Квест-игра "Долгая дорога к Победе"
методическая разработка

Кунева Марина Евгеньевна

Методическая разработка квест-игры "Долгая дорога к Победе" позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_kvest-igry_dolgiy_put_k_pobede.docx979.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка квест-игры «Долгая дорога к Победе».

Кунева Марина Евгеньевна, учитель истории и обществознания

Цель: расширить и систематизировать знания учащихся о ВОв.

Задачи: 

- образовательная - вовлечение каждого ребёнка в активный познавательный процесс по теме «Великая Отечественная война»;

- развивающая - развитие интереса к событиям и личностям  Великой Отечественной  войны, творческих способностей, воображения учащихся; формирование умений самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации;

- воспитательная - воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, развитие коммуникационных взаимодействий между игроками.

Целевая аудитория: учащиеся 9-11 классов.

Подготовительная работа:

  1. Опережающее задание: повторить основные битвы ВОв, название операций, полководцев, героев, виды вооружений, награды, памятники, песни времен Вов; придумать название команды, соответствующее теме мероприятия.
  2. Подготовить таблички для этапов маршрута игры, маршрутные листы команд.
  3. Спрятать задания.
  4. Разделить ребят на три команды: 1 команда – те, кто поверхностно знают историю, 2 команда – те, кто неплохо знают историю, 3 команда – те, кто интересуются историей и знают ее отлично.

Оборудование: скотч, ножницы, гитара, танк из спичечных коробков, конверт, ручки, распечатанные задания для команд

Ход игры.

Этап мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Вступительное слово.

Пожалуй, в каждой семье хранятся воспоминания, фотографии, награды и другие документы участников Великой войны. В каждой семье есть своя история ветерана. Но все они объединены в одну – историю Великой Отечественной войны 1941-45 годов. Наши воины прошли долгий путь к Победе. Накануне этого праздника пройти свой путь к победе предлагаю вам сегодня и я.  

Каждая команда пройдет свой маршрут, вспомнив знаменательные даты и события, героев и оружие Великой Отечественной войны. За выполнение заданий вы будите получать звезды (Приложение 3), из которых потом составите ключевое слово нашей игры.

Каждая команда получает лист, в котором указан маршрут игры и время на выполнение задания. (Приложение 1).

Учитель напоминает правила работы в группе.

Настраиваются на игру.

Команды получают маршрутный лист, изучают его содержание.

Повторяют правила работы в группе.

Игра.

Координирует работу команд.

1 Этап «Агитбригада»: задание спрятано в гитаре.

2 Этап  «Герой»: в классе на разных партах разложены конверт с задание для 1 команды, самолетики с заданием для 3 команды и танк из спичечных коробков, внутри которых спрятаны задания для 2 команды. Каждой команде дается подсказка, где искать задание: 1 команда- «Полевая почта», 2 команда – «Экипаж машины боевой» , 3 команда – «Внимание! Воздух!».

3 Этап «Битва»: команды получают карты и задания к ним.

4 Этап «Штаб»: на партах для каждой команды приготовлены разрезанные на части изображения наград, на оборотной стороне которого текст с описанием маршалов Советского Союза. На доске прикреплены портреты маршалов.

5 Этап «Разведка»: шифровки для команд спрятаны в книгах на полках шкафа.

6 Заключительный этап: после выполнения задания учитель выстраивает команды в последовательности – 2 команда-1 команда – 3 команда – и поясняет, что эти памятники – элементы композиции в честь Победы – триптих «Меч Победы»: Подразумевается, что это Меч Победы, который выкован и поднят на Урале, в дальнейшем он был поднят «Родиной-матерью» в Сталинграде -   городе, в котором наступил коренной перелом в войне, а гитлеровская Германия потерпела одно из своих самых существенных поражений. Третий монумент серии «Воин-освободитель» опускает Меч Победы в самом логове врага — в Берлине.

Проходят маршрут, выполняют задания.

(Приложение 2)

Из 6 звезд составляют ключевое слово игры «ПОБЕДА».

Подведение итогов.

Распределяет места между командами, проводит награждение.

Подсчитывают свои звезды, сдают маршрутные листы учителю.

Приложение 1.

Маршрутный лист 1 команды.

Название пункта

Время выполнения задания

Отметка о выполнении задания

Роспись

координатора

1

Разведка

5 мин

2

Штаб

5 мин

3

Битва

3 мин

4

Герой

5 мин

5

Агитбригада

3 мин

Маршрутный лист 2 команды.

Название пункта

Время выполнения задания

Отметка о выполнении задания

Роспись

координатора

1

Герой

5 мин

2

Битва

3 мин

3

Штаб

5 мин

4

Агитбригада

3 мин

5

Разведка

5 мин

Маршрутный лист 3 команды.

Название пункта

Время выполнения задания

Отметка о выполнении задания

Роспись

координатора

1

Агитбригада

3 мин

2

Герой

5 мин

3

Разведка

5 мин

4

Штаб

5 мин

5

Битва

3 мин

Приложение 2.

Задания по этапам игры.

Этап  «Агитбригада».

В дверях кабинета команда получает шифровку, в которой указано, где спрятано задание.

Шифровка:   ГХТХХА  (гитара).

- Задание для 1 команды. 

Назовите самые популярные песни времен ВОв.

(«Священная война», «Прощайте, скалистые горы»; «Вечер на рейде»; «До свиданья, города и хаты», «Темная ночь»; «Случайный вальс», «Синий платочек»; «В лесу прифронтовом», «Катюша», «Смуглянка», «Песенка фронтового шофёра», «Дорога на Берлин»)

- Задание для 2 команды.

Какое грозное оружие было названо русским девичьим именем?

(Гвардейский реактивный миномет – бесствольная система полевой реактивной артиллерии БМ-13)

- Задание для 3 команды.

Эта песня родилась из письма попавшего  в окружение в конце ноября 1941-го под Истрой со штабом одного из гвардейских полков корреспондента газеты «Красноармейская правда». На этом месте установлен памятник. Назовите песню и ее автора.

(«Землянка», автор поэт Алексей Александрович Сурков)

Этап  «Герой».

Задания для 1 команды.

Соберите портрет Героя Великой Отечественной войны и расскажите о его подвиге.

Кого из Героев Великой Отечественной войны вы ещё знаете?

Задания для 2 команды.

- Как советские солдаты называли немецкие танки? Почему?

(«Зверинец», потому что немецкие танки назывались «Тигр» и «Пантера»)

- Назовите самое масштабное танковое сражение времен ВОв.

(Битва под Прохоровкой)

- Какой танк был признан лучшим танком мира?

(Т-34)

Задания для 3 команды.

1 самолетик: Какие подвиги советских летчиков в годы ВОв вы знаете?

2  самолетик: Кто и когда совершил первый воздушный таран?

(26 июня 1941 г Николай Гастелло)

3 самолетик: Какое имя получил в армии штурмовик СУ-25?

А) «пчела»,      Б)»грач»,     В)»пингвин».

Этап «Битва»

Задание для 1 команды.

F:\мероприятия\Игра Долгая дорога к Победе\img1.jpg

Задание для 2 команды.

F:\мероприятия\Игра Долгая дорога к Победе\129345_2_1 — копия.jpeg

Покажите на карте линию фронта на Ленинградском направлении и «дорогу жизни».

Задание для 3 команды.

F:\мероприятия\Игра Долгая дорога к Победе\1003596-i_014.png

Какое название получила эта часть фронта? Как называлась состоявшаяся здесь битва?

Этап «Штаб»

Задания для 1 команды.

- Составьте из предложенных элементов картинку.

- Что изображено на картинке?

(Орден Александра Невского)

невский

- Прочитайте текст на обратной стороне. О ком идет речь?

«Советский полководец. Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. В послевоенные годы получил народное прозвище «Маршал Победы». Министр обороны СССР (1955—1957).

Родился 1 декабря 1896 г. в деревне Стрелковке Калужской губернии. Окончил школу с похвальным листом. В армию попал в разгар Первой мировой войны. Отобрали его в кавалерию. После успехов в службе его отправили учиться на унтер-офицера. В 1918 г. вступил добровольцем в Красную Армию. В 1921 г. он получил орден Красного Знамени. Взяв на себя командование в Монголии в 1939 г., он и его отряд подавили очаги сопротивления Японской армии. За это его наградили первой Звездой Героя Советского Союза. Начало Великой Отечественной войны встретил в должности начальника Генерального штаба. В 1941 г. по приказу Верховного главнокомандующего возглавил Ельнинскую операцию. 26 августа 1942 г. был назначен заместителем Верховного Главнокомандующего. В 1942 г. участвовал в операции «Искра» в прорыве блокады Ленинграда. В 1943 г. после освобождения Ленинграда, было присвоено звание маршала Советского Союза. С 1943 г. руководил крупными советскими соединениями. Стал Верховным Главнокомандующим. 24 июня 1945 г. принимал Парад Победы на Красной площади в Москве. После войны попал в опалу и был сослан в Одессу командовать Одесским военным округом. В 1955 г. стал первым заместителем министра обороны СССР. Позднее Хрущев его уволил с этой должности. В 1958 г. он был уволен из Вооруженных Сил. После увольнения написал книгу «Воспоминания и размышления». Умер 18 июня 1974 года. В память о нем в Москве на Красной площади, недалеко от могилы Неизвестного солдата, легендарному маршалу поставлен памятник.»

(Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков)

- Из предложенных выберите портрет маршала Жукова.

F:\мероприятия\Игра Долгая дорога к Победе\Жуков ГК.jpg

Задания для 2 команды.

- Составьте из предложенных элементов картинку.

- Что изображено на картинке?

(Орден Суворова)

орд

- Прочитайте текст на обратной стороне. О ком идет речь?

«Родился в Варшаве 21 декабря 1896 года.  Поляк.

Единственный в истории СССР маршал двух стран: Маршал Советского Союза (1944) и маршал Польши (1949). Командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны.

В 18 лет 2 августа 1914 года  стал добровольцем,  вступив  в 6-й эскадрон

5-го Каргопольского драгунского полка 5-й кавалерийской дивизии 12-й армии. В декабре 1917 года вступил  в Красную Гвардию.

В августе 1937 года поехал в Ленинград, где был арестован по обвинению в связях с польской и японской разведками, став жертвой ложных показаний. Два с половиной года провёл под следствием

За битву под Москвой был награждён орденом Ленина.

8 марта 1942 года был ранен осколком снаряда.

31 января 1943 года войска под его командованием пленили фельдмаршала

Ф. фон Паулюса, 24 генерала, 2500 немецких офицеров, 90 тыс. солдат.

28 января он был награждён только что учреждённым орденом Суворова. В феврале — марте 1943 года руководил войсками Центрального фронта в Севской операции.

План операцииО «Багратион» разрабатывал  совместно с А. М. Василевским и Г. К. Жуковым. 29 июня 1944 года этому генералу армии была вручена бриллиантовая звезда Маршала Советского Союза, а 30 июля — первая Звезда Героя Советского Союза.

Он успешно руководил войсками фронта в Восточно-Прусской и Восточно-Померанской операциях, в результате которых были разгромлены крупные мощные немецкие группировки в Восточной Пруссии и Померании.

1 июня 1945 года за умелое руководство войсками фронта в Восточно-Прусской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях, Маршал Советского Союза был удостоен второй медали «Золотая Звезда».

В послевоенные годы маршал был главнокомандующим войск СССР располагавшимся в Польше. Позже  занимал различные государственные должности, был министром обороны.

Умер 3 августа 1968 года. Его прах находится в стене Кремля.»

(Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский)

- Из предложенных выберите портрет маршала Рокоссовского

F:\мероприятия\Игра Долгая дорога к Победе\Василевский КК.jpg.

Задания для 3 команды.

- Составьте из предложенных элементов картинку.

- Что изображено на картинке?

(Медаль Золотая Звезда)

2478_2

- Прочитайте текст на обратной стороне. О ком идет речь?

«Родился в сентябре 1895 года в Ивановской области. Отец его был священником, мать занималась воспитанием детей, которых в семье было 8. В начале 1915 года оказался в Алексеевском военном училище. Через четыре месяца, пройдя ускоренный курс, закончил обучение.

Окончив училище, он получил звание прапорщика и прибыл на службу в Новохоперский полк, который был передовым на фронте. Молодой офицер, сражу же попал в пекло Первой мировой войны, два года провел на передовой. Без отдыха, в боях и лишениях, формировалась личность будущего великого полководца.

Начало Великой Отечественной Войны закалило его характер, он был в рядах тех военных, которым Сталин непосредственно доверял. А доверие Сталина в военные годы многого стоило. В сражениях за Москву, он был ранен, совместная работа по обороне города, сблизила его с Жуковым.

Вскоре ему пришлось очень туго. Шапошников, который с началом войны вернулся в армию, по состоянию здоровья ушел со своего поста. И теперь, он стал временным начальником Генштаба.

Летом 42 года  его назначили полноправным начальником Генштаба. Теперь его полководческий талант раскрылся, он занимался планированием операций, снабжением фронтов продовольствием и оружием, вел практическую работу, занимался подготовкой резервов. Все ближе общается с Жуковым. После боев под Сталинградом, общение двух великих полководцев перерастет в дружбу. В 43 году получил звание Маршала Советского Союза. Теперь он второй после Жукова военный, получивший такое воинское звание.

Летом 43-го года его ждали испытания на Курской дуге. Обескровив и измотав немцев в оборонительных боях, Красная Армия без передышки перешла в наступление. С этого момента началось изгнание немцев с русской земли. Операция на Курской Дуге была блестяще проведена замечательными маршалами советской армии.

Он все меньше занимался делами Генштаба. Свое внимание великий стратег переключает на фронта, где проводит несколько успешных операций. Освобождение Донбасса, Одессы, Крыма – это все хорошо спланированные операции, за которыми стоял большой труд маршала. В боях за Севастополь маршал был ранен. Его машина подорвалась на мине. Некоторое время он был в отпуске, проводил время с семьей в Москве.

Вскоре он уже составил план освобождение Белоруссии. После консультаций со Сталиным, план был утвержден. Операция получила название «Багратион», и была одна из самых блестящих за всю Вторую мировую войну. Разрабатывая план, применил все свои военные знания, тут было все: и творчество, и тактика и теория, которая была отлично воспроизведена на практике. За освобождение Белоруссии он удостоился звании Героя Советского Союза.

В феврале 45 года ,после смерти Черняховского, был назначен командующим третьим Белорусским фронтом. Под командованием маршала, войска завершили разгром немцев в восточной Пруссии. После капитуляции Германии, он провел блестящие операцию на Дальнем Востоке и быстро разгромил японскую армию. За эту кампанию он был удостоен второй звездой Героя Советского Союза.

Скончался военачальник в 1977 году, 5 декабря. Как и другие маршалы Победы, был кремирован. Урна с его прахом находится в Кремлевской стене.»

(Маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский)

- Из предложенных выберите портрет маршала Василевского

F:\мероприятия\Игра Долгая дорога к Победе\Василевский А М.jpg

Этап «Разведка».

Задания для 1 команды.

- Расшифруйте названия операций ВОв. Чтобы найти шифровку подойдите к книжному шкафу, на нижней полке найдите пятую книгу справа, страница 41.

Шифрограмма :

1)2_1_18_2_1_18_16_19_19_1

(Барбаросса)

2) АРКСИ

(«Искра»)

- Объясните, что обозначают эти названия в истории ВОв.

( план «Барбаросса» - план нападения на СССР, «Искра» - название операции по освобождению Ленинграда)

Задания для 2 команды.

- Расшифруйте названия операций ВОв. Чтобы найти шифровку подойдите к книжному шкафу, на средней полке найдите четвертую книгу справа, страница 42.

Шифрограмма :

  1. 20_1_11_22_21_15

(Тайфун)

  1. НОИТАРГАБ

(Багратион)

- Объясните, что обозначают эти названия в истории ВОв.

(«Тайфун» - немецкое название операции по захвату Москвы, «Багратион» - название операции по освобождению Белоруссии советскими войсками)

Задания для 3 команды.

- Расшифруйте названия операций ВОв. Чтобы найти шифровку подойдите к книжному шкафу, на верхней полке найдите седьмую книгу слева, страница 43.

Шифрограмма:

1) 23_10_20_1_5_6_13_28

(«Цитадель»)

2)НАРУ

(«Уран»)

- Объясните, что обозначают эти названия в истории ВОв.

(«Цитадель» - немецкое название операции под Курском, «Уран» - операция по освобождению советскими войсками Сталинграда)

Заключительный этап.

Задание для 1 команды.

Как называется этот памятник и где он находится?

F:\мероприятия\Игра Долгая дорога к Победе\1424719095_rodina_mat.jpg

(«Родина Мать», Мамаев курган в Волгограде)

Задание для 2 команды.

Как называется этот памятник и где он находится?

F:\мероприятия\Игра Долгая дорога к Победе\1424719106_berlin_treptow_ehrenmal.jpg

(«Воин – освободитель», Трепов – парк в Берлине)

Задание для 3 команды.

Как называется этот памятник и где он находится?

F:\мероприятия\Игра Долгая дорога к Победе\1424719111_til_frontu.jpg

(«Тыл – фронту», Магнитогорск).

Приложение 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий проект "Дорога к победе"

Рабочий проект "Дорога к победе"...

Конкурс чтецов "Дороги судьбы - дороги Победы"

Конкурс чтецов "Дороги судьбы - дороги Победы", посвящен великому празднику Дню Победы. Данное мероприятие знакомит учащихся с поэзией Великой Отечественной войны; воспитывает  патриотические чув...

Классный час "По дорогам Великой Победы"

Данный материал содержит материал, который может использоваться на внеурочном мероприятии посвященном ВОВ...

Дорога на Победу

Сценарий спортивного мероприятия, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне...

Интеллектуальный турнир "Дороги наших побед"

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели гуманитарных наук, посвященное Великой Отечественной войне, а также истории Российской армии.  Возраст - 8-11 классы. Мероприятие направлено на ...

Сценарий игровой программы .«Дорога к Победе» (Посвящается 75- летию Великой Победы .)

Сегодня будет день воспоминаний, И в сердце тесно от высоких слов. Сегодня будет день напоминаний О подвигах и доблести отцов.  Наше мероприятие мы посвящаем, всем тем, кому обязаны: за мир...

Музыкально - поэтическая композиция "Дорога к Победе"

Апрельский школьный Фестиваль военной песни....