Внеурочная деятельность
рабочая программа

Рындина Ирина Павловна

В данном разделе находятся материалы, рабочие программы внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рассмотрено на заседании

МО _____________________

_________________________

Протокол №____  от «___»_______2019  г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

________________И.П. Рындина

«_____»_____________2019   г.

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ «Бичурская  СОШ №4»

_________________Н.А.Нестерова

Приказ №____  от «___»_____2019  г.

«Бичурская средняя общеобразовательная школа № 4имени  Героя Советского Союза Соломенникова Е.И.»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 ____АЗБУКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_______________

(указать тему)

класс ___5-9________________     

                                               

Количество часов __35_______              

Учитель    __Рындина Ирина Павловна____________________________ 

Бичура

2019г.

Пояснительная записка

Программа «Азбука исследовательской деятельности» – общекультурной интеллектуальной направленности (проектно-исследовательское направление). Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы, методику организации проектной деятельности школьников, методику организации проектной деятельности Голуб Г.Б.

Рабочая программа составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»
  3. Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности  и реализации дополнительных образовательных программ»
  4. Учебный  план  МБОУ «Бичурская СОШ №4 имени героя Советского Союза Соломенникова Е.И.».
  5.  Авторская программа Петряевой Е.Ю. «Азбука исследовательской деятельности». Улан-Удэ, 2008.

    Актуальность.

      Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельного поиска в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для решения различных проблем. Важным становится воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

    Государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить перспективы, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

     Программа «Азбука исследовательской деятельности»  предназначена для внеурочной деятельности обучающихся основной школы 5-9 классов, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование организаторско-деятельностных качеств обучающихся: способности осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умения ставить цель и организовать ее достижение, творческих качеств.

      Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный подходы.

Цель программы: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности.

 Задачи:

  1. дать знания о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; 
  2. помочь обучающимся овладеть способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
  3. сформировать основные компетенции: ценностно-смысловую, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную;
  4. создать оптимальные условия для развития и реализации способностей обучающихся;
  5. сформировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширить общий кругозор;
  6. развивать опыт творческой деятельности;
  7. развивать опыт взаимодействия, сотрудничества.

Методы и средства педагогической диагностики

  • Наблюдение
  • Тестирование
  • Анкетирование

Ожидаемые результаты

Овладение курсом позволит обучающимся знать:

  • структуру учебно-исследовательской деятельности,
  • основное отличие цели и задач, объекта и предмета исследования,
  •  основные источники поиска необходимой информации.

 уметь:

  •  определять характеристику объекта исследования,
  • самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов,
  •  планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в группе,
  • пользоваться библиотечными ресурсами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями, сетью ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации об объектах.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 1 года обучения из расчёта 1 час в неделю – 35 часов в год.

Реализация программы предусматривает

  • Обобщение результатов
  • Формирование банка данных

 Главным ориентиром результативности программы станет показатель участия школьников в научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-        положительное отношение к исследовательской деятельности;

-        широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-        интерес к новому содержанию и новым способам познания;

-        ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-        способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-        внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

-        выраженной познавательной мотивации;

-        устойчивого интереса к новым способам познания;

-        адекватного понимания причин успешности / неуспешности исследовательской деятельности;

-        морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-        принимать и сохранять учебную задачу;

-        учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-        планировать свои действия;

-        осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-        адекватно воспринимать оценку учителя;

-        различать способ и результат действия;

-        оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

-        вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-        выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-        проявлять познавательную инициативу;

-        самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

-        преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-        самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-        осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-        использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-        высказываться в устной и письменной формах;

-        ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-        владеть основами смыслового чтения текста;

-        анализировать объекты, выделять главное;

-        осуществлять синтез (целое из частей);

-        проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

-        устанавливать причинно-следственные связи;

-        строить рассуждения об объекте;

-        обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-        подводить под понятие;

-        устанавливать аналогии;

-        оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-        видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-        осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-        фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-        осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-        строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-        оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-        использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-        допускать существование различных точек зрения;

-        учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-        формулировать собственное мнение и позицию;

-        договариваться, приходить к общему решению;

-        соблюдать корректность в высказываниях;

-        задавать вопросы по существу;

-        использовать речь для регуляции своего действия;

-        контролировать действия партнера;

-        владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

-        учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-        аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

-        с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-        допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-        осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-        адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Обучающийся будет знать:

  • основные особенности и условия проведения исследовательской работы;
  • общие правила защиты проекта; правила оформления реферата;
  • способы хранения информации;
  • что такое социологический опрос, микроисследование;
  • что такое учебное сотрудничество;
  • способы преодоления трудностей в реализации проектов.

Обучающийся будет уметь:

  • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта;
  • выбирать пути решения задачи исследования ;
  • составлять план действий совместного коллективного исследования;
  • адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
  • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;

Формы и виды контроля

   В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

  • выставки творческих работ учащихся;
  • мини – конференции по защите исследовательских проектов;
  • школьная научно – практическая конференция;

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Модуль «Введение в исследовательскую,  проектную деятельность»  4 часа

Модуль ориентирован на формирование знаний учащихся научной картины мира, понимания роли и значения науки в жизни общества, значимости учебно-исследовательской и проектной работы.

«Введение в проектную деятельность»  

Научные исследования и наша жизнь. Организация занятий, общие требования к учащимся. Беседа о научных исследованиях в области филологии и их влияние на современную жизнь. Экскурсия в библиотеку. Просмотр видеофильма.

Что такое исследование? Цели и задачи научного общества. Организация занятий, общие требования к учащимся. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности.

Методы исследования. Знакомство с различными методами и приёмами исследования. Повторение сведений о различных методах и приёмами исследования в исторической области.

Типы проектов

Проект и его типы. Классификации проектов. Практико-ориентированный проект. Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий проект. Игровой проект. Тип проекта, ведущая деятельность, проектный продукт.

История развития проектного метода.

  1. Модуль «От проблемы к цели». 5 часов

Модуль ориентирован на освоение учащимися таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, постановка цели, планирование деятельности и ресурсов.

В результате освоения модуля учащиеся:

1. получат представление о противоречии, лежащем в основе проблемы;

2. получат опыт:

а) описания  и анализа ситуаций, в которых возникают проблемы;

б) постановки задач, адекватных цели;

в) планирования ресурсов.

3. научатся:

а) обозначать проблему;

б) формулировать цель на основании проблемы;

в) формировать план деятельности. 

Понятие «Учебный проект»

Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Проект «   ?». Алгоритм работы над учебным проектом. Типы проектов. Структура проектов.

Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы

Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта. Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.

Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».

Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.

Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов. Написание эссе «Ступенька к проекту».

Постановка цели как прогнозируемый результат.

Постановка цели. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта

Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».

Гипотезы и провокационные идеи. Выработка гипотезы. Выдвижение провокационных идей. Работа с ЭОР. Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы.

 Практические работа  на продуцирование гипотез.

Контроль: обсуждение гипотез, выдвинутых учащимися.

Что такое задача.

Что такое задача. Определение и формирование задач адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение

  1. Модуль «Особенности исторического исследования» (8 часов).

Модуль предназначен для освоения учащимися умений, связанных с такими способами сбора данных, как анализ исторических источников, которые  востребованны на поисковом этапе работы над проектами наряду с использованием готовой информации.

В результате освоения модуля учащиеся:

- получат представление об особенностях исторического исследования

- получат представление о видах исторических источников

- получат опыт анализа и описания различных  исторических источников

4. Модуль «Работа с архивными каталогами и справочной литературой» (5 часов).

Модуль ориентирован на развитие информационной компетентности.

В результате изучения модуля ученики:

1. получат представление:

а) о структуре каталогов, о структурировании информации в справочной литературе

б) об оформлении карточки в каталоге и о способах получения информации из карточки;

2. будут знать способы первичной обработки информации

3. получат опыт:

а) самостоятельной работы с каталогами в библиотеке;

б) поиска информации по заданному параметру;

в) установление параметра поиска;

г)  работы со справочной литературой;

д) отбора информации в соответствии с необходимостью;

е) оформление ссылок на источник информации.

3. научатся:

а) пользоваться каталогами; находить информацию в справочной литературе;

б) устранять ошибки, допущенные при поиске информации.

в) работать с текстом при помощи разных приемов;

г) комбинировать разные способы первичной обработки информации;

д) работать с понятиями; 

Работа с каталогами и со справочной литературой

Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной книги по каталогу. Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации.

Реализация плана проекта

Основная часть проекта. Структура проекта. Оформление проекта.

Способы первичной обработки информации. Чтение текста с пометками. Составление плана по прочитанному тексту. Составление таблицы на основе полученных записей. Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему.

Способы первичной обработки информации.

Чтение текста с пометками. План текста

Составление плана по прочитанному тексту.

Составление плана

Таблица.

Составление таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц.

Формы и методы организации исследовательской деятельности. Методика сбора материала для исследовательской работы. Методы работы со справочниками, словарями, энциклопедиями, диаграммами, картосхемами, таблицами. Работа в  Интернет; поиск в Интернете. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение-просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала.  Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Практическая работа:

Посещение архива

Сбор материалов для исследовательской работы.

Работа  с источниками информации.

Индивидуальная работа над проектами и исследованиями.

Работа с Интернет.

Контроль: устный отчет о работе по теме исследования на заседании объединения.

  1. Модуль Исследовательская практика. (14 часов)

Целью данного модуля является формирование  обучающихся умения оценивать результат и процесс своей деятельности.

В ходе изучения модуля учащиеся:

1.получат представление:

-о процессе контроля;

-об оценке, отметке, оценочных шкалах;

2.получат опыт:

-деятельности в роли эксперта;

-рефлексии по поводу собственной оценочной деятельности;

-самооценки своей деятельности и ее результатов;

3.научатся:

-проводить оценку с использованием эталона.

Исследовательская практика.

Как выбрать тему собственного исследования. Разработка тем. Этапы работы. Планирование деятельности на каждом этапе.

Оформление исследовательских работ

Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”. Тезисы. Подготовка презентации по теме исследовательской работы или проекта.

Практическая работа: обработка результатов исследования, оформление исследовательской  работы .Подготовка тезисов. Подготовка компьютерной презентации с помощью программы «Мастер презентаций»

Формы контроля: готовая набранная на компьютере исследовательская работа. На промежуточном контроле: оформленный титульный лист, введение, заключение, Список литературы, тезисов и презентации результатов исследования.

Методика проведения самостоятельных исследований по теме Этапы работы. Планирование деятельности на каждом этапе. Разработка цели и задач исследования. Поиск информации. Правила оформления исследования.

Мини-конференция по итогам собственных исследований. Представление результатов своих исследований по пройденным темам.

Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся 5-6 классов. . Участие в конкурсах

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований». Этапы работы.  Планирование деятельности на каждом этапе. Разработка цели и задач исследования. Поиск информации. Правила представления результатов работы.

Коллективная игра-исследование « ?». Практическая работа с этимологическим и толковым словарями. Игра «Откуда есть пошло…»

. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований по теме « ».  Поиск информации о местных топонимах в библиотечном фонде, сети ИНТЕРНЕТ, школьном музее. Практикум по исправлению ошибок в исследовательских работах обучающихся.

Оформление результатов исследования. Оформление результатов исследования. Практикум по исправлению ошибок в оформлении работ обучающихся.

Отработка навыков публичного выступления

Что нужно знать выступающему перед аудиторией? Как отобрать материал для выступления? Выступления с докладами в начальной школе,  перед членами своего объединения, на школьных и районных научно-практических конференциях

Практическая работа: отработка навыка выступления перед аудиторией, отработка приемов использования презентаций, наглядного материала.

Формы контроля: выступление перед аудиторией

 Мини-конференция.  Выступление обучающихся с результатами исследования.

Работа над проектами.

Система оценки проектных работ

Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка.

П.р.«Оценивание собственного или группового проекта»..

 Обработка результатов Подготовка отчета и презентации

Оформление результатов в виде сценария видеофильма, программы, буклета, статьи, репортажа, дизайна, рубрик газеты, альманаха, альбома и пр. Планирование презентации.

Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований). Практикум по исправлению ошибок. Подготовка рефератов, творческих и исследовательских работ к защите на конкурсе.Защита собственных исследований.  Участие в конкурсах .

Календарно-тематическое планирование

№№

Наименование тем, разделов

Дата прохождения

Скорректированная дата прохождения

Характеристика видов деятельности учащихся

1.

Вводный инструктаж по ТБ. Научные исследования и наша жизнь.

1 неделя сентября

Участвуют в обсуждении вопросов, понимают понятия «проектная деятельность», «учебно-исследовательская деятельность», определяют отличительные признаки этих видов деятельности.

2

Что такое исследование?

2 неделя сентября

Знакомятся с понятием «исследование». Обсуждают значение исследовательской деятельности

3

Методы исследования

3 неделя сентября

Знакомятся с различными методами и приёмами исследования.  

4

Типы проектов

4 неделя сентября

Узнают какие типы проектов существуют. чем они отличаются друг от друга

6

Понятие «Учебный проект»

1 неделя октября

Знакомятся с алгоритмом работы над учебным проектом. структурой проектов.

7

Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы

2 неделя октября

Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».

8

Планирование деятельности. Задачи проекта

3 неделя октября

Практическая работа «Мозговой штурм (формулирование задач)

9

Что такое ресурсы

4 неделя октября

Написание эссе «Ступенька к проекту».

10

Гипотезы и провокационные идеи.

5 неделя октября

Практические работа  на продуцирование гипотез.

11

Особенности исторического исследования

1 неделя ноября

Знакомятся с особенностями исторического исследования

12

Письменные исторические источники

2 неделя ноября

Знакомятся  с письменными историческими источниками. Получат опыт анализа и описания исторических источников

13

Вещественные исторические источники

3 неделя ноября

Знакомятся  с вещественными историческими источниками. Получат опыт анализа и описания исторических источников

14

Фото-документы как

особый вид исторического источника

4 неделя ноября

Знакомятся  с фотодокументами как видом исторических источников. Получат опыт анализа и описания исторических источников

15

Фоно-документы (аудиозаписи, песни)

1 неделя декабря

Знакомятся  с фоно-документами как видом исторических источников. Получат опыт анализа и описания исторических источников

16

Монеты, купюры  как

особый вид исторического источника

2 неделя декабря

Знакомятся  с нумизматическими  источников. Получат опыт анализа и описания исторических источников

17

Марки, плакаты, карикатуры как особый вид исторического источника

3 неделя декабря

Знакомятся  с художественными  источниками. Получат опыт анализа и описания исторических источников

18

Мемуары, воспоминания как особый вид ис-торического источника

4 неделя декабря

Знакомятся  с мемуарными   источниками. Получат опыт анализа и описания исторических источников

19

Архив. Функции и задачи

1 неделя января

Знакомятся с деятельностью архивной службы. Понятие электронный архив

20

Экскурсия в Архивную службу МО  «Бичурский район»

2 неделя января

Посещают архив.  Получают опыт  работы в архиве.

21

Работа с каталогами и со справочной литературой

3 неделя января

Знакомятся с системой хранения информации в библиотеках.

22

Экскурсия в районную библиотеку

4 неделя января

Посещают библиотеку.  Получают опыт  работы в библиотечном каталоге.

23

Работа  в Интернет.

5 неделя января

Знакомятся с правилами поисковой работы в Интернет. Получают опыт  работы  в поисковых системах, тематических сайтах.

24

Реализация  собственного проекта /исследовательской работы

1 неделя февраля

Знакомятся с требованиями оформления проекта. Знакомятся со структурой введения и заключения. Формулируют собственное незнание.

25

Структурирование работы Постановка проблемы и целей. Выработка гипотезы.

2-3

неделя февраля

Ставят цели проекта. Высказывают  (формулируют) гипотезу.

26

Планирование деятельности.

4 неделя февраля

Знакомятся с этапами работы над проектом, анализируют каждый этап под руководством учителя.

27

Подбор литературы и

источников.

1-2

неделя марта

Обсуждать источники дополнительной информации. Учиться отбирать дополнительную .

28

Отбор и систематизация материала, составление плана.

3-4

неделя марта

Практическая деятельность учащегося: актуализация и фиксация имеющихся знаний

29

Определение методов

исследовательской

деятельности

1 неделя апреля

Определяют методы исследования. Планируют свою деятельность.

30

- 32

Работа над проектом (консультации преподавателя):
Обработка, анализ и систематизация материалов по теме исследования. Определение способов оформления результатов исследования

2-4

неделя апреля

Индивидуально-консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Составляют введение и заключение, графически оформляют текст и библиографический список.

33

Оформление результатов исследования. 
Подготовка доклада, сдача на проверку.

1 неделя мая

Готовят презентацию и публичную защиту  работы

34

Подготовка к защите проекта.

2 неделя мая

Готовятся к защите проекта.

35

Защита проекта (выступление с докладом)

3 неделя мая

Презентация индивидуальных проектов


Учебно-методическое обеспечение

1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. (под редакцией проф. Когана Е.Я.) – «Основы проектной деятельности школьника» (методические рекомендации по преподаванию курса) – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.

2. Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А. – Практикум с основами экологического проектирования» - М.: ВАКО, 2014.

3. Леонтович А.В.,  Саввичев А.С. -  «Исследовательская и проектная работа школьников» - М.; «ВАКО», 2014.

4. Чередниченко И.П. – «Исследовательская деятельность учащихся» - Волгоград: Учитель, 2009.

5. Шумакова Н.Б. – «Развитие исследовательских умений младших школьников» - М., «Просвещение№, 2011. (работаем по Новым Стандартам).

                   



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рассмотрено на заседании

____________________________________________________

Протокол №____  от «___»_______2017  г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

________________И.П. Рындина

«_____»_____________2017   г.

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ «Бичурская  СОШ №4»

_________________Н.А.Нестерова

Приказ №____  от «___»_____2017  г.

 «Бичурская средняя общеобразовательная школа № 4»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности  

 ___»Школьный музей»______________________________________________

(указать тему)

класс ___5-6________________      

                                               

Количество часов _____35____              

Учитель    _Рындина Ирина Павловна_________________________________

\

Бичура 2017

  1. Пояснительная записка.

Реалии современного общества побуждают педагогов включаться в социально-педагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей модернизации образовательных систем. Такая ситуация предполагает создание педагогами различных образовательных технологий, максимально согласованных с целями развития образования и индивидуальными особенностями обучающихся.

Структура и содержание образовательных программ строятся таким образом, чтобы учитывать вариативную составляющую стандарта. Одно из возможных направлений педагогических инноваций  –  краеведческая и поисковая работа, связанная с деятельностью школьного музея и технологией «музейная педагогика».    

Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала, пробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку.

Уникальная   среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников,  развивать навыки межличностной коммуникации, расширить образовательное пространство школы через привлечение ресурсов окружающего социума.

Современному обществу нужен не просто грамотный исполнитель, а человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению информации, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, умеющий принимать верные решения, стремящийся к совершенству.  

Насущным требованием становится утверждение в сознании обучающихся необходимости гармонии личных и общественных отношений, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к духовно-культурным ценностям и традициям, причастности к общечеловеческим проблемам. Осмысление этих требований, анализ результатов учебно-воспитательного процесса позволяют определить цель школы и выбрать правильное направление в ее развитии, установить стратегический и технологический уровни развития школы, а также уровень личностных контактов с учетом требований  гуманизации образовательного процесса.

Одним из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективных средств  обучения и воспитания подрастающего поколения является школьный музей. Школьный музей – это, по сути, универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства ребенка.

 Ключевой идеей является создание оптимальных условий для формирования гармонично развитой, социально активной, подготовленной к жизни в поликультурном обществе личности  через технологию «музейная педагогика».  Школьный музей поможет оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, обучить навыкам исследовательской работы, способствует сохранению, возрождению и развитию локальных  культурно-исторических традиций, учит навыкам участия в диалоге культур.

  Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, посёлка, школы, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

               Школьный музей своей программой вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России.

             Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего села, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.

              Актуальность программы.

              Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения.  

             Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.  

             Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать  и школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

Цель:

-Формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и носителя духовных ценностей и традиций родного народа.

Задачи:

1.Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы.

2.Развитие  умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.

      3. Формирование навыков работы с архивными документами.

      4. Развитие  навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на предложенную тему.

      5. Обучение методикам проведения  экскурсий в школьном музее.

      6. Развитие устной и письменной речи учащихся через  умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления собранного материал.

В процессе обучения у учащихся происходит:  

- Формирование представления об историческом времени  и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;

- Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;

- Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии

При составлении программы курса учитывались такие моменты, как:

- направленность основной образовательной программы общего образования на формирование личности каждого школьника, владеющей творческими  компетенциями, способной к успешной интеграции в современном обществе и к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции,

- требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования,

- системно – деятельностный подход как методологическая основа ФГОС,

- положение о единстве и взаимосвязи  всех видов музейной деятельности,

- принципы: любой  обучающийся должен хотя бы в общих чертах знать историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской,  учетно-хранительской и просветительской работы, иметь целостное представление картины мира, максимальную ориентацию на творческое начало в любом виде деятельности, умения  применять полученные знания на практике,

Программа рассчитана на 35 часов  для обучающихся  5 – 6 классов. Данный курс предполагает  как теоретические, так  и практические занятия, проведение индивидуальных и групповых занятий по организации поисковой работы, исследовательской  деятельности, оформлению и представлению ее результатов, подготовке публичных выступлений.

Методы обучения

  1. Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
  2. Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций  и выставок музея.
  3. Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
  4. Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности. 

           

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Ожидаемые результаты.

  • появится интерес к истории своего Отечества и родного края.
  • у обучающихся появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению.
  • укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.
  • обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с историческими и литературными источниками.

Личностные УУД :

1.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

2.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

4.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

5. Проникнется уважением к прошлому, бережному отношению к реликвиям.

6.Формирование потребности сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД

1. Формирование теоретических знаний и практических умений в области истории и культуры родного края.

2. Развитие умений работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками.

3. Развитие умений описывать конкретные экспонаты и события, заниматься самостоятельным исследовательским поиском, находить и осуществлять отбор нужной информации.

4.Развитие умений находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве.

5.Формирование навыков самостоятельного творческого поиска.

Регулятивные УУД:

1. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; . определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

3.Формирование умения сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве.

4. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Коммуникативные УУД:

1.Высказывать свою точку зрения, приводить аргументы, наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы.

2. Использовать речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

3. Готовность слушать собеседника и вести диалог

4. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

В основу изучения положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням:

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

приобретение школьниками знаний:

- о памятниках истории и культуры, о людях других поколений и других социальных групп;

- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки

информации;

- о логике и правилах проведения научного исследования;

- о традициях памяти событий Великой Отечественной войны;

- о правилах конструктивной групповой работы;

- о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в

справочной литературе.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

- развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной этнической или культурной принадлежности.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия):

школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны.

3.Содержание программы.

1. Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе. 2 часа

 История возникновения музейного дела. Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы. Знакомство с положением о школьном музее. Предметность и наглядность в школьном музее. Основные направления деятельности школьного музея. 

2. Фонды музея. Научная организация фондовой работы. 2 часа

 Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно – вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея.

3.  Поисково-исследовательская  работа.  17 часов

Разработка поиска по направлениям

  1. «История школы»
  2. «Наши земляки – ветераны Великой Отечественной войны»
  3. «Культура и быт народов Бурятии»

Проведение поиска по конкретной теме:

- сбор экспонатов,

- сбор информации;

- обработка и систематизация собранных материалов;

- организация  научно-исследовательской работы;

 4. Учёт и хранение фондов 2 часа

Задачи учётно – хранительской работы. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Приём и выдача предметов.

Вспомогательные картотеки:

а) книга записи воспоминаний

в) журнал приёма исторических памятников

г) журнал учёта газетных материалов

Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах.

Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции.

 5.  Экспозиционная работа. 12 часов

Знания о требованиях к экспозиции.   Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа):

«Мы гордимся историей школы»;        

            «Наши земляки – ветераны Великой Отечественной войны»

Подборка текстового материала к экспозициям. Оформление экспозиций, стендов. Составление текстов экскурсий по созданным экспозициям. Проведение экскурсий по заявкам классов.

  1. Тематическое планирование

Наименование разделов, блоков, тем

Всего

часов

Количество часов

теория

практика

1.

Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.

2

2

2.

Фонды музея. Организация фондовой работы.

2

2

3.

Поисково – исследовательская работа.

17

1

16

4.

Учёт и хранение фондов.

2

1

1

5.

Экспозиционная работа.

12

1

11

итого

35

8

27

        

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов, тем

Кол. Час.

       

Оборудование

Характеристика деятельности  обучающихся

Дата

План

Факт.

Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе. 2 часа

1-2

История возникновения музейного дела.

2

Ноутбук, проектор

Познавательная

деятельность

(рассказы детей;

просмотр

видеофрагментов

(использование

ресурсов Интернета)

1-2 неделя

Фонды музея. Организация фондовой работы. 2 часа

3

За что вещи

попадают

в музей?

1

Музейные  экспонаты

Ноутбук, проектор

Познавательная

деятельность,

проблемно- поисковая

деятельность;

(просмотр

видеофрагментов

(использование

ресурсов Интернета,

компьютерных

программ).

Игровая деятельность

(игра «Экскурсовод и

экскурсанты»

(экскурсовод

представляет вещь,

экскурсанты задают

вопросы.)

3 неделя

4

Музей-машина

времени. Роль музея

в жизни человека.

1

Ноутбук, проектор

Игровая деятельность,

познавательная

деятельность,

(игра «Путешествие во времени»

(использование

видеослайдов);

беседа о роли музея в жизни человека.

4 неделя

Поисково – исследовательская работа. 17 часов

5

«Бабушкин сундук».

Семейные реликвии.

5

Журналы регистрации экспонатов,  музейные реликвии

Краеведческая

деятельность

(сбор экспонатов, встречи с жителями микрорайона беседа;  представление

семейных реликвий).

5- 9 неделя

6.

«Никто не забыт,  ничто не забыто»

8

Фотографии, документы,  

Познавательная

деятельность,

проблемно- поисковая

деятельность (сбор материала  о наших земляках –ветеранах Великой Отечественной войны)

10 – 17 неделя

7.

История школы в фотографиях, документах и воспоминаниях»

4

Фотографии, документы

Познавательная

деятельность,

проблемно- поисковая

деятельность (поиск документов и фотографий, беседы интервью  с жителями микрорайона)

18-21 неделя

8

Учет и хранение фондов

2

Экспонаты, фотографии, документы

Теория и практика учета и хранения фондов музея

22-23 неделя

8

Экспозиционная работа.

10

Оформление результатов поисковой деятельности в    виде экспозиций, стендов и  проектов

24-33 неделя

9

Защита проектов

4

34-35 неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...