Работы обучающихся
проект

Ефремова Марина Васильевна

Творчество – это дар, данный человеку свыше, но дар этот можно потерять, если вовремя его не определить в себе и не развивать

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Большекустовская СОШ»

«Панки» не «панки»

творческий проект

Работу выполнил  Южанин Данил, ученик 5 класса МБОУ «Большекустовская СОШ»

Руководитель Ефремова Марина Васильева, учитель истории и обществознания.

Б.Кусты 2017

Введение…………………………………………………………………….3

Почему именно «панки»…………………………………………………...3

Изготовление куклы………………………………………………………..4

Заключение…………………………………………………………………5

Введение

Осенью в отряде по месту жительства нам рассказывали о кукле панка, я долго смеялся, ведь есть такая молодежная группа панки. Думал, что эта кукла похожа на панка, но оказалось совсем не так. Затем мы изготавливали кукол, мне очень понравилось, и мне захотелось узнать, почему именно так назвали кукол, и какое отношение к ним имеет молодежная культура панков. Я захотел самостоятельно изготовить куклу.

Цель проекта:Изготовление куклы Панка

Задачи проекта:

  • изучить историю возникновения куклы  Панка;
  • изучить технологию изготовления куклыПанка;
  • составить технологическую карту изготовления куклы.

Актуальность проекта

Считается, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Я решил провести анкетирование среди учащихся школы. Выяснилось, что 80%из числа опрошенных не знают о существовании такой куклы, 77 % хотелибы узнать об этой кукле, 40 % - хотели бы сами изготовить куклу панку. Мне хотелось бы рассказать о кукле, и показать, как она изготавливается.

Почему именно «панки»

Изучив происхождения названия кукол Панок и субкультуры Панки, я понял, что между ними нет ничего общего.

Название культуры «Панки» произошло от аглийского слова «punk», что означает «шпана», хулиган. А название куклы «Панка» происходит от изначального «панг», т. е. корень, ствол.

Панка кукла из традиционной культуры Русского Севера, вырезанная из цельного куска дерева.

Изготовление куклы

Чтобы сделать панку, брали чурбак, отёсывали его, избавляли от сучков и сушили в тепле 10 дней. Чаще всего использовалась берёза (женское дерево).

G:\20170411_154045.jpg

Деревянный чурак подходящего размера размечали 

G:\20170411_154138.jpg

Обрубали топором, придавая ему приблизительные очертания будущей игрушки

G:\20170411_191721.jpg

Затем обрабатывали фигурку ножом

G:\20170411_203017.jpg

Голове придавали шаровидную или конусовидную форму, округленную на затылке и плоскую в лицевой части.

 Голова плавно переходила в конусообразное или кубовидное туловище

G:\20170411_203646.jpg

Перемычка, сделанная примерно посередине тулова, означала талию

G:\20170411_202938.jpg

Руки едва намечали рельефом

C:\Users\Arm201\Desktop\Новая папка\20170411_203017.jpg

Схематично определяли черты лица: нередко щеки слегка моделировали таким образом, чтобы рельефно выступал нос. Небольшими ямками или бороздками намечались глаза и рот

Черты лица у куклы в старину либо отсутствовали, либо едва намечались впадинами и врезами. Так мастера поступали вполне сознательно:  тем самым обеспечивалась защита от вселения в куклу чужих злых духов, которые, по языческим поверьям, могут проникнуть через глаза, рот, нос  и уши.

Ног у такой куклы не было: чтобы не ожила и не сбежала, а верно служила своему хозяину, который одновременно считался ее подопечным.

Куколок посвящали новорожденным, дарили детям, вручали невестам в знак благословления на свадьбу. За свадебным столом у северян панку передавали из рук в руки по кругу, припевая: «Раздайся, народ! Девья краса идет…».

Девочки, получившие панку, сами или с материнской помощью обряжали ее в блузку и юбку или сарафан с национальными узорами, берегли.

Изготовленная  панка никогда не должна быть выброшена, как-либо оскорблена, это обидело бы и разозлило Мать Сыру Землю, лишило бы посева, к примеру. Личные обережные панки, деланные для определённого человека, всегда должны быть рядом с ним.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кукла- знак человека, его игровой образ-символ. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.

Каждый может изготовить куклу панку, надо только приложить усилия, и замечательный подарок сделанный своими руками будет радовать обладателя долгое время.

Смета:

Что нужно

сколько

цена

доска

10 -15 см

30

лак по дереву

50 мл.

48

краски

50 мл.

50

178 руб

Список источников:

  1. http://merjamaa.ru/news/otkuda_vy_russkie_panki_ili_metamorfozy_severnoj_obrjadovoj_igrushki/2011-02-11-174
  2. https://shkolazhizni.ru/culture/articles/14913



Предварительный просмотр:

МБОУ «Большекустовская СОШ»

Стоит над рекой деревенька….

(исследовательская работа)

Выполнила:  Мерзлякова Кристина, ученица 7 класса, МБОУ «Большекустовская СОШ»

Руководитель:                                                                                                                                                                                                                                                                                  Ефремова Марина Васильевна, учитель истории и обществознания

Б-Кусты 2017

        Содержание

Введение………………………………………………………………3

Откуда такое название ………………………………………………4

Из глубины веков (когда и как возникает деревня)………………. 5

Потомки основателей деревни ……………………………………. 7

Заключение …………………………………………………………..8

Список использованных источников……………………+ …………..9

 

Введение

        Пермская  земля богата сельскими поселениями. Любое поселение имеет свою биографию, свой характер, свой неповторимый облик. Среди них моя деревня Кашка. Родной уголок! Здесь я родилась, живу. Я знаю, что наша деревенька - одна из старинных населенных пунктов Куединского района, но информации об истории Кашки очень мало.

Для сбора информации по истории Кашки было проведено анкетирование в группе «д.Кашка»  в результате анкетирования выяснилось, что 88% опрошенных совсем не знают историю  деревни, 89% - хотели бы узнать историю Кашки, большее количество опрошенных (42%) интересует история об основании деревни.

Вследствие этого цель моей работы: изучение истории основания д.Кашка.
Исходя из цели данной работы, были определены следующие задачи

  • выяснить происхождение названия деревни; 
  • проследить историю заселения д. Кашки; 
  • собрать материал о первых жителях деревни.

Предмет исследования: историческое прошлое и настоящее деревни.

При создании работы использованы основные исследовательские методы: 
1) анализ литературных источников; 
2) беседа со старожилами, родственниками первых  жителей Кашки; 

Для достижения поставленной цели выбран следующий ход исследования: 

  • изучение литературных источников по истории д.Кашка; 
  • изучение материалов архивов;
  • сбор фактического материала на основе беседы со старожилами;
  • отбор собранной информации значимой для создаваемой работы;
  • проведение анализа собранного материала, его систематизации;
  • формулирование выводов, оценка полученных результатов. 

Практическая значимость.

В результате исследовательской работы постепенно будет складываться архив материалов по краеведению, который представляет интерес для музея школы, района. Материалы, представленные нами, могут быть отправной точкой для дальнейших исследований.

Глава 1. Откуда такое название.

Жизнь любого населенного пункта похожа на жизнь отдельного человека. Есть день рождения, годы молодости и зрелости, расцвета и забвения, с какими-то большими и малозначимыми событиями. У каждого человека есть имя, а у населённого пункта название, интересно знать, откуда появилось название нашей деревни.

Относительно происхождения названия деревни существует несколько версий, каждая из которых является недостаточно обоснованной.

  1. По словам старожилов деревни, на территории где располагалась деревня, было много полей, на которых рос клевер, а народное название клевера  – кашка. Иногда Кашкой называют также тысячелистник и некоторые другие растения. Но также старожилы говорят, что когда люди поселились в данной местности, здесь были непроходимые леса, значит, версия происхождения названия деревни от растения отпадает.
  2.  По деревне протекает речка с одноименным названием Кашка, может быть именно она дала название нашей деревне.

Из списка населённых мест Пермской губернии 1869 года,  мы узнали, что деревня Кашка стояла на реке Кашкасаф, на этой реке была расположена и деревня  (Большие Кусты).

Опять видим противоречие, деревня располагается почти в устье

 речки Кашка, значит это был главный водоём, и деревня могла получить название от речки, но по словам старожилов первые поселенцы не знали про существование речки, а брали воду из родников, значит эта версия опять отпадает.

  1. Есть еще версия, земля на которой располагается деревня, вначале была Башкирской, значит, название деревни берёт начало в тюркском языке. В интернете мы нашли много интересных фактов.

Оказывается, есть даже народ Кашка́йцы объединение тюркоязычных племён. Название народа происходит от тюркского слова

«кашка» — «лошадь с белым пятном на лбу»   но мы думаем, что к этому племени мы не имеем ни какого отношения, так-как это племя проживало на территории Ирана до середины 20  века.

  1. Термин «кашка» связывают с военно-политическим термином. По данным средневековых источников "хасха" использовался в качестве титула военачальника, главы кошуна (армии). Кашка означало самых отважных воинов-богатырей, метких лучников-воинов и т.д. Имеется целый сан титулов, например, кашка, сай кашка, кой кашка и так далее, которые присуждались отличившимся в бою воинам. Данный титул носили князья из знатных кланов и семей в XVII-XIX вв. Этноним "кашка" является одними из распространенных названий местностей и родов в этнической структуре кыргызских племён. Скорее всего, название нашей деревни не связано с данным титулом, так как присутствие кыргызских племён на территории нашей деревни мы объяснить не можем.
  2. Кашка - дословно "лысый"  В географической терминологии

- кашка - голое; не заросшее растительностью место, голец в горах, для обозначения реки - прозрачный, чистый или пересыхающий. По мнению Караева, "кашка" в древнетюркском языке означало

 - "чистый", "прозрачный", "предводитель".

Данная версия нам подходит, по словам старожилов первые жители поселились на высоком холме, а вокруг был непроходимый лес. Т.е. это было лысое место. И река, скорее всего, была не большой, её не сразу обнаружили, поэтому её могли назвать «пересыхающей», а еще в реке Кашка много родников, поэтому вода в реке чистая.

А вот окончание в название речки в 1869 году «САФ» тоже из тюркского языка Саф - прилагательное чистый (голос, вода, золото), переносное свежий,  чистый, девственный.

Из нашего исследования можно сделать вывод, что название деревни Кашка берёт своё начало в тюркском языке и означает – не заросшее растительностью место.

Глава 2 Из глубины веков

Сегодня мы восстанавливаем историю основания деревни Кашка, которой уже более 200 лет.   Изучив  путеводитель по Куединскому району нами был сделан вывод, что деревня образовалась во второй период заселения района – башкирский, мы выяснили, что происходит название деревни из тюркского языка, значит первыми поселенцами были люди, говорившие на тюркском языке. Но точно сказать, что первыми жителями деревни были башкиры мы не можем, рядом располагаются другие тюркские народы татары.

…Административно-территориальное… деление было не постоянным, изменялись границы, состав деревень. До 1552 года территория подчинялась Казанскому ханству, а с принятием русского подданства – Казанскому приказу. С 1734 по 1744 год в Оренбургскую губернию, с 1744 по 1781 вновь в Уфимский уезд Казанской губернии. 1781 г. был образован Осинский в составе Пермского наместничества, а затем и Пермской губернии (Куединский путеводитель)….

Географическое положение деревни Кашка очень интересное, она находится на границе башкирских, татарских и вятских земель и проследить историю возникновения деревни очень сложно. Нами были сделаны запросы  в государственные архивы Пермского края, Республики Башкортостан и Татарстан.  

Из Пермского и Казанского архива нам пришёл ответ, что информацией о  возникновение и заселение деревни Кашка в Пермском крае они не располагают. Остаётся надеяться, что в Уфимском республиканском архиве есть информация по нашей деревне, а пока нам остаётся опираться на факты из бесед со старожилами.

Из полевых дневников Мымриной Тамары Мефодьевны мы узнали, что первые люди приехали из деревни Кашкалак Еловского района. Первые  дома стояли напротив старого кладбища на горе, поселились вдоль ложка, поле Головка. На месте где сейчас проходит ул. Центральная был лес, а о речке первые жители не знали (из рассказа Коровиной Анастасии Фёдоровны, уроженки д.Кашка).

Названия деревень Кашкалак и Кашка имеют схожие формы, «кашкалак» в переводе с татарского означает «лысуха», значит тоже пустое место. Возможно, что первые жители были из деревни Кашкалак, но что заставило покинуть свою Малую Родину и поселиться в непроходимой тайге.

Из записей  Александра Дмитриевича Ларионова мы узнали, что Кашку с её основания населяли староверы. Может быть деревня появилась в 17 веке, когда произошёл раскол православной церкви, и многие приверженцы старой веры бежали в глухие леса и скрывались от преследования.

Есть еще одна версия, что первыми жителями деревни были зажиточные крестьяне, которые  из-за сокращение крестьянских наделов, и ущемления национальных прав вступили в ряды армии Пугачёва и участвовали в Крестьянской войне 1773—1775 годов, а после поражения бежали с семьями в глухие леса. 

Первое документальное упоминание о деревне Кашка относится к 1810 году.

Из рассказа Мерзлякова Алимпия Ефремовича, записанного Николаевой Татьяной Викторовной мы узнали, что «во время заселения деревни кругом была непроходимая тайга, жители селились около ключика, они не знали, что в нескольких десятков метров протекает маленькая речка. Леса были такие густые, что по малину приходилось ходить с колокольчиками, чтобы не заблудиться, так-же колокольчик отпугивал медведей, которых можно было встретить в лесу. Часто ездили в Ошью на ярмарки, но туда прямой дороги не знали, ехали через Большую Усу, Пантелеевку. Когда в Ошье была построена церковь (1860 год), зазвенели колокола, жители Кашки поняли, что Ошья рядом, тогда стали ездить на прямую через лес.»

Списки населённых мест Пермской губернии 1869 годы говорят о том, что деревня Кашка состояла из 21 двора, число жителей всего 138 (70 мужского пола и 68 женского).

В 1904 году Кашка относится к Осинскому уезду, Ошьинской волости, Кашкинскому обществу включает в себя 70 дворов, 68 из них приписанные к обществу. Основное занятие жителей деревни земледелие. Выросла и численность населения до 411, мужское население составляло половину.

В 2016 году по статистическим данным Администрации сельского Большекустовского поселения население д.Кашка составляют 131 человек, всего 51 хозяйство.

Из таблицы видно, что за последние годы численность населения понижается, уходят из жизни те люди, которые еще помнят историю Кашки.

 

Глава 3 Потомки основателей деревни

По словам старожилов с основания деревни живут в ней Балабановы, Городиловы, Колеговы, Мартыновы, Горбуновы, Коровины и Мерзляковы.

Все фамилии имеют русское происхождение, за исключением Балабановых. Данная фамилия могла иметь тюркские корни. В тюркских языках «балабан» - прирученный сокол, с которым охотятся на зайцев. Можно предположить, что прозвище Балабан получил тот, кто любил соколиную охоту. Однако не исключено, что Балабан – это имя, так как в древности тюрки нередко называли сыновей в честь пернатых хищников. Балабан легло в основу фамилии Балабанов.

Фамилия Балабанов довольно древняя, возможно первые жители деревни носили именно эту фамилию.

На основании записей похозяйственной книги  1926 года семья Балабановых состояла из 12 человек. Отец семейства Балабанов Логин Яковлевич 1874 года рождения имел земли 30,5 десятин из родового надела, который числился за их семьй с начала основания деревни.  В семье росли 5 сыновей (Викул, Михаил, Ульян, Роман, Платон) и 3 дочери (Ефросинья, Ксения, Мария). Совместно с семьёй Логина Яковлевича проживала его сестра Пелагея и её муж Килин Ефим Филиппович.

Сейчас в деревне Кашка проживает Балабанов Павел Михайлович, сын Михаила Яковлевича.

Многочисленной была семья Коровиных. Коровин Григорий Викторович имел земли с основания деревни. В 1894 году выделяется в отдельное хозяйство его сын Коровин Роман Григорьевич и получает земли из отцовского надела. В 1926 году в его хозяйстве было 11 человек: жена Коровина Пелагея Львовна (1865), сыновья Ефрем (1897), Терентий (1899), Арсений (1908), Тарас (1910), Сергей (1912), дочери Афанасия (1904), Евдокия (1906), сноха  Марфа Логиновна (1897), внук Данило Ефремович.

Старший сын Коровин Дмитрий Романович (1894) уже был отделён и проживал с дедом, числился хозяином, получив родовую землю от деда.

Коровин Дмитрий Романович имел в 1926 году семью из 7 человек: жена Парасковья Федоровна, дочь Христинья (1894), сын Вариам, Наум, дед Григорий Викторович, бабушка Парасковья Логивновна. Имели они 17 десятин земли.

В Кашке отдельным хозяйством проживал еще один сын Коровина Григория Викторовича – Леонтий.

По словам сына Коровина Наума Дмитриевича, семья Коровиных была очень трудолюбивая, все жили хорошо, в хозяйстве всё было впорядке.

Из семьи Коровиных в деревне проживает Тимофей Арсеньевич, сын Арсения Романовича.

Я горжусь тем, что сама являюсь потомком первых жителей деревни. Семья Мерзляковых была малочисленной, по записям хозяйственной книги 1926 года в деревне Кашка проживали две семьи Мерзляковых. Они тоже имели родовые земли с 1810 года.

Мерзлякова Хионья Архипова была хозяйкой родовой земли 13,5 десятин. В её семье проживали сестра Надежда с мужем Ганцевым Василием Лаврентьевичем и дочь Анисья Архиповна.

Брат Хионьи Архиповны Ефрем, мой прапрадедушка, в 1917 году ушёл с подводами (лошадьми) к Колчаку, и к семье не вернулся, поэтому моя прапрабабушка Марфа Федоровна воспитывала своих детей Алимпия и Зинаиду одна. Она имела 9,5 десятин родовой земли. Со слов моего дедушки Василия Алимпиевича, семья жила богато. В хозяйстве были сеялки, плуги, держали лошадей и крупный рогатый скот. После того как Ефрем Архипович увёл всех лошадей, из-за страха за жизнь своей семьи, для помощи Колчаку в перевозки оружия, семья осталась без кормильца. Землю обрабатывать было не кому. В 1929 году из хозяйства забрали сеялки, плуги и другую хозяйственную утварь, всё передали в коммуну, которая находилась в Больших Кустах.

Сейчас в деревне Кашка проживают четыре сына Алимпия Ефремовича Василий, Сергей, Пётр, Николай и дочь Агафья. Есть и более молодые потомки сын и дочь Василия со своими семьями, сын и дочь Сергея, один сын Сергея Николай живёт отдельно со своей семьёй.

Жизнь моей семьи это тема для большой исследовательской работы.

Я понимаю, что данная информация о потомках первых жителей деревни очень мала, она требует дальнейшего изучения, и я планирую дальше заниматься исследованием истории деревни Кашка.

Заключение

Работая над данной темой, я узнала много нового и интересного из истории своей деревни - своей малой Родины.

Наша деревнька очень маленькая, и литературных источников по истории нашей деревни нет, поэтому собранный и обработанный нами материал будет интересен многим. На основании собранного материала я планирую снять документальный фильм о Кашке и разместить его в группе д.Кашка.

В полевых дневниках Мымриной Тамары Мефодьевны, Николаевой Татьяны Викторовны и Ефремовой Марины Васильевны много информации об истории деревни в годы ВОВ, на следующий год я планирую продолжить свою работу по изучению истории Кашки.

Список использованных источников

  1. Записи Ларионова А.Д.
  2. Полевые дневники Мымриной Т.М.
  3. Полевые дневники Николаевой Т.В.
  4. Похозяйственная книга 1926 года.
  5. Списки населённых пунктов Пермской губернии 1869 года
  6. Списки населённых пунктов Пермской губернии 1904 года



Предварительный просмотр:

X районная конференция исследовательских работ

для обучающихся  5-11 классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большекустовская средняя общеобразовательная школа»

Мой край (культурное наследие)

Похвальный лист

из прошлого в настоящее

Ефремова Диана

5 класс

Ефремова Марина Васильевна

Куеда, 2019

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

  1. История и традиция награждения похвальными листами за отличные успехи в учении…………………………………………………………5
  2. Система награждения похвальным листом сегодня ………………..9
  3. Дизайн похвальных листов в разные исторические периоды….…11

Заключение……………………………………………………………………13

Приложения


Введение

Весной перебирали семейный архив и обнаружили, что помимо фотографий, имеется в архиве «Похвальный лист» столетней давности. Он отличается от современных похвальных листов, которые мне вручали ежегодно за отличные успехи в учёбе. «Похвальный лист» меня заинтересовал и заставил задуматься, какую ценность он несёт, почему сто пять лет хранится в нашем доме, почему он отличается от современных похвальных листов, с какого года стали вручать учащимся похвальные листы «За отличные успехи в учении».

Чтобы ответить на массу вопросов я заглянула в интернет и выяснила, что история «Похвального листа» не изучалась. На сегодня на эту тему не написано ни одного исследования, а она представляет и краеведческий, и исторический интерес. Ведь «Похвальный лист» - это бумажная награда, форма морального поощрения за успехи в учебе, спорте, работе, общественной и даже личной жизни. По «Похвальным листам» можно проследить и судьбу человека.

Так появилась тема для моей исследовательской работы «Похвальный лист из прошлого в настоящее».

Гипотеза.

Предполагается, что похвальные листы «За отличные успехи в учении» появились с момента образования школ, для поощрения учеников. Каждая школа издавала свои «Похвальные листы», со временем форма, содержание и оформление листов менялись.

Цель: Систематизировать сведения по истории «Похвального листа» и охарактеризовать изменения в содержании дизайна на протяжении его существования в жизни людей.

Для осуществления этой цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить историю награждения похвальными листами «За отличные успехи в учении»;
  • сравнить виды, формы, содержание похвальных листов «За отличные успехи в учении» в разные исторические периоды;
  • представить систему награждения «Похвальным листом» в настоящее время.

Объект исследования – похвальный лист «За отличные успехи в учении».

Предмет исследования – история награждения «Похвальным листом» и его оформление.

Методы исследования

  •  анализ документации и материалов сети Internet по теме исследования;
  •  изучение и обобщение исторической информации о похвальных листах «За отличные успехи в учении»;
  •  сравнение «Похвальных листов» в разные исторические периоды.

  1. История и традиция награждения похвальными листами «За отличные успехи в учении».

Изучение истории и традиции награждения похвальными листами «За отличные успехи в учении» начали с просмотра  информации в сети Internet. Информации по данному вопросу очень мало. В нашей работе за основу была взята статья «Царские, ударные, сталинские...» (http://hr-portal.ru/article/carskie-udarnye-stalinskie).

«Похвальный лист», как и другие награды, имеет длинную историю. Первые награды в истории выражались в устной форме: прилюдное "спасибо", похвала, благодарность.

Первые упоминания о поощрении учащихся встретились в Уставе народным училищам в Российской империи, уложенным в царствование императрицы Екатерины II, 1786г. (см. Приложение 1). В нём имелся параграф о награждении учащихся народных училищ: «Имена учеников, отличивших себя успехами в науках, прилежанием и благонравием, провозглашаются перед всеми присутствующими по окончании каждого открытого испытания, а потом вносит их учитель в записную книгу, дабы память их сохранить в пример будущим их товарищам».

Но через некоторое время люди разработали художественные резцы, красиво оформленные бланки, в которых отмечались заслуги человека.

В России традиция награждения «Похвальным листом» складывается, начиная с XIX века. В средних учебных заведениях, а затем и в начальных школах широкое распространение получили «Похвальные листы», которыми награждались школьники «за успехи в науках, благонравие и прилежание».

Перцев В. В.  в статье «Воспитательный процесс в дореволюционной провинциальной гимназии» рассказывает о «Похвальных листах»: «Из поощрений известны следующие: за высокие успехи в изучении наук и примерное поведение в конце учебного года гимназистам вручались награды 1-ой степени (похвальный лист и книга) и 2-ой степени (похвальный лист).

Для получения награды 1-й степени (книги и похвального листа) требуется: при отличном (5) поведении иметь в среднем выводе (из экзаменационных отметок по предметам, по коим было испытание, и из годовых отметок по предметам, по коим оного не было) по всем обязательным для всех предметов не менее 4 ½ , не иметь 3 ни по одному из предметов, и иметь в общем выводе из годовой и экзаменационной отметок по одному из древних языков 5 и по русскому языку или математике тоже 5; для получения награды 2-й степени (похвального листа) требуется: при отличном же поведении иметь полных 4 в среднем выводе по обязательным для всех предметов и не менее 4 в общем выводе по каждому из вышеупомянутых предметов. Следует отметить, что в 1872-73 учебном году награду первой степени получили 19 учеников Елецкой гимназии, столько же – награду второй степени».

Из описания видим, что не каждый ученик был удостоен быть награждённым «Похвальным листом», существовали особые требования. Важно заметить, что до революции при награждении учащихся в первую очередь смотрели на их отметки по поведению, а не на успеваемость.

В дореволюционный период «Похвальные листы» имели большое распространение. После 1917 года все награждения «Похвальным  листом» отменили и начали возвращать только после 1945 года, но не за отличные успехи в учении, а за доблестный труд, общественную деятельность.

В инструкции о применении поощрений и наказаний в школах, разработанной Управлением начальных и средних школ на основе приказа Народного Комиссариата Просвещения РСФСР N 205 от 21 марта 1944 года "Об укреплении дисциплины в школе", в Законе 1951 г. об укреплении дисциплины в школе упоминаются только Похвальные грамоты. Официально же похвальные грамоты были утверждены Постановлением ЦИК СССР от 2 сентября 1935 года и впервые начали вручаться по итогам 1935-1936 учебного года.

С 3 марта 1999 года вступил в силу приказ Министерства образования РФ «Об утверждении Положения о золотой и серебряной медалях «За особые успехи в обучении», о похвальной грамоте «За особые успехи в изучении отдельных предметов» и похвальном листе «За отличные успехи в учении». В нём впервые прописывается кто, за что и когда награждается похвальным листом «За отличные успехи в учении»: «Обучающиеся   переводных    классов    общеобразовательных учреждений,    имеющие    по    всем   предметам,   изучавшимся   в соответствующем классе четвертные (триместровые) и годовые  отметки "5", награждаются похвальным листом "За отличные успехи в учении".

Решение  о  награждении  обучающихся  переводных  классов  похвальным

листом  "За  отличные  успехи  в учении" принимается педагогическим советом общеобразовательного учреждения.

     Похвальный лист "За отличные успехи  в  учении"  вручается награжденным обучающимся по окончании учебного года».

В связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" выше упомянутый приказ  утратил свою силу, это прописано в Приказе Министерства образования и науки РФ от 14 июля 2014 г. N 744 "О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации».

Традиция поощрение за достигнутые успехи в учёбе на этом не прекращается, в законе «Об образовании в Российской Федерации" в статье 34 раскрываются основные меры социальной поддержки и стимулирования обучающихся.

Обучающимся предоставляются академические права не только на поощрение за успехи в учебной, но и физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности.

В законе форма поощрения не указана, но в статье 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» пункт 3 говорится, что «к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом».

Школа должна вести индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также осуществлять хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях.

Изучив данный вопрос, я поняла, что моя гипотеза появления «Похвальных листов» не верная, они появились лишь в XIX веке, а школы первые были открыты в X веке. Применялись «Похвальные листы» для поощрения учеников за успехи в учении не всегда, вначале особое внимание обращали на поведение учеников.

С 1999 года по 2014 год учащимся вручались похвальные листы «За отличные успехи в учении». Получали их ученики переводных классов за трудолюбие, особое старание и упорство в овладении знаниями, имеющие по всем предметам, изучавшимся в соответствующем классе четвертные (триместровые) и годовые отметки «отлично». 

Каждая школа имеет право поощрить своих  успешных учеников «Похвальным листом», мотивируя и стимулируя остальных ребят.


  1. Система награждения похвальным листом сегодня

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года Министерства образования и науки России индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, относится к компетенции образовательной организации.

Каждая образовательная организация может поощрять обучающихся за различные успехи: в учебной, спортивной, физкультурной, общественной, научно-технической, научной, творческой, инновационной и экспериментальной деятельности. 

Общеобразовательная организация вправе самостоятельно учредить похвальные листы или грамоты и определить порядок их выдачи.

Приказом по школе утверждается Положение о поощрении обучающихся, в котором прописываются виды и условия поощрения. 

Анализ школьных сайтов трёх районов (Куединский,Чернушинский, Чайковский) показал, только в некоторых школах имеются такие положения (см. Приложение 2). Были изучены сайты пятидесяти шести школ, из них в 6 школах есть положение о поощрении учащихся, в двух положениях прописан Похвальный лист как вид поощрения и в одной школе описаны условия его получения.

В нашей школе тоже не оказалось на сайте Положения о поощрении обучающихся школы.

При беседе с директором Ольгой Николаевной выяснилось, что такое положение у нас существует и в нём прописаны условия награждения «Похвальным листом».

Ольга Николаевна рассказала о системе награждения «Похвальным листом» в нашей школе.

Похвальным листом «За отличные успехи в учении» в нашей школе награждаются обучающиеся, которые имеют все четвертные оценки «5».

До 2014 года на основании решения Педагогического совета школа делала заявки на «Похвальные листы» в управление образованием Куединского района. Сейчас школа сама закупает «Похвальные листы» в специализированных типографиях.

Фамилии обучающихся награждённых «Похвальным листом» заносят в Книгу учёта выдачи похвальных листов «За отличные успехи в учении».  

Такая книга в нашей школе тоже имеется, но записи в ней ведутся с 2009 года. За 9 лет было вручено 92 похвальных листа, самое большое количество похвальных листов вручено в прошлом году.

На торжественной линейке в конце учебного года, под личную подпись награждающего вручаются «Похвальные листы».

Мне стало интересно, хранятся ли у учеников «Похвальные листы», так же как у моего прадедушки.

На основании Книги учёта выдачи похвальных листов, был сформирован список для опроса обучающихся. Опрос был проведён с помощью социальных сетей.  В результате выяснилось, что не все ребята хранят «Похвальные листы».

Может быть это из-за того, что сейчас нет чёткой системы поощрения учащихся. Ребятам вручают массу разнообразных грамот, благодарностей за участие в конкурсах, соревнованиях, участие в общественной жизни класса, школы, района. Многие грамоты стали безликие, часто встречается, что один тип Похвальных грамот вручается в течение нескольких лет за разные соревнования. Может быть именно поэтому ценность «Похвальных листов» утеряна.

Коллекционер похвальных грамот и листов Крайнов-Рытов Леонид Леонидович уверен, что поощрять - это значит способствовать активной деятельности человека, а вот как человек отнесётся к своей награде, зависит не от образованности, а скорее от культуры человека.


  1. Дизайн похвальных листов в разные исторические периоды 

При оформлении наградных листов обычно придерживаются определенных правил. «Похвальный лист» вручается в торжественной обстановке, отмечая собой важные события и достижения. Поэтому внешний вид этого документа обязан соответствовать своему назначению, быть привлекательным и солидным.

В сети Internet большое количество разнообразных  образцов «Похвальных листов».

Если рассматривать  формулировку «Похвального листа», то она практически стандартна. Зародилась она в XIX в. и дошла до наших дней: "За прилежание в учебе и примерное поведение".

Особых требований  к формулировке не предъявлялось до Приказа Минобрнауки РФ от 09.03.2007 N 75 Об утверждении образцов форм похвальной грамоты "За особые успехи в изучении отдельных предметов" и похвального листа "За отличные успехи в учении» (см. Приложение 3), в этом же документе указана форма листа «образец формы представляет собой один лист форматом 297 x 210 мм, запечатанный с одной стороны».

Вот почему мой «Похвальный лист» намного меньше «Похвального листа» моего прадедушки.

Среди «Похвальных листов» встречаются листы со скромным оформлением (см. Приложение 4). Есть и другие, которые являются настоящим произведением искусства, по котором можно изучать историю России. (см. Приложение 5).

Самые красивые «Похвальные листы» относятся к царскому времени. Они достигали в размерах почти квадратный метр, их рисовали профессиональные художники, напечатаны они на качественной дорогой бумаге в цвете с использованием приема хромолитографии. Похвальные листы Царской гимназии отражали историю России и жизнь царя. На них могли быть портреты царствующей особы и замечательных людей государства Российского: Гоголя, Пушкина, Минина и Пожарского.

Данные «Похвальные листы» вызывают патриотические чувства, желание рассмотреть все надписи и картинки, узнать что-то новое о жизни нашего государства.

В Советский период «Похвальные листы» были строгие (см. Приложение 6).

«Похвальные листы» выданные в нашей школе, тоже разные (см. Приложение 7). Обрамляющая рамка в сдержанных цветах, нет никакой информации об истории нашего государства, кроме похвального листа 2014 года.

Для изготовления «Похвальных листов» во все времена использовалась качественная бумага и хорошие краски, чтобы данная награда могла радовать людей долго.

Вручение «Похвального листа» — момент всегда ответственный и торжественный. Как правило, это событие значительно для человека, который получает его, потому что он долго шел к этому, старался, проходил испытания и т.д. Для него «Похвальный лист» — это не просто лист бумаги, это официальное подтверждение его достижений. Именно поэтому и оформлены «Похвальные листы» должны быть качественно и стильно.


Заключение.

В ходе исследовательской работы выяснилось, что похвальные листы «За отличные успехи в учении» появились всего 200 лет назад и использовались для поощрения учеников разных учебных заведения за прилежное поведение и старание в учении.

Со временем дизайн «Похвального листа» менялся. Существуют разнообразные формы «Похвальных листов» и каждая школа сама решает, каким похвальным листом «За отличные успехи в учении» будет награждать своих успешных учеников.

В процессе работы я достигла поставленной цели. Теперь мне знакома история награждения похвальными листами «За отличные успехи в учении». Я узнала о  системе награждения «Похвальным листом» в настоящее время. И может быть когда-нибудь создам эскиз «Похвального листа» для нашей школы.

У нас есть возможность с помощью компьютерных программ создать свой образец похвального листа, сделать его уникальным, отражающим историю школы или края, почему бы этим не воспользоваться.

Может быть тогда «Похвальный лист» будет, значим для каждого человека, у которого он оказался в руках.


Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2007 N 75 Об утверждении образцов форм похвальной грамоты "За особые успехи в изучении отдельных предметов" и похвального листа "За отличные успехи в учении

Перцев В. В. Воспитательный процесс в дореволюционной провинциальной гимназии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46001.htm.

Награды и поощрения учащимся в системе образования императорской России (вторая половина XVIII – начало XX вв.) http://e-notabene.ru/hr/article_26465.html

https://base.garant.ru/181729/#friends


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по теме: «Система организации работы обучающихся в группах на уроках физики».

Цель проектной работы: показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках физики, на основе собственного опыта и имеющихся методических мате...

Реферат как форма самостоятельной работы обучающихся Методические рекомендации для обучающихся

Методические рекомендации подготовлены для самостоятельной работы  обучающихся СПО, но могут быть использованы для обучающихся школы. В настоящее время в  огромном информационном пространств...

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 01-08

Методические рекомендации предназначены для преподавателей и масте­ров п/о , СПО по профессии 19.01.17  «Повар, кондитер» .Состоят из восьми  разделов: методические рекомендации по организац...

Критерии оценки устных ответов, письменных работ обучающихся с легкой степенью умственной отсталости по математике и практических работ по геометрии

Материал содержит основные рекомендации по оцениванию устных ответов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости, самостоятельных письменных и контрольных работ и работ по геометрии, выполняем...

Областная конференция исследовательских краеведческих работ Обучающихся «Отечество». Номинация «Земляки. Исторический некрополь России». Тема работы «Герои рядом с нами»

Я –Носова Екатерина, ученица 9 А класса Травниковской средней школы. Я представляю работу, посвященную моим землякам, которые принимали участие в ликвидации аварии на Чернобыльской Атомной элект...