МУЗЕЙ-ЭКСПЛОРАТОРИУМ «МОК МОКЭН» («БУДУЩЕЕ - ДЕТЯМ») МАОУ СОШ № 7 Г.КОГАЛЫМА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка

Трусова - Рослова Наталья Владимировна

 МУЗЕЙ-ЭКСПЛОРАТОРИУМ «МОК МОКЭН» («БУДУЩЕЕ - ДЕТЯМ») МАОУ СОШ № 7 Г.КОГАЛЫМА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_rech.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

 МУЗЕЙ-ЭКСПЛОРАТОРИУМ «МОК МОКЭН»

(«БУДУЩЕЕ - ДЕТЯМ») МАОУ СОШ № 7 Г.КОГАЛЫМА

КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

Н.В.Трусова

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» г.Когалыма

Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация - нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть.

Источниками зарождения инновационных процессов в области экологии в практике нашей школы являются:

- опыт, рожденный в данной школе (с 1996 года осуществляет свою деятельность школьное лесничество «Ягун», с 2008 года - Городское экологическое движение «Дети - Югре»);

- потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании, а именно - необходимостью развития учебно-исследовательской деятельности школьников с применением инновационных образовательных технологий на уроках и внеурочных занятиях по биологии, химии, физике, географии и других предметах естественнонаучного цикла в свете внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования;

- достижения, разработки всего комплекса наук о человеке.

Для реализации программы «Экология» создана соответствующая нормативно-правовая база.

Целью программы «Экология» является создание дополнительных условий для предметного моделирования, повышения познавательной активности в ходе учебного занятия. Реализация программы «Экология» осуществляется согласно утвержденным показателям и показывает определенные достижения.

Показатель: проектно-исследовательская деятельность учащихся, система научно-исследовательских работ учащихся в области экологии.

За последние 5 лет повысился процент результативности участия учащихся (приложение 3), а также число призовых мест на конкурсах различного уровня. Так, на муниципальном уровне повысилось число призовых мест на НИК «Шаг в будущее» (защита научно-исследовательских работ) на 6%. Повысился процент участия учащихся во Всероссийских конкурсах на 10%. Результативность участия выросла на 5% (всего - 100 участников конкурсов различного уровня, победителей всероссийского уровня - 20, призеров -11, победителей регионального уровня - 15, призеров - 10).Повысилась активность учащихся в проектно-исследовательской деятельности.

Наличие и рейтинг успешности учащихся,

занимающихся проектной деятельностью за последние 5 лет

Уровень участия

проектов, количество

муниципальный

24

региональный

26

всероссийский

35

ИТОГО

85

Показатель: участие в экологических акциях.Вырос показатель участия всех участников образовательного процесса в экологических акциях на 10%. (Акции: ежегодная общешкольная экологическая днёвка в поселке Фестивальный по очистке близлежащего леса от мусора; Международная акция «Спасти и сохранить»).

Показатель: участие учащихся в ежегодном Марафоне знаний по отработке универсальных учебных действий (станции «Физика», «Биология», «География»,«Химия»).

Вырос показатель универсальных учебных действий по предметам естественнонаучного цикла (приложение 8): по биологии - на 1%, по географии - на 1%, по физике - на 1%, по химии - стабильно.

Перед нами возник вопрос и имеет место быть гипотеза: если в процессе индивидуальной работы с учащимися возрастает интерес учащихся к проектно-исследовательской деятельности по естественнонаучным дисциплинам, то как по-новому организовать деятельность школы по вовлечению большинства учащихся в исследовательскую деятельность.

Поэтому для реализации данной цели на базе МБОУ «СОШ № 7» города Когалыма мы решили организовать "Музей-эксплораториум "Мок Мокэн" ("Будущее - детям") (перевод с хантыйского).

Краткая справка о рождении проекта "Музей-эксплораториум "Мок Мокэн":

Многие идеи для создания нашего проекта "Музей-эксплораториум "Мок Мокэн" черпались из опыта скандинавских музеев: «Том Тите Эксперимент» в Стокгольме, «Эврики» в Хельсинки, также из российского опыта - «Экспериментаниум» в Москве, в особенности - из опыта «Эксплораториума»— музея занимательной науки в Сан- Франциско (помогает посетителям исследовать окружающий мир и понять природу явлений, которые в нем происходят. Был основан в 1969 году известным физиком и педагогом доктором Франком Оппенгеймером). В этих музеях есть постоянные экспозиции: физика на первом этаже, анатомия и небольшой раздел про магниты на втором; лаборатории с химическими опытами, лекторий, кафе и магазины с занятными гаджетами вроде микроскопа и генератора звука.

Данная организация призвана выполнять следующие функции:

-развитие системы дополнительного краеведческого образования учащихся с применением инновационных медиатехнологий;

-осуществление координации и информационно-методического обеспечения духовно- нравственного воспитания во внеклассной и внешкольной работе;

-формирование у учащихся системы научных знаний о законах и связях;

-развитие учебно-исследовательской деятельности школьников, направленной на изучение природы, оценку экологической ситуации своей местности;

- развитие эмоционально - познавательной сферы ребёнка, его творческой деятельности,

-воспитание культуры чувств, гражданственности и патриотизма;

-организация системы практической деятельности учащихся по сохранению и улучшению окружающей природной среды;

-организация системы практической деятельности учащихся по изучению топонимических и этнических особенностей нашего края;

-выявление наиболее одаренных и активных учащихся в целях развития и расширения их возможностей в самообразовании, более полного раскрытия способностей и профессиональной ориентации;

- подготовка онлайн-сообщений для обмена опытом, интерактивных пособий;

-создание информационной сети как расширения интернет-поля между музеямидругих школ и городов.

Проект является комплексным, включая в себя весь передел работ от научных исследований до практической деятельности.Направлениями работы Музея являются летняя и зимняя площадки.Цель работы летней музейной площадки: нравственное и эстетическое воспитание учащихся, формирования этнико-краеведческих, экологических, гражданственных, общечеловеческих понятий и навыков, обогащение учащихся знаниями культуры и традиций родного края, воспитания любви к малой родине.Цель работы зимней музейной площадки - развитие учебно-исследовательской деятельности школьников с применением инновационных образовательных технологий.

Особенности мМузея-эксплораториума "Мок Мокэн"

Изначально музей задумывался как развивающая среда естественнонаучного направления, подразумевающая развитие исследовательских способностей школьников на основе проектной технологии в связи с огромным опытом, накопленным в школе. Данный проект в 2014г. получил Грант Администрации города Когалыма в номинации "Лучший проект по экологическому образованию и воспитанию детей".

Социальными партнерами проекта являются предприятия и организации города Когалыма - ООО ЛУКОЙЛ ЭПУ Сервис, Центральная библиотека. Опыт работы учителей и учащихся в области экологического образования активно распространяется на уровне округа и страны.

Профилем работы Музея является историческое, экологическое краеведение, проектно-исследовательская деятельность учащихся по естественнонаучным и другим дисциплинам.

Основной темой поисково-исследовательской работы музея является изучение истории финно-угорских народов, их быта, обрядов, праздников, проектно- исследовательской деятельности - учебно-исследовательская и проектно-исследовательская деятельность школьников по предметам, изучаемым согласно учебному плану школы.

Так, в 2013 году в МАОУ СОШ № 7 (корпус 2) состоялся цикл открытых уроков естественнонаучного направления по биологии, химии, физике. Их провели учителя Рузакова М.В., Гаджимустафаева Т.Ш., Селезнева Н.В., Унжаков Е.В. Мероприятие имело широкий социальный успех.

С 2014 года направления работы Музея расширились и в настоящее время включают в себя предметные области: литература, история, английский язык. В результате реализации проектно-исследовательской технологии в этом учебном году значительно повысилось количество участников научно-исследовательских конференций, выросло число проектных работ учащихся по данным направлениям.

В мае 2015 года состоялось городское мероприятие «История России - история ХМАО-Югры», которое, представляло собой виртуальный музей и включало в себя работу 3-х станций: «На войне и о войне» (историческая), «Литературная гостиная» и «Когалыму – 30 лет» (этнографо-лингвистическая). На этих станциях учителя Гумеров Д.О., Амелькина Л.В., Ахмедова М.А., Ломакина Л.Н., Магомедова З.Г. и учащиеся школы представляли наш округ в разных ракурсах.

В феврале 2016 года в МАОУ СОШ № 7 (корпус 2) состоялось городское мероприятие «Литературный квартирник Югра и Дети». Цель мероприятия – показать творчество детей,  раскрыть свое творческое начало со свободной импровизацией, что даёт возможность продемонстрировать настоящий уровень мастерства исполнителя. Учителя и ученики представляли множество стихотворений о Югре. Мероприятие получило высокую оценку присутствующих.

В апреле 2016 года состоялся окружной семинар «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологической вахты и Международной экологической акции «Спасти и сохранить». Начало семинара ознаменовалось открытием региональной экологической вахты и Международной экологической акции «Спасти и сохранить». Были рассмотрены вопросы деятельности  школьных лесничеств Сургутского территориального лесничества, в том числе отдельным вопросом – деятельность школьного лесничества «Ягун» (Демедюк Г.А., руководитель), представлена презентация и результаты работы музея-эксплораториума МАОУ СОШ № 7 «Мок мокен», проведены мастер-классы: на пришкольном участке «Пробы юного эколога» (Демедюк Г.А., Платонов Е.Ю.), «Загадки палеонтологии» (Рузакова М.В.,и Гаджимустафаева Т.Ш., учителя биологии МАОУ СОШ № 7); «Как вырастить кедровый лес» (Селезнёва Н.В., Власенко Г.А.,учитель географии школа № 7).

Проекты в рамках музея, которые реализуются в МАОУ СОШ № 7, пронизаны глубиной, актуальностью и позитивом. Они идут в ногу со временем. В дальнейшем особое внимание мы планируем обратить на формирование культурной и духовно-нравственной составляющей учащихся путем проведения городских мероприятий «Литературный салон» «Литературная гостиная» в рамках проекта, обратив особое внимание на развитие и сохранение культурных традиций народов, проживающих на территории города Когалыма. Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся мы планируем через проведение ряда игровых мероприятий совместно с сотрудниками правоохранительных органов. Также продолжить работу Школы-лаборатории естественных наук для развития исследовательских способностей школьников, участие в конкурсах и природоохранных акциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет: "Учебная мотивация, как фактор развития познавательных способностей детей".

Качество подготовки учащихся по ИЗО во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой......

Развитие исследовательских способностей школьников через образовательное путешествие.

В статье описана роль образовательного путешествия в развитии исследовательских способностей школьников на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга....

Развитие исследовательских способностей школьников на уроках географии (из опыта работы)

В работе содержится методический материал, предназначенный для развития исследовательских способностей обучающихся....

Исследовательская деятельность – как фактор развития творческих способностей

Важным компонентом развития творческой личности является исследовательская работа. Поисковая деятельность «захватывает» школьников, формирует их познавательную активность, такие качества л...