Прорамма ЛТО
рабочая программа

Программа лагеря труда и отдыха

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lto17.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ №26

__________________________

Мункоева Л.В.                  

Приказ №___от «___»_______2018г

Администрация г.Улан-Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №26

Программа

лагеря труда и отдыха

Город добрых сердец

Возраст детей: 14 - 17 лет.                 Срок реализации июнь 2018г.C:\Users\25\Desktop\5.jpg

Составила : Поцелуева Г. К.

 Начальник ЛТО

г.Улан-Удэ ,2018г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1.

Направление  программы

Экологическое, трудовое, спортивно – оздоровительное, добровольческое, патриотическое, досуговое, социально- адаптационное.

2.

Полное название программы

Программа лагеря труда и отдыха «Город добрых сердец» при МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №26»

3.

Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26»

4.

ФИО авторов программы, с указанием места работы, должности, контактного телефона

Поцелуева Г.К., учитель математики, МАОУ СОШ №26

89503819268

5.

Цель программы

Создание оптимальных условий для максимальной реализации трудовых, интеллектуальных, творческих потребностей и интересов учащихся школы, обеспечивающих полноценный отдых и оздоровление и реализацию планов добровольческой деятельности.

6.

Задачи

-закрепление практических навыков хозяйственных работ в процессе благоустройства школы в летний период; а также оказание помощи в благоустройстве двора реабилитационного центра для несовершеннолетних.

-формирование экологической культуры;

-популяризация здорового образа жизни;

-формирование культуры межличностного общения;

-профилактика асоциального поведения;

формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала

7.

Ожидаемый результат

- Внедрение эффективных форм организации труда и отдыха,  оздоровления и летней занятости детей;

- Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря;

- Формирование бережного отношения к природе, школе, развитие экологической культуры;

- Формирование умений и навыков, приобретение жизненного опыта, адекватного поведения;

- Развитие индивидуальных способностей и задатков каждого ребёнка.

Воспитание доброжелательного отношения к детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

8.

Место реализации программы

 МАОУ СОШ №26, г.Улан-Удэ

9.

Адрес, телефон

г. Улан-Удэ, ул.Революции 1905 года, д.100. тел. 49-87-55, 49-87-44

8.

Количество участников программы

30 человек

9.

Возраст участников программы

14 -17 лет

10.

Сроки реализации

18 дней

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Забота о подрастающем поколении – одно из наиболее важных направлений государственной политики. Тем более важно, чтобы во время летних каникул дети смогли интересно и с пользой провести время, отдохнуть. Летние каникулы самые длинные в году и самые долгожданные, происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Летний период – один из важнейших этапов в жизни школы. Именно в это время формируется фундамент следующего года обучения. И наша задача - обеспечить разнообразную полезную и содержательную деятельность ребят. По итогам 2017 года наша школа признана лучшей добровольческой организацией. 2018 год – год добровольца в России и особенно актуальным является воспитание и развитие экологической культуры школьников, основанное на добровольческих началах.

Лагерь труда и отдыха сочетает все вышеперечисленные элементы. Важно также и поддерживать материально-техническое состояние школы. И именно в этом направлении учащиеся могут помочь школе. Это и наведение порядка на территории школы, внутри самой школы; починка мебели; озеленение территории, разбивка клумб, посадка деревьев и кустарников, поливка, прополка. Самим детям такая работа тоже необходима. Это приобретение первичных профессиональных умений и навыков, и воспитание бережного отношения к имуществу школы, формирование экологической культуры.

Но не стоит забывать про отдых, здоровье и душу. Для этих целей в программу включены оздоровительные и культурно-массовые мероприятия.

        Мы уверены, что такая форма организации летней занятости подростков, как лагерь труда и отдыха, поможет использовать период летнего отдыха учащихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями. Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению как временного детского коллектива, так и создаёт основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.

Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.

Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, остающихся в городе, как мощная форма против безнадзорности, асоциального и аддитивного поведения подростков.

За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

  • обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
  • модернизацией старых форм работы и введением новых;
  • необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Таким образом, главная идея создания летнего трудового лагеря – помочь учащимся использовать период летнего отдыха для укрепления здоровья, развития физических сил, формирования экологической культуры, обогащения знаниями и новыми впечатлениями. Предоставить возможность каждому подростку проявить свои творческие организаторские способности, приобщить учащихся к трудовой деятельности, расширить круг общения детей через совместное обсуждение тех или иных вопросов со своими педагогами, сверстниками, а также детьми , попавшими в трудную жизненную ситуацию.

При разработке программы также учитывалась социальная среда, в которой обитают воспитанники лагеря. Некоторые из них живут в неполных семьях, часть детей – опекаемые.  

Лагерь труда и отдыха при школе организуется из учащихся 8-х и 10-х классов на 18 календарных дней.

ЦЕЛЬ – создание оптимальных условий для формирования трудовых навыков, экологической культуры, получение первоначальных профессиональных знаний и умений, отдыха и нравственного воспитания, основанных на добровольных началах.

ЗАДАЧИ:

  1. Закрепление практических навыков хозяйственных работ в процессе благоустройства школы в летний период;
  2. Формирование у детей творческого отношения к процессу и результатам труда;
  3. Выявление и развитие творческих способностей школьников, формирование и расширение их познавательных интересов;
  4. Пропаганда здорового образа жизни в подростковой среде путем проведения просветительской работы.
  5. Формирование социально-активной личности подростка;
  6. Развитие культуры общения детей со своими сверстниками;
  7. Развитие бережного отношения к родной земле, природе, школе, миру.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

  •  Конвенция  ООН о правах ребенка;
  • Конституция  РФ;
  • Закон  РФ «Об образовании»;
  • Федеральный закон  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
  • Трудовой  кодекс  Российской  Федерации  от  30.12.2001 г. № 197-Ф3;
  • Приказ  «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
  • Постановление Правительства РФ «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей»
  • Городская целевая программа «Организация летнего отдыха и оздоровления детей»

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 №

п/п

Этапы и виды деятельности

Сроки реализации

1

Подготовительный этап

  1. Работа по подготовке программы
  • с педагогическим коллективом:
  1. проведение совещания с целью заинтересованности педагогического коллектива по вопросам планирования и организации летней оздоровительной компании;
  2. издание приказа по школе о проведении летней компании;
  3. отбор кадров для работы в лагере труда и отдыха;
  4. прохождение медицинского осмотра членами педагогического коллектива;
  5. прохождение инструктажа по технике безопасности.
  • с родителями:
  1. проведение родительских собраний в

8- х. 10 – х классах по планированию летней занятости детей;

  • проведение анкетирования с учащимися:
  1. оформление документации.
  1. Разработка программы лагеря

- анализ литературы

-  социальный паспорт лагеря

- изучение документов по технике безопасности

- приказ об открытии лагеря, составление списков отрядов.

март – апрель – май

2

Организационный этап

  • Составление списков отрядов
  • Подготовка к дальнейшей деятельности по программе
  • Подготовка территории и помещений для работы лагеря
  • Генеральная уборка помещений и подготовка их к открытию лагеря
  • Определение фронта работ и подготовка необходимого инвентаря

май

3

Основной этап

  • Реализация основных положений программы

Июнь

4

Заключительный этап

  • Психолого-социально-педагогический анализ результатов летней оздоровительной компании

Июнь-сентябрь

СРОКИ И УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ

Программа реализуется в течение одной лагерной смены – 18 дней, июнь 2018 года. Финансирование лагеря осуществляется из муниципального бюджета.

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

Основной состав лагеря – это учащиеся школы в возрасте 14 - 17 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Количество участников – 30 детей.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

  • Территория, помещения. При работе лагеря используется территория МАОУ СОШ №26, стадион,  спортивные площадки, актовый зал, медицинский кабинет, кабинеты:  комнаты отдыха (2), кабинет информатики, библиотека, спортивный зал.
  • Оборудование. Для успешной реализации программы используется:
  • Перчатки для сельскохозяйственных работ
  • Садовый и уборочный инвентарь
  • Спортивный инвентарь
  • Аппаратура
  • Предметы быта

№ П/П

ТЕРРИТОРИЯ,

ПОМЕЩЕНИЯ

ПРИМЕНЕНИЕ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

1.

Кабинеты

Комнаты отдыха,

игровые

Начальник лагеря,

технический персонал

2.

Спортивный зал

Занятия спортом,

Соревнования,

Линейка (в случае плохой погоды)

Инструктор по физкультуре

3.

Спортивная площадка

Линейка, проведение спортивных соревнований, игр

Инструктор по физкультуре

4.

Школьный двор

Работы отряда «Ландшафтный дизайн»

Начальник лагеря, воспитатели

5.

Актовый зал

Праздничные мероприятия, репетиции

Воспитатели,

6.

Медицинский кабинет

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Медицинский работник

7.

Школьная библиотека

Литература для детей и воспитателей

Библиотекарь

8.

Кабинет информатики

Проведение мероприятий

игры

Воспитатели

9.

Школьная столовая

Питание

Работники столовой

10.

Комнаты гигиены

Туалеты, раздевалки

Начальник лагеря,

воспитатели,

технический персонал

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В реализации программы участвуют:

  • - начальник лагеря, руководитель программы;
  • - заведующий хозяйством;
  • - социальный педагог;
  • - инструктор по физкультуре;
  • - воспитатели ;
  • - библиотекарь.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • соответствие направлений и форм работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка;
  • отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей учащихся;
  • обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления;
  • единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • - наличие необходимой документации
  • - программы деятельности и план работы на смену
  • - проведение инструктивно-методических совещаний
  • - памятки и инструктивные карты для воспитателей

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление деятельности

Формы работы

Экологическое

Занятия по программе, экскурсии, игры, экологические акции и десанты

Патриотическое

Литературно-музыкальная композиция ко дню России

Художественно-эстетическое

Праздники

Конкурсы

Спортивно-оздоровительное

Утренняя зарядка

Соревнования

Эстафеты

Общественно-полезная добровольческая деятельность

Озеленение школьного двора. Озеленение двора реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Трудовые десанты

Досуговая деятельность

Коллективно-творческие дела в соответствии с планом

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Внедрение эффективных форм организации труда и отдыха,  оздоровления и летней занятости детей;
  • Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря;
  • Формирование бережного отношения к природе, школе, развитие экологической культуры;
  • Формирование умений и навыков, приобретение жизненного опыта, адекватного поведения;
  • Развитие индивидуальных способностей и задатков каждого ребёнка.

Направление

Ожидаемые результаты

Критерии

Методы

Патриотическое

  •  Формирование интереса к истории своей «малой Родины», чувства патриотизма и любви к своей Родине, родному краю.
  • Расширение кругозора детей через изучение краеведческого материала.
  • Умение работать с литературой, самостоятельно собирать информацию.
  • Приобретение знаний о значимых событиях, людях, истории своего края.
  • Включенность участников программы в социально значимые акции.

Педагогическое наблюдение, беседы, анкеты, соревнования, игры – турниры. Посещение краеведческого музея, конкурс стихов и песен, посвященный дню России.

Экологическое

  • Формирование экологической культуры, навыков поведения в природе
  • Расширение знаний через систему изучения трудов ученых Бурятии.
  • Умение работать с литературой, другими источниками информации.

  • Расширение знаний об  экологии Бурятии, особо охраняемых природных территориях республики
  • Развитие навыков ухода за растениями на пришкольном участке
  • Включенность воспитанников лагеря в экологические акции и десанты
  • Желание детей активно принимать участие в добровольческой деятельности.

Экологические занятия по программе

Исследовательские проекты.

Экскурсия по экологической тропе.

Спортивно-оздоровительное

  • Уукрепление физического и психического здоровья детей.
  • Празривитие положительного отношения к здоровому образу жизни.
  • Знание элементарных правил личной гигиены.
  •  Сформированная  осознанная потребность в ежедневной утренней зарядке
  • Знание элементарных правил личной безопасности.
  • Снижение уровня заболеваемости.
  • Отсутствие травматизма.
  • Выполнение  режима дня, знание основ правильного питания.
  • Знания об отрицательном воздействии на здоровье курения, алкоголя, наркотиков и др.
  • Знания об опасных  для жизни и здоровья ситуациях; умение правильно повести себя в такой ситуации (правила поведения с незнакомым взрослым, на проезжей части и т.д.)

Антропометрические показатели.

Педагогическое наблюдение.

Анкетирование.

Спортивные игры и соревнования.

Досуговое

  • Организация

полноценного

культурного досуга      воспитанников.

  • Возникновение потребности в организации своего свободного времени, полноценного досуга.

  • Желание участия в мероприятиях.
  • Количество участников мероприятий.
  • Инициатива в организации детьми интересных дел и мероприятий.
  • Ребенок - активный участник массовых мероприятий.

Рефлексия после всех мероприятий и дел (обсуждение, оценивание, планирование с учетом пожеланий воспитанников).

Анкетирование.

Беседы.

Социально- адаптационное

  • Развитие навыков разновозрастного общения, этичного поведения в сложных жизненных ситуациях.
  • Создание временного коллектива с характеристиками доброжелательности, терпимости, взаимного уважения во взаимоотношениях между детьми, между детьми и педагогами, между детьми и старшим поколением.
  • Приобретение опыта общения во вновь созданных временных коллективах.
  • Умение совместно работать и отдыхать.

Расширение круга общения, в т.ч. со старшими по возрасту. Выбор этичных вариантов поведения.

  • Доброжелательность, отзывчивость, взаимопонимание,  проявление чуткости к людям и сверстникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
  • Организованность и активность детей отряда.

Педагогическое наблюдение.

Беседа.

Анкетирование.

Трудовое

  • Приобретение трудовых практических умений и навыков.
  • Уход за растениями на пришкольном участке.

  • Количество и качество проводимых трудовых мероприятий.
  • Посадка, прополка сорняков, рыхление, прореживание, полив.

Наблюдение.

Смотр объектов труда.

Оценка деятельности труда.

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ПРОГРАММЫ

1. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов.

2. Наблюдение за участием детей в деятельности отряда.

3. Медицинский осмотр учащихся.

4. Психологические тесты.

5. Ежедневная рефлексия в отряде и лагере.

6. Оформление фотогазеты.

ПЛАН РАБОТЫ

 

Мероприятие

1 день

(28.05.18)

      Открытие лагеря труда и отдыха

      Инструктаж по охране труда, пожарной и антитеррористической безопасности, ПДД

      Распределение обязанностей среди обучающихся.

     Выбор органа детского самоуправления - Совет лагеря

      Определение законов лагеря

      Знакомство с режимом, планом работы, анкетирование

  • Конкурсно - игровая программа, посвященная Дню защиты детей

2 день

(29.05.18)

      «Трудовой десант» – благоустройство территории школы

      Снятие антропометрических показателей

      Оформление летописи Лагеря

  •  Просмотр фильма на экологическую тему: Заповедное ожерелье Байкала
  •  Начало конкурсов: на лучшее фото дня «О жизни в лагере», девиз, слоган, эмблема лагеря.

3 день

(30.05.18)

      «Трудовой десант» – благоустройство цветника, проект «Ландшафтный дизайн»

      Оформление летописи Лагеря

  •   Беседа по ЗОЖ

4 день

(31.05.18)

      «Трудовой десант» – ремонт изгороди пришкольного участка, покраска, разбивка клумб, высадка рассады. Полив деревьев и кустарников

      Оформление летописи Лагеря

  • День защиты детей. Участие в городском празднике на площади Советов.

5 день

(01.06.18)

      «Трудовой десант» – работа на  участке реабилитационного центра.

      Оформление летописи Лагеря

  •   Спортивная программа «Я самый, я самая…»

6 день

02.06.18)

      «Трудовой десант» – благоустройство территории школы

      Оформление летописи Лагеря

  •   Спортивные игры –волейбол, футбол.

7 день

(04.06.18)

   «Трудовой десант» – работа по дизайну школьного двора.

       Оформление летописи Лагеря

  • Соревнования по настольному теннису.
  •  Экскурсия в краеведческий музей.

8 день

(05.06.18)

      «Трудовой десант» – работа на пришкольном участке

      Оформление летописи Лагеря

  •   Добровольческая просветительская работа в реабилитационном центре для несовершеннолетних: проведение бесед, игр, мастер-классов.

9 день

(06.06.18)

«Трудовой десант» – ремонт  мебели, уборка классов, проект «Ландшафтный дизайн»

      Оформление летописи Лагеря

  • Литературно-музыкальная композиция, посвященная дню России.

10 день

(07.06.18)

      «Трудовой десант» – благоустройство спортивного городка, работы на пришкольном участке

      Оформление летописи Лагеря

  • Просмотр фильмов документальных, художественных и других, пропагандирующих здоровый образ жизни, анкетирование подростков на тему «Профилактика наркомании. Мое отношение к алкоголизму и наркомании»- ролевые игры.

11 день

(08.06.18)

      «Трудовой десант» – работа на пришкольном участке

      Оформление летописи Лагеря

  • Спортивные  игры- баскетбол
  • Экскурсия по городу, знакомство с дизайном городских парков и скверов.

12 день

(09.06.18)

  • Оформление летописи Лагеря
  • Посадка зеленых насаждений вокруг школы, экологический десант.
  • Экологическая игра «Знатоки Байкала»

13 день

(11.06.18)

  • Оформление летописи Лагеря
  • Дизайн школьного двора. Посадка цветов, оформление клумб. Поливка, прополка
  • Марафон здоровья. Снятие антропометрических данных.

14 день

(12.06.18)

  • Работы на пришкольном участке
  • Оформление летописи Лагеря
  • Коллективно-творческое дело «Одна школа - одна страна»  Диагностика уровня сплоченности коллектива.

15 день

(13.06.18)

  • Работы на пришкольном участке: поливка, прополка, экологический десант
  • Оформление летописи Лагеря
  • Спортивные игры: футбол, волейбол
  • Экскурсия в музей природы Бурятии.

16 день

(14.06.18)

  • Работы на пришкольном участке: поливка, прополка, экологический десант
  • Оформление летописи Лагеря
  • Занятия по изучению памятников города.

17 день

(15.06.18)

  • Выезд в Истомино, Кабанский район, на базу БИП СО РАН
  • Знакомство с местностью, вдольбереговой пеший маршрут, описание и визуальное картирование с применением прибора GPS береговой полосы на точках наблюдения;
  • - определение силы ветра на Байкале по форме волн по шкале Бофорта;
  • определение относительных высот форм рельефа с помощью геологического компаса.
  • Вечер у костра: Легенды о Байкале, дискотека

18 день

(16.06.18)

  • Подведение итогов конкурсов,
  • Спортивные игры
  • Закрытие смены, награждение
  • Экологический десант

РЕЖИМ ДНЯ  В ЛАГЕРЕ

8.00 -        8.30                Сбор

8.30 – 9.00              Утренняя зарядка

9.00 – 9.40            Завтрак

9.40 – 9.50                 Линейка. Проведение инструктажа

9.50 –12.00                Трудовая деятельность, десанты

12.00 - 13.15         Игры на свежем воздухе

13.15 – 13.30        Обед

13.30 – 14.15        Спортивные   соревнования, конкурсы

14.15                     Занятия по программе, игры, экскурсии

14.30                   Уход домой.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ЛАГЕРЯ:

  • созданные в ЛТО условия будут способствовать развитию трудовых навыков, способности ценить свой труд и труд других людей;                 
  • дети получат полноценный отдых, способствующий их социальной адаптации, воспитанию нравственных, гражданских качеств;                
  • повысятся показатели здоровья подростков благодаря полноценному сбалансированному питанию, осуществляющемуся по режиму, занятиям спортом, использованию природных факторов в целях закаливания;                                                
  • будет стимулироваться интерес к общественной, добровольческой деятельности, активной жизненной позиции, учащиеся получат положительный эмоциональный заряд на следующий учебный год;
  • снижение уровня правонарушений среди несовершеннолетних подростков.
  • формирование исследовательских навыков, воспитанники лагеря научатся оформлять исследовательские проекты, проводить эксперименты и исследования.
  • формирование экологической культуры, узнают много нового об экологии, культуре республики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ах, лето! Работа с детьми загородных и пришкольных лагерях / авт. – сост. С. В. Савинова, В.А Савинов. - Волгоград: Учитель, 2004.
  2. Заместитель директора школы по воспитательной работе./ Научно-методический журнал № 2, 2014 г.
  3. «Орленок»: книга вожатого. – М: Собеседник, 2005.
  4. Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 2006.
  5. Адреева В.И., Щетинская А.И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий, 2011
  6. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  7. Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
  8. Уроки-экскурсии в Музее природы Бурятии /сост. Р.Д.Хусаева – Улан-Удэ, издательство «Бэлиг», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая прорамма по курсу "Коррекционные индивидуальные занятия в 7-9 классах речевой школы"

Материал содержит тематическое и календарно-тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий учащихся 7-9 классов....

прорамма элективного курса "Решение задач по физике"

Программа необходима для использования при подготовке учеников к экзаменам...

Рабочая прорамма по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса (68часов) УМК Пасечник В.В. Составитель: Захаркина Елена Станиславовна 2012 год пос. Славный  Пояснительная записка Рабочая программа по биологии с...

Рабочая прорамма 3 поколения ФГОС СПО по дисциплине Информатика 2 курс

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 030912...

Прорамма дополнительного образования по русскому языку

Русский язык как средство общения играет важную роль и в развитии личности учащихся, обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка. Он овладевает нормами русского литературного языка, формирует умени...

Прорамма по классу "Фортепианный ансамбль на хоровом отделении" 1-5 классы

Уважаемые коллеги! Представляю Вам прорамму по "Фортепианному ансамблю" для учащихся хоровых отделений. Данный курс расчитан на 5 лет обуечния- 1-5 классы. Этот предмет очень интересен маленьким музык...

раб. прораммы 6,9 кл

рабосая прорамма для 6, 9 класса по математике...