ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ХИМИЯ И МЕДИЦИНА"
рабочая программа (8 класс)

Хмарова Юлия Павловна

Программа «Химия и медицина» рассчитан на 12 часов, рекомендован для учащихся 8 классов, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, в целях организации предпрофильной подготовки. На занятиях курса школьники знакомятся с лекарственными препаратами, которые находятся в домашней аптечке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_8_klass_himiya.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Химия и медицина»

 (8 класс)

Разработала:

учитель химии и биологии

Хмарова Юлия Павловна

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Программа «Химия и медицина» рассчитан на 12 часов, рекомендован для учащихся 8 классов, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, в целях организации предпрофильной подготовки. На занятиях курса школьники знакомятся с лекарственными препаратами, которые находятся в домашней аптечке.

Цели курса:

Развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельности, наблюдательности, творческих способностей учащихся, формирование представлений о профессиях, связанных с химией и медициной.

Задачи курса:

  • углубление, расширение и систематизация знаний учащихся о строении, свойствах, применении веществ, их соединений;
  • знакомство учащихся с процессами, происходящими в организме человека, с действием химических веществ на организм человека, с правилами гигиены; с историей важнейших химических открытий медицины; с приёмами оказания доврачебной помощи;
  • проведение профориентационной работы, знакомство с работой фармацевта, лаборанта, медсестры;
  • формирование умений работать с научно-популярной литературой;
  • совершенствование умений обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием; решение экспериментальных и расчётных задач;
  • развитие творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности, воображения.

Программой предусмотрено проведение демонстраций эксперимента, практических и лабораторных занятий, повышающий интерес школьников к предмету.

Содержание программы

Введение (3 часа)

Первые шаги химии в медицине. Понятие о фармакологии, иатрохимии, химиотерапии.

Парацельс – основоположник медицинской химии. Клавдий Гален – фармаколог. П. Эрлих – основоположник химиотерапии. Профессии: химик, биохимик, фармацевт, лаборант. Лекарственные вещества. Классификации лекарственных веществ: фармакологическая, химическая. Сырьё для получения неорганических, органических лекарственных веществ. Формы лекарственных препаратов: таблетки, драже, свечи, эмульсии, суспензии, настойки и др.

Лабораторный опыт: «Ознакомление с формами лекарственных препаратов».

Практическая работа №1. «Приготовление природных красителей»

Тема 1. Самые простые из лекарств (4 часа)

Перманганат калия. История открытия. Физические свойства. Окислительные свойства. Применение растворов перманганата калия в быту, в медицине. Правила хранения. Меры первой помощи при отравлении концентрированным раствором перманганата калия. Пероксид водорода, история открытия. Пергидроль. Физические, химические свойства. Применение в медицине: кровоостанавливающее и дезинфицирующее средство. Иод: история открытия, строение, физические и химические свойства, применение.

Борная кислота, борный спирт, антисептическая активность. Физиологический раствор. Ляпис. Нашатырный спирт. Гексагидрат хлорида кальция. Гептагидрат сульфата цинка. Активированный уголь.

Лабораторные опыты: «Жидкий хамелеон», «Разложение пероксида водорода», «Растворение иода в воде и спирте. Распознавание иодидов», «Обесцвечивание раствора перманганата калия активированным углём».

Тема 2. Органические вещества (3 часа)

Понятие об органических веществах, отличие от неорганических. Аспирин, физические свойства, история получения, применение. Фталазол. Хинин. Антибиотики.

Практическая работа №2. Распознавание лекарственных веществ.

Лабораторные опыты: «Определение салициловой и уксусной кислот», «Растворение в воде аспирина», «Ознакомление с формами лекарственных препаратов».

Тема 3. Ядовитые вещества (2 часа)

Яды. Классификация ядовитых веществ. Угарный газ: признаки отравления. Оказание первой помощи. Ртуть. Токсичность паров ртути. Соли ртути: коломель, сулема, применение в медицине. Мышьяк. Свинец. Соединения хрома. Токсичность в органических растворителей. Правила хранения ядов в быту. Меры первой помощи при отравлении. Химия и медицина.

Поурочное планирование курса

№ урока

Тема урока

Количество часов

Формы работы

Дата

Введение

3

1.

Первые шаги химии в медицине.

Профессии: химик, биохимик, фармацевт, лаборант. Фармакология.

1

Презентация

Лекция с элементами беседы

2

Сырье для получения лекарственных веществ.

1

Презентация Практическая работа № 1:  «Приготовление природных красителей»

3

Формы лекарственных препаратов.

1

Лабораторный опыт: «Ознакомление с формами лекарственных препаратов»

Тема 1. Самые простые из лекарств

4

4

История открытия и  свойства перманганата калия.

Применение перманганата калия в быту, медицине. Правила хранения.

Меры первой помощи при отравлении концентрированным раствором перманганата калия.

1

Лекция. Презентация.

Лабораторный опыт: «Жидкий хамелеон».

5

Пероксид водорода. История открытия.

Пергидроль. Физические, химические свойства.

Применение в медицине.

1

Лекция.

Лабораторный опыт: «Разложение пероксида водорода».

6

Йод. История открытия. Строение.

Физические и химические свойства йода. Применение.

1

Лекция.

Лабораторный опыт: «Растворение иода в воде и спирте. Распознавание иодидов».

7

Борная кислота.

Физиологический раствор.

Нашатырный спирт.

Ляпис.

Гексагидрат хлорида кальция.

Гептагидрат сульфата цинка.

Активированный уголь.

1

Лекция. Презентация

Лабораторный опыт: «Обесцвечивание раствора перманганата калия активированным углём».

Тема 2. Органические вещества

3

8

Органические вещества. История открытия.

1

Лабораторный опыт: «Определение салициловой и уксусной кислот».

9

Аспирин. История получения.

Физические свойства. Применение.

Фталазол. Хинин.

Антибиотики.

1

Лекция, презентация.

Лабораторный опыт: «Растворение в воде аспирина».

10

Распознавание лекарственных веществ.

1

Практическая работа№ 2. «Распознавание лекарственных веществ».

Тема 3. Опасные  вещества

2

11

Опасные вещества. История, характеристика.

Угарный газ.

Ртуть и её соли. Применение в медицине.

Мышьяк.

Свинец.

Соединения хрома.

Правила хранения ядов в быту. Меры первой помощи при отравлении.

1

Лекция.

Меры первой помощи при отравлениях.

Признаки отравления. Оказание первой помощи.

12

Защита докладов.

1

Требования к результатам обучения

После изучения элективного курса «Химия и медицина» учащиеся должны:

знать формы лекарственных препаратов, их применение и влияние на организм человека, правила хранения лекарственных веществ в быту, свойства, применение и правила пользования в домашних условиях иодной настойкой, борной кислоты, растворов перекиси водорода, нашатырного спирта, перманганата калия, свойства ядовитых веществ, правила их хранения и меры оказания первой доврачебной помощи при отравлениях ими, элементарные сведения о фармакологической и химической классификациях лекарственных веществ, правила техники безопасности при обращении с химическими веществами;

уметь объяснять применение лекарственных веществ, исходя из знаний об их свойствах, использовать лекарственные вещества в домашних условиях, производить расчёты исходных веществ и готовить растворы разной концентрации, оказывать первую доврачебную помощь, составлять простейшие уравнения химических реакций, протекающих с изучаемыми лекарственными веществами, обращаться с химической посудой, оборудованием и реактивами;

использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни.

Литература

  1. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-Пресс, 1999.
  3. Аликберова Л. Ю., Хабарова Е. И. Задачи по химии с экологическим содержанием. – М.: Центрхимпресс, 2001.
  4. Артеменко А. И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа, 2004.
  5. Савина А.А. Я познаю мир. Химия. – М.: Детская энциклопедия, 2001.
  6. Штемпелр Г. И. Химия на досуге. – М.: Просвещение, 1996.
  7. Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Домашняя медицина"

Программа этого элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 9-х классов. Программа реализуется во внеурочное время. Данный курс, развивая содержание базисного уровня, углубляе...

Ультразвук и его применение в медицине

Современная медицина немыслима без ультразвуковых диагностических аппаратов. Ультразвук лежит в основе принципиально новых методик в хирургии и особенно микрохирургии. Физиотерапевтическая ультразвуко...

МЕДИЦИНА НА УРОКАХ АНАТОМИИ

Пособие содержит программу предпрофильного курса  «Я бы доктором пошёл, пусть меня научат» для изучения в 9-х классах. Курс направлен на расширение знаний по разделу «Человек и его здоровье». Поз...

Программа предпрофильного курса "Превентивная медицина"

Я бы доктором пошёл, пусть меня научат...

Профессии в медицине

Данный материал знакомит учащихся с миром профессий в медицине....

"Химия и медицина" (элективный курс)

Элективный курс предназначен в рамках предпрофильной подготовки для обучающихся 9 классов....

Программа элективного курса "Шаг в мир медицины"

Элективный курс «Шаг в мир медицины» предусматривает знакомство учащихся с разнообразными медицинскими профессиями, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты медицинских професс...