Литературно- музыкальная композиция "Холодный ветер Ленинграда"
календарно-тематическое планирование

Титова Елена Владимировна

Цель и задачи:

Формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годах, о блокаде Ленинграда, ее защитниках и подвигах; формировать у учащихся культуру миропонимания и осознание исторического прошлого и будущего в нем.

воспитывать нравственно - патриотические чувства, гражданственность, достоинство, чувство гордости за свою страну, за свой народ, чувство сострадания.

воспитывать историческую память школьников, уважение к старшему поколению, к истории и культуре своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blokada_leningrada.doc70.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция «Холодный ветер Ленинграда»

Цель и задачи:

Формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годах, о блокаде Ленинграда, ее защитниках и подвигах; формировать у учащихся культуру миропонимания и осознание исторического прошлого и будущего в нем.

воспитывать нравственно - патриотические чувства, гражданственность, достоинство, чувство гордости за свою страну, за свой народ, чувство сострадания.

воспитывать историческую память школьников, уважение к старшему поколению, к истории и культуре своей страны.

Ход мероприятия

Ведущий: Все далее и далее во времени отделяются от нас годы войны. Уже выросло новое поколение, которое только по рассказам старших и по произведениям искусства знакомо с этими трагическими событиями. Русские – это особый народ, потому что на протяжении столетий его характер закалялся в борьбе с неприятелями и захватчиками. Нам важно понять, о чем думали, что чувствовали люди в те годы, и особенно волнуют вопросы, связанные с трудностями, выпавшими на долю ленинградцев в тяжелые годы войны. Безусловно, исторические документы сообщают факты, которые говорят о трагедии людей, живших и работавших в блокадном Ленинграде, но только искусство помогает выразить эмоции.

Вашему вниманию активисты РДШ представляют литературно-музыкальную композицию «Холодный ветер Ленинграда.»

Музыка (Метроном Баснер, Матусовский) 

Опять война, Опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо, Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали Стихов достаточно вполне».

И может показаться: Правы

И убедительны слова. Но даже, если это правда,

Такая правда – не права Чтоб снова

На земной планете Не повторялось той зимы,

Нам нужно, Чтобы наши дети

Об этом помнили, Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память –Наша совесть.

Она,Как сила, нам нужна…

 1941 год. 22 июня Мирный Ленинград готовится к выпускным вечерам. Выпускники старательно разучивают самый модный танец вальс - бостон.

 И вдруг. . . тревожный голос Левитана. . .( АУДИОЗАПИСЬ)

. Внимание, товарищи! Война!

Враг рвался к Ленинграду. В конце августа к городу подошли лучшие части гитлеровской армии, ещё не знавшей в то время поражений.

8 сентября 1941 года врагу удалось сомкнуть кольцо.

 Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара

Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня. Но ленинградцы не собирались сдаваться врагу.

...Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна.. .

Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом - смертная угроза.. .
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады -
мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельною в бою:

Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей.
(О. Берггольц)

В конце ноября 41 года ударили морозы (в ночь на 31 декабря было зафиксировано около 52 градусов ниже нуля). Замерзли водохранилища, подошло к концу топливо. В каждом доме были установлены печки-буржуйки. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги. За водой ходили на набережные Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Таня выводит на сцену Шурика, усаживает рисовать за стол

Таня: Вот сиди у «буржуйки», рисуй.

Шурик (рисует): А почему печку назвали буржуйка? Потому что ее буржуи придумали?

Таня: Потому что жрет дров много, а толку от нее мало. Как и от буржуев-врагов мирового пролетариата!

Шурик: Таня! А ты чего больше боишься - Гитлера или крыс? Я-крыс. Их теперь стало так много..

Таня: Я больше всего боюсь карточки хлебные потерять. Тогда нам всем, Шурка, будет полный капут. Месяц без еды мы точно не продержимся!

Шурик: Не продержимся. Я вот все время есть хочу. Витька с третьего этажа сказал, что его мама может варить студень из столярного клея. Жаль, что у нас клея нет!

Таня (ставит кружку на стол): Ты, Шурик, кипяточку попей, все меньше о еде думать будешь!

Шурик (пьет из кружки): Помнишь, Таня, я раньше молоко не любил с пенкой? Эх, сейчас бы целую кастрюлю выпил бы!!!

Шурик: Смотри, что я нарисовал!

Таня (крутит рисунок): Ничего не пойму, Что это за черные каракули, а посередине белый кругляш в крапинку?

Шурик: Черное - это война. А белое-это булка!.. Я просто больше ни о чем другом думать не могу. А у тебя ничего нет поесть?

Сестра:

Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесет

Ну, хоть бы крошечку где отыскать!

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат:

А разве я есть не хочу? Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Хоть разрываются снаряды здесь,

Но дом у нас с тобою есть.

Вот, правда, враг недалеко,

Ну, а кому сейчас в стране легко?

Сестра:

А помнишь блинчики с вареньем,

Которые по праздникам пекла она?

Сейчас я съела б все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра:

А вот и мамины шаги слышны!

Брат:

Не вздумай хныкать перед ней!

Дай отдохнуть сначала ей...

УХодят как бы встречать маму

Звук метронома

По Ленинградскому радио транслировали звук метронома, его равномерные, четкие удары. Этот звук напоминал биение сердца великого города, успокаивал и внушал уверенность если звучит радио, значит, город живет и борется. Метроном отмерял время воздушной тревоги (быстрый темп - тревога, медленный - отбой)


Во тьме казалось: город пуст; 
Из громких рупоров ни слова, 
Но неустанно бился пульс, 
Знакомый, мерный, вечно новый.
То был не просто метроном, 
В часы тревоги учащенный, 
Но наше твердое «живем!»,
Не дремлет город осажденный.

 20 ноября 1941гВ городе проведено еще одно, пятое по счету, снижение норм выдачи хлеба. На рабочую карточку теперь будет выдаваться 250, на все остальные – 125 граммов хлеба.

На сцену выходят ученики.

Они передают бережно из рук в руки кусочек хлеба.

1-й ученик. В конце ноября 1941 года в Ленинграде хлеб выпекался из следующей смеси (передает хлеб).

2-й ученик. Пищевой целлюлозы - 10% (передает хлеб).

3-й ученик. Хлопкового жмыха - 12% (передает хлеб)

4-й ученик. Обойной пыли - 2% (передает хлеб)

5-й ученик. Кукурузной муки - 3% (передает хлеб)

6-й ученик. Ржаной муки - 71%.

Я как рубеж запомню вечер:

декабрь, безогненная мгла,

я хлеб в руке домой несла,

и вдруг соседка мне навстречу.

«Сменяй на платье,— говорит, —

менять не хочешь — дай по дружбе. 

Десятый день, как дочь лежит.

Не хороню. Ей гробик нужен.

Его за хлеб сколотят нам.

Отдай. Ведь ты сама рожала...»

И я сказала: «Не отдам».

И бедный ломоть крепче сжала.

«Отдай, — она просила, — ты сама ребёнка хоронила.

Я принесла тогда цветы, чтоб ты украсила могилу».

...Как будто на краю земли,

одни, во мгле, в жестокой схватке,

две женщины, мы рядом шли,

две матери, две ленинградки.

И, одержимая, она молила долго, горько, робко.

И сил хватило у меня не уступить мой хлеб на гробик.

И сил хватило — привести её к себе, шепнув угрюмо:

«На, съешь кусочек, съешь... прости!

Мне для живых не жаль — не думай».

...Прожив декабрь, январь, февраль,

я повторяю с дрожью счастья:

мне ничего живым не жаль —

ни слёз, ни радости, ни страсти.

Перед лицом твоим, Война, я поднимаю клятву эту,

как вечной жизни эстафету, что мне друзьями вручена.

Их множество — друзей моих, друзей родного Ленинграда.

О, мы задохлись бы без них в мучительном кольце блокады.

 900 блокадных дней…

Каждый из них был наполнен нечеловеческими страданиями. Люди жили почти без пищи, без воды, без света, топлива.

Люди варили студень из маленьких кусочков кожи. Для того, чтобы получался хороший, плотный, в него добавляли столярный клей. Его приправляли горчицей, перцем, уксусом. Многие умирали, поев оладий из горчицы. Но в 42 –м и этого уже ничего нельзя было достать.

Зимой для воды растапливали снег. Варили суп из горчицы, перца и соли. Весной в парке щипали траву, собирали корешки, потом выручала лебеда. Этим и кормились. …Еще помню, я ходила по улицам и в каждом камушке видела хлеб, поднесу ко рту – камень…

…Когда появилась первая травка, мы выпалывали её всю подряд и ели с солью. Когда во дворе травы не осталось, нас выводили на улицы и там мы не гуляли и не играли, а сидели на корточках, как старички, и щипали травку, щипали и ели, ели.

Я держалась какой-то силой (видимо, молитвами мамы), но ноги были опухшие. Помню, я увидела на дороге нарисованные классики, подняла ногу и хотела подпрыгнуть, но, увы! ноги не слушались, я расплакалась в ужасе, что я никогда не смогу прыгать.

В январе 1942 г. Красная армия предприняла первую попытку прорыва блокады. Войска двух фронтов − Ленинградского и Волховского − в районе Ладожского озера разделяло всего 12 км. Однако немцы сумели создать на этом участке непроходимую оборону.

 Советские войска понесли огромные потери, но так и не сумели продвинуться вперёд. Солдаты, которые прорывали кольцо блокады со стороны Ленинграда, были сильно истощены. В течение 1942 года были предпринято пять попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными.

Люди умирали целыми семьями, домами, кварталами. На глазах матерей умирали дети, младенцы оставались без матерей и, если их не находили, они были обречены. «В ноябре голод унёс 11 тысяч человеческих жизней, в декабре – 53 тысячи, в январе - 72 тысячи, в феврале – 83 тысячи, в марте – свыше 110 тысяч жизней ленинградцев». С первыми тёплыми днями весны 1942 года, под растаявшим снегом, нашли ещё около13 тысяч трупов».

Чуть прикасаясь губами к засохшему хлебу,
Запах знакомый вдыхая до чёрных кругов,
Девочка в парке стояла - 
                с глазами - в полнеба! -
Тихо дрожа от мороза, без слёз и без слов.

Из темноты незаметно щенок появился,
Вытянул морду и, глядя ей прямо в глаза,
Нет, не скулил - он как будто бы Богу молился,
Воздух глотая, и взглядом по хлебу скользя...

Глянула вниз, по-старушечьи губы поджала,
В зябкой ладони зажав драгоценный кусок,
Бросилась в сторону и, как могла, побежала...
Спал Ленинград. 
                А чужой, ненавистный щенок

Лёг на живот и пополз по январскому снегу,
Жалко скуля, и надеясь беглянку догнать.
Та поскользнулась на льду и упала с разбегу,
Несколько раз попыталась подняться и встать,

Но, обессилев, вздохнула, свернулась клубочком,
Вспомнила бабушку, деда, сестрёнку и мать,
Крепко вцепившись в тот самый, заветный, кусочек,
Нет, не заплакала - Пушкина стала читать.

В воздухе таяла, таяла музыка строчек.
Злая луна почему-то мерцала свечой...
К жизни вернул её маленький тёплый комочек,
Громко сопел он и тыкался носом в плечо.

Из-под ресниц покатились солёные льдинки,
Тонкие руки на ощупь упрямца нашли,
Хлеб разломили и дали ему половинку,
К сердцу прижали и этим от смерти спасли...

Чуда не вышло. Нева подо льдом клокотала!
Но никого не шокировал странный дуэт:
Мёртвая девочка тихо спала у вокзала
С мёртвым щенком на руках. Занимался рассвет...

И все же никакие муки, и лишения, никакие испытания не могли сломить мужества и стойкости героических защитников Невской твердыни, не могли поколебать их боевого духа и веры в окончательную победу.


Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

Но рабочих требовались еще больше, так как прежние уходили в народное ополчение.
На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.
Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Даже в таких жутких условиях дети учились. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

В классе очень холодно,
На перо дышу,
Опускаю голову
И пишу, пишу.

Первое склонение —
Женский род на «а»,
Сразу, без сомнения,
Вывожу — «война».

Что всего существенней
Нынче для страны?
В падеже родительном:
Нет — чего?— «войны».

А за словом воющим —
Мама умерла...
И далекий бой еще,
Чтобы я жила.

Шлю «войне» проклятия,
Помню лишь «войну»...
Может, для примера мне
Выбрать «тишину»?

Но «войною» меряем
Нынче жизнь и смерть,
Получу «отлично» я —
Это тоже месть...

О «войне» тот горестный,
Гордый тот урок,
И его запомнила
Я на вечный срок.

Несмотря на тяжёлую обстановку на всех фронтах, страна помнила о Ленинграде и ленинградцах. В кратчайшие сроки по льду Ладожского озера была построена дорога. Над ней постоянно кружили вражеские самолёты, сбрасывая свой смертоносный груз, она день и ночь обстреливалась из орудий. Машины уходили под лёд вместе с продуктами и теми, кто пытался спасти ленинградцев. Первое её название «Дорога смерти», но ленинградцы называли её «Дорогой Жизни». Ведь только по ней можно было доставить продукты умиравшим горожанам, только по ней вывезти людей из блокады.

Новогодний груз на восточный берег Ладожского озера пришёл поздно, а потому доставить его в Ленинград нужно было как можно скорее. Ящики с надписью «Детям героического Ленинграда" в которых находились мандарины, доверили опытному водителю, старшине Максиму Емельяновичу Твердохлебу.

Машина вышла из Кобоны на лёд в вечерних сумерках 31 декабря.

Внезапно в небе обнаружились девять немецких самолётов. Два из них пошли в атаку. Шофёр тормознул. Мимо... Первая победа Твердохлеба придала ему уверенности.

Вторая атака, самолёты уже включили сирены, ливень пуль, но манёвр снова удался. Зигзагами, петляя, машина продолжала двигаться. Самолёты меняли направление атак, заходили по одиночке и парой, но полуторка не смотря ни на что, упрямо шла вперёд.

Груз в кузове изрешечён вдоль и поперёк, пробиты задние скаты, повреждена баранка, лицо шофёра изрезано осколками лобового стекла, кровь заливала глаза, но полуторка всеми правдами и неправдами шла и шла вперёд, вписывая своё имя и имя шофёра золотыми буквами в историю блокадного Ленинграда.

Или у самолётов боекомплект закончился или ещё что, но они ушли.

Когда добрались до места, Твердохлебов  не смог сразу разжать руки, которые из всех сил сжимали то, что когда то было рулём. Товарищи вынесли его из кабины и оказали первую помощь.

Начальство насчитало сорок девять пробоин в машине.

Срочный груз для детских новогодних праздников ночью 31 декабря 1941 года прибыл в Ленинград.

Был  в назначенный час   Макс у  детских ворот,
Как он смог проскочить, знает только лишь Бог!
Сорок девять пробоин,… но приказ он решил,
Мандарины на праздник Дед Мороз всем дарил,
Детишки  от счастья,  словно солнце сияли,
Алёшке на  счастье -  мандарин с дыркой дали!

Осколки   пробили насквозь мандарин,
И был он конечно таким не один.
Не сломить наши души  врагу - никогда,
Честь свою сберегу,долг отдам до конца!

Город в холодную и голодную зиму 1941 – 1942 гг. практически не убирался. Весна – это потепление. А потепление грозило началом эпидемии. Автомобилей в городе практически не осталось, поэтому справиться с решением этого вопроса мог только трамвай, тем более в довоенное время грузовые трамвайные перевозки в городе были очень развиты. Таким образом, с помощью трамвая и жителей город был очищен от зимних нечистот!

5 апреля в блокадном, окруженном со всех сторон городе, было открыто и движение пассажирских трамваев. Трамвай стал символом веры в Победу и надеждой на жизнь! Быт горожан несколько упростился – теперь от работы до дома не приходилось ежедневно, в голоде и холоде, ходить пешком. В помощь пришел трамвай!

Для горожан запуск трамвая – это счастье, а для немецких войск – полный шок. Один из пленных фашистов говорил: «Там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Не ракеты, нет, нечто совсем другое! …. Черт возьми,… они пустили трамвай! В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?!.. Зачем же мы мерзли здесь всю зиму?.. Зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, о нашей победе, если они… пустили трамвай?!»

Ты помнишь звон блокадного трамвая,
Который семь десятков лет назад,
Как радостная весточка живая,
Прошёл сквозь осаждённый Ленинград.

И этот звон, как "Колокол Надежды",
Зажёг огонь в измученных глазах 
И веру в то, что будет всё как прежде.
Мы выстоим. Дороги нет назад...

А где-то там, в районе Петроградки,
У набережной Карповки-реки,
Его услышав, девочка украдкой
Смахнула слёзы с худенькой щеки.

И, оглянувшись на обломки крыши,
Туда, где раньше дом стоял большой,
Она шепнула: "Слышишь, мама, слышишь..?
Вот и опять Двенадцатый пошёл..."

1943 год
18 января – Прорыв блокады. Соединение Ленинградского и Волховского фронтов(Сводка)

Под бомбами и снарядами в город пошли поезда с продовольствием. Блокада была прорвана, но до полного освобождения оставался ещё целый год. В январе 1944 года сильная орудийная канонада разбудила ленинградцев. Ещё не прошёл страх перед возможным штурмом города, но это били наши орудия. Войска Ленинградского фронта перешли в наступление и отбросили врага от города. 27 января освобождение Ленинграда от вражеской блокады было завершено. Это был праздник со слезами на глазах. В городе гремел салют!

За залпом залп. Гремит салют
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут,
А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо,
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол – Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут…

 Я мечтал быть водителем трамвая. Чтобы люди по утрам мне улыбались и говорили: «Спасибо!»

 А я хотела быть портнихой и шить красивые платья и рубашки! Первое платье я бы сшила своей мамочке!

- У меня была мечта – стать врачом. Детским. Я, был бы очень добрый, как доктор Айболит!

- Я мечтала стать геологом, потом решила стать поваром. Чтобы никогда больше не голодать.

- А я мечтала стать артисткой! Как Любовь Орлова. Бабушка говорила, что у меня талант…

1. О чем мечтают дети?

У нас мечта одна:

Пусть будет на планете

Мир добрый, как весна.

2. Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

3. Там, где пушки не гремят,

Там, где солнце ярко светит,

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!

Ведущий: Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.
Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции про подвиг Блокадного Ленинграда

Сценарий литературно-музыкальной композиции о подвиге ленинградцев....

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...

Литературно-музыкальная композиция «Блокадный Ленинград» 6-11 классы

Литературно-музыкальная композиция «Блокадный Ленинград» 6-11 классы, посвящена героизму и мужеству защитников блокадного Ленинграда....

Литературно-музыкальная композиция "Сердце Ленинграда"

Материал предназначен для приобщения учащихся к истории Великой Отечественной войны....

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Блокадный Ленинград"

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Блокадный Ленинград"...

Историческая литературно-музыкальная композиция "Блокадный Ленинград"

Историческая литературно-музыкальная композиция "Блокадный Ленинград"...