""Нам бы про душу свою не забыть!"
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс)

Старикова Татьяна Викторовна

Внеклассное мероприятие к 90-летию со дня рождения В.М. Шукшина для уч-ся 5-7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shukshin.docx1_.docx46.71 КБ

Предварительный просмотр:

Нам бы про душу не забыть.
                                                                      Нам бы немного добрее быть…
                                                                          В. М. Шукшин.

Звучит лирическая мелодия, выходит чтец и читает стихотворение на фоне слайдов:
Слайд № 2: река Катунь среди скал
Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Слайд № 3: В.Шукшин среди жителей с. Сростки
Знало вдоволь и лиха, и горя
Стародавнее это село.
Слайд № 4: маленький Вася Шукшин с матер
Здесь мальчишка торил дорожку,
Пьяный ветер вдыхал с лугов,
В огороде тяпал картошку,
На Катуни тягал чебаков.
Слайд №5: пейзаж Алтайских предгорий
Край сибирский. Пейзаж неброский.
Бьет о берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки –
Это родина Шукшина.
Слайд №6: село Сростки, школа, где учился Шукшин
(выходят ведущие)
Вед 1: Добрый день, дорогие друзья!
Вед 2: Здравствуйте!
Слайд №7: название мероприятия

Вступительное слово учителя. Мы с вами живем там, где родился и вырос В.М. Шукшин, в том краю, который он считал Родиной. Мы гордимся тем, что именно у нас родился и вырос большой национальный писатель. Я очень рада вас видеть на нашем мероприятии, посвященном человеку с русской и глубокой душой, талантливому писателю, актеру , кинорежиссеру и сценаристу Василию Макаровичу Шукшину.

2-й: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы познакомиться поближе с творчеством Василия Макаровича Шукшина- писателя, режиссера, сценариста, актёра…

1-й: Василию Макаровичу Шукшину - 90 лет. Почти 45 из них его нет с нами, а творчество его продолжается, любовь к нему не иссякает. Где истоки такой поистине всенародной любви и благодарности писателю? Отчасти, наверное, в его биографии. 

Слайд 4 (зимняя дорога)

2-й:  Моё ли это – моя Родина, где я родился и вырос? Моё. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу Родину в душе, люблю её, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько...

1-й: Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки, Бийского района, Алтайского края.

Слайд: село Сростки, Алтайская природа
2-й: Сростки – знаменитое на Катуни-реке старинное большое село - никогда не представлялось Шукшину забытой богом глухоманью, эдаким поросшим «травой забвенья» медвежьим углом.

 1-й: Он все время рвался душой на родину, использовал малейшую возможность, чтобы слетать в Сростки хотя бы на несколько дней.
2-й: Ребенком он бегал по улицам родного села, играл в лапту, читал первые книжки, рыбачил на любимой им Катуни.

Слайд 6 видео о Шукшине

2-й:  Невозможно понять Шукшина без его кровной связи с родным  селом, родным домом, с матерью, которую он любил какой-то невероятной сыновней любовью. Она была единственной опорой парня, пришедшего в столицу в дедовских галифе и гимнастёрке

 Слайд 7 (портрет матери)

  1-й: Она бережно хранила все письма сына, который он присылал ей из Москвы. Вот одно из них. "...сплю и вижу, мама, как мы с тобой вместе живем... Мамочка, как твое здоровье, родная? Милая, душа томит об вас!" 

  2-й: Детство Шукшина было таким, как детство многих алтайских подростков военных 40-х годов, живущих в деревне. Отчим ушел на фронт, и как бы ни мал был Вася, стал мужчиной, хозяином в доме. Единственно, что, пожалуй, примечательно для Шукшина тех лет – это неуемная страсть к чтению.


Ученица читает отрывок из рассказа «Гоголь и Райка» (слайд)

 1-й: Это строки из биографического рассказа “Гоголь и Райка” цикла “Из детских лет Ивана Попова”. На его долю выпало 15 лет активной творческой деятельности. За эти годы написано два романа, повести, рассказы, пьесы, сняты фильмы.

(слайд) 2-й: Одну из своих последних книг писатель назвал «Характеры».

Шукшин и был открывателем характеров. Редко в каком рассказе нет у него упоминания о душе, чувства разлада с душой, желания вернуть то, что утвердило бы его героя в жизни и раскрыло бы её смысл.

Ученица читает отрывок из рассказа  «Мастер» про церковь.

 Ученицы читают отрывок из рассказа  «Горе».

1-й: Главные герои большинства рассказов Василия Макаровича – деревенские люди, сеятели и хранители земли.

У многих из них жизнь трудная, у иных и вовсе «скобоченная». Но все они самозабвенно, по-детски любят жизнь!

Инсценирование отрывков из рассказов «Космос, нервная система и шмат сала», «Сельские жители».

2-й: С Шукшиным в литературу пришел необычный герой, его называют «чудиком». Герой Шукшина «неловкий, доброжелательный до неправдоподобия, при этом застенчивый, уступчивый и гордый, несчастный и неунывающий ».
1-й: Они «чудики», потому что при столкновении с реальностью только и могут, что виновато потирать полученные синяки и задавать себе недоуменные горестные вопросы: да почему же я такой есть – то?  Один из рассказов даже так и называется "Чудик".

(читается отрывок из рассказа «Чудик»)

  2-й: Шукшинские чудаки - люди открытые, ищущие, бескорыстные. Писатель не утверждает, что именно чудаки - "соль земли", но он противопоставляет их делягам, пролазам, "умеющим жить".

1-й: Чудик все время стремится принести людям радость. Но часто это получается у него неловко, смешно. И потом в глазах практичных людей выглядит недотепой.

2-й: Народ теряет нравственные ориентиры, святые слова "родина", "патриотизм" обесцениваются. Тут впору не вопрошать, а криком кричать: "Что с нами происходит?" Василий Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтоб задумались, что с нами происходит.

Он писал: «Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы…»

Слайд 16 (кинорежиссёр, актер)

1-й: Василий Макарович писал и снимал только то, что хорошо знал.  

 

2-й: По сценариям В.М. Шукшина были сняты фильмы:"Конец Любавиных", Живёт такой парень", "Печки- лавочки" и др. В некоторых из них Шукшин снимался сам. Например, в фильме "Калина красная".

1-й: "Калина красная" завершила давнишние и глубокие шукшинские раздумья о человеке, оказавшемся на обочине жизни.  

(Рассказ ученика о киноповести "Калина красная")

Ученик: В своих произведениях Шукшин-художник всматривался в человека с надеждой открыть в нём не только движение души к истине, но также силу и волю в борьбе за себя. Об этом киноповесть "Калина Красная", о которой я хочу рассказать, ( взяв в руки книгу, ) написана в 1974 г. Сюжет повести прост. Освобождается от тюрьмы вор-рецидивист Егор Прокудин по кличке Горе. Это человек с незаурядным характером. Он едет к Любе Байкаловой, с которой познакомился по письмам. Люба живёт в тех местах, откуда родом сам Егор. Приезжая к Любе, Егор встречает доверие, сочувствие, нравственную поддержку, которые попали на благодатную почву и самое главное - вовремя. Но в свою очередь доверие и понимание пробуждает в Егоре глубокое чувство личной вины за то, что когда-то его жизнь потекла по законам ложным, неестественным. И вот Егор вступает в новую жизнь, работает в колхозе, но старые дружки находят его и здесь. А когда они понимают, что Егор не вернётся к прошлой жизни, убивают его. По сценарию повести был снят фильм " Калина Красная" - последний и лучший фильм Шукшина, вышедший за год до его смерти. В главной роли снялся сам Василий Макарович.

Встреча с матерью, которая его не узнала, - один из сильнейших драматических эпизодов фильма. С поразительной силой Шукшин сыграл позднее раскаяние Егора в том, что он так долго не навещал родную мать.

Учитель: Давайте посмотрим эпизод из этого фильма  

(кадры из фильма – Егор навещает свою мать).

Трогательный и глубокий разговор Егора с березками скрывает затаенную поэтическую душу в образе героя. (просмотр эпизода фильма  "Егор Прокудин во время разговора с берёзками")

Ученик: Каким проступком вызван был конец,

Что не дожил до праздника Прокудин?

Чудак. Фартовый парень. Красавец.

Осмыслил жизнь и все же стал подсуден. Простые люди - наши земляки –

И то село. похожее на Сростки,

Поймут ли, что не с легкой же руки

Он добровольно "Горе" выбрал в тезки?

Что свой нериторический вопрос

Сумел поставить жестко и контрастно

Шагая от невестушек-берез

До поля жатвы у калины красной.

Шагая от невестушек берез,

Совсем не прост - святой и окаянный...

Нам две души, две памяти принес,

Две жизни. Из одной. Киноэкранной.

2-й: Много ролей было сыграно Василием Шукшиным. Ролей больших и малых. До сих пор не утихают споры: в чём Шукшин сильнее – как писатель, режиссёр или актёр? 

2-й: При жизни Шукшина мало кто задумывался о том, какой ценой оплачено искусство…

В записках на полях его черновиков есть такие строчки: "Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжён и собран. Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения”.

Слайд 23 (кадр из фильма «Они сражались за Родину»)

1-й: Так это и случилось.Умер Василий Макарович 2 октября 1974 года на съёмочной площадке, исполняя роль одного из шолоховских героев в будущем фильме «Они сражались за Родину».

Фильм поставлен режиссёром Сергеем Бондарчуком по одноимённому роману Михаила Александровича Шолохова.

Ученик: И было ему всего 45 лет…

В деревеньке на Алтае,
На краю седых равнин
Жил веселый парень Вася
По фамилии Шукшин.
И однажды, на рассвете,
Не забыв свою мечту,
Он уехал, чтоб навеки
Покорить свою Москву.
Он работал дни и ночи
И старался все успеть.
Только сердце его очень
Стало иногда болеть.
А на съемках, южной ночью,
От нахлынувших забот,
Сердце перестало биться,
Уходя от всех хлопот.
Ученица: И глаза его сомкнулись,
И не видели рассвет
Ну, а губы улыбнулись
Множеству счастливых лет.
Только люди не забыли
Значимость его побед.
Каждый год они приходят
Поклониться на Пикет.
Поклониться за «калину»,
Поклониться за «солдат»,
Поклониться другу, сыну,
Поклониться за девчат.
Пусть у каждого в сердечке
Будет уголок один.
Там останется навечно
Дорогой нам всем Шукшин! (слайд )

1-й: Ежегодно в конце июля, в день рождения Василия Макаровича, в Сростках, на горе Пикет, собираются тысячи людей со всех концов страны.Они приезжают на Родину Шукшина, как будто приезжают к самому Шукшину.

2-й: Здесь, на родине писателя, с 1976 года проводятся Шукшинские чтения, которые впоследствии переросли в Шукшинские дни на Алтае с проведением литературного праздника на горе Пикет. На эту гору собираются тысячи людей из разных уголков России, из-за рубежа, чтобы поклониться земле, на которой родился и вырос человек, всю жизнь искавший правду, человек с обостренным чувством справедливости.

Слайд 29 (Дом-музей)

1-й: Именем Шукшина названы в селе Сростки улица и средняя школа.

2-й: Вот уже более 40 лет нет с нами Василия Макаровича Шукшина…Но осталась память об этом удивительном человеке. Остались его мысли, фильмы, книги, которые заставляет нас задуматься о серьёзных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, о его поступках, задуматься, какие мы, что с нами происходит. Они воспитывают в нас человека, предлагают задуматься о себе, о жизни.

1-й: Пройдут годы, все так же будут шуметь березы, все так же будет катить воды Катунь, все так же будут стоять Сростки, но я уверен, что слава этого человека, облик его будет в годах все более благороден и светел, и на гору Пикет с каждым годом будет приходить все больше и больше народу. Не обязательно по приглашению, а просто так, как ходят к Пушкину.

2-й: Василий Шукшин остался в памяти людей истинно народным художником. И на его могиле - всегда живые цветы и ветки красной калины.

Учитель: Дорогие друзья! Наша встреча подошла к концу. Очень надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое в творчестве В.М. Шукшина, нашего замечательного земляка.

ПРИЛОЖЕНИЕ (отрывок из рассказа «Горе»)

Бывает  летом  пора:  полынь  пахнет  так,  что сдуреть можно. Особенно почему-то ночами. Луна  светит  тихо.  Неспокойно  на  душе,  томительно.  И думается  в  такие  огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко.

Это даже -- не думается, что-то другое: чудится, ждется, что ли.  Притаишься  где-нибудь  на задах огородов, в лопухах, -- сердце замирает от необъяснимой  тайной радости. Жалко, мало у нас в жизни таких ночей.

     Одна такая ночь запомнилась мне на всю жизнь.

     Было мне лет двенадцать. Сидел я в  огороде,  обхватив  руками  колени,  упорно,  до  слез  смотрел  на  луну.  Вдруг  услышал: кто-то невдалеке тихо плачет. Я оглянулся и увидел старика Нечая, соседа нашего.

     Это он шел, маленький, худой,  в  длинной  холщовой  рубахе.  Плакал  и что-то бормотал неразборчиво.

     У  дедушки  Нечаева  три  дня  назад  умерла  жена,  тихая, безответная старушка. Жили они вдвоем, дети разъехались.

     Старушка Нечаева, бабка Нечаиха, жила  незаметно  и  умерла  незаметно.

Узнали  поутру:  "Нечаиха-то...  гляди-ко, сердешная", -сказали люди. Вырыли  могилку, опустили бабку Нечаиху, зарыли -- и все. Я забыл  сейчас,  как  она

выглядела.  Ходила  по  ограде,  созывала  кур:  "Цып-цып-цып".  Ни с кем не  ругалась, не заполошничала по деревне. Была -- и нету, ушла.

     ...Узнал я в ту светлую,  хорошую  ночь,  как  тяжко  бывает  одинокому  человеку.  Даже  когда так прекрасно вокруг, и такая теплая, родная земля, и  совсем не страшно на ней.

     Я притаился.

     Длинная, ниже колен, рубаха старика ослепительно белела под  луной.  Он шел  медленно,  вытирал широким рукавом глаза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ленинград ожег мне душу своими бедными детьми…»

Внеклассное мероприятие в рамках творческого проекта "Война и дети" (История+Литература) для 7 класс ...

Сценарий конкурса чтецов "У каждого из нас в душе своя Россия"

В сценарии представлена разработка и положение школьного конкурса чтецов, проводимого в рамках недели русского языка и литературы...

«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")

Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...

Открытый классный час по теме: "Нет выше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя"

Разработка открытого классного часа для учащихся 11 классов по теме "Нет выше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя" (Православие)...

“У каждого из слов душа своя...” (Музыка души и “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”, созданный Е.Носовым.)

Во вступительной статье к одному из своих сборников издательства «Детская литература» Е.Носов пишет о том, что в мальчишках и девчонках он больше всего ценит любознательность, “иными словами – любовь ...

Урок русского языка в 6 классе "У каждого слова душа своя"

Данный материал - урок одного слова.  В ходе урока проводится исследование слова на лексическом, этимологическом, синтаксическом, фонетическом, словообразовательном уровнях.  Обучающи...