Профориентационная работа во внеурочной деятельности
статья

В статье рассматриваются особенности профоринтационной работы в сельской малокомплектной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya_vo_vneuroch_deyat.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационная работа во внеурочной деятельности

         В определенное время каждый школьник начинает задавать себе вопросы: «А что дальше?», «Чем мне заниматься в этой жизни?», «Какой выбор сделать?», «Куда поступать - в институт или училище?», «Как выбрать профессию по душе и по способностям, чтобы впоследствии избежать разочарования и не занимать чужое место?». Чтобы принять оптимальное решение, необходимо учесть множество факторов - свои желания, психологические особенности и возможности, а также потребности общества. Но как оценить свои возможности, проявить самостоятельность и сделать  выбор?

         Условия выбора можно разделить на 3 группы: хочу, могу, надо. К группе «хочу», относятся:  интересы и склонности. Интерес - это стремление к изучению какого-либо предмета и явления. Склонность - это стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Не всегда интересы и склонности совпадают . Следующая группа - « могу». Сюда относятся,  способности и состояние здоровья. Под способностями понимают индивидуальные способности человека, которые помогают успешно выполнять какую либо деятельность. Но вот достаточно ли  групп   могу, хочу для выбора профессии. Нет. Поэтому и существует группа « Надо», в которую входят : потребности рынка труда. Именно сочетание этих трех компонентов помогают выбрать профессию, которая будет востребовательна на рынке труда. И человек с легкостью может найти работу. Некоторые психологи выделяют 8 углов выбора профессии.

        Первый - позиция старших членов семьи. Хорошо если родители предоставляют ребенку свободу в выборе будущей профессии. Но часто происходит так, что они не согласны с выбором ребенка.И стремятся выполнить в ребенке свои стремления и желания.  Большинство психологов  говорят,  что многие дети соглашаются со своими родителями. Но  ученики должны учесть, что работать  придется им, а не родителям. Результатом согласия может быть и то,  что дети получают ту профессию которую хотят родители, а потом идут учится на то что им интересно  самим.

      Второй – позиция сверстников. Очень часто компания друзей выбирает  вуз ,  и их сверстник поступает туда же. Но будет ли этот человек получать удовольствие отвыбранной таким образом профессию? Скорей всего нет.

     Третий угол- это позиция учителей и классного руководителя.  Учителя работающие с учеником, замечают некоторые способности, умения и могут помочь с выбором  профессии.  

    Четвертый угол – это профессиональные планы. Сюда относится то, каким сам ученик видит свое будущее. Какую цель ставит перед собой, и какими путями к ней идет.

     Пятый угол –это способности ученика. Это способности не только в учебе, но и другим видам деятельности.

     Шестой угол – уровень притязаний на общественное признание. Как это понять? Хотите ли выбрать профессию которая популярна, или нет?

     Седьмой угол-информированность. Важно знать как можно больше информации о той профессии которая вас привлекает.

     И последний угол- склонности.. Чтобы понять к чему у ученика есть склонности, необходимо сознательно включатся в различные виды деятельности. Человек может менять свои увлечения  соответственно склонности. Если этого не делать . то склонности могут появляться в лучшем случае во время учебы , а в худшем случае после того как вы приступите к работе. Тогда надо будет или заниматься тем что не нравится ,или получать новую профессию.

      Цель профориентационной работы нашей школы - актуализировать  профессиональное  самоопределение  учащихся  специальной  организацией  их  деятельности,  включающей получение  знаний  о  себе, о  мире  профессионального  труда,. Вся работа строится на взаимодействии учащихся, психолога, учителей и преподавателей, представителей предприятий села .

Работа по профориентации учащихся начинается с первого класса и имеет логическое продолжение в следующих классах.  начиная с 1 класса.

Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями. Это

беседы;

игровые занятия;

экскурсии;

викторины;

конкурсы;

встречи с людьми интересных профессий;

участие в конкурсах рисунков, фотографий, сочинений;

семейные праздники;

защита проектов

Экскурсии, на наш взгляд, - самый эффективный вид профориентационной деятельности, который дает свои положительные результаты. Во время экскурсий учащиеся знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но и в практической деятельности, что, конечно, поможет ребятам  лучше узнать все о профессии. С огромным интересом проходят экскурсии в сельскую библиотеку, на почту, в дом культуры. Кроме экскурсий проводятся встречи с представителями разных профессий. Чтобы «оживить» эти встречи, заранее с ребятами проводится  подготовительная работа: подбираются загадки, составляются кроссворды, синквейны по профессиям, с представителями которых ожидается встреча. Следующая форма работы – беседы. Их тематика разнообразна. Это: «Как путешествует письмо», «Как появилась одежда», «Я выбираю профессию», «Кто помогает нам отдыхать».

Результатом работы по профориентации является защита мини-проектов в конце учебного года. Ребята рассказывают об итогах своей работы учащимся, организуются выставки рисунков и фотовыставки

     Вся профориентационная работа в выпускных классах определяется тремя направлениями:

    Просветительское.

Цель: расширение знаний уч-ся о профессиях, условиях труда, требованиях профессий к человеку, путях получения образования и построения карьеры, знакомство с рынком труда, вакансиями, потребностями города в различных профессиях, формирование готовности к самоопределению.

    Диагностическое.

Цель: изучение личностных особенностей образа «Я», интересов и склонностей, ценностных ориентаций, отношения к труду, потребностей и мотивов; оценка степени профессиональной зрелости и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций.

   

 

Консультативное

Цель: проведение индивидуальных консультаций с учащимися и их родителями по изучению личности школьника, его интересов, склонностей, способностей, а также вопросов выбора профессии с учетом состояния здоровья.

Профориентационная работа спланирована во всех классах и направлена на оказание помощи учащимся в дальнейшем выборе профессии. Задачи перекликаются с целями просветительского, диагностического и консультативного направления. Поставленные задачи реализуются через:

  • классные часы: «Вверх по лестнице жизни или мои жизненные ценности», «Хочу, могу, надо», «Знакомство с профессиями», «Моя профессиональная карьера», «Мир увлечений» (с демонстрацией результатов своих достижений»;
  • ролевую игру «Представление профессий»;
  • занятие-тренинг «Я в мире профессии», «Взгляд в будущее», «Прогнозируем свою карьеру»;
  • диагностическое исследование «Я и мои возможности», «Формула выбора профессии»;
  • экскурсии на предприятия села, и родительские собрания «Формула выбора профессии».

     Сущность профориентационной работы заключается в побуждении учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезном и производственном труде, активной пробе сил. Это позволяет на практике узнать свои склонности и способности.

Кияшева Н.И.,

Учитель биологии

2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности в учебной работе и внеурочной деятельности.

Обобщение опыта по применению проектной технологии на уроках русского языка и литературы и во вренурочное время....

Система вокально-хоровой работы во внеурочной деятельности в средней школе.

В статье раскрывается система вокально-хоровой работы с детьми школьного возраста на базе средней школы....

Использование технологии групповой работы во внеурочной деятельности

В групповой деятельности учащиеся приобретают опыт выполнения учебных функций, составляющих основу умения учиться (целеполагание, планирование, контроль и оценка). При правильной организации групповой...

Отчет о работе кружка внеурочной деятельности «Моя малая Родина» за 2014-2015 учебный год

В 2014-2015 учебном году в кружке «Моя малая родина» занималось более 30 человек, учащиеся 5-6 классовКружок работал по программе кружка «Моя малая Родина» руководитель Бугаева Татьяна Александро...

Организация профориентационной работы во внеурочное время как фактор личностного самоопределения учащихся 9-11 классов

Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы клуба внеурочной деятельности "Английский театр")

В этой статье рассказывается об опыте работы школьного клуба внеурочной деятельности на английском языке "Английский театр"...

Статья по теме: "Профориентационная работа в профессиональной деятельности учителя технологии школы для детей с ОВЗ"

Проблема трудовой адаптации воспитанников школы с ОВЗ в настоящее время является одной из самых актуальных и сложных...