Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа лидера", 7 класс
рабочая программа (7 класс)

Гималова Татьяна Михайловна

Данная рабочая программа нацелена на формирование у школьников  социальной активности, развитие лидерских качеств, умений по самоорганизации и организации  различных форм деятельности  в образовательном учреждении и социуме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_lidera_7_klass.docx42.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кустаревская средняя школа»

Согласовано:                                                «Утверждаю»

зам. директора по УВР                                                  Директор МКОУ «Кустарёвская СШ»

____________________                                                                      ________________

Хрусталёва Н.А.                                                   Пузырёва О.А.

         «29» августа 2017г.                                                               приказ № 57-в от 30.08.2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  «Школа лидера»

на 2017/2018 учебный год

7 класс, срок реализации 1 год

Учитель: Гималова Татьяна Михайловна,

первая квалификационная категория

  1. г.
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе требований  федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Кустаревская  СШ», учебного плана на 2017-2018 учебный год.

Направление программы – социальное

Цель: формирование у школьников  социальной активности, развитие лидерских качеств, умений по самоорганизации и организации  различных форм деятельности   в образовательном учреждении и социуме.

Задачи:

  • Выявить первичный уровень знания подростком собственного лидерского потенциала.
  • сформировать у школьников  способность  управленческой деятельности  и потребности  быть лидером.
  • организовать занятия по овладению подростком специфическими знаниями, методиками и формами развития собственного и организаторского потенциала.
  • сформировать  у обучающихся стремление к участию в общественной деятельности.
  • определить вместе с подростком пути дальнейшей реализации его лидерского потенциала в условиях школы.
  • сформировать  способность и готовность самостоятельно, а так же совместно с другими субъектами и институтами  решать различные социальные проблемы.

Актуальность программы. Современный этап развития общества, с одной стороны, характеризуется значительными преобразованиями в социально – экономической жизни России, с другой - кризисными явлениями в системе воспитания, которые привели к снижению уровня нравственности, дегуманизации ценностей и норм поведения   определенной части молодежи. Одной из причин такого положения дел, безусловно, является сложная социальная ситуация. Известно, что черты гражданской личности  закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта приобретаемого в семье, школе, социальной среде и формирует в дальнейшем всю жизнь человека. Основу гражданственности закладывает сфера свободного времени, являющееся  важнейшим фактором социализации личности, формирование ее социальной, асоциальной или антисоциальной направленности.

Практическая значимость. Важно осознать, что сегодняшние школьники - завтрашние лидеры общества. К тому же, старая поговорка: "Лидерами не рождаются - лидерами становятся",- сегодня не менее верна, чем когда-либо. Если мы согласны с мыслью, что "лидерами становятся", то мы должны также согласиться, что подготовка к лидерству должна преподаваться еще в школе. Знания и навыки, приобретенные в эти годы, могут быть развиты и отточены в дальнейшем. Качественные программы лидерского курса приносят непосредственную пользу обучающимся, поддерживая в каждом желание достичь более высоких результатов. Навыки, полученные в результате прохождения лидерского курса, могут помочь учащимся в самосовершенствовании, улучшении жизни своей организации, жизни своей школы и города.

Новизна рабочей программы

Главной особенностью программы является направленность на:

- достижение и преподавание единства процессов познания окружающего мира через социально-значимую деятельность  

- развития абстрактного мышления, памяти, воображения, творческих  и коммуникативных умений

- навыков самостоятельной внеучебной деятельности  

- навыков самостоятельности принятия определенных решений  

Особенности возрастной группы обучающихся. Программа разработана для обучающихся 7 класса. И именно в возрасте 13-14 лет  происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации  деятельности данной возрастной группы.  Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и различных  интересов. Содержание программы ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного, грамотного человека. Предусматривает формирование таких жизненно важных коммуникативных умений,  успешной социализации ребенка.     Доминирующей идеей курса является  развитие лидерских качеств подростка

Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности:

Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение знаниями и коммуникативной успешностью обучающихся, их   социализации.  

Программа реализует:

- идею дифференцированного  подхода. Это выражается  в выделении  дополнительного материала,  расширяющего основное содержание программы

Достижению целей программы  обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:

-проблемно-диалоговая технология

-технология развития критического  мышления

- метод проектов

-технологии уровневой дифференциации

- информационно-коммуникационные технологии

- здоровьесберегающие технологии

Формы занятий и методы работы

Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов .

Особенностью данной программы является разнообразие форм проведения:

-беседы

-упражнения на взаимодействие в группе

-творческие задания

-деловые игры

-тренинги

-тестирование

-практикумы

- КТД

- экспресс-тесты и опросы

  1. Прогнозируемые результаты освоения курса

Воспитательные результаты  социальной деятельности распределены по трем уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение  школьниками  социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

- ценностное отношение к жизни во всех ее проявлениях

- осознание ценности активного образа жизни, своей роли  в социуме -  умеет -  уметь грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя в определённом социуме.

- иметь  чёткую позицию в вопросе лидерства.

-владеть  базовыми знаниями по имиджу лидера и типологии лидерства.

-знать  формы работы в коллективе и основы формирования команды.

2. Результаты второго уровня (формирование  позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом):

- умение  самостоятельной  организации КТД.

-овладение   алгоритмами основных досуговых  форм, методикой коллективно– творческой деятельности

- осознание необходимости развития  нравственной позиции , потребности в изменении  окружающего мира, саморазвитии

  1. Результаты третьего уровня (получение  детьми опыта самостоятельного общественного действия:)

- начальный опыт организации социальных действий

- опыт участия  в различных мероприятиях школьного уровня

- умение разрабатывать и организовывать  различные проекты, акции,мероприятия

- овладение умением  вести за собой, проявление лидерских качеств  школьника

Оценка  планируемых результатов освоения программы

 Система отслеживания  и оценивания результатов обучения детей проходит через участие детей в разработке, организации  и проведении  различных мероприятий, акции, проектов, конкурсов.  

Промежуточная аттестация проводится   в форме защиты проекта

Метапредметные результаты

Регулятивные. Обучающийся научится:

-целеполаганию, включая постановку новых целей

- планировать пути достижения  целей

- планировать свое время и умение им эффективно управлять

-адекватно и самостоятельно оценивать выполнение своих действий и вносить коррективы как в начале выполнения действий, так и в ходе их выполнения

- находить нужную информацию для организации своей деятельности, самостоятельно выбирать формы деятельности

Обучающийся получит возможность научиться:

- Самостоятельно ставить цели и задачи

-адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в самостоятельной деятельности

-основам саморегуляции эмоциональных состояний

Коммуникативные.  Обучающийся научится :

- формулировать свою лидерскую позицию , аргументировать и координировать  ее с позициями своих партнеров с сотрудничестве при выработке общего решения в  совместной деятельности

- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных  задач ,владеть устной речью, умением вести диалог , строить монологическое  выступление

- работать в группе – устанавливать рабочие отношения ,эффективно сотрудничать , способствовать продуктивной кооперации , строить продуктивное взаимодействие ,проявлять свои лидерские качества

- ориентироваться в  системе моральных норм и принципов  в социуме

Обучающийся получит возможность научиться:

- Учитывать различные мнения и интересы, сопоставлять эти мнения со своим мнением

- в процессе коммуникации достаточно  точно, последовательно, и полно  передавать  партнеру необходимую информацию как ориентир для построения  действий

-устраивать эффективное групповое обсуждение и   обеспечить обмен знаниями  между членами группы  для принятия совместных решений  

Познавательные. Обучающийся научится:

- основам реализации социальных проблем

-основам организации коллективно-творческого дела.

- осуществлению расширенного поиска информации с использованием ресурсов сети Интернет

- основам реализации социально-образовательных проектов

Обучающийся получит возможность научиться  

-основам организации школьных и классных коллективно-творческих дел

Личностные результаты:

- уважительное отношение  к иному мнению, готовность и способность вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, понимания чувств других людей;

- компетентность в решении социальных проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам;

- целостный, социально-ориентированный  взгляд на мир  в его ограниченном  единстве и  разнообразии;

- овладение  навыками эффективного сотрудничества со сверстниками и педагогами.

3.Содержание программы курса.

Раздел 1. Кто такой лидер? (3 часа)

Вводное занятие. Понятия “лидер”, “организатор”, “руководитель”. Определение понятийного аппарата лидера. Знакомство с книгой А.А.Куманёва “Раздумья о будущем”.Представление о себе, как о лидере. Тест “Я – лидер”. Самооценка лидерских качеств. Практикум по итогам теста. Работа с результатами теста, Определение индивидуального маршрута развития каждого лидера по результатам теста.

 Кто такой лидер? Их роли. Общие и специфические качества лидера. Лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя.

Раздел 2. Организаторская техника лидера. (3 часа)

Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Организаторские знания, умение владеть собой, управлять своим эмоциональным состоянием, техника речи, умение сотрудничать с коллективом и каждым его членом.

Команда лидера.  Готовность стать лидером. Правила работы с командой. Элементы организационной работы. Хочу стать лидером. Могу стать лидером. Не могу стать лидером. Буду лидером. С чего начну свою деятельность в качестве лидера. Что не буду делать в качестве лидера. Как буду удерживать престиж лидера. На кого буду опираться. С кем буду советоваться. Будут ли у меня секреты? Чем буду обогащать и подпитывать мой опыт лидера. Как буду готовить других лидеров. Практикум “Копилка  лидера”. Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, техники речи, зрительной памяти, наблюдательности – “На что похоже”, “Что нового?»

Раздел 3. Умения и навыки лидера. (4 часа)

Как научиться снимать стресс, вызванный агрессивным поведением. Знакомство с книгой Терренса Уэбстер – Дойла “Почему меня все обижают: как справляться с задирами”. Причины агрессивности. Способы снятия и ослабления стресса.

Как правильно вести беседу? Возможность общения с людьми. Значимость беседы. Структура беседы. Управление беседой. Практические советы по ведению беседы. Умение анализировать проведённую беседу.

Навыки ораторского искусства. Типы выступлений: информационное, агитационное, развлекательное. Что значит правильное выступление. Советы выступающему.

Умение управлять людьми. Знакомство с методикой микроигр по определению структуры межличностных отношений в организации или в коллективе, выявление лидеров и выборы актива на основе состязательности – “День рождения”, “Киностудия”.

Раздел 4. Виды деятельности лидера. (10 часов)

Планирование деятельности. Рефлексия. Учимся планировать свою жизнь. Выработка умений ставить перед собой цель и добиваться её. Декомпозиция целей на задачи.

Разные пути общения. Приёмы ведения диалога. Пути повышения генерации идей. Стимулирование идей, суждений. Промежуточное ведение диалога. Приёмы расширения и корректировки мысли. Бесконфликтное общение. Овладение способами эффективного общения

Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы КТД. Знакомство с авторами методики КТД – И.П.Иванов, Ф.Я.Шапиро. Что значит Коллективное, Творческое, Дело. Этапы подготовки и проведения КТД.

Виды КТД. Классические КТД и личностно – ориентированные КТД. Трудовые, познавательные, спортивные, художественные, досуговые. КТД в работе лидера.

Проектная деятельность в работе лидера. Шаги проекта. От идеи до анализа деятельности. Выстраивание шагов проектной деятельности. Работа в группах. Выделение проблемы. Поиск путей её решения. Формулировка целей и задач. Формирование команды, реализующей проект. Поиск партнёров. Оформление документации.

Основные навыки выступления лидера.  Советы лидеру – как говорить, как слушать. Анализ своего поведения, поступков, взгляд на себя со стороны. Что мешает в работе лидеру?

Практикум “В копилку лидера”. Игры коллективного знакомства и общения – “Верёвочка”, “Заводила”, “Весёлые футболисты”, “ Кто ты будешь такой?”. Игры – поединки. Игры на сплочение команды. Разработка миниатюры – выступления «С новым годом»

Раздел 5 . Организация школьного и классного  самоуправления (14  часов)

Формы и организация самоуправления в классе. Различные системы организации классного самоуправления. Класс-город. Класс-семья.

Выбор руководителя актива класса. Кто такой руководитель актива класса? Его характеристика. Формат организации выборов руководителя. Презентация программы кандидата.

Актив класса и его работа. Направления работы актива класса и формат работы. Делегирования полномочий, организация работы секторов по досуговой деятельности, образовательной, спортивной, трудовой, культмассовой.

Самоуправление в школе и для школы. Различные системы организации самоуправления в школе. Ученический совет. Школьная республика

Виды и организация коллективно-творческого дела в рамках класса силами класса. Организация общешкольных и внутриклассных мероприятий. Виды и формы.

Разработка мероприятия для младших школьников «До свидания, начальная школа!» выбор формы проведения. Промежуточная аттестация. Итоговое занятие «Мы-лидеры!». Подведение итогов.

4. Календарно-тематическое  планирование занятий

Тема занятия

Кол-во час

Вид деятельности

Формируемы универсальные учебные действия

Форма контроля

Дата проведения

Раздел 1 Кто такой лидер? (3  часа)

1

«Школа лидера» вводное занятие  

1

Знакомство с группой.  

 Умение представить себя в незнакомой среде  

Тренинги  

2

Умение управлять людьми

1

Знакомство с методикой микроигр по определению структуры межличностных отношений

Использование различных видов диалога в ситуациях формального, не формального, межличностного общения

Игры

3

Кто такой лидер?

1

Определение индивидуального маршрута развития каждого лидера по результатам теста

Знание личностных качеств лидера, умение определять свои качества  

Беседа – практикум

Раздел 2 . Организаторская техника лидера (3   часа)

4

Принципы организаторской деятельности

1

Составляющие мастерства  лидера.

Организаторская форма как  форма организации поведения лидера средство его успешной деятельности

Оценивание своей практической деятельности. Умение проводить сравнительный анализ, систематизировать полученные выводы. Самооценка способностей.

Беседа

5

Команда лидера

1

Правила работы с командой. Элементы организационной работы

Игра «Кораблекрушение»

Умение организовыватькоманду .Согласование и координация деятельности с другими ее участниками

Тренинг

6

Практикум «Копилка лидера»

1

Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, речи, памяти

Умение выступать перед аудиторией, играть различные роли

Практикум

Раздел 3. Умения и навыки лидера (4 часа )

7

Как научится снимать стресс, вызванный агрессивным поведением

1

Знакомство с книгой  Терренса Уэбстер – Дойла «Почему меня все обижают:  как справиться с задирами»

Овладение умениями совместной деятельности. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками

8-9

Навыки выступления лидера.

2

Выступление  перед группой. Чтение стихотворений.

Анализировать свое поведение

Занятие – практикум

10

Умение  управлять

1

Информационное занятие: определение структуры межличностных отношений

Овладение умениями совместной деятельности. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками

Раздел 4. Виды деятельности лидера (10 часов)

11

Планирование  своей деятельности

1

Умение планировать различные виды своей деятельности. Умение ставить перед собой цель и  добиваться ее. Декомпозиция целей и задач.

Умение ставить цель и планировать свою деятельность. Самоорганизация и самоконтроль

Практикум

12

Разные пути общения

1

Приемы ведения диалога. Пути повышения  генерации идей. Стимулирование идей, суждений

Умение вести конструктивный диалог.

Согласование и координация деятельности с другими ее участниками.

Беседа

13

Коллективно –творческая деятельность

1

Беседа.Основные идеи  методики коллективно – творческой деятельности. Этапы подготовки и проведения КТД.

Умение планировать работу, находить необходимую  информацию

Тест

14-16

Проектная деятельность  

3

Беседа.Шаги проекта .Выстраивание  шагов проектной деятельности. Выделение проблемы и поиск путей ее решения

Отбор и анализ необходимой информации

17

 Практикум «В копилку лидера». Игры

1

Игры «Веревочка», «Заводила», Игры-поединки

 Овладение умениями совместной деятельности. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками

18-19

Разработка миниатюры -  выступления «С новым годом!»

3

Разработка сценария   миниатюры новогоднего выступления

Отбор и анализ необходимой информации. Определение  своей роли

Защита мини-проекта

Раздел 5.   Организация школьного и классного самоуправления  (13 часов)

20

Формы и организация самоуправления в классе

1

Информационное занятие – практикум.

Различные системы организации классного самоуправления. Класс-город. Класс –семья.  Инструкции классного самоуправления

Экскурсия в администрацию.

Оценивание своей практической деятельности и практической деятельности одноклассников. Умение проводить сравнительный анализ, систематизировать полученные выводы. Самооценка способностей Согласование и координация деятельности с другими ее участниками.

Тест

21

Выбор руководителя актива класса

1

Беседа: Кто такой руководитель актива класса? Его характеристика .формат организации выбора актива класса. Презентация программы кандидата

Умение проводить сравнительный анализ, систематизировать полученные выводы. Самооценка способностей Согласование и координация деятельности с другими ее участниками.

22

Самоуправление в школе и для школы  

1

Различные системы организации самоуправление в школе.Ученический совет школы  и роль

Овладение умениями совместной деятельности. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками

23-24

Виды и организация КТД в рамках класса

2

Разработка и проведение мероприятия для  классного коллектива.

Отбор необходимой информации

Практикум

25-26

Разработка миниатюры «С праздником, наши защитники!»

1

Беседа. Составление миниатюры .Корректировка Определение  ролей ведущих

Поиск и обработка необходимой информации для  составления конкурсной программы. Овладение умениями совместной деятельности. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками

27-28

Разработка и проведения КТД

«8марта»

2

Разработка сценария, выбор формы проведения. Определение  ролей

Экскурсия в ДК

Овладение умениями совместной деятельности. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками

Практикум

29 -30

Разработка и проведение экологической  акции «Чистый двор»

1

Разработка  план проведения акции

Обозначить этапы проведения акции

Объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками.

Практикум

31-32

Разработка мероприятия для младших школьников «До свидания, начальная школа!»

2

Разработка мероприятия для выпускников 4  класса

Отбор и анализ необходимой информации для проведения мероприятия .Анализ мероприятия

Практикум

33

Промежуточная аттестация(защита проекта)

1

Защита проекта

34

Итоговое занятие  «Я-лидер»

2

Самопрезентация, самооценка. Подведение итогов работы.

Самооценка. Анализ своей деятельности .

Практикум

Итого: 34 часа

  1. Список литературы и материально-техническое обеспечение:

Список литературы для учителя:

  1. Азбука общения. - Н.Новгород: изд-во  ООО «Педагогические технологии», 2007.
  2. Иванов И.П. Коллективное творческое дело.- М., 1998.
  3. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004
  4. Колузаева Н.Г. Организация занятий со школьным активом. – ж-л. “Классный руководитель” №4, 2006.
  5. Конвенция ООН о правах ребенка. - М., 1999.
  6. Молчанова Т.К. Составление образовательных программ. – М., 2001.
  7. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М., 2002.
  8. Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. -  М., 2000.
  9. Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. – М., 2001.
  10. Сухомлинский А.В. Методика воспитания коллектива. – М., 1980.
  11. Фришман И.И. Форум юных граждан. – М., 2001.

Список литературы, рекомендуемой для детей:

1. Конвенция ООН о правах ребенка. – М., 1999.

2. Федеральный закон  РФ «Об общественных объединениях», 1995.

3. Федеральный закон  РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», 1995.

4. Азбука общения. - Н.Новгород: изд-во  ООО «Педагогические технологии», 2007.

5. Афанасьев С. Сто отрядных дел. – К., 2000.

6. Горохова Е.В. Хочу быть лидером.- М., 2000.

7. Гребенкина Л.К. Сценарии классных часов. – М., 2002.

8. Григоренко Ю.Н. Коллективно – творческие дела. – М., 1999.

9. Жуков И.Н. Игра и детское движение. – М., 1992.

10. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1997.

11. Прутченков А.С. Схема подготовки социального проекта. – М., 2001.

12. Рожков М.И. Познай себя. – М., 1992.

13. Сделай правильный выбор. – Н.Н.:  изд-во  ООО «Педагогические технологии», 2002.

14. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам. – М., 2001.

Техническое обеспечение  образовательного процесса

Материальное обеспечение кабинета

Мультимедийный проектор

Компьютер

Экран

Интернет

Программное обеспечение

Операционная система  WINDOWS  98  / Me

 Текстовый редактор   MSWord

Графический редактор  Paint

Программа MSPowerPoint


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лидер".

Данная образовательная программа позволит воспитанникам приобрести опытсоциально-значимой деятельности,активной коммуникации....

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лидер"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лидер" для учащихся 6-7 классов.Программа «Лидер» рассчитана на обучение школьного актива и учащихся, проявляющих лидерские качества. Занятия проводятся 1 ра...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...