Урок Мужества "Герои Отечества"
план-конспект занятия (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Ткачёва Надежда Михайловна

Могуча Россия на все времена -

И в прежние годы, и ныне.

Героями наша Отчизна сильна,

Отечество славится ими.

 

Георгиевский кавалер, Герой Союза,

Герой России - ныне все в почёте -

Примеры нравственных ориентиров

В бурлящем жизненном водовороте.

 

 

ссылка на презентацию к сценарию - https://yadi.sk/d/EifMQ_XSXhfmTg

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок- занятие29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мужества «Герои Отечества».

Цель. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Задачи:-расширить знания школьников о героических страницах истории нашего Отечества и своей малой Родины;

-познакомить с историей возникновения праздника;

-воспитание восхищения мужеством русских людей, выполняющих свой гражданский долг, чувства гордости к историческому прошлому Родины.

- показать героизм, верность воинскому долгу на примере Героя России И.Кропочева;

Аудитория: учащиеся 7-9 классы

Оборудование: компьютер, проектор для показа презентации, трибуна, микрофон на стойке, музыкальная аппаратура, ватман, магниты, стикеры.

Ход мероприятия

Слайд 1

1 чтец: Могуча Россия на все времена –

И в прежние годы, и ныне.

Героями наша Отчизна сильна,

Отечество славится ими.

2 чтец: Георгиевский кавалер, Герой Союза,
Герой России – ныне все в почёте –
Примеры нравственных ориентиров
В бурлящем жизненном водовороте.

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые ребята, педагоги и гости! Я рада приветствовать вас на уроке «Герои Отечества». 

Речь пойдёт сегодня о героях Отечества, о символе нашей страны - гербе России, о Георгии Победоносце. Образ Георгия Победоносца уже не одно столетие является на Руси символом высочайшей воинской доблести, его считают покровителем нашей непобедимой Армии.  Кто же этот мужественный воин, где жил?  И какова связь Георгия Победоносца с Героями Отечества. На эти и другие вопросы мы сегодня с вами постараемся ответить.

Слайд 2

3 чтец: Герои родины — как много в этом смысла!

И честь, и храбрость в этих двух словах.

Героями нельзя стать слишком быстро,

Герой лишь тот, кому неведом страх.

Всем тем, кто храбро воевал с врагами,

Кто мужествен, решителен и смел,

Кто свершил немало важных дел,

Присвоить можно звание героя!

Слайд 3

Многие слышали имя Георгия Победоносца или, по крайней мере, видели его образ   на гербе России, на монетах.  Но мало кто знает историю этого великомученика. Его не случайно нарекли своим покровителем такие страны как Россия, Англия, Грузия.

Слайд щелчок

Георгий Победоносец жил в 3 веке. Поступив на военную службу, он отличился умом, мужеством и достигнув звания тысяченачальника,

Слайд 4

стал любимцем императора Диоклетиана(245-313 гг.).

Его мать скончалась, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство.

Слайд 5

В 20 лет юноша был образован, красив и имел отличное телосложение.Георгий отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения, но, когда начались гонения на христиан, он, будучи в Никомидии, раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином, его арестовали и стали пытать. В первый день, когда его стали толкать в темницу кольями, одно из них сломалось чудесным образом, словно соломинка. Затем его привязали к столбам, а на грудь положили тяжелый камень.

Слайд6

На второй день его пытали колесом, которое было утыкано ножами и мечами. Диоклетиан подумал, что Георгий мертв, но вдруг явился ангел, и мученик приветствовал его, как это делали воины. Тогда император понял, что Георгий выжил, а все раны, которые нанесли ему, чудесным образом зажили.

Затем его бросили в яму с негашеной известью, но и это не навредило святому. Через день ему перебили кости на руках и ногах, но наутро они опять стали невредимы. Его заставили бежать в раскаленных докрасна железных сапогах. Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором. Его избили воловьими жилами так, что со спины слезла кожа, но Господь снова даровал ему исцеление.

На 7 день мучений его принудили выпить две чаши с зельем. От одной чаши Георгий должен был лишиться разума, а от второй — умереть. Но они не навредили ему. Георгий совершил несколько чудес: воскресил умершего и оживил павшего вола. Благодаря этому многие из видевших чудеса уверовали во Христа. После бесполезных уговоров отречься от Господа и принести языческое жертвоприношение Георгия приговорили к смерти.

Придя на место казни, он помолился и с радостью склонил свою голову под меч 6 мая 303 года.  Именно поэтому 6 мая - День святого великомученика Георгия.

Слайд7

Существует легенда, что недалеко от того места, где родился Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей. Суеверные люди той местности начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Очередь дошла до дочери правителя той местности. Её отвели к берегу озера и привязали. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне юноша, который копьём поразил змея и спас девицу. Этот юноша был никто иной, как святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек.

Слайд 8

На месте этого события и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия.После этой победы святой Георгий и стал называться Победоносцем.

Слайд 9

Культ святого Георгия быстро распространился по земле, в честь него возводили храмы, составили житие, повествующее о его славной жизни и совершённых чудесах. В произведениях искусства первоначально он изображался с крестом в руках (знаком мученичества), но постепенно он превратился в победоносного воина,

Слайд щелчок

помогающего в сражениях. Всё чаще его стали изображать в воинских доспехах, с копьем и щитом, стоящим или скачущим на боевом коне.

Если мы посмотрим на монеты достоинством 5, 10, 50 копеек, то с обратной стороны увидим изображение Георгия, который пронзает копьём змея.

Слайд 10

Герб России - двуглавый орёл является эмблемой нашего государства уже более полутысячи лет (утверждён в 1497 году).

В 1917 году орёл перестал быть гербом России.  

В 1993 году по указу Президента двуглавый орёл вновь был возвращён на российский герб с изображением Святого Георгияна груди.

Слайд11

В 1769 году в России был утверждён военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия четырёх степеней. Он считался чрезвычайно почётной наградой. Претендовать на Георгиевский орден могли те, кто в морской службе "18 кампаний служили", или "в полевой службе 25 лет обер-офицерами". 

Заслужить Георгиевский орден было чрезвычайно трудно.

Слайд12

За всю историю дореволюционной России знаками ордена Святого Георгия I степени были отмечены 25 человек. Первым кавалером ордена стал выдающийся русский полководец Петр Румянцев в августе 1770 года за блестящую победу над турецкой армией.

Слайд13

Знаками ордена Святого Георгия II степени были удостоены 125 человек. Первыми из них в августе 1770 года стали генералы Петр Племянников, Николай Репнин и Федор Боур, проявившие мужество и полководческий талант в сражении под Кагулом.

Слайд14

Первым из около 650 георгиевских кавалеров III степени был подполковник Первого гренадёрского полка Федор Фабрициан, удостоенный этой награды в декабре 1769 года за взятие города Галаца во время русско-турецкой войны.

Слайд15

В дореволюционной России не было более чтимой награды для офицера, чем белый крест ордена Святого Георгия Победоносца.

Идея создать такую награду принадлежит Петру I. Замысел его воплотила в жизнь царица Екатерина II.

До 1917 года 9 декабря была датой праздника, посвящённого чествованию заслуг георгиевских кавалеров.

Слайд 16

Традиция награждения сохранялась до Октябрьской революции. После прихода к власти большевиков орденом не награждали, а присваивали звание Героя Советского Союза. Наибольшее количество награждений было в годы Великой Отечественной войны. Всего за героические подвиги, совершенные в годы 2 мировой войны, звания Героя Советского Союза были удостоены более 11600 человек.

Слайд 17

Николай Васильевич Шишкин, Григорий Васильевич Комаров, Евгений Фёдорович Трофимов, Андрей Егорович Дурновцев – жители нашего района, стали Героями Советского союза в годы Великой Отечественной войны.

Слайд 18

За подвиги, совершённые в послевоенное время, звание присваивалось лётчикам-испытателям, подводникам – участникам кругосветных переходов и длительных плаваний, летчикам-космонавтам, защитникам советских границ, другим воинам армии и флота.

Слайд19

Орден был восстановлен и утверждёнуказом Президента России 8 августа 2000 года.

Слайд20 .

Первым кавалером восстановленного ордена Святого Георгия 4-ой степени стал в 2008 году командующий войсками Северо-кавказского военного округа генерал-полковник Сергей Макаров за успешное проведение операции, официально названной «принуждение Грузии к миру».

Слайд21 .

За эту же операцию вторым кавалером ордена 4-ой степени стал 1 октября 2008 года подполковник спецназа ВДВ Анатолий Лебедь, уже удостоенный звания Героя Российской Федерации.

Слайд22 .

Главная награда современной России – звание Герой Российской Федерации – было установлено Законом РФ от 20 марта 1992 года. Этим же Законом был учреждён знак особого отличия медаль «Золотая Звезда». Согласно Положению,

Слайд щелчок

звание Героя Российской Федерации присваивается Президентом России за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением героического подвига.

Слайд23

Этой награды удостоен Иван Алексеевич Кропочев.

Так уж повелось у русского солдата защищать не только свою родину, но и помогать братским народам.Мы навсегда запомним имя своего земляка, молодого юношу, погибшего при исполнении воинского долга.

Слайд 24

Кропочев Иван Алексеевич – боец отряда спецназа внутренний войск, младший сержант. Родился 29 сентября 1980 года в с. Таяты Каратузского района.

Слайд 25

На службу был призван во внутренние войска МВД России Приволжского округа.За время службы находился в служебной командировке на Северном Кавказе – сначала в Дагестане, затем в Чечне. Был награждён медалью «За отвагу»

Слайд26

9 января 2000 года в составе 3 группы специального назначения убыл на выполнение задания по сопровождению автоколонны по маршруту Аргун - Гудермес. Головной БТР колонны подвергся обстрелу.  Командир группы принял решение возвращаться.

Слайд 27

БТР, в котором находился Иван, пошёл первым, за ним двинулась колонна.  И тут на первую машину обрушился плотный огонь.  Свернув с дороги, БТР двинулся в сторону позиции боевиков, ведя прицельную стрельбу из всех видов оружия, находящегося у личного состава.

Слайд щелчок

Дерзкой атакой экипаж вызвал весь огонь на себя, давая возможность колонне уйти, но две гранаты боевиков попали в бронетранспортёр, и машина загорелась.

Слайд 28

Иван получив ранение, превозмогая боль, помог покинуть машину. Теряя сознание, он понял, что выбраться нет возможности. Окружая БТР, боевики вели по нему шквальный огонь.  Иван вступил с бандитами в неравный бой.

Слайд 29

Из горящей машины, не обращая внимания на боль, вёл прицельный огонь по боевикам, уничтожая одного за другим, давая возможность раненым товарищам выйти из-под обстрела на безопасное расстояние. Когда закончились боеприпасы он

Слайд 30

выдернул чеку из гранаты и принял для себя единственное решение «Не сдаваться». Подпустив боевиков вплотную к БТР Иван взорвал гранату.

Его жизнь оборвалась в 20 мальчишеских лет.

Слайд 31 - идёт ролик

Слайд 32

За период прохождения службы, старший стрелок отряда специального назначения «Вега», зарекомендовал себя с положительной стороны. Добросовестно выполнял свой воинский долг, честно служил Отечеству.

Слайд 33

Иван ушел из села скромным, безвестным новобранцем, а теперь его имя навсегда будут помнить его земляки. Он пережил всю тяжесть войны, выполняя свой гражданский долг.

Звание Героя России Ивану Кропочеву присвоено посмертно за мужества и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе.

Слайд 34

 4 чтец: Евгений Иванович Орлов – Элегия« Младший был сержант…»

Юность пришла к Ивану,
Молод и красив,
В каждом деле нету равных,
Но  настал призыв.
         Вот, уже он пулемётчик,

       Всем боец - пример,
         В Гудермес направлен срочно,
         Сел на БТР…
Но в пути ждала засада,
Завязался бой,
БТР подбит снарядом,
Мало кто – живой.
         Слышны стоны, каждый ранен,
         БТР горит,
         Но сержант ребят спасает,
         Вытащил двоих.
Кровью алой истекая,
Смотрит он вокруг.
Близок враг и не стреляет,
Уже узок круг…
         Но не страх овеял душу,
         Что свершится, знал.
         Вспомнил мать с отцом, Катюшу,
         И гранату взял…
Враг пленить его намерен,
Медленно идёт,
Но боец сейчас уверен:
Зря он не умрёт!
         Вдруг стремительно и с силой
         Он чеку сорвал!
         Миг! И время отступило,
         Парень вечен стал…
  Ныне он «Герой России»,
  Кропочев Иван,
  Русский парень, духом сильный,
  Младший был сержант…

Слайд 35

Всем нам хочется жить в мире, свободном от войн и насилия. Об этом человечество мечтало во все времена. Но, к сожалению, в мире возникают военные конфликты, и потому наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества.

5 чтец: Памяти вечной достойны герои
Жизни отдавшие, мир чтоб спасти
Вас не забудут правнуки гордые,
Будем в сердцах ту победу нести.

Я коснулась маленькой толики огромного списка Героев.

Слайд 36

Мы очень рады, что сегодня рядом с нами живут люди, которые участвовали в различных военных действиях. И мы с вами чтим и восхищаемсяих доблестью, мужеством и отвагой.

Заключительное слово ведущего:

Дорогие мальчики и девочки! Пусть на вашем жизненном пути будет мир и покой.

На столе лежат разноцветные ладошки. Это символы отблесков огня. Сейчас мы зажжём “живой огонь” из этих ладоней. Он будет символизировать те чувства, которые вы сегодня испытали.

Слайд 37

Каждый цвет обозначает то или иное чувство:

красный – гордость;

жёлтый – скорбь;

оранжевый – слёзы;

белый – равнодушие.

Дети крепят.

У нас сегодня получился вечный огонь и мы видим, что равнодушных сегодня не было.

Слайд 38

А теперь я попрошу всех прочитать то, что написано на слайде:

«НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ ЖИВЫХ, ЕСЛИ НЕ УМЕЕШЬ ХРАНИТЬ ПАМЯТЬ О   ПАВШИХ ...»

Ребята, помните, пожалуйста, эти слова. Помните, что вы потомки тех, кто не жалея жизни и сил подарил вам будущее.

Слайд 39

Мы должны знать и уважать историю страны, какой бы жестокой она не была. Это история нашей страны и другой она уже быть не может.

На этом наш урок окончен. Спасибо всем за внимание и за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный урок "Гражданин-Отечества достойный сын!"

Открытый урок по обществознанию в 6 классе с презентацией.В нем даются такие понятия как Гражданин, гражданственность, патриот. Расширяются знания о государственной символики России и Адыгеи....

Урок "Герои Отечества" 6-7 классы

Разработка классного часа, посвящённого дню Героев Отечества, с презентацией....

Разработка урока истории Отечества в 6 классе

Разработка урока по истории Отечества в 6 классеТема:"Сотрясатель вселенной" Чингисхан и его империя....

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Урок "Слава Отечеству"

Этот урок может ыть испльзован как на уроках музыки, так и на уроках истории....

Методическая разработка урока Истории Отечества "Первые русские князья" с использованием ЭОР

Разработка урока с использованием Базы электронных образовательных ресурсов ФЦИОР...

Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".

Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...