Программа патриотического воспитания "Связь поколений"
материал

Леонова Ольга Николаевна

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Очень важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_svyaz_pokoleniy.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Цнинская средняя  общеобразовательная школа №2»

Филиал в с. Донское

Утверждено педагогическим советом                             Утверждаю:

Протокол № __ от «__»______20___г.                           Руководитель филиала ____

Введено в действие

Приказ № __ от  «___» ______20____г.

на 2016-2019 гг.

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное название учреждения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Цнинская средняя общеобразовательная  школа №2» ,филиал в с. Донское

Наименование программы

Программа патриотического воспитания «Связь поколений»

Основной разработчик программы

Учитель ОБЖ - Леонова О.Н.

Цель программы

Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Задачи программы

Получение и расширение знаний обучающихся, воспитанников о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.

Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры.

Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества.

Воспитание у обучающихся, воспитанников интернациональных чувств.

Формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям.

Срок реализации

2016 – 2019 г.г.

Исполнители основных

мероприятий программы

 

 

Обучающиеся, воспитанники 1–11-х классов, педагогический коллектив школы, общественность.

 

Актуальность проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости её решения

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Очень важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.

 Патриотическое воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике.

 В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания.

 Сегодня в России одна из самых  важной идей- патриотизм. Для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейных традициях родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.

  В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Постановление Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г.г.», федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания, определяют место и роль воспитания патриотизма у российских граждан.

   Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами — это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.

  Одной из главных целей в воспитательной деятельности нашей школы является воспитание гражданско - патриотических качеств у школьников. Для реализации этой цели систематически организуются мероприятия, несущие гражданскую и военно-патриотическую направленность.

   В рамках плана воспитательной работы реализуется  план  по гражданско- патриотическому воспитанию школьников, который  предусматривает  решение следующих задач:

  • формировать  эмоционально-волевые  качества  гражданина  -  патриота России;
  • создание  условий  для  духовного  и  физического  развития,  повышение
  • уровня физической подготовки подростков и юношей;
  • воспитывать  стремление  к  сохранению  и  приумножению  военного,
  • исторического и культурного наследия;
  • сохранение и передача героического наследия от старшего поколения  к младшему, осознание глубинных связей поколений.

  Хорошо зарекомендовавшие себя  мероприятия, как утренники, уроки мужества , проведение военно-спортивных игр, конкурсы стихов, песен, рисунков, сочинений о войне, которые способствуют привитию любви к родному селу, Родине, воспитывают у учащихся смелость, находчивость, готовность к защите Отечества, уважение к ветеранам ВОВ и односельчанам - труженикам тыла.  

Учащиеся школы постоянно участвуют в  таких мероприятиях, как :

-акция «Поздравь ветерана!» (посещают и поздравляют всех ветеранов войны проживающих на территории своего села с Днем Защитника Отечества и Днем Победы);

- военно-спортивная  игра "Зарница" и в смотр  строя и песни, посвященного Великой Победы;

       -участие в  региональном проекте «АЛЛЕЯ БЕССМЕРТНОГО ПОЛКА»;

       -оформление  и обновление в  рекреации стенда Победы и  уголков  детской организации , носящей имя Героя Советского Союза Лизы Чайкиной( все классные коллективы также носят имя пионеров - героев войны);

      - в школьной  акция «Семейная хроника Вов»  по сбору фотографий участников Вов и тружеников тыла;

        - волонтерский отряд «Добрая воля» оказывает помощь в уборке приусадебной территории  ветеранам  войны и труда ( Севрюкову В.А., Кузиной А.В.,  Коломлину М.В. , Поповой К.В. и др.).

       - проведение  Вахта памяти и  митингов около Монумента воинам односельчанам:   «Салют, Победа!»;

      - принимают (вместе с педагогами) участие в акции «Бессмертный полк»;

      - дни Воинской славы России;

      - проведение  месячника военно-патриотического воспитания в школе;

      - проведение лекций и бесед по истории Тамбовского края, оказание помощи пожилым людям, встречи с ветеранами, экскурсии в музеи ФСБ, УВД, областной Краеведческий музей,  встречи с поэтами, художниками Тамбовщины и многое другое.

В нашей школе сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Так через народный фольклор, живопись, искусство ребята знакомятся с историей родного края. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы «Летопись моей семьи в истории страны», встречи с ветеранами войны и труда, походы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству.

    Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, ОБЖ, обществознания, в процессе внеклассной работы, во время проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами Отечества, организации Уроков Мужества.

   Настоящая Программа исходит из необходимости преобразования учебно-воспитательного процесса в единое духовно насыщенное образовательное пространство с целью необходимости осуществления  воспитания принципиально нового, демократического типа личности, способной к управлению собственной жизнью и деятельностью, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру ощутимый вклад должна внести современная школа.

      В процессе обучения и воспитания особую важность представляют классы

среднего звена. Именно в этом возрасте книги, беседы, встречи особенно

благотворно влияют на идейно - нравственное и эстетическое воспитание.

  Общественные опросы и работа с детьми показывают, что среди молодых людей большими темпами растет преступность, увеличивается число наркоманов, падает нравственность, возникает стремление покинуть Родину, существуют другие негативные явления, ослабляющие основы государства.

   Исходя из выше изложенного, в целях повышения эффективности патриотического воспитания обучающихся, воспитанников разработка и принятие программы патриотического воспитания является крайне актуальной и необходимой.

     Программа патриотического воспитания «Связь поколений» предназначена для детей 7 – 17 лет, рассчитана на три года, учитывает особенности психофизического развития детей.

    Реализация программы позволит удовлетворить потребности ребенка в полноценном развитии как личности, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширение представлений о родном крае и родной стране, в которой он живет.

 

Цель программы:

 Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Задачи:

- получение и расширение знаний обучающихся, воспитанников о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.;

- формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры;

- привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества;

- воспитание у обучающихся, воспитанников интернациональных чувств;

- формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям.

Продолжение  создания  системы патриотического воспитания:
- привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных  организаций, родителей,  отдельных граждан;
- повышение качества патриотического воспитания.

Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями и задачами  духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся, воспитанников к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

 Срок реализации программы:  2016 – 2019 г.г.

Этапы реализации Программы

I этап: проектный – 2016 -2019 учебный год.

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

1.     Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2.     Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

3.     Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

4.     Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический – 2016-2017, 2017-2018 учебные годы.

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Задачи:

1.     Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2.     Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.

3.     Развивать ученическое самоуправление.

4.     Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.

5.     Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города.

6.     Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

7.     Проводить мониторинг реализации программы.

8.     Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический – 2018-2019 учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1.     Обобщить результаты работы школы.

2.     Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3.     Спланировать работу на следующий период.

Оценка эффективности реализации программы.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

 

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

-       умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

-       знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

-       умение принимать и защищать свои решения;

-       готовность к участию в общественных делах;

-       готовность к образованию;

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

-       патриотизм и любовь к Родине;

-       права и свободы человека и гражданина;

-       символика Российской Федерации;

-       национальное самосознание;

-       уважение чести и достоинства других граждан;

-       гражданственность.

Количественные параметры

1.     Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;

2.     Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);

3.     Отсутствие детей с девиантным поведением;

4.     Деятельность органов ученического самоуправления;

5.     Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

6.     Проведение мероприятий.

 Ожидаемые результаты Программы, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

1. В школе как в образовательной системе:

-       создание системы гражданско-патриотического воспитания;

-       обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

-       вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

-       в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления к самообразованию;

-       в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

-       в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

-       в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Мероприятия по реализации программы

2016-2019 гг.

         Мероприятия          

Период   исполнения

Ответственный

1.

Заседание Совета по реализации программы по вопросам планирования и организации различных мероприятий.     

В течение реализации программы

Зам. директора

2.

Привлечение родителей учащихся  к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.)

Постоянно.

Зам. директора ,  классные  руководители.

3.

Разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы         

Постоянно.

Руководители  МО, учителя – предметники.

4.

Проведение конкурсов проектов на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей-предметников по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети – будущее России»

2 полугодие учебного года

Зам. директора .

5.

Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданским и патриотическим тематикам

В течение   года.

Зам. директора кл. руководители, учитель ОБЖ ,    ст.вожатая.

6.

Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным и историческим датам.         

В течение года.

Зам. директора , учителя физкультуры, ст.вожатая, учитель ОБЖ

7.

Проведение конкурса чтецов, концертов, посвященных Дню защитников Отечества

Ежегодно,февраль

Ст.вожатая, кл. руководители

8.

Проведение месячника оборонно-спортивной работы.     

Ежегодно, февраль.

Учителя физ-ры и ОБЖ,  кл. руководители

9.

Проведение концертов, конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто»        

Ежегодно, май.

Ст.вожатая, кл. руководители

10.

Организация показа и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы.

В течение года

Зам. директора , учителя  истории, ОБЖ, кл.руков.

11.

Проведение встреч с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, вдовами.         

В течение года

Зам. директора , классные  руководители.

12.

Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотическую тему.

В течение года

Классные  руководители, ст.вожатая

13.

Обмен опытом с образовательными учреждениями, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников

В течение года

Зам. директора п

14.

Организации и проведение традиционного Дня знаний по изучению государственной символике РФ

Сентябрь

Классные  руководители

Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию

  • Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.
  • Изучение символики округа, города, школы.
  • Изучение традиций, истории России,
  • Организация встреч с ветеранами и участниками воин.
  • Шефская помощь ветеранам.
  • Изучение основ государства и права.
  • Изучение культуры народов России.
  • Изучение округа, города и страны через организацию походов, экскурсий, заочных путешествий.
  • Организация и проведение благотворительных акций: «Свет в окне», «Ветеран живет рядом», «Поздравь ветерана на дому».
  • Участие в районных мероприятиях «Мы перед памятью в долгу», «Открытка ветерану».
  • Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского значения
  • Встречи с ветеранами.
  • Встречи с участниками современных войн, Героями России.
  • Единые классные часы.
  • Спортивно-конкурсные программы.

Классные часы и беседы

1 класс
1. «История моего имени и фамилии».
2. «Герб, флаг, гимн России».
3. «Вот она, какая моя Родина большая».
4. «Я – Россиянин».

2 класс
1. «История моей улицы».
2. «Мои семейные реликвии»
3. «Славные сыны нашего Отечества»

3 класс
1. «История моего города ».
2. «Моя родословная».
3. «Обычаи и традиции русского народа».
4 класс
1. «Мои предки в труде и в бою».
2. «Обычаи и традиции народов России»
3. «Красота русской природы»

5 класс
1. «Что значит любить Родину?».
2. «Духовное наследие России».

6 класс
1. «Защищать Родину – это почётный долг».
2. «Литературное наследие России».
3. «Отец, Отчизна, Отечество».
4. «Праздники русского народа».

7 класс
1. «Праздники народов России».
2. «Искусство России и земли тюменской»
3. Односельчане в годы Великой Отечественной войне».

8. класс
1. «Гражданин ли я России».
2. «Что мы знаем о народах, населяющих Россию».
3. «Русские за границей».

9 класс
1. «Обязанность, долг, присяга».
2. «Я патриот своей Родины?».
3. «Дети на защите Отечества».
4. «Семейные праздники и традиции».

                                                 Ожидаемые результаты

  • Повышение уровня гражданского и патриотического сознания и самосознания обучающихся.
  • Воспитание у обучающихся гордости за свой народ, страну.
  • Снижение уровня правонарушений обучающихся.
  • Сформированность гражданско—правовой компетентности школьников.
  • Развитие у обучающихся  потребности в изучении истории своего края и Отечества.
  • Дальнейшее развитие эффективной системы патриотического воспитания в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Поколение NEXT"

Программа воспитательной работы расчитана на 5 лет (с 5 по 9 класс). Определены цели задачи, этапы программы....

Программа патриотического воспитания "Патриотическая личность" 5-9 класс

Программа патриотического воспитания учащихся с 5 по 9 класс«Патриотическая личность»Автор программы: классный руководитель - Шувалова Наталья СергеевнаСроки реализации: 2005-2010 ...

Презентация "Русская трапеза" к программе ФГОС 2 поколения начальной школы по программе Праздники, Традиции,Ремесла

Тема: Русская трапеза.Цели:·         Учебная: познакомить с блюдами славян, национальными блюдами русской кухни;·...

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)...

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Программа патриотического воспитания «Взгляд поколений»

Патриот - это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножая ее богатства, а если понадобится, должен быть готов встать на ее защиту в...

Программа «Патриотическое воспитание подрастающего поколения»________________________________________

Патриотическое воспитание подрастающего поколения, развитие социально-активной позиции молодежи, сохранение культурно-нравственных и исторических ценностей....