План - конспект внеклассного мероприятия - интерактивная сказка о народных игрушках.
методическая разработка

Красевич Любовь Алексеевна

План - конспект внеклассного мероприятия - интерактивная сказка о народных игрушках. Выполнение народжной куклы их ткани методом перетяжек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План и конспект внеклассного мероприятия

для детей 7-9 лет  на тему:

«Кто такие тарараи»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Волотовская детская школа искусств»

Педагог дополнительного образования Красевич Любовь Алексеевна

План внеклассного мероприятия на тему: «Кто такие тарараи».

Цель занятия: пробудить у детей интерес к  русской народной игрушке.

Задачи:

  • Систематизировать знания детей о традиционной игрушке;
  • Познакомить с традиционными игрушками из различного материала,
  • Познакомить с одним простым приёмом изготовления тряпичной куклы.

Материалы и оборудование: стол для установки макета терема, стол для игры «Ярмарка», три стола для групп, магнитная доска, ножницы и заготовки для изготовления кукол на каждого ученика, макет терема, сундучок, куклы «Царевна Несмеяна» (большая кукла с открывающимся ртом), Петрушка (перчаточная кукла), раздаточный материал для игр и заданий, маски (гончар, пекарь, скоморох), образцы традиционных игрушек из различного материала.

Этапы занятия и задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Организационный момент.

Знакомство с группой. Эмоционально-психологический настрой детей.

2 этап

Систематизация знаний детей о русской народной игрушке.

3 этап

Практическая работа.

Изготовление куклы- Покосницы методом перетяжек.

4 этап

Подведение итогов.

Знакомство с детьми в шуточной форме, проведение мини-тренинга с целью снятия психологического барьера.

Создание проблемной ситуации «Как помочь Царевне-Несмеяне?»

(использование сказочно-игровой формы с целью активизации учебной деятельности детей); организация игры «Ярмарка; работы в группах по знакомству с различными народными игрушками.

Показ последовательности изготовления куклы.

Выявление первоначальных навыков.

Создание условий для активного участия детей в подведении итогов занятия.

Выявление степени удовлетворённости детей занятием.

Ответы на вопросы педагога, выполнение несложных заданий.

Ответы на вопросы педагога; знакомство с народными игрушками; участие в театрализованной игре «Ярмарка»; выполнение заданий на сравнение и классификацию игрушек «Найди игрушку», «Назови куклу».

Изготовление куклы- Покосницы» вместе с педагогом.

Сочинение с педагогом окончания сказки о Царевне - Несмеяне.

Высказывание детей о своём отношении к выполненной работе.

Конспект открытого занятия на тему: «Кто такие тарараи».

1 этап. Организационный момент.

Знакомство с группой. Эмоционально-психологический настрой детей.

( учащиеся сидят в группах по 4 человека за отдельными столами)

Представляюсь детям.

Здравствуйте ребятишки!

И девчонки, и мальчишки!

Рассаживайтесь, не стесняйтесь,

Поудобнее располагайтесь.

Да позвольте представиться

Зовут меня Любовь Алексеевна.

А теперь отвечайте,

 Ничего не скрывайте!

(проведение мини-тренинга)

Задание: Поднимите руку те, кто любит играть.

Задание: Кто играет в спортивные игры - потопайте.

Задание: Кто в компьютерные - похлопайте.

Вопрос: А в игрушки-то кто-нибудь играет? Поднимите сразу две руки.

Вопрос: Как вы думаете, а взрослые играют в игрушки?

Я вам открою один маленький секрет. Никому не расскажите? Я очень люблю играть в игрушки. Потому что я их сама делаю, да детей учу.

Да игрушки не обычные, а русские народные.

2 этап. Систематизация знаний детей о русской народной игрушке.

Я к вам не с пустыми руками, мои воспитанники прислали вам подарочки (достаю из сундучка платочки)

Вопрос: Как вы думаете, зачем они подарили именно платочки? ( дети высказывают свои догадки) Мои ученики сказали, что платочки эти пригодятся вам на занятии. Давайте мы их пока спрячем, может и правда пригодятся.

Вопрос: А знаете ли вы, что в давние времена русские народные игрушки называли ТАРАРУШКАМИ?

Тарарушки, тарарушки

Это русские игрушки

Очень славные да забавные.

Просто в старину было такое слово тарарай. Так называли шутников – чудаков, да сказочников.

Получается, что мастеров, которые делали игрушки, считали шутниками да сказочниками.

Давайте и мы наше занятие постараемся сделать весёлым да сказочным.

И так…

В некотором царстве,

В некотором государстве

Жила- была царевна

(открываю ставни терема, а там Царевна  плачет, слезами обливается)

Ребята, что будем делать, Как её успокоить?

Царевна: «Надоело мне целый день сидеть

В окошко глядеть

Не хочу наряды да побрякушки.

А хочу народные игрушки

Забавные тарарушки.

Вопрос: Как вы думаете, как зовут царевну? (Несмеяна)

Ребята, нам придётся помочь Царевне-Несмеяне и отправиться на поиски народных игрушек, иначе она нам своими слезами всё занятие испортит.

Вопрос: Какие вы знаете народные игрушки?

Вопрос: Из чего их делали?

Вопрос: Где раньше покупали игрушки?

Тогда отправляемся на ярмарку.

Вопрос: Вы представляете, что такое ярмарка?

На больших базарах и ярмарках продавали всё-всё: разные овощи и фрукты, и другие продукты, одежду и обувь, домашнюю утварь, коней, коров и другой домашний скот да птицу. И все нахваливали свой товар, громко выкрикивая заклички.

А ещё на них обязательно работали цирковые балаганы, играли шарманщики, кувыркались и приплясывали учёные медведи.

Шум стоял невообразимый!!!!

( Игра в ярмарку: каждому ребёнку даётся своя закличка, по знаку все одновременно начинают её выкрикивать, получается общий гул)

Вопрос: Как вы думаете, легко среди такого шума найти игрушки?

Тогда давайте сначала будем искать глиняные игрушки.

Вопрос: Какой ремесленник мог сделать глиняные игрушки?

Значит, идём в гончарные ряды.

Нам нужен гончар (приглашается желающий, одевает маску)

Гончар выкрикивает:

Горшки, миски да кружки,

А для малышей игрушки!

Задание на сравнение и классификацию.

Здесь игрушки трёх школ мастерства: игрушка каргопольская, филимоновская, дымковская. Ваша задача: Каждой группе даётся описание какой-то одной школы и вы по описания должны выбрать из всех свои игрушки.

Несмеяна: А сможете вы найти такую игрушку, которая сама ходит, говорит, да народ веселит?

Вопрос: И что-же это за игрушка такая диковинная?

Петрушка:

Здравствуйте почтеннейшие господа! А вот и я!

(одеваю маску скомороха)

Кто любит веселье да шутки,

Вас ждут Петрушкины прибаутки!

Без весёлого озорника Петрушки не обходилась ни одна ярмарка. Бродячие артисты ходили из города, в город и давали свои представления.

Несмеяна:

А мы с папенькой на ярмарке видели такую игрушку, которую никто из вас не отгадает. В неё можно играть, и за обе щеки уплетать. Такая вкусная!

Вопрос: Ребята, кто из вас знает такую игрушку?

Кто хоть раз играл в пряники? Почему вы так удивились? Да, да раньше в пряники играли, потому что они были совсем не такие, как сейчас.

Вопрос: Кто мог делать такую игрушку?

И кто хочет быть пекарем?

(пекарь одевает маску)

Пряники печатные,

Вкусные, ароматные!

Подходи, не скупись,

Пряничком угостись!

Пряники пекли в виде домов, теремов, коней, коров, всадников, павлинов, рыб, зайцев, парусников, часов, солдат, медведей, баранов, пастухов. На ярмарке можно было целый сказочный город купить и заселить жителями.

Вопрос:Кто может назвать любимую игрушку девочек?

Раньше куклу делали из пучка соломы или травы, но чаще из ткани.

Крестьянские куклы были очень простыми. Делали их с помощью традиционных приёмов. Названия у них были очень странными- закрутка или скатка, столбовка или столбушка, золянка, живулька.

Вопрос: Рассмотрите внимательно кукол и скажите, почему их так называли? (способ изготовления)

Кукол мальчиков делали очень редко, а вот женских фигурок было огромное разнообразие.

Женский образ был очень почитаем., он встречался и в вышивке, и в тканых узорах.

Называли их Богиня плодородия, мать- Земля.

Вопрос: Как вы думаете, откуда такое уважение?

Женщина даёт начало новой жизни, также, как и Земля родит новый урожай. Разве это не чудо? Считалось, что женщина, у которой много детей, счастливая, а семья такая любима Богом.

3 этап. Практическая работа.

Изготовление куклы- Покосницы методом перетяжек.

А теперь снова открываем сундучок.

Вопрос: Кто догадался, для чего нам эти платочки?

Сейчас мы с вами всего за 12- 15 минут сделаем вот такую куклу. Не верите, тогда приступаем.

( изготовление куклы методом перетяжек)

4 этап. Подведение итогов.

Вопрос: понравилась вам ваша кукла, кому вы её подарите?

 Наши предки оставили нам богатое наследство, и его нужно изучать.

Вы только посмотрите, царевна совсем перестала плакать. Знаете почему, потому что народная игрушка приносит радость.

Вопрос: А чем она теперь будет заниматься?

Зачем целый день плакать-надрываться

Интереснее делом заниматься.

Вопрос: А почему она всегда плакала? (ей делать нечего)

В народе так говорили: «Умелые руки не знают скуки».

Сказка закончилась, а с ней закончилось и наше мероприятие. Надеюсь вам понравилось. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного мероприятия "Салтарла сехет"

План-конспект на чувашском языке. Мероприятие посвящено ко дню рождения И.Я.Яковлева....

План-конспект внеклассного мероприятия для 5 классов "Математическая мозаика"

Целью проведения данного мероприятия являются :- Расширение знаний учащихся;- Развитие познавательного интереса к математике;- Воспитание  стремления к непрерывному совершенствованию своих ...

План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку, проведенное с учащимися 5 - 8 классов   в рамках недели русского языка и литературы....

План-конспект внеклассного мероприятия по немецкому языку "Кот, лиса и петух"т

План-конспект внеклассного мероприятия по немецкому языку "Кот, лиса и петух". 3 класс. Учитель Сорокоумова Л.В....

План-конспект внеклассного мероприятия в 6 классе сказка "Рождественская ёлочка"

План-конспект внеклассного мероприятия в 6 классе сказка  "Рождественская ёлочка"...

План-конспект внеклассного мероприятия на тему: "В гостях у сказки"

Цель: вспомнить вместе с ребятами любимые сказки, развивать желание больше читать и пополнять свои знания о сказках.Ход мероприятияТы представь себе на миг,Как бы жили мы без книг?Что бы делал уч...

План-конспект внеклассного мероприятия по английскому языку Лексический КВН по теме «Продукты» c театрализованной постановкой сказки "Репка " на английском языке

План-конспект внеклассного мероприятия  по английскому языку  Лексический КВН  по теме «Продукты» c театрализованной постановкой сказки "Репка " на английском язык...