Секреты русского языка
рабочая программа (5, 6, 7 класс)
Данный курс разработан для учащихся 5-7классов.Позволяет развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
приобретать знания, умения, навыки по грамматике русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
Задачи:
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
формирование и развитие у обучающимся разносторонних интересов, культуры мышления.
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
приобретение школьниками знаний о происхождении, истории образования и изменения лексических единиц русского языка, о причинах и механизмах заимствования, исчезновения и появления слов в русском языке, о способах нахождения информации в справочной литературе; расширение словарного запаса, осознанное овладение лингвистическими терминами.
-развитие ценностных отношений школьников к родному языку, Отечеству, родной культуре, народу; умения находить необходимую информацию, употреблять термины в речи, работать с лингвистическими словарями, выявлять «болезни языка» и бороться с ними, применять полученные знания на практике.
1.Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту, богатство и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы
Предметные: приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; закрепление уже изученных лингвистических терминов; знакомство с новой лексикографической терминологией
2.Содержание курса (34 часов)
1. Введение(3 часов). Языкознание – удивительная наука. Старое и новое в слове. Народное слово в литературном языке. Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим. Ученые-лингвисты.
2. О Слове.(6 часов) Начальные сведения о происхождении слов. Этимология. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Работа с этимологическим словарем.
О слове. Из истории письменности. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.
Работа с этимологическим словарём.
Фонетика. Звуковая жизнь слова. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций. Контроль: тест
3. Богатство русского языка( 5 часов) Как рождаются и живут слова. Сколько слов в русском языке. Сколько мы знаем слов. Активные и пассивные слова. Группы слов. Лингвистические словари.
Омонимы и многозначность. Лексическое богатство русского языка. Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова
однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.
Явление синонимии в русском языке. Синонимы и антонимы, их роль в художественных произведениях. Неологизмы, устаревшие слова. Их значение в произведении.
4. Фразеология (3 часа) Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Введение понятия «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в литературных произведениях. Контроль: проект
5. Это интересно (16 часов) Как вас зовут? Имена, фамилии, прозвища. Процесс появления имен на Руси. Исконно русские имена и заимствованные. Грамматика собственных имен. Происхождение фамилий. Прозвища.
Секреты географических названий. Топонимика родного края. Происхождение и жизнь топонимов нашей местности. (Водоемы, леса, балки, горы, хутора.)
Всегда ли мы говорим правильно? Орфоэпия. Речь и культура общения.
Русская пунктуация и ее особенности. История русской пунктуации. Можно ли обойтись без запятых? Контроль: проект
«Я люблю свой родной язык!» Итоговые занятия.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Разделы учебного курса | Кол-во часов |
1 | Введение | 3 |
2 | О Слове | 6 |
3 | Богатство русского языка | 5 |
4 | Фразеология | 3 |
5 | Это интересно | 15 |
Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Сроки проведения занятия | Тема раздела, урока | |||||
Плановые | Скорректированные | ||||||
Введение(3 часов) | |||||||
Языкознание – удивительная наука. | |||||||
Русские лингвисты | |||||||
Русские лингвисты | |||||||
О Слове.(6 часов) | |||||||
Проблема происхождения языка. Наш язык. Когда и как люди научились говорить | |||||||
Происхождение и развитие письма. | |||||||
Начальные сведения о происхождении слов. Этимология. | |||||||
Фонетика. Звуковая жизнь слова. | |||||||
Как рождаются и живут слова | |||||||
Как рождаются и живут слова | |||||||
Богатство русского языка.( 5 часов) | |||||||
Омонимы и многозначность. | |||||||
Лабораторная работа «Анализ текста» | |||||||
Явление синонимии в русском языке. | |||||||
Активные и пассивные слова. Группы слов | |||||||
Практическая работа «Роль омонимов в художественных произведениях.» | |||||||
Фразеология(3 часа) | |||||||
Русская фразеология. | |||||||
Русская фразеология. | |||||||
Защита проектов | |||||||
Это интересно (16 часов) | |||||||
Как вас зовут? Из истории имён, прозвища. | |||||||
Откуда пришли фамилии? Откуда появились прозвища? | |||||||
Значение имен в художественных произведениях | |||||||
Практическая работа «Фамилия моей семьи» | |||||||
Топонимика. Где вы живете? | |||||||
Секреты географических названий. | |||||||
Происхождение и жизнь топонимов нашей местности | |||||||
Всегда ли мы правильно говорим? | |||||||
Орфоэпия. Речь и культура общения. | |||||||
Составление орфоэпического словарика. | |||||||
Русская орфография и ее принципы | |||||||
«Занимательная орфография» | |||||||
«Занимательная орфография» | |||||||
Особенности русской пунктуации. | |||||||
«История русской пунктуации» | |||||||
Можно ли обойтись без запятых? | |||||||
«Я люблю свой родной язык!» Итоговое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/07/picture-1142208-1557215310.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка» (7 класс)
Программа курса внеурочной деятельности для 7 класса «Секреты русского языка» разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Внеурочный план по внеурочной деятельности для 5-9 ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/11/picture-1043034-1528705191.jpg)
Развивающее занятие для обучающихся "Секреты русского языка"
Развивающее занятие для обучающихся "Секреты русского языка". Презентация из 4 частей. Подготовили педагог-психолог Гребнева В.Ю., учитель-дефектолог Прошина Е.Б....
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка"
Программа курса по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» для 6 класса составлена...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/07/picture-1336756-1623087686.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Секреты русского языка" 10 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Секреты русского языка" предназначена для учащихся 10 классов....
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/02/picture-497621-1627907433.jpg)
Секреты русского языка. Программа внеурочной деятельности в 3 классе
Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования познавательных интересов как основ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/07/picture-681925-1444237344.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка"
Программа позволяет в занимательной форме готовиться с учащимися 9 класса к ГИА...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка" 8 кл
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка" 8 кл...