Рабочая программа корреционно-развивающих занятий педагога-психолога.Уровень образования/класс: начальное общее образование, 1-4 класс
рабочая программа

Гусарова Людмила Петровна

Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена не в ранней программной подготовке дошкольника, а в полноценном освоении игровой деятельности. Так, в частности, в процессе развития сюжетной игры расширяется кругозор, формируется воображение, произвольность поведения, вырабатываются умения принимать правила, инструкцию, следовать заданному алгоритму, формируются познавательные интересы. В дальнейшем обучении, в совместной работе с учителем у школьников, на основе познавательных интересов, формируются потребности в теоретических знаниях, что, в свою очередь, преобразуется в многообразие мотивов учебной деятельности.                                 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                             «Школа №1 с наличием интерната» города Сарова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                                                                                                   коррекционно-развивающих занятий

уровень образования/класс: начальное общее образование, 1-4 класс

Программа разработана на основе программы Д.А.Глазунова, 2008 г.

                                                                                      Составитель:                                                                                                                                                                                                                                                                              педагог-психолог                                                                                                                                                     Гусарова Л.П.

2019 г.

Актуальность

С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают нестабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Таким образом, одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности как в период адаптации в первом классе, так и на всем протяжении обучения в младших классах.

Причем учебная деятельность принимается не только как проявление интеллектуально-познавательной активности детей, а как «…явление целостной и полнокровной жизни детей в школьный период развития…» (В.В. Давыдов). Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена не в ранней программной подготовке дошкольника, а в полноценном освоении игровой деятельности. Так, в частности, в процессе развития сюжетной игры расширяется кругозор, формируется воображение, произвольность поведения, вырабатываются умения принимать правила, инструкцию, следовать заданному алгоритму, формируются познавательные интересы. В дальнейшем обучении, в совместной работе с учителем у школьников, на основе познавательных интересов, формируются потребности в теоретических знаниях, что, в свою очередь, преобразуется в многообразие мотивов учебной деятельности.                                  

Сформировавшийся мотивационный компонент готовности к обучению в школе, подкрепляясь развитыми познавательными процессами (память, внимание, воображение) и первичной подготовкой к школе, позволяет младшему школьнику успешно преодолеть период адаптации к школе.. Но в настоящее время, в школьной практике  нет одинакового взгляда на то, что входит в понятие «готовность обучения к школе». Как правило, особое внимание уделяется интеллектуальной  готовности к школе, тогда как на личностную и социально-психологическую готовность не обращается должностное  внимание. Это все вносит дополнительные трудности в работу учителя, поскольку ему на уроках необходимо решать проблемы, связанные с отсутствием мотивов учения, с недостаточным развитием познавательных процессов, произвольности, то есть не осваивать содержание, в первую очередь стараться восполнять проблемы развития компонентов школьной готовности. Однако традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. На традиционных уроках в большей степени используются интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени - подкрепляются. Возникает необходимость  в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый  деятельностный опыт. Для организации таких занятий психологу, прежде всего, необходимо совместно с учителем организовать психолого-педагогическое наблюдение в классе с целью выявления основных проблем, и провести экспресс-диагностику актуального развития. Согласно полученным результатам, необходимо выбрать приоритетные программы развития.

        Организация обучения детей с ЗПР требует внедрения в школе системы коррекционно-развивающего обучения, предполагающей обязательную комплексную помощь детям с трудностями в обучении и сопровождение специалистами различного профиля (психологом, логопедом, социальным педагогом) учебного процесса. В нашей школе создано 7 специальных (коррекционных) класса VII вида. Учебным планом предусмотрено проведение в данных классах коррекционно-развивающих занятий, направленных на преодоление недостатков развития ребёнка, восполнение пробелов в знаниях, подготовку к усвоению сложных тем.

Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Поэтому Программа коррекционной работы должна предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации.

Психокоррекционные занятия.

Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Основные направления работы:

диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений);

диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности);

диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);

формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального  поведения (формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях);

формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).

Результаты освоения коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия»
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
: формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов; гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля; развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе.

Требования к результатам освоения курсов коррекционно-развивающей области конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ОВЗ в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.

Цель данной программы – оказание помощи ученикам в освоении учебной деятельности, как в период адаптации, так и на протяжении всего обучения в школе.

Достижение указанной цели будет решаться посредством следующих задач:

- коррекция отдельных сторон психической деятельности (развитие памяти, внимания, восприятия, пространственных и временных представлений);

- развитие основных мыслительных операций (обобщение, классификация, навыки соотносительного анализа, умение работать по инструкции);

- развитие различных видов мышления (наглядно-образного, словесно-логического и др.);

- расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;

- развитие коммуникативных навыков, помощь в социализации.

Ожидаемые результаты.

Личностные,  метопредметные результаты:

  • Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
  • Положительное отношение к школе;
  • Принятие социальной роли ученика;
  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и и способам  решения новой задачи;
  • Способность к оценке своей учебной деятельности;
  • Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки
  • Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Помнить и удерживать правило, инструкцию во времени;
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • Начинать выполнение действия  и заканчивать его в требуемый временной         момент:
  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей

Познавательные УУД:

  • Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • Осуществлять синтез, как составление целого из частей;
  • Проводить сравнение по заданным критериям;
  •  Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, устанавливать аналогии

Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать речь других;
  • Задавать вопросы;
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Работа над программой включает подготовительный этап: изучение научно-методической литературы по вопросам обучения и воспитания детей со смешанными специфическими расстройствами психологического развития, знакомство с учебными коррекционно-развивающими программами, подбор диагностического инструментария, отбор методов и приёмов коррекционно-развивающей работы.

Важным этапом является диагностика, позволяющая оценить потенциальные возможности ребёнка, исходя из понятия «зона ближайшего развития» и выбрать оптимальные средства и приёмы коррекционного воздействия. Учитывается физическое состояние ребёнка, уровень развития и особенности познавательной сферы, мотивации. (Сроки - 1 - 16 сентября)

Заключительный этап – итоговая диагностика. Повторное диагностирование позволяет сделать вывод об эффективности коррекционно - развивающей работы, динамике развития ребёнка.

Тематические планы занятий созданы в соответствии с имеющимися в школе коррекционными классами (1-4классы). Предполагается дополнение программы по мере необходимости.

Хороши эти занятия тем, что на каждом уроке проводится как диагностическая, так и коррекционная работы. Занятия логически выстроены по двум направлениям:                                                1. От простого к сложному.                                                                                                                        2. По актуальности задач в период адаптации и на протяжении всего учебного года.                                                    Одна из главных задач данных уроков научить детей не бояться ошибаться, для этого используются мотивационные беседы и самопроверка с обсуждением основных ошибок. Большая часть упражнений выполняется в тетради и на бланках, поэтому очень удобно использовать цветные карандаши, фиксирующие ошибки. Это замечательный способ диагностики трудностей ребёнка.

                Данная рабочая программа разработана с помощью методического пособия с электронным приложением автора составителя Д.А.Глазунова «Психология. 1-4 класс. Развивающие занятия»– (Школьный психолог) и рассчитана на 4 года.

Количество учебных часов:

1 год обучения: 33 учебных часа (1 час в неделю).

2 год обучения (1 класс): 33 учебных часа (1 час в неделю)

2 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).

3 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).

4 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).

 Возраст: 6 – 11 лет.

 Длительность занятий: 40 минут 

Список используемой литературы

  1. Глазунов Д.А. Развивающие занятия,1-4 классы / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2008
  2. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова,Т.В. Экзакусто. – Ростов-н/Д, Феникс, 2003
  3. Кравцова Е.Е Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 1-8/Е.Е.Кравцова – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 г.
  4. Младший школьник. Развитие познавательных способностей / под ред. И.В.Дубровиной – М.: Просвещение, 2003
  5. Практическая психология образования/ под ред. И.В. Дубровиной – М.: ТЦ «Сфера»,1998
  6. Локалова Н.П.. 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
  7. 3. Лопаткина А., Скребцова М. 500 игр для детского сада, школы и семьи.- М.: ИДЛи, 2001.
  8. Коррекционная педагогика. Учебное пособие. Москва, 1999
  9. Конева Е. В., Корнилова С. Б. Учителю о детях с задержкой психического развития. Ярославль, 2003
  10. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Москва, 2001
  11. Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Москва, 2000
  12. Усанова О. Н. Дети с проблемами психического развития. Москва, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.

1.      Планируемые результаты освоения учебного предмета        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (ФГОС) на уровень основного общего образования 5-8 классы

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 класса  соответствует базовому уровню изучения предмета, создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Искусство (МХК)» в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы очно-заочная, заочная формы обучения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по предмету «Искусство (МХК)»  в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы составлена на основе авторской программы Г.И.Даниловой....

Рабочая программа учебного предмета «Физика» предметной области "Естественно-научные предметы" основного общего образования (6 - 9 класс)

    Цели, на достижение которых направлено изучение физики в  МАОУ «Центр образования им. И.А. Милютина», определены исходя из целей основного общего образования,сфор...

Рабочая программа по исследовательской деятельности Физика 10-11 классы (ФГОС) Среднее общее образование (10-11 классы)

Рабочая программа предмета «Индивидуальный проект» для 10 – 11 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, тре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» для 1-4 класса начального общего образования (конструктор)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного предмета «Физическая культура» для 1-4 класса начального общего образования (конструктор)...