Круглый стол в 6 классе на тему: «Настоящий друг»
классный час (6 класс)

Саламаха Ольга Николаевна

Круглый стол посвящен обсуждению вопросов, связанных с истинной и мнимой дружбой.

Тема весьма актуальна в 6 классе. Стремление к дружбе, потребность иметь настоящего друга, которому можно доверять, очень характерны для подростков. Это время, когда осознанно начинает формироваться внутренний мир подростка, когда вырабатываются принципы деятельности, общения. В этом возрасте пробуждается интерес к проблемам внутренней жизни человека. Сценарий круглого стола позволяет организовать общение детей на актуальную тему, дать информацию для размышления, для критической оценки своих нравственных качеств.

Цели: углубить представление подростков о дружбе; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка; способствовать развитию критического отношения к себе; побуждать подростков к анализу собственных поступков; прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol_v_6_klasse_na_temu_nastoyashchiy_drug.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол в 6 классе на тему: «Настоящий друг»

Круглый стол, посвященный обсуждению вопросов, связанных с истинной и мнимой дружбой.

Тема весьма актуальна в 6 классе. Стремление к дружбе, потребность иметь настоящего друга, которому можно доверять, очень характерны для подростков. Это время, когда осознанно начинает формироваться внутренний мир подростка, когда вырабатываются принципы деятельности, общения. В этом возрасте пробуждается интерес к проблемам внутренней жизни человека. Сценарий круглого стола позволяет организовать общение детей на актуальную тему, дать информацию для размышления, для критической оценки своих нравственных качеств.

Цели: углубить представление подростков о дружбе; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка; способствовать развитию критического отношения к себе; побуждать подростков к анализу собственных поступков; прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.

Подготовительная работа с детьми: предложить детям подготовить краткие высказывания на тему: «Расскажи о своем друге».

Оборудование: доска, карточки.

Ход урока

Вступительное слово

Классный руководитель. Сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба - это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга - великое благо.

1. Незаконченные предложения по теме «Друг - это тот...»

Классный руководитель. Что ж, мы выслушали различные мнения. Но у меня возник другой вопрос: «А можно ли назвать этих трех мальчиков друзьями? Каковы признаки настоящей дружбы?»

Чтобы это выяснить, предлагаю вам закончить предложение: «Друг - это тот...»

Примерные ответы детей:

- С кем можно поплакать и помолчать.

- Кто может выслушать тебя в трудную минуту.

- Кто остается верным тебе, даже если от тебя отвернутся все.

- Кто понимает тебя даже тогда, когда никто не понимает.

- Кто принимает тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими недостатками.

- Кто всегда говорит тебе правду, даже если она тебе не нравится.

- Кто может простить даже то, что никогда не простит другой.

- Кто не ждет от тебя никакой выгоды.

- Кто может пожертвовать ради тебя самым дорогим: временем, интересами и даже жизнью.

Классный руководитель. Поднимите руки, кто хотел бы найти такого друга?

2. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»

Классный руководитель. Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг.)

А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Читает начало предложения, дети угадывают последнее слово и громко его произносят).

О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать... (знакомый).

О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете... (приятель).

Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете... (товарищ).

О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете... (друг).

3. Определение нравственных качеств друга

Классный руководитель. На доске прикреплены листочек со словами, обозначающие  нравственные качества личности. Давайте посмотрим на них и выберем те качества  личности, которыми должен обладать настоящий друг.

 Слова на карточках:  доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.  

  -Перечислите, какими качествами  обладает настоящий друг.

 -А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами, как и ваш друг? Почему?

 - Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким».

 - Как вы считаете, легко ли быть хорошим другом?

4. Оценка проблемной ситуации

Классный руководитель. Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять, ведь, ситуации бывают разными. У меня на карточках написаны ситуации, а вы попробуйте подобрать решение, которое подскажет, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

Ситуация №1

Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. Что ты сделаешь?

Ситуация №2

Твой друг предлагает тебе поступить плохо. Твои действия?

Ситуация №3

Твой друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. Что ты сделаешь?

Ситуация №4

Друг не пришел в школу. Что ты будешь делать?

Ситуация №5

Вы договорились поиграть, но другу нужно еще помочь маме. Твои действия?

Ситуация №6

Твой друг не сделал домашнего задания и просит тетрадку, чтобы списать. Твои действия?

Ситуация №7

Твой друг получает плохие оценки за четверть и тебе запрещают с ним дружить. Твои действия?

Ситуация №8

Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия?

Или

Проблемная ситуация «Как выбрать друга?»

Классный руководитель. Тема сегодняшнего классного часа: «Настоящий друг». И начать наш разговор мне бы хотелось с такого рассказа. (Читает рассказ.)

«...У Миши Андреева было два друга: Олег и Антон. Все в шутку называли их «три мушкетера». Они подружились еще в первом классе. У них было много общего: все трое собирали модели автомобилей, втроем бегали на тренировки в бассейн, втроем болели за «Спартак», все трое были влюблены в одну и ту же девчонку. Но в шестом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придется выбирать, с кем дружить: с Олегом или Антоном?

С Олегом было всегда весело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на карманные расходы, и Олег не вылазил из игровых автоматов. Он всегда звал с собой Мишку, щедро платил за двоих, и даже угощал мороженым в кафе. Иногда они вдвоем прибегали в «игровуху» вместо школы. И это было прикольно: все пашут на уроках, как негры на плантации, а они, как белые люди, трясут «однорукого бандита» да еще и выигрывают деньги!

Дома у Олега всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый модный прикид. Одним словом, Олег был крутым пацаном, и Мишка старался подражать ему во всем.

Ну, а с Антоном они встречались теперь редко. Он продолжал ходить на плавание и говорил теперь только о нормативах да о своих спортивных результатах. В голове у него было полно всяких планов и целей. Но что самое противное - постоянно критиковал Мишку: за прогулы, за то, что бросил спорт, за то, что не умеет выбирать друзей.

Вот Мишка и подумал, что действительно пришла пора выбирать: или Олег, или Антон».

Как вы думаете, какого друга должен выбрать себе Мишка? Кто из них истинный друг, а кто мнимый?

Примерные ответы детей:

- Конечно, нужно прекратить дружбу с Олегом, ничего хорошего из этого не выйдет.

- У Олега родители богатые, пристроят его в жизни, а Мишке всего нужно добиваться своим умом.

- Олег плохой друг, он думает только о себе, а Антон критикует Мишку, значит, хочет ему добра.

- Нужно брать пример с Антона, у него есть цель, он самостоятельный человек.

- Мишка легко поддается влиянию, поэтому он должен выбрать Антона, который может оказать на него хорошее влияние.

- Нужно сохранить дружбу с Олегом, помочь ему избавиться от своей пагубной привычки.

- Если Мишка будет дружить с Олегом, он сам станет игроманом.

4. Игра «Знаю ли я своего друга?»

Классный руководитель. Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

(Две-три пары поднимают руки.)

Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто у нас в классе настоящие друзья. Друзья выходят к доске.

Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Друзья записывают ответы на разных сторонах доски, так, чтобы им они были не видны. Один из друзей записывает ответ про своего друга, другой пишет ответ про себя. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.

Участники готовы, начинаем игру.

(Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на одной стороне доски, второй – на другой.)

1. Какой урок у него любимый?

2. На чем он любит кататься?

3. Какое время года у него любимое?

4. Какой вид спорта любит?

5. Кем хочет стать, когда вырастет?

6. Какое животное он хотел бы иметь дома?

7. Какие книги любит читать?

Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).

(Игра повторяется.)

Как и следовало ожидать, {имя) тоже в курсе дел своего друга. А это значит, что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.

(Вариант: «К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересам живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга».)

(Участники садятся на свои места. Если время позволяет, можно повторить игру с другими парами участников.)

5. Творческая работа «Дерево дружбы»

Классный руководитель. Ребята, как вы думаете, может ли дружба распасться? По каким причинам? Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в парах и создайте правила дружбы. Напишите свои правила на листиках (5 минут). Затем каждый ученик выходит, зачитывает своё правило и прикрепляет к дереву (нарисовано на доске).

Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друг друга.

Слово «Дружба» имеет много однокоренных слов - дружелюбный, дружеский, дружественный, дружить, дружный, дружок. Не забывайте о них и старайтесь по ним жить. Отношения в коллективе должны быть дружественными, от этого зависит успех в любом деле, в том числе и в учёбе. Скажи своему другу: « Спасибо, что ты рядом!»

Или

Подберите слова, связанные с дружбой?

Д – доверие, доброта, доброжелательность

Р - радость

У – уважение, ум, уверенность

Ж – жизнь, желание

Б – борьба, благодушие

А – активность, аккуратность

Учитель: Как вы понимаете взаимное доверие? Общность интересов? Привязанность? (работа в парах) – Ответы детей.

Учитель: А вы знаете пословице о дружбе? ( Ответы детей.)

6. Игровой момент «Собери пословицу».

Знал дружка в радости, не оставляй в горести.

Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга.

Кто разделяет с тобой трудную минуту - настоящий друг.

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Недостаток доверия вредит дружбе.

Человек без друзей, что сокол без крыльев.

Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Ложь дружбу губит, почему дружба её не любит.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

( Поясняется смысл этих пословиц учащимися.)

-Чему же учат нас эти пословицы, по каким правилам строится дружба?

 

Классный руководитель. А сейчас я хочу вам зачитать легенду о возникновении пословицы «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Легенда.

К стенам старого города подходят два путника. Встречает их мудрец, который прожил долгую жизнь. Он говорит им: - Спасибо, что пришли в мой старый город и в благодарность за это я хочу вам сделать подарок. У меня есть 100 рублей и 100 друзей. Кто что выбирает? Один путник сразу выбрал деньги, а другому достались друзья. На прощание мудрец-старик пожелал им счастья и встречу через три года. – Вот и посмотрю я, кто из вас как стал жить? Прошло три года и у того, у кого были деньги, они давно разошлись, одежда стала старой, превратилась в лохмотья, еды не было, и он кочевал из стороны в сторону, ища покой. А у того, у кого были друзья, по-настоящему разбогател. Друзья помогли ему построить дом, весной вспахать поле, осенью собрать богатый урожай. Урожай был настолько богат, что он мог и семью прокормить, и с друзьями поделиться и кое-что продать. Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, у кого есть друзья, которые могут во всём помочь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам.  Так говорил Д. Аддисон.

 Дружба кончается там, где начинается недоверие. Л. А. Сенека Мл.

7. Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?»

Классный руководитель. «Дружба - бескорыстная стойкая приязнь» - так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку - все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

У каждого человека не так много настоящих друзей. Берегите друзей. Бытует мнение, что друзья познаются в беде, в трудную минуту. Однако существует еще одно мнение. Дружба познается не только бедами, но и обыденными мелочами. Выбирайте друзей не спеша, но и расставаться с ними не торопитесь. И помните, друзья создаются в детстве и юности, дальше становится все труднее и труднее подружиться.

Основные законы дружбы:

Один за всех, и все за одного.

Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

Радуйтесь вместе с друзьями.

В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

Предлагаю закончить наш урок дружным чтением  стихотворения В.    Можной  «Дружба – это…»

       Дружба – это теплый ветер,

       Дружба – это светлый мир,

       Дружба – солнце на рассвете,

       Для души веселый пир.

       Дружба – это только счастье,

       Дружба у людей одна.

       С дружбой не страшны ненастья,

       С дружбой жизнь весной полна.

       Друг разделит боль и радость,

       Друг поддержит и спасет.

       С другом -  даже злая слабость

       Вмиг растает и уйдет.

       Верь, храни, цени же дружбу,

       Это высший идеал,

       Тебе она сослужит службу.

       Ведь дружба – это ценный дар!

8. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом" по истории на тему: "Первые киевские князья и их роль в становлении Российской государственности" для 6 классов.

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом"по истории на тему: "Первые киевские князья и их роль в становлении российской государственности" для 6 класс...

Классный час в 8 классе на тему «Настоящий друг».

Классный час, посвященный обсуждению вопросов, связанных с истинной и мнимой дружбой.Тема представляется автору весьма актуальной в 8 классе. Стремление к дружбе, потребность иметь настоящего друга, к...

Круглый стол для родителей на тему: "Как организовать логопедические занятия дома"

Вы решили заниматься со своим ребенком по заданию логопеда дома. Как это правильно сделать? Какие условия и требования необходимо соблюсти? Ответы на эти вопросы Вам поможет получить данное мероприяти...

Классный час в 7 классе на тему "Настоящий друг"

Классный час в 7 классе на тему "Настоящий друг"...

Открытый классный час для 5 класса на тему «Настоящий друг»

Классный час нравственной направленности посвящен обсуждению проблемы дружбы, товарищества, которые очень актуальны для младших подростков....