал библиографической редкостью и до сих пор волнует читателя, заставляя размышлять и спорить о том, «… что есть красота».

Слайд 3

«Письма о добром» дают мудрый, честный ответ на вопросы, жизненно важные сегодня для каждого из нас. Это урок патриотизма и гражданственности, образец человеческой мудрости и доброты. Такие книги способны поддерживать нравственное начало в обществе.

Слайд 4

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Д.С. Лихачёв Задачи семинара Установить зависимость между речевой культурой и общей культурой человека. Познакомиться с основными требованиями, предъявляемыми к культуре речи. Раскрыть слагаемые искусства ведения беседы: уметь уважительно относиться к собеседнику; внимательно слушать его; владеть мимикой, жестами, интонацией голоса. Развивать в себе умение выступать перед аудиторией; Формировать в себе способность ясно и чётко излагать собственную точку зрения.

Слайд 5

Штрихи к портрету Д.С. Лихачёв (28 ноября 1906 года - 30 сентября 1999 года ) - выдающийся ученый современности, филолог, историк, философ культуры. Академик, которого назвали своеобразным символом русской интеллигенции XX века. Автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы и русской культуры.

Слайд 6

Блиц-турнир Назовите город, в котором родился Д. С. Лихачев? (Санкт-Петербург.) 2.Назовите семейную профессию Лихачевых. (Отец, братья и почти вся семья были в основном инженерами.) 3. Какую профессию получил Д. С. Лихачев в университете? (Филолог.) 4. В жизни Лихачева бала некая «Космическая академия наук». Что это такое? (Студенческий кружок.) 5. Почему все участники «Космической академии наук» были арестованы и осуждены? (Абсолютно свободное собрание, полное юмора (свобода и юмор тогда были опасны; пугающее название;) 6. Какое наказание получил Д. С. Лихачев за участие в «Космической академии наук»? (Пять лет лагерей .) 7. Первый журнал, посвященный русской культуре , основателем которого был академик Лихачев. («Наше наследие»)

Слайд 7

8. Лихачев более 50 лет своей жизни связал с Институтом русской литературы г. Санкт — Петербурга. Какое второе название, более известное, носит этот институт? (Пушкинский дом.) 9. О каком периоде своей жизни Лихачев говорил: «Самая черная полоса в моей жизни… ужас, который представить себе невозможно, если не пережить»? (О Ленинградской блокаде.) 10. Какой вклад внес Д. С. Лихачев в оборону Ленинграда в годы Великой Отечественной войны? (Им была написана брошюра «Об обороне древнерусских городов». Этот трут поднимал дух бойцов — защитников Ленинграда.) 11. Д. С. Лихачев был крупным специалистом по древнерусской литературе. Им написано немало научных работ в этой области. Исследование какого произведения древнерусской литературы признано лучшим среди всех других? («Слово о полку Игореве») 12. Какой канал на телевидении появился благодаря Д. С. Лихачеву? («Культура» )

Слайд 8

Такое мало кому удавалось: можно сказать, он вплавь одолел океан XX века, от и до, через шторм и стужу, от края и до края – от берега до берега. Это была личность колоссального интеллекта, вот это была судьба, вместившая в себя целую эпоху. Чингиз Айтматов Если бы в современной России не было бы Д.С. Лихачёва, его следовало бы придумать. Как не может село без праведника, так и наше общество не может стоять и дышать без истинного интеллиген- та. И хотя любезное наше Отечество гноило, гнобило и всячески сводило жидкого телом и сильного духом интеллигента русского, в том числе и Лихачёва, со света, он всё ещё водится здесь, и влияние его огромно, необходимо и бесценно. Интеллигент в России, он подобен верстовому столбу: и невелик вроде бы и неприметен, но без него нет пути в российском пространстве, нет движения к свету, к разуму и добру. Виктор Астафьев

Слайд 9

Почему Д.С. Лихачёв для своих бесед с читателем избрал форму писем?

Слайд 10

Словарь Эпистолярный -- фр. еpistolaire от лат. epistolа от греч. epistolе от epistellо посылаю, отправляю (устар. письмо, послание) -- относящийся к частной переписке, письмам, либо имеющий форму переписки. Эпистолярный жанр в публицистике -- это специфическое обращение автора к адресату с призывом, предложениями, мыслями и чувствами. Использование письма в средствах массовой коммуникации обычно строго мотивировано необходимостью срочно вмешаться в ход чего-то: той или иной ситуации, процесса, которые могут привести к нежелательным для автора последствиям. При этом мишенью может стать как отдельный человек, так и группа или общество в целом.

Слайд 11

ПИСЬМА К МОЛОДЫМ ЧИТАТЕЛЯМ Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни. Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто. Почему я расположил свои письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите. Д.С. Лихачёв

Слайд 12

Феномены планетарного масштаба Д.С. Лихачёв Н.К. Рерих

Слайд 13

Это не случайно, что торжественный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева, состоялся в музее имени Н.К. Рериха. Открывая вечер, Л.В. Шапошникова, директор Музея имени Н.К. Рериха, сказала, что Д.С. Лихачев - человек, которого называли патриархом нашей культуры. Он олицетворял собой понятие истинного интеллигента. Интеллигент - это особое состояние души, и Дмитрий Сергеевич являл собой пример человека высокой нравственности, мужества, честности и других качеств, связанных с высоким уровнем сознания. Выдающийся ученый поднял огромный пласт культуры прошлого, подтвердив убеждение Н.К. Рериха, что прошлое, настоящее и будущее тесно связаны в истории народа. Как похожи эти два человека: Лихачёв и Рерих, - так похоже и творчество двух ученых и деятелей культуры. Н.К. Рерих - художник и археолог, исследовавший древнюю историю Руси и отражавший ее в своих картинах, и Д.С. Лихачев - ученый, открывший древнюю историю нашей страны в слове.

Слайд 14

Подумаем вместе Должна ли у человека быть цель в жизни и как она должна проявляться?

Слайд 15

Письмо первое «Большое в малом» Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем –в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели. …Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

Слайд 16

Подумаем вместе Каково значение молодости в жизни человека?

Слайд 17

Письмо второе «МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ» Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. … Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. … В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один. Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно.

Слайд 18

Подумаем вместе В чём вы видите самую большую цель в жизни?

Слайд 19

Письмо третье «САМОЕ БОЛЬШОЕ» А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом, …школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим. Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Слайд 20

Подумаем вместе Как вы думаете, что является самой большой ценностью в жизни человека?

Слайд 21

Письмо четвертое «САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ – ЖИЗНЬ» «Вдох – выдох, выдох!» Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от „отработанного воздуха“. Жизнь – это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» – это значит «умер». «Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту. Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы. Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

Слайд 22

Подумаем вместе А в чём вы видите цель жизни?

Слайд 23

Письмо пятое «В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ» Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим. Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем юлить и врать. Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. Какое понятие в слово «достоинство» вкладывает автор?

Слайд 24

Подумаем вместе Когда человек выбирает себе в жизни цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. А какую оценку даёте себе вы?

Слайд 25

Письмо шестое «ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА» Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость!

Слайд 26

Подумаем вместе Что объединяет людей?

Слайд 27

Письмо седьмое «ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ» Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом. Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… - все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.

Слайд 28

“ Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце”. Что есть культура?

Слайд 29

Русские имена Н.К. Рериха и Д.С. Лихачёва в наше время становятся знаковыми во всём мире. Николай Константинович выдвинул бессмертную идею защиты памятников культуры, блестяще им реализованную 70 лет назад принятием в Вашингтоне, в Белом Доме, упомянутого Международного договора. Был даже поднят особый флаг для обозначения культурных ценностей – Знамя Мира. Академик Лихачёв оставил нам тоже кому-то кажущуюся утопической Декларацию прав культуры, которую не случайно сравнивают с Пактом Рериха, ибо она на новом витке развития человечества вновь обращает наше внимание на те же проблемы исконных прав культуры. По-моему, давно пора вернуться к этим идеям и подумать о том, как их применить в условиях, когда складывается новый мировой порядок. Ясно, что права культуры должны быть защищены наравне с правами человека, и Декларация Дмитрия Сергеевича становится по-настоящему востребованной. М.Б. Пиотровский

Слайд 30

Давайте просто помолчим и насладимся великим наследием Рериха

Слайд 37

Великий дар завещан России. Сможем ли мы его принять? Это зависит от нас с вами.

Слайд 38

Подведём промежуточные итоги семинара Всей своей жизнью Д.С. Лихачёв и Н.К. Рерих утверждали, что человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной мере создаётся им самим из его добрых дел, из его добрых чувств, памяти на добро. Добро соединяет, объединяет, роднит, вызывает симпатию, дружбу, любовь. Вот почему, утверждает Д.С. Лихачёв, дело каждого в отдельности и вех вместе – приумножать добро, хранить традиции, ценить историю свою, родную, и историю всего человечества. Д.С. Лихачёв придумал 10 заповедей человечества. Не убий и не начинай войны. Не помысли народ свой врагом других народов. Не укради и не присваивай труда брата своего. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти. Уважай мысли и чувства братьев своих. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай. Чти природу как матерь свою и помощницу. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным Выполняя эти заповеди, можно стать настоящим человеком и отвечать за всё происходящее вокруг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Моральные пророки. Памятник совести."посвящена Д.С.Лихачеву и его книге "Письма о добром" для 11 класса

Презентация, посвященная Д.С.Лихачеву и его книге "Письма о добром", была использована мною в рамках проведения Недели Добра для учащихся 11 класса. Ученики познакомились с жизнью и творчеством одного...

Д.С.Лихачёв "Письма о добром и прекрасном"

Аннотация: --------------------------------------------- Известный советский ученый, академик Д. С. Лихачев в письмах, адресованных молодому поколению, рассказывает о Родине, патриотизме, о велича...

Урок – мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева «Письма о добром».

Урок-мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром". 6 класс. Русский  язык....

Изложение (аудио). "Д.С. Лихачев. "Письма о добром и прекрасном" (9 класс)

Рекомендую использовать на уроках русского языка в 9 классе....

Д.С.Лихачев "Письма о добром.."

«Письма о добром» дают мудрый, честный ответ на вопросы, жизненно важные сегодня для каждого из нас. Это урок патриотизма и гражданственности, образец человеческой мудрости и доброты....

Д.С.Лихачев "Письма о добром и прекрасном"

Эти «письма» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего – молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями. То, что автор писем Дмитрий Серге...