Литературно-музыкальная композиция «Дороги Пушкина»
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Азизова Замира Фермановна

 В целях расширения представления учащихся о жизненном и творческом пути Пушкина, создав возможность пройти дорогами поэта, помочь понять чувства лирического героя пушкинской лирики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.s.pushkin_9_klass.docx16.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Азизова З.Ф

МКОУ «Хучнинская СОШ №1»

учитель русского языка и литературы

Литературно-музыкальная композиция

«Дороги Пушкина»

9 класс

Цели:

- расширить представления учащихся о жизненном и творческом пути Пушкина, создав возможность пройти дорогами поэта, помочь понять чувства лирического героя пушкинской лирики;

- воспитывать уважение к литературе.

Оборудование:

- аудиозапись «Осенней песни» П.И. Чайковского; романсов «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил», «Героической симфонии» Бетховена;

- колокольчик;

- таблички с датами: 1817 год; 1820 год; 1824 год; 1826 год; 1829 год; 1830 год; 1837 год.

Ход урока

Ведущий: Дороги, проселочные дороги, размытые осенью, пыльные летом. Зимние дороги. Весенние… Похожие на реки.

Ведущая: Дороги Пушкина.

Звучит запись «Осенней песни» П.И. Чайковского.

Ведущий: Дороги вечного странника. Дороги вечного путника. Вечного изгнанника.

Чтец: Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком.

Чтец: Не в наследственной берлоге,

Не средь отческих могил,

На большой мне, знать, дороге,

Умереть господь судил…

Ведущая: Дороги пушкинской жизни… Начало пути – Царскосельский лицей.

Ведущий: Подросток Пушкин… Порывистый, вспыльчивый, дерзкий, насмешливый, откровенный и замкнутый, задумчивый, кудрявый, с африканскими чертами лица, уже не ребенок, но еще не юноша.

Чтец: Промчались годы заточенья,

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И Царскосельские поля.

Ведущий: И с какой любовью вспоминает Пушкин годы, проведенные в Лицее, друзей.

Ведущая: Друзья мои, прекрасен мой союз!

                 Он как душа, неразделим и вечен…

Ведущий: Каким счастливым казалось Пушкину время, когда он возвращался в памяти к лицейским годам…

Чтец: Куда бы нас не бросила судьбина,

            И счастие куда б ни повело,

            Все те же мы: нам целый мир чужбина,

             Отчество нам Царское Село.

Ведущая: Промчались годы. Красный колпак, который когда – то Пушкину подарили друзья как символ французской революции, был и оставался символом вольнолюбивого поэта.

Выносят таблички: 1817 год и 1820 год.

За сценой звучит колокольчик.

Ведущий: Три года провел Пушкин в Петербурге, а потом опять дорога в заточение.

Ведущая: За что прогневался император Александр на юного поэта? Чего испугался победитель Наполеона?

Выносят таблички: 1820 год и 1824 год.

Ведущий: Пушкин мечтает о свободе, о вольной дороге…

                  Сижу за решеткой в темнице сырой.

                   Вскормленный в неволе орел молодой…

Ведущая: Но здесь, в Южной ссылке, приходят к поэту и «Пленник», и «Евгений Онегин», и Мария, и Алеко…

Чтец: Близ вод, сиявших в тишине,

            Являться муза стал мне.

Ведущий: Как жестоко просчитались гонители Пушкина! Они хотели заставить поэта замолчать!

Ведущая: Он был прежним, нет, не прежним, он стал глубже, серьезней.

Ведущий: Они хотели разлучить поэта с друзьями!

Ведущий: А он здесь, на юге, встречается с будущими декабристами.

Чтец: Пока свободою горим,

           Пока сердца для чести живы,

           Мой друг, Отчизне посвятим

           Души прекрасные порывы!

Ведущий: Но «красный колпак» был слишком заметен. Воронцов хлопочет об изгнании Пушкина.

Звучит колокольчик.

Ведущая: Снова дорога.

Выносят табличку: 1824-1826 гг.

Ведущая: Теперь – в имение, в Михайловское. Отрезать Пушкина от мира людей – таков был приговор самодержавия.

Чтец: Но злобно мной играет счастье:

           Давно без крова я ношусь,

           Куда подует самовластье,

           Уснув, не знаю, где проснусь.

Ведущий: Но здесь, в старых рощах Михайловского, встретил Пушкин Анну Керн. И до сих пор каждому, кто приходит сюда, слышится в шелесте листвы…

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье…».

Выносят табличку: 1826 – 1829 гг.

Ведущая: И снова – дорога. Это была дорога в Петербург. Тюремщиком Пушкина становится император Николай 1. Он решил сковать пушкинскую мысль. Свободный ум поэта не щадил царя, но было божество, которому Пушкин поклонялся.

Чтец: Исполнились мои желания. Творец

            Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна,

            Чистейшей прелести чистейший образец.

Ведущий: Эти строчки посвящены Н.Н. Гончаровой – будущей жене поэта.

Звучит романс «Я вас любил».

Ведущая: Ни покоя, ни воли не дано было узнать поэту.

Чтец: Снова тучи надо мною

            Собралися в тишине.

            Рок завистливый бедою

            Угрожает снова мне…

Ведущий: «Унылый путь» последних лет пушкинской жизни.

Выносят табличку: 1830 – 1837 гг.

Чтец: Катит по-прежнему телега;

            Под вечер мы привыкли к ней,

            И, дремля, едем до ночлега,

            А время гонит лошадей.

Ведущая: Пушкин в Петербурге. Безденежье, цензура, полицейский надзор, выговоры. Чаша оскорблений переполняется анонимным письмом, подло обвиняющим Наталью Николаевну в измене. Пушкин должен вступиться за свою честь и честь жены. Он должен драться на дуэли.

Звучит колокольчик.

Ведущий: На узкой заснеженной тропе в двадцати шагах друг против друга стали Пушкин и Дантес. По знаку секундантов они стали сходиться. Дантес выстрелил первым. Пушкин упал.

Ведущая: Последняя дорога Пушкина на дуэль с Дантесом – это начало новой дороги, народной тропы к Пушкину. 

Под музыку  Бетховена звучит стихотворение А.С. Пушкина «Памятник».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."

Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...

Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы

Литературно-музыкальная композиция в сопровождении презентации. Достаточно важный момент в представлении - это перестроения. Доступна и интересна любой возрастной группе учащихся....

Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"

Всё дальше и дальше уходит от нас в глубь прошлого Великая Отечественная война. Всё меньше её живых свидетелей и участников. Придёт время - и мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из...

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо"

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся  в небо" разработана в рамках проведения недели, посвященной  Дню космонавтики....

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...