"Удивительный город" - сценарий внеклассного мероприятия
классный час (10, 11 класс)

Интеллектуальная игра разработана по аналогу телевизионной игры «Умники и умницы» под названием «Удивительный город», посвященная блокаде Ленинграда.

Игра «Удивительный город» проходит  по этапам. В отборочном этапе все теоретики отвечают на общие вопросы. За каждый правильный ответ теоретики зарабатывают медаль. Второй этап проходит между теоретиками, ставшими агонистами. Трем агонистам предоставляется на выбор три дорожки, по которым можно передвигаться, правильно ответив на вопрос. Вопросы на этапах распределены по сложности и категориям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy_udivitelnyy_gorod.docx48.16 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Лицей сервиса и индустриальных технологий»

СП «ДЕТСКИЙ ДОМ»

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ГОРОД»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА

по аналогу телевизионной игры

«УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Составили и провели воспитатели: Ященко А.Б.,

Зарембо А.А.

Санкт-Петербург

Цели: продолжить знакомство с событиями Вов, связанными с обороной

Ленинграда; способствовать формированию патриотического сознания, сохранению исторической памяти, преемственности и связи поколений ветеранов великой Отечественной войны и молодежи.

Задачи:

  1. Приобщить воспитанников к пониманию ценности человеческой жизни и значению подвига ленинградцев в Великой отечественной войне.
  2. Воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, старшему поколению.
  3. Воспитание гордости за свою малую Родину.
  4. Воспитывать умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь.
  5. Способствовать развитию любознательности.
  6. Формировать положительное отношение к знаниям, книгам.
  7. Повышение интеллектуального и культурного уровня.
  8. Формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение.
  9. Формировать умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.
  10. Побуждать к поиску новых знаний, к расширению кругозора.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Мероприятие разработано по аналогу телевизионной игры “Умники и умницы”.

Слайд 1: Видеоролик «Умники и умницы» (Вступление)

Добрый вечер!

Здравствуйте!

Мы рады приветствовать вас, уважаемые участники и зрители на нашей интеллектуальной игре «Умники и умницы».

Слайд 2:

Война... Великая Отечественная... Как далека она от нас, сегодняшних! Только по книгам, фильмам да воспоминаниям тех, кто пережил эти страшные годы, мы можем представить себе, какой ценой завоевана Победа.

В киноэпопее «Великая Отечественная» есть эпизод. Женщины провожают детей из блокадного Ленинграда. Катер отчаливает от берега. И вот матери видят, как на него пикирует бомбардировщик со свастикой, как тонут, гибнут их дочери, сыновья. И лишь белые панамки плывут по воде.

Блокадный Ленинград – одна из героических и самых трагических страниц Великой Отечественной войны. Блокада стала настоящей школой выживания.

Детям блокадного Ленинграда посвящается наша игра.

Видеоролик «О блокаде Ленинграда»

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена.

Полгорода лежит в земле сырой.

Неугасима память поколений.

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Видеоролик «Минута молчания» (звучит звук метронома)

Слайд 3:

Наша игра «Умники и умницы» посвящена «Удивительному городу – блокадному Ленинграду». Игра продолжается до последней минуты. Победят те умники или умницы, которые к концу игры наберут наибольшее число медалей, то есть призовых очков.

Слайд 4:

В ходе первого (отборочного) тура выберем 3 участников игры. Поэтому все пришедшие на игру отвечают на вопросы, если отвечают правильно, то зарабатывают медаль «Умника». Три участника, набравшие больше всего медалей, переходят во второй тур, а остальные участники становятся теоретиками (болельщиками).

Представляем участников игры _____________________.

Отборочный тур.

Слайд 5:

На экране таблица, вы должны выбрать тему, номер вопроса, за правильный ответ получаете медаль. Время выбора вопроса и ответа ограничено, если время истекло, вопрос переходит следующему участнику.

Пусть вам сегодня всю игру

Сопутствует успех!

Вперёд, друзья! Игра зовёт!

Болеем мы за всех!

1 тема «Блокада в цифрах»:

  1. Назовите фактическое начало блокады Ленинграда? (8 сентября 1941 г.).
  2. Назовите дату прорыва блокады. (18 января 1943 года).
  3. Сколько лет назад произошло полное снятие блокады города Ленинграда? (73 года).
  4. В каком году за героизм и мужество, проявленные жителями Ленинграда во время блокады, городу в числе первых было присвоено звание Города-героя? (1 мая 1945 году Приказом Верховного Главнокомандующего Ленинград вместе со Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван городом-героем).

II тема «Памятники»:

  1. Это было самое безопасное место в Ленинграде. Туда не долетали снаряды, и в этом районе не было заводов, которые могли быть подвергнуты бомбардировке. Для чего было выбрано это место в декабре 1941 года? Назовите его. (Для захоронения жертв блокады. Пискаревское кладбище).
  2. Памятник установлен 8 мая 1985 года к 40-летию Победы. Он представляет из себя гранитный монолит высотой 36 метров, увенчанный Золотой Звездой Героя. В нижней части обелиска установлены овальные горельефы с изображениями основных моментов героической обороны Ленинграда: «Блокада», «Тыл - фронту», «Атака» и «Победа». Назовите памятник и где он находится. (Обелиск «Городу-герою Ленинграду» на площади Восстания).
  3. Как называется мемориальный комплекс, расположенный вокруг города. Его центром является мемориал «Героическим защитникам Ленинграда», находящийся в центре города. Гранитная стела и 26 бронзовых скульптур, изображающие защитников города, встречают всех, кто прибывает в Петербург по Пулковскому шоссе. Величественная композиция, занимающая всю центральную часть площади – это лишь верхняя, видимая часть монумента, которая была открыта к 30-летию Победы в 1975 году.

А если спуститься вниз по одной из двух лестниц, то можно попасть в Памятный зал «Блокада», где размещена экспозиция, повествующая о невыносимо тяжелых днях и ночах, которые провели героические жители города в кольце блокады.

Низкий гранитный потолок, 900 светильников, установленных в память о каждом блокадном дне, Книга Памяти, где записаны имена погибших при обороне Ленинграда солдат и мирных жителей. (Зелёный пояс Славы).

  1. Назовите памятник, который создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда. Подсказка: Расположен во Всеволожском районе Ленинградской области на 3 км Дороги жизни. («Цветок жизни»)

III тема «Имена»:

  1. Назовите имя командующего Ленинградским фронтом, назначенного Сталиным 12 сентября 1941 года. (Генерал армии Георгий Константинович Жуков)
  2. Назовите имя певицы, которая за первый год Ленинградской блокады дала более 500 концертов. В конце 1941 года в ее репертуаре появилась песня «Синий платочек», ставшая одной из самых популярных песен военного времени. (Клавдия Ивановна Шульженко).

Был день как день.

Ко мне пришла подруга,

не плача, рассказала, что вчера

единственного схоронила друга,

и мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова,

я тоже — ленинградская вдова.

Мы съели хлеб,

что был отложен на день,

в один платок закутались вдвоём,

и тихо-тихо стало в Ленинграде.

Один, стуча, трудился метроном...

Назовите фамилию советской поэтессы, которая всю Ленинградскую блокаду жила в Доме радио, откуда почти ежедневно вела радиопередачи, вошедшие в ее книгу «Говорит Ленинград». Она создала своеобразную поэтическую хронику блокады – «Я говорю с тобой из Ленинграда, страна моя, печальная страна!». (Ольга Берггольц).

  1. Назовите имя и фамилию маленькой ленинградки, чей дневник стал символом страшной блокадной поры? (Таня Савичева. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла).

IV тема «Исторические факты»:

  1. Наступление на СССР осуществлялось по трем основным направлениям несколькими группами армий. Какая из этих групп осуществляла наступление на Ленинград? (группа армии «Север»).
  2. В истории блокадного Ленинграда часто фигурируют две цифры – 250 и 125. Что они означают? (Это норма хлебного пайка. В блокаду хлеб готовили из смеси ржаной и овсяной муки, жмыха и нефильтрованного солода. Хлеб получался практически черным по цвету и горьким на вкус).
  3. Какие продовольственные склады удалось разбомбить немцам 10 сентября 1941 г.? (Бадаевские склады).
  4. Во время блокады Ленинграда шутили, что эти изделия в осажденном городе делают Кировский завод и Кировский театр. Изделия были примерно одинакового размера, но очень существенно отличались по массе. Да и в «обслуживании» изделие Кировского театра было явно попроще. Назовите оба изделия одним словом. (Танк. В декорационных мастерских Кировского театра для фронта делались деревянные макеты танков с целью обмана противника. На Кировском заводе, конечно же, выпускались настоящие танки).

Слайд 6: Фотовопросы:

  1. Скромная труженица Дороги жизни в тяжелые дни блокады играла огромную роль и по праву считается символом победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Она обеспечивала жизнь блокадного города, доставляя с «большой земли» по ледовой дороге («Дороге жизни») топливо и продовольствие и вывозила детей и раненых в советский тыл. Назовите ее. Полуторка
  2. Памятный знак «Блокадный репродуктор» на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, д. 54/3, под которым находится мемориальная доска со стихами поэта-блокадника Юрия Воронова:

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

  1. «Разорванное кольцо» Две железобетонные арки символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — Дорогу жизни. На площадке под арками в бетоне — следы протектора машин. Рядом с мемориалом расположены два белых железобетонных шара, имитирующие прожекторные установки, и подлинное 85-мм зенитное орудие.
  2. Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта - особая пронзительная нота в истории блокадного Ленинграда. В первую же зиму осады многие дети были эвакуированы из города, но среди оставшихся оказалось немало воспитанников хореографической студии Ленинградского Дворца пионеров. Из их числа А.Е. Обрант и организовал свой агитвзвод, самоотверженно исполнявший на фронте свои лучшие номера для бойцов и раненых. Искренние и глубоко прочувствованные выступления ансамбля солдаты не могли не полюбить, и вскоре детский танцевальный коллектив стал широко известен. В последствие все участники ансамбля были награждены медалями "За оборону Ленинграда".
  3. Памятник Блокадному колодцу. Мемориальной доской со стороны проспекта Непокоренных отмечено местонахождение колодца с питьевой водой в годы блокады Ленинграда. Текст на доске: «1941-1945. Здесь в суровые годы блокады был колодец - источник жизни». Над чашей с водой помещен медальон с изображением женщины с ребенком на руках.
  4. Мемориал "Журавли" на углу Дальневосточного проспекта и улицы Новоселов, сооруженный на месте братских захоронений. Композиция состоит из стелы с летящими журавлями, обелиска, надгробных плит и бронзовой статуи девушки с венком.
  5. Медаль «За оборону Ленинграда».
  6. Успенская церковь на Малой Охте построена на месте старого кладбища, на котором во время блокады Ленинграда хоронили людей, умерших от голода. Церковь строилась на пожертвования горожан, и в ее стенах находятся 8 тысяч кирпичей, на которых написаны имена людей, погибших во время блокады. Этот храм в Петербурге называют «Блокадным», ведь он построен в начале XXI века в память горожан, погибших в страшные дни ленинградской блокады

Слайд 7:

Отборочный тур закончен. Подсчитаем медали. Во втором туре участвуют три участника, набравших наибольшее число медалей.

Итак, пора выбирать дорожку, которая должна привести одного из вас к победе.

Вам предоставляются на выбор три дорожки, по которым можно передвигаться, правильно ответив на вопрос. На «фиолетовой» дорожке два «шага» и нет права на ошибку. На «белой» - три «шага» и возможность ошибиться один раз. На «зеленой» – четыре «шага» и два неверных ответа. Тот, кто первым прошел свою дорожку, становится победителем.

Наши «теоретики», могут ответить на те вопросы для умников и умниц, на которые не смогли дать ответ основные игроки. За правильный ответ теоретик получает медаль. По окончании игры медали суммируются, получивший наибольшее количество медалей получает приз.

Сейчас мы начинаем состязание,

Чтоб умника средь вас найти.

К победе может тот прийти,

Кто лучшие имеет знания.

Вопросы II тура:

Фиолетовая дорожка:

  1. Какое кодовое название получила Новгородско-Лужская наступательная операция 1944 г.? («Январский гром»).
  2. Какое неофициальное название получила временная железная дорога, построенная в январе 1943 года после прорыва блокады? (После прорыва блокады в январе 1943 года на освобожденном участке территории была проложена временная железная дорога Поляны – Шлиссельбург, позволившая организовать снабжение Ленинграда с помощью железнодорожного транспорта. Эта транспортная артерия получила название «Дорога победы», одновременно имея еще одно – «Коридор смерти». Дело в том, что на отдельных участках она проходила настолько близко к немецким позициям, что поезда подвергались артиллерийскому обстрелу со стороны гитлеровцев).

Белая дорожка:

  1. Как называется центральная скульптура на Пискаревском кладбище?

(«Родина-Мать»).

  1. В апреле 1943-го года проложили от Шлиссельбурга до Морозовки железную дорогу. Назовите один из первых стратегически важных грузов светло-серого цвета, который находился в четырех вагонах, он позволил спасти в Ленинграде уцелевшие продсклады. (Домашних животных в январе 1943 года привезли в Ленинград из Ярославля для борьбы с полчищами грызунов, грозивших уничтожить запасы продовольствия. В только что освобожденный город прибыло четыре вагона дымчатых кошек – именно дымчатые кошки считались лучшими крысоловами. За привезенными кошками сразу же выстроилась длинная очередь. Город был спасен: крысы исчезли. Уже в современном Петербурге в знак благодарности животным-избавителям на карнизе домов на Малой Садовой улице появились памятники коту Елисею и кошке Василисе. Если со стороны Невского проспекта войти на Малую Садовую улицу, то справа, на уровне второго этажа Елисеевского магазина можно увидеть бронзового кота. Зовут его Елисей, а, напротив, на карнизе дома № 3 живет подруга Елисея - кошка Василиса).
  2. Как называлась операция прорыва блокады, которая завершилась успехом? (12 января 1943 года советские войска приступили к операции "Искра", в ходе которой, после шести дней напряженных боев, блокада была прорвана).

Зеленая дорожка:

  1. Как назывались воздушные шары на тросах, которые мешали самолетам врагам летать низко. Наполнялись аэростаты газом из газгольдеров. (Заградительные аэростаты).
  2. В личном деле этого бойца записано: «Призван на службу из Ленинграда и обучен минно-розыскному делу. За годы войны обнаружил более 12 тысяч мин, принимал участие в разминировании Сталинграда, Лисичанска, Праги и других городов. Главный подвиг совершил в Павловске». Кто этот герой? (собака, колли по кличке Дик).
  3. Что означают цвета колодки медали «За оборону Ленинграда» — главной награды блокадников? (Небольшая полоска ткани двух цветов: оливкового и зелёного. Оливковый цвет ленточки символизирует Победу, а зелёный — цвет жизни).
  4. 9 августа 1942 года эта программка служила входным билетом на первое исполнение в Ленинграде. На первой страничке программки был напечатан эпиграф: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду я посвящаю свою …» Продолжите фразу: (Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Организатором и дирижером выступил дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей. Именно в этот день немцы намеревались захватить город и уже даже заготовили пригласительные билеты на банкет, который должен был состояться в ресторане гостиницы «Астория». В день исполнения симфонии все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска, считавшие, что город практически мертв).

Все туры пройдены.

Победитель конкурса получает звание «Лучший знаток истории блокады Ленинграда».

Каждый из вас сегодня старался и все достойны победы. Но кто будет лучшим «Умником», узнаем, подсчитав медали.

Называем победителей. Награждение участников грамотами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Эти удивительные растения".

Сценарий мнтеллектуально-творческой игры по природоведению 1 класс...

Сценарий внеклассного мероприятия "Юбилей города Юбилейного Москоской области", посвящённый 20-летию со Дня образования города.

Сценарий внеклассного мероприятия "Юбилей города Юбилейного" подготовлен к празднованию 20-летия со Дня образования нашего города....

"Удивительный город" - сценарий внеклассного мероприятия

Внеклассное мероприятие"Удивительный город" разработано по аналогу телевизионной игры “Умники и умницы”....

"Удивительный город" - сценарий внеклассного мероприятия

Мультимедийная игра «Умники и умницы» посвящена «Удивительному городу – блокадному Ленинграду».Мероприятие разработано по аналогу телевизионной игры “Умники и умниц...

Удивительное рядом.Сценарий внеклассного мероприятия.

Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхи­щения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в охране п...