Игра-конференция "Формирование правильной осанки"
материал

Рогова Людмила Игоревна

Формирование правильной осанки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-конференция

по физической культуре (среднее звено)

Цели и задачи: 1.формирование знаний о важности требования «Не нарушать

                             осанку!»

                          2. формировать знания о профилактических мероприятиях по

                              укреплению и формированию правильной осанки.

                          3. обучение самоконтролю и профилактике нарушения осанки

Дата проведения:

Место проведения: школьный кабинет.

Предварительные мероприятия: 1. Объявление о том, что в классе состоится «Конференция-практикум», с участием специалистов.

                                                       2. Список приглашенных на конференцию: преподаватель анатомии, школьная медицинская сестра, врач-остеопат, журналист, инструктор по фитнесу, врач ЛФК, ученый, учитель ФК, независимый эксперт.

Сценарий конференции:

Оглашается повестка дня: 1. Актуальность проблемы;

                                             2. Дискуссия о причинах нарушения осанки и

                                                 профилактических мероприятиях.

Школьная медицинская сестра. Заболевания опорно-двигательного аппарата очень распространены. На улице нередко можно встретить людей сутулых, хромых, передвигающихся на костылях. Немало и людей, прикованных к постели, вследствие поражения суставов и позвоночника. Заболевания суставов у детей нередко становятся хроническими.

    По результатам медицинского осмотра в нашей школе заболевания опорно-двигательного аппарата оказались не на последнем месте. Это побудило провести мониторинговые исследования и в дальнейшем следить за динамикой заболеваемости.

     Теперь можно сказать, что за пять лет число учащихся с нарушениями осанки не уменьшилось.

Преподаватель анатомии. Движение-это жизнь. Все, что происходит в живом организме, внешне проявляется в движениях. Двигательный аппарат  человека можно подразделить на пассивную часть (кости и их соединения), выполняющую роль опоры и рычагов, и активную часть (мышцы и их связи с нервной системой). Поэтому нередко двигательный аппарат называют опорно-двигательным. Органы движения составляют около ¾ массы тела взрослого человека, причем основная масса падает на долю мускулатуры.

Врач-остеопат. Осанка- это привычная поза или манера человека держать свое тело. Осанка может быть правильной и неправильной (демонстрирует на картинке).

   Правильная осанка определяется по следующим признакам: голова и туловище держится прямо; грудная клетка слегка выступает вперед, а плечи отведены назад, живот подтянут; в области поясницы есть изгиб вперед.

   Осанка зависит от состояния позвоночника, от того, насколько слаженно работают мышцы, которые поддерживают тело в вертикальном положении. Если все мышцы развиты у человека одинаково хорошо, то осанка у него красивая, правильная.

    При неправильной осанке голова наклонена вперед, спина сутуловатая, грудь впалая, живот выпячен вперед (рис. 1,а). Нередко бывает, когда изгибы позвоночного столба чрезмерно увеличены (патологический кифоз и лордоз, рис 1,б) или сглажены (плоская спина, рис 1,в).

   Встречаются  и случаи бокового искривления позвоночного столба, называемого сколиозом (рис.2)

Журналист. Как проверить осанку?

Учитель физической культуры. Есть очень простой метод диагностики, который мы часто используем в практике. Подойдите к стене и встаньте к ней вплотную спиной. Примите привычную для вас позу (можно при этом закрыть глаза). Если вы касаетесь стены затылком, лопатками, ягодицами и пятками, то у вас правильная осанка (демонстрирует учащийся). Этот прием также служит и профилактическим упражнением. Зафиксировав положение, нужно сделать несколько шагов вперед, предварительно положив на голову подушку.

   Касание стены только тремя точками – затылком, спиной, пятками – указывает на очень слабую мускулатуру спины, живота и поясницы, а касание лишь спиной и пятками – на слабую мускулатуру шеи, плечевого и тазового пояса.

Врач-остеопат. Существуют более точные современные методы диагностики с использованием технических средств для выявления заболеваний. Но есть интересный доврачебный метод, который можно использовать прямо в спортивном зале.

   Различают три степени нарушения осанки. При нарушении первой степени отклонения от нормы выражены слабо и исчезают в прямой стойке. При нарушении осанки второй степени отклонения от нормы устойчивы, они не исчезают  в прямой стойке, но не видны в висе и связан, как правило, только с нарушением тонуса мышц, а потому поддаются исправлению. Искривления позвоночника третьей степени затрагивают кости скелета и лечению корригирующей гимнастикой поддаются с трудом.

Ученый.  Как выявить нарушения осанки даже в домашних условиях, для присутствующих не секрет. У меня есть предложение перейти к более наболевшей проблеме – причинам нарушения осанки, приобретенным в процессе жизнедеятельности. Ведь нарушения осанки – частый спутник многих хронических заболеваний у детей, проявление их общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата.

Врач ЛФК. Действительно, первая и главная причина нарушения осанки – слабая мускулатура тела. В вертикальном положении тело человека поддерживается более 400 мышцами. И если основные мышцы развиты слабо, то соблюдать хорошую осанку трудно.

Преподаватель анатомии. Я считаю не менее важной причиной привычку к неправильным позам. Обратите внимание на то, как вы сидите за столом. (Показывает на ученика, который неправильно сидит за партой. Исправляет ошибки и объясняет, как правильно сидеть).

Медицинская сестра. А вы когда-нибудь обращали внимание на то, как носите сумки, поднимаете тяжести. Стираете белье? Ученики продемонстрируют нам, как они переносят груз- мешок (рис. 3, а). А теперь возьмите мешки перед собой (рис. 3,б), теперь покажите, как поднять тяжелую коробку (рис. 3,в). Как вы думаете, кто из них правильно поднял груз? Вам часто приходится помогать по хозяйству родителям. Покажите, как вы носите сумки (рис.3, г). Наши предки, не зная особенностей строения опорно-двигательного аппарата, поступали очень мудро, используя коромысло и заплечный короб (рис. 3,д). Эти движения следует делать рационально, с наименьшим воздействием на межпозвоночные диски: поднимать груз, не наклоняя предварительно туловище вперед. А сгибая ноги в коленных и тазобедренных суставах и сохраняя прямое положение спины; переносить груз не в одной руке, а равномерно распределив его на обе руки или положив на плечо, сохраняя спину прямой. Врачи-гигиенисты рекомендуют учащимся носить не сумки, а ранцы.

Учитель физической культуры.  А лежать, свернувшись «калачиком» на слишком мягкой постели с высокой подушкой? Ходить, опустив голову, согнув спину, да еще шаркать ногами? Сидеть за столом, согнувшись и развалившись? Если все это повторяется изо дня в день, осанка быстро становится неправильной.

Врач-остеопат. Недостаток в организме кальция и витамина «Д» также может отрицательно сказаться на функции опорно-двигательного аппарата. Теперь, когда перечислены почти все основные причины нарушения осанки, хочу отметить главное следствие: в результате этих нарушений движения человека становятся неловкими, внутренние органы смещаются. Сто затрудняет их деятельность, возникают боли в суставах, мышцах, стопах, пояснице. Появляется болезнь – остеохондроз. У школьников с нарушенной осанкой повышается риск получить травмы при прыжках в длину. Высоту, выполнении упражнений на снарядах, на занятиях борьбой, футболом, баскетболом, тяжелой атлетикой.

Журналист. Что же могут порекомендовать специалисты?

Врач ЛФК. Основой профилактики и лечения нарушений осанки, особенно начальных степеней, признана общая тренировка организма ослабленного ребенка. Она должна проходить на фоне хорошо организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом характера заболевания ребенка.

Журналист. Какими упражнениями и видами спорта вы рекомендуете заниматься при нарушениях осанки?

Врач ЛФК. При всех нарушениях осанки прекрасным профилактическим средством является плавание. Появились и новые формы занятий, например, аэробика - пилатес с мячом. При небольших изменениях осанки можно также заниматься танцами, ритмической гимнастикой, спортивными играми, ходьбой на лыжах, чаще выполнять висы на гимнастической стене.

Инструктор по фитнесу. При сутулости, слабых мышцах спины и брюшного пресса рекомендуется заниматься в фитнес клубах. Упражнения можно дозировать и нагрузку регулировать постепенно, при незначительной боли – прекращать занятия. Чтобы мышцы не загрубели, после выполнения силовых упражнений полезно делать растягивание.

Независимый эксперт. В заключение полезной и интересной конференции хотелось бы обобщить услышанный материал в доступных для любого человека правилах.

Врач-остеопат.

Правило первое - проверьте свою осанку. При подозрении на нарушение обратитесь к врачу-остеопату или хирургу.

Правило второе – тренируйте мышцы, придерживаясь принципа «Не навреди!». Выбирая вид спорта или комплекс упражнений, посоветуйтесь со специалистами.

Правило третье  постоянно следите за своей походкой, позами во время занятий за столом. Правильно поднимайте и носите тяжести.

Правило четвертое – Спите на жесткой пастели.

Правило пятое – Следите за рационом питания, за достаточным поступлением в организм кальция и витамина «Д».

Преподаватель анатомии. Сегодня мы с вами говорили о проблемах осанки. Хочу, чтобы наша встреча не прошла даром, и вы не забывали заботиться о себе, своих близких. Крупнейший русский хирург 19 века Николай Иванович Пирогов как-то сказал, что фунт профилактики стоит пуда лечения. Так будьте здоровы и счастливы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс ОРУ для укрепления мышц, участвующих в поддержании правильной осанки

Комплекс общеразвивающих упражнений для учащихся начальной школы. Комплекс проводится в подготовительной части урока гимнастики или подвижных игр. Продолжительность 10-12 мин. Я провожу этот комплекс ...

Мастер - класс "Правильная осанка - путь к здоровой и счастливой жизни!"

Представлен мастер-класс для учителей физической культуры....

Осанка.Формирование правильной осанки

Цель применения данного материала состоит в том, чтобы учащийся как можно больше узнал об осанке и ее правильном формировании.Данный материал создан на основе «Комплексной программы физического воспит...

Правильный позвоночник – правильная осанка.

Формирование правильной осанки является одной из конкретных задач физического воспитания в школе, поэтому в программу по физической культуре включены специальные упражнения на осанку. Упражнения для ф...

Игры и упражнения для формирования правильной осанки и профилактики осанки

Игры и упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия...

Правильная осанка и профилактика нарушений осанки у школьников.

Важную роль в нашей жизни играет правильная осанка. Необходимо с раннего возраста обратить внимание на физическую активность ребенка. Исправлять последствия неправильного воспитания все...