Литературно-музыкальная композиция "Памяти Пушкина"
методическая разработка

В литературно-музыкальной композиции представлены важные события в жизни А.С.Пушкина от детских лет до смерти.Наглядные материалы (презентация, фрагменты художественного фильма "Последняя дуэль"), музыка, элементы театрализации позволят детям познакомиться с пушкинской эпохой,  с близкими поэту людьми. Материал расширит знания учащихся о непростой судьбе и уникальном таланте А.С.Пушкина, пробудит интерес к поэтическому слову и театральному творчеству..

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyati_pushkina.docx30.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция " Памяти Пушкина"

Цель: 
- расширить  знания учащихся о непростой судьбе и уникальном
таланте А.С.Пушкина.
- воспитывать интерес к поэтическому слову;
- развивать способности к театральному творчеству.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Слайд 1. Портрет А.С. Пушкина

Ведущие : Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

- Александр Сергеевич Пушкин! Когда и где каждый из нас услышал это имя?!

- Может быть, в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки?

- Или лёжа в кроватке, слушая дивные сказки мамы?

- Имя Пушкина приходит к нам в раннем детстве. Стихи и сказки его становятся нам ближе, дороже, нужнее.

- Сегодня мы вместе пройдём дорогами его жизни, познакомимся с некоторыми страницами его биографии.

...(Тихо звучит музыкальная  тема дороги.)

-
Дороги Пушкина
Проселочные дороги.
Размытые осенью.
Пыльные летом.
Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле.
Весенние — больше похожие на реки.
Дороги вечного странника, вечного путника.

-  А начиналось все так же, как и у всех, с дороги детства.

Слайд 2. Портрет маленького Пушкина.

Ведущие :  Когда Александр Сергеевич был маленьким, родители не предвидели в нем никакого особого таланта. Напротив, им казалось, что из него ничего в жизни не выйдет. Он был грузным, полным мальчиком, неповоротливым и безынициативным. Надежда Осиповна заставляла маленького Александра бегать и играть со сверстниками, с трудом побеждая и леность его, и молчаливость.

- До 12 лет Саша воспитывался дома. В детстве Пушкин говорил по-русски хуже, чем на французском языке. Его первым учителем русского языка была бабушка Мария Алексеевна. Она была превосходной сказительницей интересных историй, любила их рассказывать. А ещё была няня Арина Родионовна.

(Столик. На нем подсвечник, лист бумаги, перо. Няня усаживается у столика, начинает вязать.)
Комната в доме Пушкиных в Москве. Слайд 3.

Пушкин ребёнок : Няня, няня,  расскажи  сказку! 

Няня:  Сказку... Слушай... Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого; подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит; вторая что одним куском оденет; третья, что с первого года родит сына. Царь женился на третьей.

Пушкин ребёнок :  Ах! Что за прелесть, эти сказки!

(Звучит музыка. Взрослый Пушкин читает)

...в вечерней тишине
Являлася веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.

- А не старая ли няня, или, как ласково называл ее сам Пушкин, мамушка, вручила Пушкину свирель? И зазвучала свирелька... (напев на свирели)

Пушкин и няня в Михайловском. Слайд 4.

Пушкин:

 Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь. 

(Няня обращается к мальчику, сидящему за столом):

Няня: Напиши, дружочек, батюшке моему, Александру Сергеевичу.

(Мальчик берет перо, пишет под диктовку) 

 “Любезный друг мой, Александр Сергеевич, я получила Ваше письмо и деньги, которые Вы мне прислали. За все Ваши милости я Вам всем сердцем благодарна. Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только засну, то забуду Вас и Ваши милости ко мне. Приезжай поскорей, ангел мой. Всех лошадей на дорогу выставлю. Целую, Арина Родионовна”.

 (Звучит мелодия песни “Тройка мчится, тройка скачет”, слышен звон колокольчика)

- Он няню мамой называл,
Он называл ее голубкой...
А ветер сыпал снежной крупкой,
Пути в деревню заметал.

Не гаснул долго огонек
В уютной няниной избушке.
И слушал, слушал няню Пушкин,
Катилась сказка, как клубок.

Смеялся Пушкин, говоря:
“Какая прелесть эти сказки!”
А ночь текла к своей развязке, 
За вьюгой брезжила заря.

Москва времён Пушкина. Слайд 5.

- Детство Пушкина прошло в Москве. Саша со своим дядькой, так называли крепостного слугу, приставленного к мальчику, Никитой Козловым, ходил гулять по Москве и слушал рассказы об этом  городе. 

- Прошло детство.

Здание Царскосельского лицея. Слайд 6.

19 октября 1811 года в Царском Селе, летней резиденции императора, открывался Лицей – учебное заведение для юношей благородного происхождения.

Прочитав постановление о Лицее, отец Пушкина, Сергей Львович, решил отдать туда своего старшего сына. Он добился, чтобы Александр был записан среди 30 претендентов в кандидаты на обучение.

Вступительный экзамен назначен на август. В роскошном зале Дворца собрались юные кандидаты в сопровождении родственников.

Перед большим собранием экзаменаторов живой, курчавый, быстроглазый мальчик Саша Пушкин отвечал легко и уверенно.

- Какого французского писателя ты знаешь лучше всего?

- Вольтера! – бойко ответил Александр.

Все засмеялись. Но Саша действительно в свои 11 лет знал и любил Вольтера. Счастливый день! Экзамен сдан! 

- За лето и осень мальчики уже немало привыкли друг к другу, так что им было не так страшно 19 октября  на церемонии открытия Лицея. Присутствовал сам император Александр I с семьей, было много гостей.

Комнаты и учебные классы лицея. Слайд 7.

- Лицей – маленький 4-этажный городок. Инспекторы, гувернеры живут внизу, там же и хозяйственное управление.

Слайд 8.
 

- На втором этаже столовая, больница, конференц-зал.

Здесь Пушкин будет читать стихи Державину, и тот воскликнет: “Я не умер! Вот кто заменит Державина”.

Слайд 9.

- Третий этаж – учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, библиотека.

Слайд 10.

- На четвертом этаже спальни. У каждого лицеиста своя комната в половину окна. В комнате железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами. На каждой комнате - номер.

- В лицее были запрещены телесные наказания. Наказывали только “домашним арестом” - закрывали в комнате и к дверям приставляли “дядьку” на часах.

- Подъем был в 6 часов утра, потом молитва, уроки, завтрак. Ежедневно 7 часов – уроки, остальное – прогулки, игры, гимнастика. По средам и субботам бывало вечернее “танцеванье” или “фехтованье”.

Уроков немало, зато немало и забав. Четыре мальчика особенно подружились.

Здание Царскосельского лицея. Слайд 11.

- Дельвиг Антон. 13 лет. Прозвище Тося, Тосинька.

Близкий друг Пушкина. Создатель альманаха “Северные цветы”.

Дельвиг: Я не любил шумные игры, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать.Однажды я, не выучив урока, спрятался под кафедрой и уснул. Тут же родились веселые стихи:

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.

Лицеисты понимали и ценили шутку...Пожалуй, все, кроме Кюхли: он был невероятно обидчив, но обиды были недолгие.

- Кюхельбекер Вильгельм. 14 лет. Прозвище Кюхля.

Кюхельбекер: Мы с Пушкиным были очень дружны. Он писал обо мне много и по-разному:

За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно – 
И стало мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно.

Мы  жили весело, часто подшучивали друг над другом, а чаще всего доставалось Кюхле:

Писатель, за свои грехи
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.

(Все лицеисты смеются, первый разводит руками, как бы говоря: “Ну что с ними поделаешь!”)

- Пущин Иван. 13 лет. Прозвища Большой Жано, Иван Великий.

С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина.

Пущин: Кажется, я не был из застенчивого десятка, но тут как-то потерялся – глядел на всех и никого не видал. Запомнил только одного мальчика – живого, курчавого, быстроглазого, тоже несколько сконфуженного – Александра Пушкина. По сходству фамилий (он – Пушкин, я – Пущин), потому что наши спальни оказались рядом (моя № 13, его № 14), мне захотелось с ним особенно сойтись. Мы потом долго играли в числа, подписывали письма своими номерами. “№ 14 не согласен с № 13” означало, что Пушкин не согласен с мнением Пущина.

- Они действительно быстро подружились, стали неразлучны. Это о нем Пушкин позже напишет:

Пушкин

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный
Твой колокольчик огласил...

- Пушкин Александр. 11 лет.

Много прозвищ лицеисты придумывали друг другу. Вот, например, Пушкину придумали: Француз, Егоза, Стрекоза, Сверчок, Искра, Обезьяна, Мартышка, Смесь обезьяны с тигром.

Да и сам Пушкин говорил о себе:
А я, повеса вечно праздный,
Потомок негров безобразный.

Пушкин : Наше главное достояние – дружба. Ее боготворят, ставят на первое место. Много выше карьеры. Удачи. Даже любви. В Лицее у нас было много “первого”: первые стихи, первая любовь, первые разочарования. И все-таки главное наше увлечение – стихосложение. У нас в Лицее писали почти все, писали по любому поводу и без повода.

- Начальство Царскосельского лицея стремилось выстроить лицеистов по их успехам: первым номером Горчаков или Вольховский.

Пушкин был 18-м, 19-м, а потом и ниже...

У Пушкина всегда были нелады с математикой. Однажды он решал у доски задачу. Долго переминался с ноги на ногу и молча, писал.

(Разыгрывается сцена “В математическом классе”.)

Преподаватель Карцов: Пушкин, к доске! Решите, пожалуйста, алгебраическую задачу.

(Пушкин мнется у доски, что-то молча пишет, зачеркивает, снова пишет, стирает, опять что-то пишет).

Карцов (с нетерпением):Что же вышло? Чему равняется икс?

Пушкин (улыбаясь): Нулю.

Карцов: Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место. Садитесь, садитесь, Пушкин, и пишите свои стихи...

- И Пушкин писал ...стихи, поэмы, сказки...

- Лицей стал вторым домом и настоящей семьей. Ведь здесь Пушкин встретил людей, которые на всю жизнь стали его друзьями. И не было больше на Руси ни одного поэта, для которого дружба играла бы такую роль. Его друзья были умные, веселые, интересные ребята, которые впоследствии стали известными в России людьми. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы, неугомонные путешественники.

- Шесть лет  учебы в Лицее, а дружба осталась на всю жизнь. 

Пушкин

Шесть лет промчались, как мечтанье, 
В объятьях сладкой тишины. 
И уж отечества призванье 
Гремит нам: шествуйте, сыны!

Простимся, братья! Руку в руку! 
Обнимемся в последний раз! 
Судьба на вечную разлуку, 
Быть может, здесь сроднила нас!

Друг на друге остановите 
Вы взор с прощальною слезой! 
Храните, о, друзья, храните 
Ту дружбу с тою же душой

Лицеист: Потом директор надел нам на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы.Впереди у нас была еще вся жизнь, но никто из нас не забыл Лицей, друзей, наше Отечество.

Ведущий:  Они покидали Царское Село с грустью и радостью. Печально расставаясь с друзьями, они были уже все устремлены в будущее, полное надежд, веры, любви. Расставаясь с Лицеем, с Царским Селом, они уносили в сердцах его дух, дух вольности и братства.

1-й лицеист. Друзья мои, прекрасен наш союз!

2-й лицеист. Он как душа неразделим и вечен —

3-й лицеист. Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

4-й лицеист. Куда бы нас ни бросила судьбина,

5-й лицеист. И счастие куда б ни повело,

6-й лицеист. Все те же мы; нам целый мир чужбина,

Все вместе. Отечество нам Царское Село

- Да, Пушкина ждали другие дороги, трудные и печальные дороги зрелости. ..

Портрет А.С.Пушкина. Слайд 12

- Пройдут года, века, тысячелетья,
Но не погаснет никогда
Зажженная душой поэта
Лампада разума и света.
И понесут через века
Его бессмертные творенья
Уже другие поколенья.
И молодые поколенья,
Читавшие его стихотворенья,
Душой не зачерствеют никогда!

Ведущий: Имя Пушкина – святое для нас имя. Это наша гордость.

Ведущий: Каждый из нас должен знать поэзию А.С.Пушкина. Ведь уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.

Ведущий: Слова Пушкина о Родине: «…ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

Ведущий: Быть может, через Пушкина нам суждено почувствовать свои корни, осознать свой долг перед родной землёй? ,

Ведущий: Ведь его творчество связывает нас с предками, помогает понять день сегодняшний и более того – заставляет задуматься о том, что мы оставим в наследство своим потомкам.

Ведущий: Мы воспринимаем его как современника, с которым интересно вести свой внутренний диалог, как учителя.

-  Поэзия и проза Пушкина так многогранны , но у каждого из нас свой Пушкин, знакомство с творчеством которого продолжается всю жизнь.

(Чтение стихотворений Пушкина детьми)

Ведущий: Сегодня 10 февраля – День Памяти Александра Сергеевича Пушкина.

Ведущий: Мы помним всё: и выстрел Дантеса, и набережную Мойки, и роковую отметку, на которой остановились стрелки его часов 14-45……

Ведущий: И поэтому, нескончаемый поток людской: « И стар, и млад – все идут сегодня к дорогим нашему сердцу местам».

Ведущий: К могиле поэта в Святогорском монастыре.

Ведущий: К последней квартире на набережной Мойки.

Памятник А.С. Пушкину. Слайд 13.

Ведущий: К знаменитому памятнику, созданному бывшим крепостным Александром Опекушиным.  С высокого постамента, в позе спокойного размышления «бронзовый Пушкин» «пророчески смотрит в будущее России». Сюда приходят поклониться Пушкину…. Идут люди к Пушкину…Бережно кладут к подножию памятника цветы. Читают его стихи. И громко разносится в морозном воздухе:

« Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» ( читает ученик)

Ведущий: Поклонимся и мы. Воздадим должное высоте человеческого гения.

Квартира Пушкина на Мойке. Слайд 14.

Ведущий: Петербург, набережная Мойки, 12. Это последнее пристанище поэта. Последняя квартира Александра Сергеевича Пушкина . Среди пушкинских вещей чернильница с бронзовым арапчонком, трости для прогулок, портрет Жуковского с дарственной надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя». На стенах – портреты Натальи Николаевны, детей поэта, последний прижизненный портрет Пушкина.
Ведущий: Дуэль с Дантесом состоялась 8 февраля 1837 года. Утром Пушкин ещё работал: писал, занимался делами «Современника»; внешне он был спокоен, даже весел. Короткий зимний день уже клонился к вечеру, Пушкин и его секундант Данзас отправились на Чёрную речку – пригород Петербурга, где была назначена дуэль.

 (Фрагмент х/ф "Последняя дуэль")
Квартира Пушкина на Мойке. Смертельно раненый Пушкин. Слайд 15.

- Набережная Мойки… Дом Пушкина…. Едва весть о смертельном ранении поэта распространилась по Петербургу, сюда двинулись люди разных сословий. Кто не знал адреса, тот шел за другими. Шли пешком, ехали на извозчиках со всех концов города. У дома росла встревоженная, молчаливая, ожидающая толпа. Знакомые и незнакомые люди поднимались по лестнице и звонили. К полудню 28 января посетителей было столько, что входная дверь открывалась непрестанно. Тогда-то и вывесил на
дверях квартиры свой бюллетень Жуковский. Но люди на набережной не расходились, а с затаенной надеждой ждали добрых вестей. Но Пушкин таял на глазах. Его одолевали боли, пульс был едва уловим.
Жуковский вывешивает новый бюллетень, звучащий, как погребальный звон:
« Больной находится в весьма опасном положении».
-  Было около трех часов дня. Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он внятным голосом произнес: « Кончена жизнь». Только мгновение в глазах его сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда. На лице Александра Сергеевича застыло торжественное спокойствие, будто поэт постиг еще никем не разгаданную тайну. Когда Жуковский показался вновь перед толпой, по его лицу все поняли, что он сообщит сейчас страшную весть. И толпа замерла.
- Александр Сергеевич Пушкин скончался,– снимая шапку, усталым голосом проговорил Жуковский.
Люди в скорбном молчании обнажили головы.
Портрет А.С. Пушкина Слайд 16.

- Короткая жизнь у него – человека,
И вечная жизнь у бессмертной души.
Меняется все – век проходит за веком.
Но Пушкин по-прежнему молод и жив!
Великий поэт, жил мятежно и смело,
Ходил как над пропастью, вниз не смотрел.
Сердца завоевывал крайне умело,
Прощался и падал, любил и летел.
И будто бы в зеркале, в строках знакомых
Он нам так доверчиво душу открыл.
С любовью к жене и тоскою по дому,
Здесь все, что он в сердце до смерти хранил.
Лишь пуля Дантеса, она роковая
Поставила точку в последних стихах.
Он умер, но умер, любовь защищая,
Навеки оставшись в горячих сердцах.


- В который раз, уже который год
Нас собирает вместе имя это.
Отбросив ежедневный груз забот,
Мы посещаем Пушкина планету.
- Сметает время даты, имена,
Зачёркивает памятные лица,
Но строф его простая новизна
Для поколений – новая страница.
- Нас в царство грёз уводит дивный слог,
И реализм сюжетов душу стелет.
Его талант великий сделать смог
То, что никто в столетьях не сумеет.
- Сегодня мы с других высот глядим,
Но как бы ни был этот мир прославлен,
Ни с кем великий гений несравним.
Он навсегда на пьедестал поставлен.

Слайд 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Россия. Пушкин. Петербург"

Сценарий к литературго-музыкальной композиции....

Литературно-музыкальная композиция «Здравствуйте, Пушкин»

Обзор основных этапов жизненного и творческого пути поэта; тема  дружбы и любви в стихотворениях разных периодов творчества; воссоздание атмосферы, в которой творил поэт....

Внеклассное мероприятие. Литературно- музыкальная гостиная "Здравствуй, Пушкин".

11 декабря 2015 года в рамках празднования Года литературы в России, в школе была проведена литературно - музыкальная гостиная "Здравствуй, Пушкин" для учащихся 5-9 классов.  Была создана...

Внеклассное мероприятие. Литературно- музыкальная гостиная "Здравствуй, Пушкин".

11 декабря 2015 года в рамках празднования Года литературы в России, в школе была проведена литературно - музыкальная гостиная "Здравствуй, Пушкин" для учащихся 5-9 классов.  Была создана атмосфе...

Литературно-музыкальная композиция.Памяти Пушкина.

Сценарий мероприятия, посвящённого памяти Пушкина...

Литературно-музыкальная композиция Мой Пушкин

Литературно-музыкальная композиция Мой Пушкин...

Литературно-музыкальная композиция «Дороги Пушкина»

В целях расширения представления учащихся о жизненном и творческом пути Пушкина, создав возможность пройти дорогами поэта, помочь понять чувства лирического героя пушкинской лирики....