РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Занимательная грамматика»
рабочая программа (6 класс)

I. Пояснительная записка

 

 Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, что способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов  обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры. Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеурочной деятельности, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками.

Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Словарная работа на уроках русского языка в средней школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку. Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.

Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

В школьных программах по русскому языку для 6 классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. 

Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.

Перспективность данной программы в том, что, формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит применять логически точные и выразительные словообразы для выражения мысли и чувства в собственных письменных высказываниях, учит творческому употреблению родного языка.

Цель: формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, убеждения в необходимости и возможности его грамотного использования.

Задачи :

Обучающие:

·                   развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

·                   углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;

·                   пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·                   развитие мотивации к изучению русского языка;

·                   развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

·                   совершенствование общего языкового развития учащихся;

·                   совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

·                   углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

 

Воспитывающие:

·                   воспитание культуры обращения с книгой;

·                   формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

·                   воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

 

Развивающие:

·                   развивать  смекалку и сообразительность;

·                   приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·                   развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

·                   учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

 

II. В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие принципы:

1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.

Он заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.

2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.

Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках.

3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.

 Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика

4. Принцип разнообразия форм и видов работы.

Интерес поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

 

III.Формы проведения занятий:

·              практические занятия с применением игровых приемов, дидактических и раздаточных материалов;

·               анализ и просмотр текстов;

·               самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

       

        IV. Основные методы и технологии:

·               технология  разноуровневого обучения;

·               технология  обучения в сотрудничестве;

·               коммуникативная технология.

 

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств  школьника.

 

Учебно-исследовательская и проектная деятельность:

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности  является включение  обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности: интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере.

Основными направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности во внеурочной деятельности по русскому языку в соответствии с ООП ООО являются: исследовательское и творческое.

Основная специфика исследовательских учебных проектов состоит в том, что научное исследование осуществляется через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой и обсуждение полученных результатов.

Названия проектов, осуществляемых в рамках данной программы:

·                «Музей одного слова»

·               «Активные и пассивные слова»

·               «Словарь языка А.С. Пушкина»

 

Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности по русскому языку в 6 классе:

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности по русскому языку в 6 классе обеспечивается следующим образом:

1. использование электронных словарей, справочников;

2. создание презентаций;

3.поиск необходимой информации с использованием  сайтов в сети Интернет

4. использование на уроках обучающих CD и DVD-дисков по русскому языку.

 

V. Общая характеристика программы  «Живое   слово»

Программа составлена на основе программы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской 2017г., рассчитана на 1 год (34  часа, 1 час в неделю) и ориентирована на учащихся 6 класса.

Программа «Занимательная грамматика» относится к образовательным программам, ориентированным на достижение результатов определенного уровня (первого уровня) и реализует общеинтеллектуальное направление.

 

Личностные и метапредметные результаты освоения программы «Занимательная грамматика»

Личностные результаты

·                   эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

·                   эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

·                   чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

·                   любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

·                   интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

·                   интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

·                   осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

·                   составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

·                   работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

·                   в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 

Познавательные УУД:

·                   перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

·                   пользоваться словарями, справочниками;

·                   осуществлять анализ и синтез;

·                   строить рассуждения;

 

Коммуникативные УУД:

·                   адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

·                   высказывать и обосновывать свою точку зрения;

·                   слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

·                   договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 

VI. Содержание программы

  Раздел 1. О слове.(8 ч.)

Из истории письменности. Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества.

Работа с этимологическим словарём. Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова.

 

Раздел 2. Речевая культура (6ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. Старое и новое в слове. Народное слово в литературном языке. Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим.

Сколько слов в русском языке. Сколько мы знаем слов. Активные и пассивные слова. Группы слов.

Лингвистические словари. Языковые нормы:

орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические.

 

 

 

 Раздел 3. Лексическое богатство русского языка.(20ч.)

Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.

Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.

Синонимы и  антонимы, их роль в художественных произведениях.

Неологизмы, устаревшие слова. Их значение в произведении. Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.

Работа с толковыми словарями.

Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях. Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы».  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_zhivoe_slovo.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ульдургинская средняя общеобразовательная школа»

        Республика Бурятия

     

   

     

            Утверждаю

        Директор      ________/_________/

   «__»_____________2019 г.

               М.П.

Программа рассмотрена на заседании      Согласовано

МО                                                              «__»________2019г

Протокол № __от «__»_____2019г.         Зам.директора УВР

Руководитель МО                                 _________/_________/

_____________/______________/

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« Занимательная грамматика»

6 класс

Учитель : Дамбаева Д.Ц..

                                                       

                                                2019 -2020 уч.год

Содержание программы:

1

Пояснительная записка.

2

2

Принципы построения программы

4

3

Формы занятий

5

4

Методы и технологии

5

5

Общая характеристика программы

7

6

Содержание программы

7

7

Учебно-тематический план

10

8

Календарно-тематическое планирование

11

9

Учебно-методическое обеспечение

13

10

Список  литературы

14


I. Пояснительная записка

 

 Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, что способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов  обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры. Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеурочной деятельности, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками.

Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Словарная работа на уроках русского языка в средней школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку. Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.

Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

В школьных программах по русскому языку для 6 классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. 

Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.

Перспективность данной программы в том, что, формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит применять логически точные и выразительные словообразы для выражения мысли и чувства в собственных письменных высказываниях, учит творческому употреблению родного языка.

Цель: формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, убеждения в необходимости и возможности его грамотного использования.

Задачи :

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

II. В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие принципы:

1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.

Он заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.

2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.

Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках.

3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.

 Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика

4. Принцип разнообразия форм и видов работы.

Интерес поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

III.Формы проведения занятий:

  • практические занятия с применением игровых приемов, дидактических и раздаточных материалов;
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

       

        IV. Основные методы и технологии:

  • технология  разноуровневого обучения;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств  школьника.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность:

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности  является включение  обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности: интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере.

Основными направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности во внеурочной деятельности по русскому языку в соответствии с ООП ООО являются: исследовательское и творческое.

Основная специфика исследовательских учебных проектов состоит в том, что научное исследование осуществляется через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой и обсуждение полученных результатов.

Названия проектов, осуществляемых в рамках данной программы:

  •  «Музей одного слова»
  • «Активные и пассивные слова»
  • «Словарь языка А.С. Пушкина»

Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности по русскому языку в 6 классе:

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности по русскому языку в 6 классе обеспечивается следующим образом:

1. использование электронных словарей, справочников;

2. создание презентаций;

3.поиск необходимой информации с использованием  сайтов в сети Интернет

4. использование на уроках обучающих CD и DVD-дисков по русскому языку.

V. Общая характеристика программы  «Живое   слово»

Программа составлена на основе программы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской 2017г., рассчитана на 1 год (34  часа, 1 час в неделю) и ориентирована на учащихся 6 класса.

Программа «Занимательная грамматика» относится к образовательным программам, ориентированным на достижение результатов определенного уровня (первого уровня) и реализует общеинтеллектуальное направление.

Личностные и метапредметные результаты освоения программы «Занимательная грамматика»

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 

VI. Содержание программы

  Раздел 1. О слове.(8 ч.)

Из истории письменности. Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества.

Работа с этимологическим словарём. Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова.

Раздел 2. Речевая культура (6ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. Старое и новое в слове. Народное слово в литературном языке. Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим.

Сколько слов в русском языке. Сколько мы знаем слов. Активные и пассивные слова. Группы слов.

Лингвистические словари. Языковые нормы:

орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические.

 Раздел 3. Лексическое богатство русского языка.(20ч.)

Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.

Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.

Синонимы и  антонимы, их роль в художественных произведениях.

Неологизмы, устаревшие слова. Их значение в произведении. Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.

Работа с толковыми словарями.

Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях. Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы».  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

VII.  Учебно-тематический план

   Раздел

 Характеристика основных видов  деятельности.

Формы контроля

Кол-во час.

1

О слове

Осознавать роль языка в жизни человека. Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Наблюдать за использованием слов в переносном значении.

Защита проектов.

Составление тезисов.

8

2

Речевая культура

Употребление лексических средств в соответствии с ситуацией общения.

Наблюдать за использованием выразительных средств лексикологии и фразеологии  в художественных произведениях. Передавать в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста.

Создавать устные и письменные

монологические и диалогические  высказывания.

Защита проектов, коллективные обсуждения. Презентации. Составление собственных текстов.

6

3

Лексическое богатство русского языка

Наблюдать за использованием синонимов в учебно-научных и художественных текстах,

расширять знания о синонимических парах и синонимических рядах, о возникновении синонимов.

Наблюдать за использованием антонимов в художественных текстах, определяют текстообразующую роль антонимов. Роль неологизмов и архаизмов  в речи.

Лингвистическая дуэль,  анализ фрагментов текстов художественных произведений. Собственные исследования. Защита проектов.

20

VIII. Календарно-тематическое планирование

      Тема занятия

 Форма проведения занятия

Кол-во часов

Дата

1

Из истории письменности.

Работа с источниками информации.

1

04.09

2

Начальные сведения о происхождении слов.

Работа с источниками информации.

1

11.09

3

Назначение языка.

Ролевая игра. Пословицы, поговорки, загадки

1

18.09

4

Словесное произведение как результат познания мира и утверждения нравственных устоев общества.

Работа с текстами.

1

25.09

5

Значение языка для жизни общества.

Защита мини – проектов.

 

1

02.10

6-7

Словарь языка А.С.Пушкина 

Творческая  работа.

Работа с источниками информации, защита проектов.

2

09.10

16.10

8

Работа с этимологическим словарём.

Защита проектов .

1

23.10

9

Старое и новое в слове

Работа со словарём.

1

30.10

10

Из истории слов и выражений.

Коллективное обсуждение.

1

13.11

11

Народное слово в литературном языке.

Работа с текстами.

1

20.11

12

Почему мы так говорим.

Ролевая игра.

1

27.11

13-14

Создание собственных текстов.

Защита проектов.

2

04.12

11.12

15

Литературный калейдоскоп.

Работа с текстами.

1

18.12

16-17

Слово и его системные отношения.

Работа с источниками информации, защита проектов.

2

25.12

15.01

18-19

Сколько слов в русском языке.

Работа со словарём

2

22.01

29.01

20

Активные и пассивные слова.

Защита проектов.

1

05.02

21

Лингвистические словари.

Работа со словарём.

1

12.02

22

Лексическое богатство русского языка.

Дискуссия.

1

19.02

23-24

Лексическое значение слова.

Работа с толковым словарём.

2

26.02

05.03

25

Слова однозначные и многозначные.

Работа с толковым словарём.

1

12.03

26

Употребление многозначных слов в произведениях словесности.

Мини-исследование.

Презентации

1

19.03

27

Омонимы, их отличие от многозначных слов.

Работа с художественными текстами.

1

02.04

28

Синонимы, их роль в художественных произведениях.

Работа с художественными текстами.

1

09.04

29

Антонимы, их роль в художественных произведениях.

Работа с художественными текстами.

1

16.04

30

Неологизмы, их роль в художественных произведениях.

Работа с художественными текстами.

1

23.04

31

Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении.

Анализ фрагментов из художественных произведений.

1

30.04

32-33

Фразеологизмы, их роль в речи.

Выступления учащихся. Презентации.

2

07.05

14.05

34

Итоговое занятие.

1

21.05

IX. Учебно-методическое

и материально-техническое обеспечение

программы внеурочной деятельности « Занимательная грамматика»

Учебно-методические материалы:

1. Тексты художественной литературы (А.С. Пушкина, А.Рыбакова, Б. Шоу и др.)

2.Толковые словари.

3.Этимологический словарь.

4. Словарь антонимов

5. Словарь синонимов

6. Фразеологический словарь

Аудиозаписи, слайды по содержанию программы:

1. Электронные словари

2. Электронные энциклопедии

3.CDи DVD диски

ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства:

1.Компьютер

2. Проектор

3. Принтер


X. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка. – изд. Русский язык, 2007.
  2. Арсирий,  А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
  4. Вартаньян, Э.А Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1987.
  5. Горбаневский, М.В. В мире имён и названий. – М.: Знание, 1987.
  6. Граник, Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая, Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.

7.Ожегов С. И.Толковый словарь  русского языка.– М.: Просвещение, 1989

8.Иванова, В.А., Потиха, Э. А., Розенталь, Д.Э. Занимательно о русском языке. – М.: Просвещение, 1990.

9.Жуков, В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.

10.Круглов,Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – Просвещение, 1990.

11.Львов, М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М. : Просвещение, 2009г.

12.Сайт «Сеть творческих учителей»: http://www.it-n.ru

13.Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»:http://standart.edu.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" в 5 классе

Программа по внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5 класса....

Рабочая программа 7 класс внеурочная деятельность "Занимательная грамматика"

Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельностиВ процессе обучения и воспитания личностных  установок, потребностей в познавательной  мотивации, в  соблюдении норм сов...

Развитие творческих способностей школьников на занятиях курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика"

Данная стать носит ознакомительный характер с курсом по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для 7 класса....

рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Рабочая программа вненурочной деятельности "Занимательная грамматика" 8 класс...

Программа курса внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 7 класс

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности...