«О человеческих ценностях» (воспитательный час)
план-конспект занятия (8 класс)

Григорьева Светлана Викторовна

 Цели:

  • Разделить в представлении учащихся понятия "добро", "зло", " убедить в необходимости добра и недопустимости зла.
  • Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям, библейским заповедям.
  • Развивать умение сопереживать другим людям, понимать их чувства, мотивы поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_chelovecheskih_tsennostyah.docx522.12 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское  областное  государственное  бюджетное общеобразовательное  учреждение  «Демидовская  школа – интернат»

                                                 

               «О человеческих ценностях»

                (воспитательный час) 

J:\работа по профилактике с группой риска\Воспитательный час\добро\image (1).jpg

                                                   

                                                   2017 – 2018 учебный  

                         

                                                                   Воспитатель: Григорьева

 Цели:

  • Разделить в представлении учащихся понятия "добро", "зло", " убедить в необходимости добра и недопустимости зла.
  • Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям, библейским заповедям.
  • Развивать умение сопереживать другим людям, понимать их чувства, мотивы поведения.

Наглядность (название темы на доске, цель, эпиграф, основные понятия, пословицы, афоризмы, библейские заповеди)

                                        Ход занятия

                                                              Добро и зло творить всегда

                             Во власти всех людей.

                                     Но зло творится без труда,

                                 Добро творить трудней!

Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну из актуальных тем. "О человеческих ценностях". Обратите внимание на эпиграф. Согласны ли вы с этим высказыванием?

Итак, сегодня наш разговор пойдет о важности добра во имя блага. Добро и зло – важная тема, заслуживающая того, чтобы постоянно уделять внимание на ее обсуждение.

Послушайте притчу о добре и зле:
«Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.
— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — тёмный. Понимаешь?
— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Ответьте на вопросы к притче.

Вопросы

1.Какие две половины человека раскрываются в притче?

2.Что значит светлая и тёмная сторона?

3.Как вы понимаете реплику?

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Воспитатель:

Дайте определение словам "добро" и "зло", "добрый человек" и "злой человек" ( работа в парах).

Добро - все положительное, хорошее: ласковое, доброе дело; поступок , приносящий пользу.

Зло - все дурное, плохое, вредное ; беда, несчастье, неприятность; злое чувство, гнев, досада.

Добрый человек - человек ,обладающий мягким характером, расположенным к людям , сострадательный, сердечный.

Злой человек - человек недоброжелательный, проникнутый враждой, ненавистью.

Воспитатель: - А теперь обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова.

Добро – всё хорошее в жизни людей, что отвечает их интересам, желаниям, мечтам.

Доброта -  это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.,

- Мне кажется, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали. (ответы учащихся)

Воспитатель: - Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность).

- Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили? (Ответы учащихся)

-Воспитатель: - А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то? (Ответы учащихся)

- А теперь поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?

-Воспитатель: - В Евангелии от Матфея сказано: “...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.

Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.А для этого нужно творить добро,своими делами пополнять Чашу Добра.

Вывод - Все люди очень разные…. Одни готовы отдать последнее своему другу и просто знакомому; у других и снега зимой не допросишься.

Выполнение теста «Добрый ли я»?

-Воспитатель:.- Каждый из вас сможет проверить: какие вы, всегда ли вы внимательны и добры к окружающим?

Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”

Вопросы теста

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
5. Часто ли ты используешь злые шутки?
6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

 Воспитатель:– Как правильно посчитать балы.

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.

Результаты:

Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков. Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

Словарная работа.

- Воспитатель: - А сейчас давайте попробуем слова первого столбика заменить словами противоположными по значению:

Плохо - хорошо 
Зло – добро
Война - мир
Жадность- щедрость 
Грубость – вежливость
Жестокость – ласка
Ложь - правда
Предательство – преданность

- Подберём к каждой букве в слове «добро» слова - прилагательные, раскрывающие положительные стороны человека.

Д – добрый

О – отзывчивый

Б – благородный

Р – решительный

О – оптимистичный

Воспитатель - Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.

В жизни капельки добра, сливаясь превращаются в ручеёк , ручейки в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря , если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка.”

- Значит не только слова должны быть добрыми , но и дела..

- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?

Сейчас мы с вами поговорим о доброте и терпении с точки зрения веры.

Понятие “добро” с точки зрения верующих людей означает жизнь по Божиим заповедям. Как вы думаете, в какой книге написаны Божии заповеди? Правильно – в Библии.. Эта книга – самая читаемая в мире. В ней описано, как пророку Моисею (показывается картина с изображением пророка Моисея) Богом были даны десять правил – как нужно жить человеку, чтобы ему было хорошо. Заповеди были написаны на каменных досках – скрижалях. Посмотрим на них. (10 заповедей).


https://arhivurokov.ru/multiurok/1/a/b/1abc88d9826e48ae77e20ccc0d09fe3e75e29fb6/chas-dukhovnosti-po-tiemie-dobro-vo-imia-blagha_1.jpeg







Все заповеди делятся на две группы: четыре рассказывают о любви к Богу, а шесть – о любви к ближнему. Мы с вами сейчас прочитаем шесть заповедей про отношения людей друг к другу и вы выберите: какие из них имеют отношение к теме нашего занятия о доброте, добре.

- Как вы понимаете эти заповеди?

Среди 10 заповедей есть одна, за выполнение которой обещана долгая и счастливая жизнь. Найдите и назовите её номер.

- Правильно, это пятая заповедь.

Подумайте и расскажите как мы должны относится к родителям, чтобы исполнилось то, что написано.

Когда вы вырастите, а родители станут пожилыми людьми – вы должны заботится о них. Проявлять доброту, терпение, уважение к ним.

Вывод: Что же такое добро, с точки зрения верующего человека?

 Чтение стихотворения Константина Романова “Молитва”

Научи меня, Боже, любить 
Всем умом Тебя, всем помышлением. 
Чтоб и душу Тебе посвятить 
И всю жизнь с каждым сердца биением. 
Научи Ты меня соблюдать 
Лишь твою милосердную волю, 
Научи никогда не роптать 
На свою многотрудную долю. 
Всех, которых пришел искупить 
Ты своею Пречистою Кровью, 
Бескорыстной, глубокой любовью 
Научи меня, Боже, любить.

Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере Библии. Эту мысль они отразили и в пословицах, поговорках которые передаются из уст в уста.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Делая зло, на добро не надейся..

Добра желаешь, добро и делай.

Добра ищи, а худо само придёт.

Добра не смыслишь, так худа не делай.

Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.

Добро делаем – добро и снится, а худо делаем – худо и снится.

Добро не лихо – ходит тихо.

Добро сеять, добро и пожинать.

В чем их смысл?

Вывод: от зла не жди ничего хорошего.

Чему учат эти поговорки?

Итог занятия:

 Воспитатель: Читает стихотворение Елены Екимовой « Творец»

Мы — создания Творца, 
Бога нашего Отца. 
Всё, что видишь ты вокруг, — 
Дело добрых Его рук. 
Это — небо и земля, 
Солнце, звёзды и моря, 
Лес, в который ходишь ты, 
Травы, ягоды, цветы. 
Дождик, молния и гром, 
Всё живое, что кругом, 
Пчёлки, рыбки, муравьи, 
Божьи птицы, соловьи… 
Всех животных Бог создал, 
В помощь, в радость людям дал. 
Всё с любовью сотворил, 
Чтобы счастливо ты жил.

Воспитатель: Давайте представим звон церковных колоколов.

- О чём он нам говорит, напоминает, рассказывает?

Вывод. Звон колоколов напоминает о том, что в мире должны жить радость, добро, любовь, а зло и горе должны уйти далеко и никогда не огорчать ни детей, ни взрослых. (Слушание звона церковных колоколов).

J:\работа по профилактике с группой риска\Воспитательный час\добро\img3.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 5 классе "О человеческих ценностях"

Классный час в 5 классе "О человеческих ценностях". Презентация сделана по итогам классного часа...

Урок литературы в 8 классе. Человеческие ценности в сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц".

Цель:1. Завершить знакомство со сказкой, раскрыть аллегорию, символы, фантастический мир сказки.2. Развивать память, внимание, устную речь, логическое мышление, расширять кругозор, навык анализа худож...

Классный час - урок нравственности. "Человеческие ценности"

Классный час - урок нравственности "Человеческие ценности"...

Классный час на морально-этическую тему "Что такое человеческие ценности"

Данную разработку можно использовать на классном часе для учащихся 5-6 классов для формирования человеческих ценностей, гармоничного развития  общечеловеческих задатков детского организма....

Классный час в 6 классе по теме "Вселенная человеческих ценностей"

Внеклассное мероприятие по теме "Вселенная человеческих ценностей" направлено на формирование представления у учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе....

Конспект открытого урока по литературе 6 кл. "Человеческая ценность повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

Тема:Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».Цель:Создать условия для проявления познавательной активности учащихся в процессе исследования текста. Развивать умение анализи...