Классный час "Блокадный дневник Лены Мухиной"
классный час (5, 6, 7, 8 класс)

Кузьмина Наталья Сергеевна

Информация к классному часу по блокадному дневнику Лены Мухиной. Классный час приурочен к всероссийской акции "Блокадный хлеб". Работа может быть дополнена записями Лены из её блокадного дневника в зависимости от возраста учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dnevnik_leny_muhinoy.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Не утаю от тебя печали,

                                                        Так же как радости не утаю.

                                                        Сердце свою раскрываю в начале,

                                                        Как достоверную повесть твою.

                                                                                О.Ф. Берггольц

        Вполне вероятно, что эти строки ленинградской поэтессы Ольги Федоровны Берггольц очень ярко отражают внутренний мир человека того времени, человека пережившего одну самых страшных страниц военной истории нашей страны  − блокаду Ленинграда.

        Как и любое историческое событие блокаду Ленинграда историки изучают по источникам. Дневник Тани Савичевой, "Блокадная книга" А. Адамовича и Д. Гранина, где собраны воспоминания блокадников − бесценный материал для исследования, однако нам захотелось найти менее известный источник для реконструкции событий того времени, поэтому наше внимание привлек дневник Елены Владимировны Мухиной.

     Елена Мухина  родилась 21 ноября 1924 года в Уфе, но уже в начале 1930-х годов вместе со своей матерью Марией Николаевной Мухиной проживала в Ленинграде.

На момент начала войны Елене Мухиной было 17 лет.

        То, что блокадный дневник школьницы Лены Мухиной  сохранился, само по себе уже чудо. В 1962 году он попал в Ленинградский партийный архив и хранится там по сей день. Когда-то Лена мечтала написать книгу вместе со своей подругой, «которую хотелось бы прочесть, но которой, к сожалению, не существует». Эта книга- существует. И является  свидетельством того, что в самое бесчеловечное время люди пытались сохранить свою жизнь.

       Первая запись в дневнике сделана Леной 22 мая 1941 года. Ничто не  предвещало беды. И сразу, с первых страниц ощущается  особая интонация в записях  Лены. Она пишет не только о своей жизни, но и задумывается, как иногда ей бывает одиноко, как иногда ей не хватает настоящей подруги, с которой можно поделится своими секретами. И самое главное – она стремится передать это всё художественным языком.

        День 22 июня перечеркнул всю её жизнь, но знать этого она не могла. Строки, посвящённые первым дням войны, пронизаны паникой и волнением.

         В дневнике Лены есть девиз, которому, как нам кажется она следовала всю жизнь:                                        

    Считай потерянным для себя тот день, когда ты не узнал ничего нового, не научился ничему полезному! Каждый может стать ловким, сильным, мужественным. Для этого  нужно одно – воля! Воля побеждает. Волевой человек – это человек настойчивый, упорный. Человек не рождается смелым, сильным, ловким. Этому он учится настойчиво, упорно, как и грамоте.

        В дневнике, Лена  радовалась таким событиям, к которым обычные дети относятся спокойно.  Она радовалась, что в городе начал ходить трамвай, что начали давать больше хлеба, чем обычно, что наши солдаты отвоевали у немцев города.

        Как и многие ленинградцы, душевные силы Лена черпала в искусстве, она писала стихи, вот некоторые из них:

                                        Блокада.(Отрывок)

                                Рвутся фугасы , трясётся земля.

                                Зарево красное, словно заря .

                                Злится , гадюка , бесись , но не взять ,

                                Город родной мой тебе не отнять…

        В этом стихотворении, нет места пессимистическим настроениям, только абсолютная уверенность в непобедимости родного города, что характерно, для многих поэтов блокадного Ленинграда.

          В апреле 1942 года появляется запись, похожая на завещание: «Милый мой бесценный друг, дневник. Тебе я поведаю все мои горести, заботы, печали. А от тебя прошу лишь одного: сохрани мою печальную историю на своих страницах, а потом, когда это будет нужно, расскажи обо всем моим родственникам, если они этого пожелают». В мае дневник обрывается.

28 апреля

Хорошо жить ожидая. Я все эти дни живу ожиданием. Нет, ожидание меня нисколько не томит. Я не тороплюсь. Я знаю, что всему свое время. Впереди меня ждет интересное событие, путешествие в другой город. Я поеду на поезде, потом поплыву по воде через Ладожское озеро. Кстати, я никогда не видала Ладожского озера, потом опять на поезде, в Вологде пересадка. И потом опять на поезде до Горького. Путешествие очень заманчиво. А по дороге я буду бесплатно питаться и получать много хлеба. И все это у меня впереди, и до начала этого путешествия остались считаные дни.

А потом новая жизнь. Любопытство меня одолевает. Впереди столько неизвестного, хочется узнать, что там впереди. Но терпенье, Лена, терпенье, всему свое время. Сегодня уже 28. Завтра будет 29, а потом 30-ое. Как я питаюсь эти дни – да не особенно густо.

Вот сегодня моя пища состояла из 300 г хлеба, 50 гр. масла, что осталось, и 150 гр. изюма. Завтра я буду иметь 300 гр. хлеба, 100 гр. колбасы и 75 гр. сыра. 30-ого я буду иметь 300 гр. хлеба и 250 гр. селедки. А 1-ого я смогу снова пойти в столовую и купить каши и супа, а может, с первого и хлебца прибавят. А потом я, наверно, уеду. Во всяком случае, до отъезда я буду сыта, а со дня отъезда еще сытей. Как хорошо, радостно жить ожиданием.

                

7-ого мая

Лена встала около 10-ти часов. Сперва она пошла в свой магазин и получила 90 гр. подсолнечного масла. Оттуда она прошла в эвакопункт. Там ей сказали придти 10-ого. Лена зашла в булочную, купила 300 гр. хлеба и вернулась домой. Только она приготовилась позавтракать, стук в дверь, из жакта прислали повестку. Лену вызывал военный комиссариат явиться к 11 часам на комиссию. Наскоро поев, так что крошки хлеба летели во все стороны, а масло попадало то на пол, то на пальто, Лена отправилась с этой повесткой в военкомат. Напрасно она ломала голову, стараясь догадаться, зачем ее вызывают и что это за комиссия.

В военкомате Лене объявили, что она мобилизуется в группу МПВО[111] и предложили пройти в соседнюю комнату на санкомиссию. Лена так разволновалась, что, когда спросили ее имя и отчество, не смогла ответить ни слова и, как ни старалась сдержаться, в конце концов разревелась. Доктор стал ее успокаивать, что не стоит плакать раньше времени, что, быть может, ее уже из-за зрения забракуют. Лена ей ответила, что она не из-за этого, а потому что никак не может сдержаться. Вскоре пришел глазной врач, и Лена первая была им принята. Ее забраковали и сказали, что она свободна. Лена пришла домой, доела хлеб с маслом, разогрела суп и с удовольствием съела полторы тарелки супа, жирного, вкусного, а главное, горячего.

Нам крупно повезло! У нас всё есть. И нам не приходится жить так, как жили люди в то время. В те времена люди радовались тому, что они остались живы. Нам остаётся гордиться тем, что у нас есть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Победи свою лень"

Классный час нацелен на помощь ребятам в том, чтобы познать природу лени и найти способы борьбы с ней. Классный час был разработан для участия в конкурсе "Самый классный классный", проведён в 9 классе...

Классный час на тему "Лень и как с ней бороться"

Дети узнают как побороться с ленью и что же такое тайм менеджмент....

Презентация "Блокадный дневник Лены Мухиной"

Презентация для учеников 5-8 классов "Блокадный дневник Лены Мухиной", разработан к всероссийской акции "Блокадный хлеб". В презентации представлены фотографии блокадного Ленинград...

Классный час. "Дневник Тани Савичевой"

Задачи:1. познакомить учащихся с новыми страницами трагических дней в истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг.2. Воспитание патриотического чувства, уважительного отношения к людям-з...

Классный час. Тема: "Лень: помощник или враг?"

Лень: помощник или враг? Как справиться с ленью?...

Положение об электронном классном журнале_дневнике успеваемости

Положение об электронном классном журнале_дневнике успеваемости...