Экскурсия по зоологическому кабинету «Станции юных натуралистов» «Аквариумные рыбы»
методическая разработка (5, 6, 7 класс)

Грязнева Снежана Александровна

Цель мероприятия:

- Формирование у учащихся системы ценностных отношений к природе и окружающему миру, посредством изучения основ аквариумистики.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akvariumnye_rybki_gryazneva_s.a.docx485.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия» г. Мичуринска Тамбовской области

Экскурсия по зоологическому кабинету

«Станции юных натуралистов»

«Аквариумные рыбы»

Разработчик:

Грязнева С.А., учитель технологии

г. Мичуринск, 2019


Цель мероприятия:

- Формирование у учащихся системы ценностных отношений к природе и окружающему миру, посредством изучения основ аквариумистики.

Задачи:

образовательные:

- углубить знания учащихся о внешнем строении и жизнедеятельности аквариумных рыб, представителей «Уголка живой природы»;

- сформировать знания о видовом разнообразии аквариумных  рыб, растений;

развивающие:

- развить познавательный интерес к живой природе через межпредметные связи;

- развить наблюдательность при рассматривании объектов живой природы;

- развить основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам;

- развить умение любоваться красотой, изяществом животных;

- обогатить словарный запас учащихся.

воспитательные:

- сформировать устойчивый интерес к изучению обитателей аквариумов;

- воспитать активную жизненную позицию учащихся, эстетический вкус, бережное отношение к окружающему миру.

Место проведения экскурсии:

- зоологический кабинет МБОУ ДО « Станция юных натуралистов».

Методы:

- словесный (эвристическая беседа),

- наглядный (демонстрация живых объектов).

Оборудование:

-полностью оснащенные необходимым оборудованием и заселенные аквариумы, книги, журналы с цветными фотографиями аквариумов и рыб.

Целевые группы:

- дети из организации «Вера. Надежда. Любовь».


План проведения мероприятия

Организационно-мотивационная часть

(Перед началом занятия педагог проводит инструктаж по технике безопасности «Правила поведения в уголке живой природы»).

Человек с первого дня своего появления на планете контактирует с рыбами. Благодаря своим удивительным биологическим особенностям рыбы стали персонажами мифов, сказок, легенд. Первыми произведениями искусства, посвященными рыбам, можно назвать некоторые наскальные рисунки, найденные в Южной Европе, и удивительное по исполнению блюдо из глины, относимое к китайскому направлению.

Количество сказок, мифов и легенд, в которых фигурируют рыбы, чрезвычайно велико.

Слово «аквариум» употребляется с конца ХVШ начала ХIХ веков и означает сосуд для содержания и разведения водных животных и растений, Но было бы ошибочно считать, что декоративное рыбоводство появилось одновременно с этим понятием. Еще на заре человеческой цивилизации, люди ловили и пытались содержать рыб вблизи домов - в прудах, бассейнах, ваннах. Их содержали в искусственных водоемах по двум причинам: чтобы обеспечить себя пищей (например - карп селекционируется около 2000 лет) и из эстетических соображений – они необычной формы, ярки, легко приручаются и т.п.

Основная часть

- Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что пришли сегодня к нам в гости. Вы пришли на «Станцию юных натуралистов». А кто такие натуралисты? (Это люди, которые занимаются изучением природы).

Вы уже, конечно, обратили внимание на то, что вас окружает здесь. Вам нравится? Сейчас я вам загадаю загадку, и вы поймете, о чем мы будем с вами разговаривать.

Слайд

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

Вильнет хвостом

Туда-сюда – и нет ее,

И нет следа.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

-О ком идет речь в загадках?

Правильно, о рыбках.

Педагогг включает запись журчания ручья.

- Какие звуки вы услышали? Что напоминают вам эти звуки?

- Где живут рыбки? (в воде)

- Чем питаются рыбы (Другими рыбами, морскими растениями).

- В каких водоемах могут жить рыбы (В реке, озере, пруду, море, океане).

- А могут рыбы жить в болоте (Нет, там грязная вода).

Слайд

- Как называется детеныш рыбы (Малек).

- Из чего выводятся мальки (из икринок).

Слайд

- Чем покрыто тело рыбы (Чешуей).

- Что помогает рыбам передвигаться в воде (Обтекаемая форма, гладкая поверхность, плавники, хвост).

- Покажите ладошками, как рыба машет хвостиком, когда плывет (Пальчиковая гимнастика).

Как вы думаете, рыбка нас видит? (у рыбки есть два глаза, с левой и с правой стороны)

- А теперь давайте позовем рыбок, я легонько постучу по аквариуму (дети наблюдают за реакцией рыбок). Рыбки реагируют на стук, подплывают.

- Рыбки слышат наш стук, у них нет ушей снаружи, но есть внутренне ухо.

- А посмотрите, как рыбки дышат (заглатывают ртом поток воды).

-В воде находится воздух, рыбка вздыхает его жабрами, а отфильтрованная вода выходит с двух сторон. Рыбка любит жить в воде, это ее дом.

- С помощью чего рыбы дышат? (С помощью жабр).

- А где еще могут они жить? Отгадайте загадку.

Слайд

Посмотрите, дом стоит,

До краев водой налит.

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы

Все умелые пловцы (Аквариум)

Домик из стекла, с водой,

Есть в нём садик небольшой.

И ракушки там и тут,

Рыбки в домике живут.

Это что за домик, дети?

На загадку кто ответит? (Аквариум)

- Правильно, аквариум, а какие жильцы живут в этом прозрачном домике? (Рыбы).

Слайд

Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами совершим необыкновенное путешествие - путешествие в подводный мир и познакомимся с этим удивительным миром. В этом мире природа украшает морское дно разноцветными кораллами и причудливыми водорослями. В этом мире живут маленькие и большие, разноцветные, необыкновенной красоты рыбки.

Слайд

- Что вы видите на этом слайде? (Морское дно, водоросли разноцветные, ракушки, камушки и т.д.).

- Посмотрите, какое красивое морское дно. Какие цвета вы здесь видите?

Слайд

- Люди, когда дома заводят аквариумных рыбок, они хотят создать красивый уголок природы, поэтому в домашних аквариумах тоже можно увидеть разноцветные камушки и песок, ракушки и кораллы, разноцветные водоросли.

Слайд

- Давайте посмотрим на эти водоросли. На что они похожи? (на листики, на травку, на елочку).

- Как вы думает, а почему они все такие волнистые, извилистые? (вода движется все время, рыбки плавают и водоросли колышутся).

- Покажите в воздухе рукой, как двигаются водоросли в воде? (Пальчиковая гимнастика).

- Молодцы, ребята, а мы с вами отправляемся дальше в путешествие к обитателям аквариума.

- В природе существует огромное количество рыбок. Но ведь у них есть и общие черты, что их объединяет.

- Кто может сказать, что их объединяет? (у всех рыбок есть голова, туловище, хвостик, плавники боковые, грудные, спинные).

Слайд

- Давайте посмотрим с вами строение рыбки. Из чего она состоит? Что у нее есть? (голова, туловище, плавники, глаза, рот, жабры).

- Какую форму имеют рыбы? (овальную).

- В природе существует огромное количество рыбок. Давайте посмотрим на некоторых из них.

Слайд

- Скажите мне, пожалуйста, чем отличаются эти рыбки? (формой, расцветкой).

- Давайте познакомимся с рыбами, живущими в аквариумах  нашего живого уголка.

Слайд

Отгадайте загадку

Все желанья исполняет

К нам из сказки приплывает

Рыбка родом из Китая

Угадали? (Золотая рыбка Вуалехвост)

- А почему она так называется? (ответы детей).

Насчитывается более 120 разнообразных пород золотых рыбок. Они предпочитают воду, насыщенную кислородом и просторный аквариум. Со временем вырастают до 16 см, при этом запускать следует несколько особей. Если будут соблюдены условия содержания, то хлопот с ними не возникает.

Слайд

Золотая рыбка Телескоп.

Золотая рыбка, названная телескопом за выпуклые глаза. Выступающие глаза полностью формируются у взрослых особей после 6 месяцев. Из-за специфичного строения век от аквариумных декораций с острыми элементами стоит отказаться. Как и остальные золотые рыбки, телескоп не нуждается в сложном уходе.

Слайд

Хвост у нее на настоящий меч похож,

Заметная окраска.

Плывет быстро,

А называется... (Меченосец).

- А почему эта рыбка так называется? (у нее хвостик похож на длинный меч).

Свое название меченосец получил из-за выроста на хвосте, напоминающего меч. Это небольшая живородящая особь, для которой характерны интересные цветовые сочетания в окрасе, непритязательность и высокий уровень выживаемости.

Слайд

Рыбка эта как луна

Серебриста и стройна,

Осторожна и игрива

Плавает неторопливо (Скалярия).

Отличаются плоской формой тела и большими плавниками. Эта оригинальная рыбка — не самая простая в содержании и в какой-то момент может «заскучать» без видимых причин. Довольно привередлива в выборе корма, вплоть до недельных «голодных забастовок». Скалярии обитают стаями. В аквариум следует заселять от 4-6 экземпляров.

Слайд

Одеваются нарядно

Поглядеть на них приятно

Однотонные, рябые,

Желтые и голубые

Некапризные рыбешки

Всем знакомые (Гупешки).

Живородящие рыбки, которые радуют своих хозяев потрясающим внешним обликом. Гуппи неприхотливы в еде и простые в уходе. Многие породы отличаются симпатичным вуалевым хвостом. Размеры тела небольшие: 1,5–4 см в длину.

Гуппи – пресноводная живородящая рыбка. Впервые гуппи были завезены в Европу в прошлом веке и сразу получили широчайшее распространение из-за неприхотливости, простоты получения потомства и огромного количества цветовых вариаций.

- Вы заметили, что рыбки имеют отличия по размеру, форме и окраске? (ответы детей)

- Да, это самки и самцы гуппи. Они отличаются по размеру, форме и окраске. Самки гуппи крупнее самцов, однако, менее красивы. По характеру рыбки веселы, уживчивы, подвижны. Но главное, что они производят на свет живых, вполне сформировавшихся мальков.

- Гуппи предпочитают аквариум со свежей, регулярно подмениваемой водой, достаточным пространством для плавания. Рыбки практически всеядные, они могут поедать сухие корма, мелко нарезанное мясо, филе кальмаров.

Но не будем забывать о том, что температура в аквариуме не должна превышать +25С иначе рыбки могут заболеть и погибнуть. Также температура не должна понижаться ниже +18С, рыбки также могут заболеть и погибнуть. Чтобы рыбки жили долго, росли красивыми и здоровыми, надо правильно и бережно за ними ухаживать.

Слайд

Рыбу хищную с усами

Называем мы … (Гурами)

Разновидность лабиринтовых рыбёшек. Различны по внешнему виду и окрасу. Гурами адаптируются к разным условиям. Важная деталь для нормальной жизнедеятельности – доступ к воздуху.

Слайд

Барбусы

Маленькие особи аквариумных рыбок семейства карповые поражают разнообразием видов. Рыбки барбусы всеядны, любят приглушенный свет и без труда приспосабливаются к разным условиям.

Слайд

Моллинезия.

Небольшая комнатная живородящая рыбка, достигающая 10 см в длину. Разведение и содержание не требует огромного опыта. Основное разнообразие расцветок моллинезии составляет серебряный и золотистый, а также тёмный и зелёный. Серебристый окрас с чёрными точками – отличительная черта моллинезии породы Далматинец. Начинающим аквариумистам больше подойдёт разновидность с короткими плавниками.

Слайд

Неон.

Рыбка с серебристым брюшком и широкой яркой сине-зеленой полосой, достигают 2–3 см в длину. Неоны отличаются мирным нравом, не требовательны к качеству воды и корма. Однако они не любят яркого света, предпочитая тенистые участки, засаженные аквариумными растениями.

Слайд

Петушок.

Имеет хвост, напоминающий длинное струящееся платье. Очень яркая рыбка с роскошными плавниками. Петушок неприхотлив и способен жить даже без фильтра и компрессора, ему не требуется большой объем воды. Однако из-за своего бойцовского характера петушок не терпит соперников. Подсаживать к самцу петушка другого самца и даже самку рискованно.

Слайд

Боции. 

Эти рыбки относятся к семейству вьюновых рыб. Это небольшие, с торпедо образной формой тела рыбки. Живот у них плоский, если посмотреть на рыбку спереди, то форма тела близка к треугольной. На острой мордочке 3-4 пары усов. Кроме усов у рыбок боций еще имеются небольшие шипы под глазами, которые не особо заметны в спокойном состоянии, но если рыбка встревожена, то она резко выпячивает эти шипики, которые так и торчат горизонтально. Уколоться об эти костяные выросты будет очень больно, и при покупке рыбок следует понимать, что полиэтиленовый пакет никак нельзя использовать для переноски.

На плавниках брюшка и груди имеются небольшие присоски, с помощью которых рыбки присасываются к корягам, листьям, субстрату. Окраска этих рыб различная, и зависит от многих факторов: от внешних условий обитания, наследственности, разновидности.

Слайд

Сомик. 

Неприхотливая и миролюбивая рыбка уживается практически в любой компании. Любит сумрачное освещение. Если аквариум сильно освещен, предпочтет проводить время в укрытии. Может и просто полежать на камнях или в зарослях. Эту рыбку называют санитаром аквариума. А как вы думаете почему? (ответы детей).

Пецилии.

Очень популярный вид живородящих рыб. Имеется большое разнообразие вариантов окраса. В природе часто встречаются виды желтого цвета с черными вкраплениями. Пецилии неприхотливые и мирные.

Слайд

Тернеция.

Маленькие представители семейства харациновых. Тело рыбок достигает 5 см в длину и стандартно имеет серебристый цвет. Окрас примечателен парой темных вертикальных полос. Существуют искусственно выведенные виды с ярким цветным окрасом. Из требований к уходу можно выделить необходимость своевременно менять воду и поддерживать среду обитания в чистоте. Стайные рыбки.

Слайд

Цихлазомы.

Размер рыб зависит от вида. Популярны особи размером 10–12 см, например, Цихлазома Мееки или Чернополосая цихлазома. Предпочитают держаться в стаях или попарно, в период нереста становятся агрессивнее. Окраски бывают разные, в том числе полосатые и пятнистые. Очень своенравны в аквариуме и пытаются устанавливать свои порядки. Поэтому их следует держать отдельно от других рыбок.

Слайд

Макрогнатус.

Спутать этот тип рыб с другими достаточно сложно – у них запоминающийся внешний вид. Они имеют удлинённую форму, и в аквариуме могут достичь 25 сантиметров. В естественной среде обитания рыба может вырасти до 40 сантиметров. Рыба обладает различными типами окрасов. Как правило, самыми распространёнными считаются кофейные макрогнатусы, бежевые, оливковые. По бокам у рыбы имеются различные по размерам пятна с ободком, которые в простонародье называют «павлиньим глазом».

Аквариумный макрогнатус очень активен, но его можно увидеть только ночью. Днем он прячется под корягой, камушками, либо полностью закапывается в песок, ил. Рыбка очень бдительна, наблюдает за происходящим в окружающем её пространстве при помощи своего носа.

Слайд

Данио рерио.

В большом многообразии аквариумных рыбок данио рерио выделяются резвым нравом и запоминающейся окраской. Они, безусловно, украсят собой любой аквариум. Данио рерио — это одна из наиболее популярных и распространенных аквариумных рыбок, отличающаяся ото всех других своим удивительным окрасом и способностью выпрыгивать из воды в случае опасности. Из-за этих особенностей желательно держать данио рерио в аквариумах с закрытой крышкой, иначе вы рискуете потерять рыбок.

Давайте мы с вами на несколько секунд тоже превратимся в таких рыбок.

Физкультминутка.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Ребята, а вы знаете, для чего в аквариуме маленькая рамочка? Это кормушка. Все аквариумные рыбки хорошо едят сухой корм – дафний и циклопов. Это очень маленькие рачки, которых специально ловят, а затем высушивают. Корм из них выглядит, как порошок. Чтобы корм не расплывался по воде, его кладут в кормушку. Рыбкам дают корма не больше, чем они могут съесть, чтобы он не портился и не загрязнял аквариум. Кормят рыбок в одно и то же время. Вода в аквариуме всегда должна быть чистой и наполненной кислородом. Для этого используется специальное устройство, которое поставляет в воду кислород.

- Ребята, а для чего в аквариуме сажают аквариумные растения? (чтобы было красиво, уютно, чтобы рыбки могли прятаться, отдыхать среди листочков). А как рыбки отдыхают?

- Рыбка живая, поэтому нуждается в отдыхе. Она спит вечером и ночью, когда нет яркого света, стоя на месте в толще воды – возле дна, под кустом травы. Рыбка спит с открытыми глазами, у нее нет век. В это время ее не надо беспокоить: включать свет, шуметь.

- А сможет ли рыбка жить в грязной воде? (ответы детей).

- Рыбка не может жить в плохих условиях – грязной воде и грязном аквариуме, она начнет задыхаться, болеть и может погибнуть. В грязной воде рыбке нечем дышать, она часто подплывает к поверхности, высовывается из воды и хватает воздух ртом.

- О рыбках надо заботиться: убирать грязь, доливать чистую воду, протирать и мыть стекла аквариума, мыть камушки и растения.

Где ставить аквариум?

Не следует располагать аквариум у окна или недалеко от батареи. На него не должен падать прямой солнечный свет (происходит избыточный рост водорослей, вода «зацветает», создается общий дисбаланс). Кроме того, необходимо исключить перепады температуры воды — для многих рыб изменение температуры на пару градусов является критическим. При этом свет и тепло и рыбам, и аквариумным растениям жизненно необходимы — для этого используются искусственное освещение и обогрев. Световой день в аквариуме должен составлять около 12-14 часов в сутки.

Как установить аквариум?

  • Предварительно вымыв приобретенную стеклянную емкость, поместите в нее грунт (также промытый), залейте водопроводной водой (лучше ее предварительно отстоять), посадите растения.
  • Подключите фильтр, освещение, обогрев.
  • Затем аквариум необходимо накрыть специальной крышкой и оставить на 1-2 недели (чем дольше, тем лучше).
  • Только после этого в аквариум можно заселять рыб.

Видеоролик

Игра «Аквариум и его жители»

- Рыбами мы полюбовались, а теперь посмотрим и назовем, что есть у рыб и зачем это им нужно:

• Тело овальной формы.

• Плавники на спинке и брюшке (помогают рыбки плавать в воде).

• Хвост (помогает плыть, рулить и поворачивать).

• Есть глаза (рыбы спят с открытыми глазами, потому что нет века).

• Есть рот (чтобы рыбка питалась).

• Есть жабры (с помощью их рыбы дышат под водой).

• Тело покрыто чешуйками.

- Давайте хорошо посмотрим, ребята, а кто еще живет вместе с рыбами в аквариуме (ответы детей).

- Правильно – это улитки, ракушки, аквариумные растения.

- Как вы думаете, рыбы, улитки - они живые или нет? (ответы детей)

- Правильно, рыбки и улитки живые существа.

- В какой воде им хотелось бы жить? (ответы детей)

- В чистой воде.

- Скажите, ребята, а для чего в  аквариуме нужны растения? (некоторые рыбы спрячутся там и могут полакомиться травинками.)

- Давайте подумаем и ответим: чем питаются аквариумные рыбки?

-Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю сделать небольшой аквариум своими руками. Для этого нам потребуется цветной картон и бумага, клей и ножницы и немного вашей фантазии (ребята делают аквариум).

- Посмотрите, ребята, какие красивые аквариумы у вас получились!

Заканчивая нашу экскурсию по живому уголку хочется отметить следующее:

Общение с обитателями аквариумом развивает школьников эстетически, помогает воспитанию хорошего вкуса. Известно, что простое созерцание аквариума со свежей зеленью и здоровыми рыбами улучшает состояние нервной системы, снимает возбуждение, успокаивает человека.

Информационные ресурсы:

М.Н. Ильин «Аквариумное рыбоводство»

В.С. Жданов «Аквариумные растения»

М. Брейли и П. Бергресс – «Золотая книга аквариумиста»

А.С. Полонский «Содержание и разведение аквариумных рыб»

https://www.aqvium.ru

https://rybkies.ru/rybki/nazvaniya-akvariumnyh-rybok.html

https://fanfishka.ru/akvariumnye-stati/944-populyarnye-akvariumnye-rybki.html

https://vyboroved.ru/raznoe1/926-luchshie-akvariumnye-rybki.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнёрство: грани взаимодействия лицея и станции юных туристов

В данной статье представлен опыт многолетней совместной работы учителей географии лицея и сотрудников СЮТур по обучению учащихся навыкам туризма, краеведения....

Методическое пособие на тему "Спортивное ориентирование в системе дополнительного образования детей на примере городской станции юных туристов г. Ногинска"

В этом методическом пособии дано описание средств и методов проведения занятий по спортивному ориентированию в системе дополнительного образования на примере городской станции юных туристов. Даны прим...

Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».

В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"...

Развитие творческих способностей ребёнка на занятиях бисероплетениемв детском объединении "Рукодельница" МОАУ ДОД "Станция юных техников г. Кирова"

В статье показана деятельность руководителя детского объединения «Рукодельница» по развитию творческих способностей воспитанников. Раскрываются основы содержания программы, эффективные приемы и методы...

Виртуальная экскурсия в зоологический музей г. Санкт - Петербурга

Презентация  позволит  провести  виртуальную  экскурсию  по  залам  музея  для  детей  подготовительной  группы  детского  сада....