Проектирование в учебном процессе
проект (9 класс)

Зайнулина Гузель Ривальевна

Открывать, искать, исследовать, проектировать - эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке. Главной задачей школы, учителя, какой бы предмет он ни преподавал, - научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000c2262-6159e19b.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРОЕКТИРОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Зайнулина Г.Р.

МАОУ Чикчинская СОШ им.Якина, Тюменский район

« Если человек в школе не научится творить,

то и в жизни он будет только подражать и копировать».

Л.Н.Толстой.

 Открывать, искать, исследовать, проектировать - эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке. Главной задачей школы, учителя, какой бы предмет он ни преподавал, - научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления.

Многие истины, о которых говорится в школах, могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не придет к ним своим путем, через свои открытия, свои прозрения и неудачи.

Важно, чтобы этот поиск начинался не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

При таком подходе преподавание приобретает творческий характер, повышает процесс общения учителя с учениками, способствует рождению новых идей, открывает широкое поле деятельности для поиска, формирует интерес у учащихся к самопознанию.

Работа с одаренными детьми и их сопровождение в процессе написания научно-исследовательской работы для меня началась в 2016 году. Тогда я впервые предприняла попытку научного руководства. Хорошим «подспорьем» стало собственное обучение в Тюменском государственном университете, а именно написание курсовой и дипломных работ, где были усвоены все необходимые базовые знания. И мы начали работать. Мои ученики участвовали в областном конкурсе «Школа гостеприимства», научно-исследовательской конференции «Село: вчера, сегодня, завтра», «Моя малая родина: природа, культура, этнос»,  где были отмечены  как призеры.

Проанализировав выступления обучающихся, изучив направления работ, я сделала вывод, что недостаточно написать работу, затрагивающую актуальные темы. Одно из важнейших условий успешного результата - это способность уверенно вести себя на публичных выступлениях, должным образом реагировать на задаваемые вопросы, говорить свободно, четко, эмоционально.

Для решения этих проблем мною были разработаны и проведены серии мастер-классов по ораторскому мастерству как для педагогов, так и для учеников. Как сделать речь убедительной и выразительной, доступной и краткой, точной и уместной, богатой и чистой? Как захватить аудиторию и привлечь ее внимание? На эти и другие немаловажные вопросы нашли ответы участники мастер-класса  в областном конкурсе «Лидер XXI века» в 2019 году, и оценили жюри, присудив мне первое место.

В 2018 году я стала руководителем волонтерского отряда  и куратором РДШ нашей школы. Тогда перед собой я поставила задачу привлечь внимание воспитанников к актуальным социальным проблемам, включить учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Прежде всего социально проектирование – это деятельность социально - значимая, имеющая социальный эффект; результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте; задуманная, продуманная и осуществленная подростком; в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальное проектирование позволяет объединить детей, наполнив их взаимодействие творчеством, поиском, созидательной деятельностью. Социальный проект предполагает работу не одного человека, а целой команды. В процессе работы над проектом обучающиеся должны научиться конструктивно взаимодействовать друг с другом, ощущая себя при этом не кучкой индивидов, а коллективом единомышленников.[1]

Активисты РДШ участвовали в областном конкурсе «Под парусом мечты» с такими проектами как «Создание экопарка на пришкольной территории», «Медиацентр», «Медиаконкурс в Тюменском районе», «Конкурс «Мин татарча сойлашам» и выиграли гранты на сумму более 60 тыс.руб.  Проекты социального проектирования направлены на благоустройство школьного ландшафта, медианавыков школьников Тюменского района, технического укомплектования школьного медиацентра, побуждению изучения татарского языка.

Школьники, вовлеченные в такую деятельность, стараются изменить мир вокруг себя в лучшую сторону, проявляют заботу, чувство ответственности, гражданскую позицию. К тому же социальное проектирование способствует формированию личности учащегося и его разностороннему развитию. [2]Благодаря участию в таких конкурсах ребята нашей школы зарекомендовали себя как на районном, так и на областном уровнях. Их приглашают стать участниками слетов, различных тематических смен в оздоровительных лагерях и даже конференций всероссийского масштаба.

Стоить отметить, что при работе по созданию проектов как руководитель я следую  правилам:

  • Подходить к проведению этой работы творчески.
  • Не сдерживать инициативу учащихся.
  • Поощрять самостоятельность, избегать прямых инструкций, учить ребят действовать самостоятельно.
  • Помнить о главном «педагогическом» результате – не делать за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.
  • Не спешить с вынесением оценочных суждений.
  • Оценивая, помнить: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.

Особое внимание обращаю на основные составляющие процесса усвоения знаний:

  • учить прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
  • стараюсь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
  • обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию.

Исследовательская работа активизирует деятельность учащихся, делает восприятие учебного материала более активным, целостным, эмоциональным и творческим. Она вносит разнообразие в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, самостоятельность, повышает интерес к предмету.

Таким образом, проектирование может стать той инновационной деятельностью, которая способна помочь школьнику социализироваться в современном обществе,  самостоятельно добывать знания  и уметь применять полученные знания в современном мире, приобщаться к общечеловеческим ценностям через собственное творчество,


[1] Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. – 4-е изд., испр. - М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003.

[2] Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование учебного процесса по физике на основе модульной педагогической технологии В.М. Монахова /презентация/

Презентация, в которой рассказано об основных действиях по планированию процесса обучения на основе педтехнологии В.М. Монахова....

Использование технологий академика В. М. Монахова при проектировании учебного процесса по математике в 7- 9 классах

В связи с переходом на компетентностно – ориентированное образование перед многими педагогами встала задача поиска инновационных технологий, способствующих качественному усвоению материала, формирован...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из условий достижения качества образования является эффективное управление учебным процессом учителем. Прежде всего, овладение новыми формами   перспективного и текущего планирования у...

Технологический подход к проектированию учебного процесса по английскому языку в школе

Технология проектирования учебного прцесса как способ реализации основных принципов педагогической техники:-принцип свободы выбора-принцип открытости-принип деятельности-принцип сотрудничества....

Технология проектирования учебного процесса В.М.Монахова

Статья представляет собой краткое описание данной технологии и её применение на уроках английского языка....

Статья "Проектирование учебного процесса в информационной среде"

Участие в I Международной дистанционной научно-исследовательской конференции "Педагогический поиск"-очень престижно!...