Рабочая программа 7 класс внеурочная деятельность "Занимательная грамматика"
рабочая программа (7 класс) на тему

Степунина Вера Николаевна

Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnit.zap_.planirov.docx102.81 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности в 7 классе

«Занимательная грамматика»

Составила учитель русского языка и литературы

Степунина Вера Николаевна,

МКОУ «Красноярский центр образования»

администрации муниципального образования

Киреевский район Тульской области

                                         

                                                     2017-2018 уч. г.

                                     1.Пояснительная записка

Рабочая  программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана на основе  требований  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы МКОУ «Красноярский центр образования»  и  предназначена  для     обучающихся   среднего звена (7 класс).

 Рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей  обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.

Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

      Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование  универсальных учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). С этой целью в программе  предусмотрены активные  формы  работы, направленные  на вовлечение  обучающихся  в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими  лингвистического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Русскому языку как учебному предмету отводится большая роль в решении образовательных и воспитательных задач, которые в настоящее время стоят перед школой.

Раскрытие богатства русского языка пробуждает у учащихся чувство гордости за великий, могучий, свободный русский язык. Выработка привычки обращать внимание на свою собственную речь, умение наблюдать и анализировать явления языка воспитывают ответственное отношение к слову, стремление бороться за культуру речи. При хорошей постановке работы у школьников воспитывается любовь и интерес к языку, желание внимательно и аккуратно выполнять задания. Поэтому учителя в своей работе стараются применять такие приёмы, которые активизируют умственную деятельность учащихся, вносят элементы занимательности в занятия по языку.

Особенно большими возможностями для внесения разнообразия и занимательности в занятия по языку располагает учитель во внеклассной работе.

Внеклассные занятия способствуют формированию у школьников элементарных понятий о законах языка и истории его развития, ознакомлению учащихся с богатством выразительных средств языка, углублению знаний, полученных на уроках.

Благотворное влияние оказывает внеклассная работа на развитие речи учащихся. Обогащается словарный запас, вырабатываются навыки выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи. Учащиеся более самостоятельно, чем на уроке, анализируют материал, обобщают и сопоставляют грамматические явления, знакомятся с историей отдельных слов и выражений.

Наиболее распространённой и проверенной на практике формой внеклассной работы по русскому языку является кружок. Занятия в кружке пробуждают у учащихся интерес к явлениям живой речи, развивают свойственную детям пытливость ума, любознательность. Поэтому работа здесь должна строиться таким образом, чтобы не дублировать материал урока, а расширять и углублять познания детей, воспитывать у них внимание и любовь к слову.

Кружок «Занимательная грамматика» является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа кружка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Содержание и методы обучения программы «Занимательная грамматика» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Необходимость разработанного нами кружка заключается в желании школьников узнать нечто новое о русском языке.

В рабочей программепо внеурочной деятельности произведена корректировка примерной программы в плане введения дополнительных тем и увеличения количества часов, способствующих преемственности урочной и внеурочной деятельности учащихся, а также с учётом материально-технической базы кабинета и регионального компонента.

Основные цели программы:

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Задачи:
Обучающие:

- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развитие мотивации к изучению русского языка;

- развитие творчества и обогащение словарного запаса;

- совершенствование общего языкового развития учащихся;

-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
-выявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку.

Воспитывающие:

- воспитание культуры обращения с книгой;

- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

- развивать смекалку и сообразительность;

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

                     2.Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания и обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса.

Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации  в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, условные обозначения).

Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.

Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность.

На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение, пытается понять, как она выполнена. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. Основные этапы работы учитель показывает в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться  усовершенствовать приемы и методы.

  1. Программа ориентирована на УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.; «Русский язык. 7 класс».– М.: Просвещение, 2017.

Вид программы – авторская.

Связь с уже существующими программами. 

Программа «Занимательная грамматика» разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Рабочих программ по русскому языку (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранов и др.) в 5-9 классах (М:Просвещение, 2017 г.),

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. Темы занятий подобраны в соответствии с темами, которые вызывают у школьников особые затруднения при изучении их на уроках.

 Работа кружка основывается на общедидактических принципах, среди которых следует, прежде всего, назвать:

- принцип научности;

- принцип последовательности и систематичности в изложении материала;

- принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний;

- принцип связи теории с практикой;

- принцип доступности;

- принцип тесной взаимосвязи кружковых занятий с классными;

- принцип добровольного участия школьников в занятиях;

- принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;

- принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся;

- принцип занимательности.

Программа «Занимательная грамматика» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

                                 3. Место курса в учебном плане

Важнейшим нормативным документом по введению федеральных образовательных стандартов общего образования второго поколения в действие является Базовый учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, который состоит из двух частей: инвариантной части и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Внеурочная образовательная деятельность – деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей, интересов учащихся в разных видах деятельности. Таким образом, внеучебная деятельность ребенка приобретает статус образовательной деятельности и является необходимым компонентом процесса получения образования.

Возраст учащихся: 12-13 лет

Срок реализации программы: 1 год

Форма организации - кружок.

Количество часов – 1 учебный час в неделю (45 минут).

За год (35 недель) – 35 занятий

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

- групповые (работа в больших и малых группах);

- индивидуальные;

- парные

Виды деятельности:

- теоретические (лекция, урок-откровение, устный журнал, учёный совет);

- практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, орфографическая эстафета, видеообсуждение, работа со словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, подготовка сообщений, выполнение проектов);

- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:

--викторины;

- лингвистические игры;

- КВН;

- орфографическое лото;

- эстафеты;

 -турниры;

- исследование;

- защита проектов.

Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

В каждом занятии прослеживаются три части:

- теоретическая;

- практическая;

- игровая.

Ведущими технологиями в учебном процессе являются:

- технология проблемно-диалогического обучения

-  технология развития критического мышления

-  технологии личностно-ориентированного обучения

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника

                                               4.Тематический план

№ темы

Тема занятия

Кол-во часов

Введение 1ч.

1

Язык и речь-чудо из чудес.

1ч.

Орфография 5ч.

2

Необычные правила.

1ч.

3

Путеводные звёзды орфографии.

1 ч.

4

Если матрёшки не откликнулись…

1 ч.

5

Ъ и Ь –смягчение иль разделение?

1ч.

6

Хитрый звук «йот»

1ч.

Лексическая стилистика. 7 ч.

7

Слова-тёзки.

1 ч.

8

Различай и отличай.

1 ч.

9

Поиск нужного слова.

1 ч.

10

11

Многословие.

1 ч.

12

Каламбур и многозначность.

1 ч.

13

Тайно слово родилось.

1 ч.

Грамматика. Морфология и синтаксис.

Предложение.      2ч.

14                             Судьба слова.

1 ч.

15

Проще простого или сложнее сложного.

1ч.

Итоговое занятие 1ч.

16                           Согласуй меня и помни. Работа над проектом (выбор    

                                темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).

1ч.

Морфология.  Наречие.    5 ч.

 

17                              Наречие как часть речи.

1ч.

18                            Образование бывает разным.

   1ч.

19

Разряд, становись в ряд!

1 ч.

20

Узнай меня по суффиксу!

1ч.

21

Некогда или никогда?

1ч.

Слова категории состояния 1ч.

22

Затруднительное состояние.

1ч.

Предлог  2 ч.

23

Служу всегда, служу везде, служу я в речи  и в письме.

1ч.

24                        Употреби  меня со словом.

1ч.

Союз  2ч.

25

То же, так же  иль за то?

1ч.

26                          Соединю простое в сложное.

1ч.

Частица  2 ч.

27

Уточню, укажу, на вопрос отвечу.

1ч.

28                        Не могу не знать = я знаю!                                                            1ч.

Междометие  2 ч.

29

Будешь вежлив ты со мной.

1 ч.

30

«Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!»

1ч.

Культура речи 3 ч.

31

Заговори, чтоб я тебя увидел.

1ч.

32

«Стильная речь»

1ч.

33                          Типы речи или типы в речи.

1ч.

Итоговое занятие  2ч.

34-35

Защита проектов.

2 ч.

Всего

35 ч.

         4.Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные результаты

-        формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного  пространства России, Ульяновской области, о языке как основе национального самосознания;

-        представление о языке как о явлении национальной культуры  и средства человеческого общения;

-       овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

-      формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языка;

-      обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;

-      использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;

-      расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей  его уровней и единиц;

-     формирование навыков проведения различных видов анализа слова

-     формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.


                                   5. Содержание курса

Тема 1. Язык и речь - чудо из чудес.. ( Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов. )

Тема 2. Необычные правила.1ч.(Работа с некоторыми школьными правилами. создание новых формулировок правил..)

Тема 3. Путеводные звёзды орфографии.1ч. (Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития  слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.)

Тема 4. Если матрёшки не откликнулись…. (Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.)

Тема 5. Ъ и Ь – смягчение иль разделение?..(Использование знаков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..»)

Тема 6. Хитрый звук «йот»1ч.(Роль его в речи и на письме.Работа с текстом.)

Тема 7. Слова-тёзки.1ч.(Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок.).

Тема 8. Различай и отличай.. (Употребление паронимов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения).

Тема 9. Поиск нужного слова.1ч.(Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Игра- конкурс «Кто больше?»)

Тема 10. Многословие.1ч.(Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Сочинения-миниатюры «Весенняя симфония», «Песня весёлого ручейка»).

Тема 11. Каламбур и многозначность.1ч. (. Знакомство с каламбуром, многозначностью.Лингвистические игры «Давайте поиграем».)

Тема 12. Тайно слово родилось.. (Практическое занятие, определение, как рождаются слова)

Тема 13. Судьба слова.1ч.(Лингвистические игры.«Происхождение слов».)

Тема 14. Проще простого или сложнее сложного.1ч. (.Составление предложений.Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях,  для усиления выразительности речи. Актуальное членение.)

Тема 15. Согласуй меня и помни.1ч..(Составление текстов с согласованием  названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий.)

Тема 16. Работа над проектом. 1ч. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).

 Тема 17. Наречие как часть речи.. 1ч.( Наречие. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.)

Тема 18. Образование бывает разным.. 1ч.(Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач.)

Тема 19. Разряд, становись в ряд!.  1ч. (Разряды наречий.Употребление наречий в тексте.Кроссворды.)

Тема 20. Узнай меня по суффиксу!.  1ч.(Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия в загадках.)

Тема 21. Некогда или никогда?.. 1ч.(Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Игра «Кто быстрее?»).

Тема 22. Затруднительное состояние.1ч.(Слова категории состояния: их виды  и  применение.Дидактические упражнения)

Тема 23. Служу всегда, служу везде, служу я в речи  и в письме.1ч.(Роль предлога в речи и в тексте.Работа с текстом.)

Тема 24. Употреби  меня со словом.1ч.(Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств..)

Тема 25. То же, так же  иль за то?1ч.(Правописание союзов.Дидактические игры с союзами.. Лингвистическая игра «Найди соответствие»)

Тема 26. Соединю простое в сложное.1ч.(Роль союзов в тексте.Построение текстов.)

Тема 27. Уточню, укажу, на вопрос отвечу.1ч.(Разряды частиц.Игры на внимание.)

Тема 28. Не могу не знать = я знаю!1ч.(Значение и роль частицы в тексте.Конкурс на восстановление деформированного текста)

Тема 29. Будешь вежлив ты со мной... (Слова вежливости, междометия.Создаём ребусы.)

Тема 30. «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!»1ч. (Звукоподражательные слова, их роль и употребление.)

Тема 31. Заговори, чтоб я тебя увидел.1ч.(Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов.)

Тема 32. «Стильная речь»1ч. (Функциональные разновидности языка, их особенности.Конкурс вежливых.)

Тема 33. Типы речи или типы в речи.1ч. (.Работа с текстами, определение типов речи)

Тема 34-35. Итоговое занятие за год. Защита проектов. 2ч.

                             6.Тематическое планирование

Номер

темы

Раздел, тема

Основное содержание материала темы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1

Язык и речь - чудо из чудес.(1ч)

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов.

Составлять текст по пословице или поговорке о языке. Составление этимологического словаря  народной мудрости о языке.

2

Необычные правила.(1ч)

Работа с некоторыми школьными правилами,создание новых формулировок правил..)

Аргументировать выбор гласной в корнях с чередованием гласных.

Работать  в команде.

3

Путеводные звёзды орфографии.(1ч)

Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.

Анализировать текст сказки.Сочинение грамматической сказки.

4

Если матрёшки не откликнулись…()

Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. Систематизировать материал.

5

Ъ и Ь – смягчение иль разделение?(.)

Использование знаков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..»

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

6

Хитрый звук «йот»(1ч.)

Роль его в речи и на письме. Работа с текстом

Сравнительный анализ словосочетаний и предложений. Выступать на публике.

7

Слова-тёзки.(1ч).

Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

8

Различай и отличай.(1ч).

Употребление паронимов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

9

Поиск нужного слова. (1ч).

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Игра- конкурс «Кто больше?»

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

10

Многословие. (1ч).

Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Сочинения-миниатюры «Весенняя симфония», «Песня весёлого ручейка».

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

11

Каламбур и многозначность. (1ч)

        

Знакомство с каламбуром, многозначностью.Лингвистические игры «Давайте поиграем».

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

12

Тайно слово родилось. (1ч).

Практическое занятие, определение, как рождаются слова

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

13

Судьба слова.(1ч)

Лингвистические игры. «Происхождение слов».

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

14

Проще простого или сложнее сложного.(1ч.)

Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях,  для усиления выразительности речи. Актуальное членение.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

15

Согласуй меня и помни.(1ч.)

Составление текстов с согласованием  названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

16

Работа над проектом .(1ч)

Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

17

Наречие как часть речи.. (1ч.)

 Наречие. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

18

Образование бывает разным.(1ч.)

Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

19

Разряд, становись в ряд!(1ч.)

Разряды наречий. Употребление наречий в тексте. Кроссворды.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

20

Узнай меня по суффиксу!(1ч.)

Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия в загадках.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

21

Некогда или никогда?(1ч.)

Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Игра «Кто быстрее?».

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

22

Затруднительное состояние.. (1ч.)

Слова категории состояния: их виды  и  применение. Дидактические упражнения.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

23

Служу всегда, служу везде, служу я в речи  и в письме.(1ч.)

Роль предлога в речи и в тексте. Работа с текстом.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

24

Употреби  меня со словом.(1ч.)

Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств..

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

25

То же, так же  иль за то?(1ч.)

Правописание союзов. Дидактические игры с союзами..Лингвистическая игра «Найди соответствие».

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

26

Соединю простое в сложное.(1ч.)

Роль союзов в тексте. Построение текстов.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

27

Уточню, укажу, на вопрос отвечу.. (1ч.)

Разряды частиц. Игры на внимание.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

28

Не могу не знать = я знаю!(1ч.)

Значение и роль частицы в тексте.Конкурс на восстановление деформированного текста.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

29

Будешь вежлив ты со мной.(.)

Слова вежливости, междометия.Создаём ребусы.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

30

«Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!»(1ч.)

Звукоподражательные слова, их роль и употребление.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

31

Заговори, чтоб я тебя увидел.(1ч.)

Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

32

«Стильная речь»(1ч.)

Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

33

Типы речи или типы в речи.(1ч.)

Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых.

Анализировать текст. Составлять свой текст.

34-35

Итоговое занятие за год. (2ч)

Защита проектов.

Публично выступать.

             7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся на базе кабинета русского языка и литературы, где для успешной реализации программы создан учебно-методический комплекс, дидактический материал, иллюстрированный материал.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

  1. Библиотечный фонд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Криволапова Н.А.Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 кл.-М.: Просвещение, 2012.

Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Русский язык для весёлых девочек и мальчиков. - Новосибирск: НГПУ, 1995.

Волина В.В. Весёлая грамматика.- М.: Знание, 1995.

Граник Г. Г.,  Бондаренко С. М.,  Концевая Л. А. Секреты орфографии. -М.: Просвещение, 1991.

Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности.2005.

 Иванова В. А., Потиха Э. А, Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке.- М.: Просвещение, 1990.

Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы.-М.: ВАКО, 2009.

Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А.Криволапова.- М.: Просвещение, 2012.

Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка: 5 класс.- М.: ВАКО, 2011.

Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением.-М.: Глобус, 2010.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

        1

4.Технические средства обучения

1

2

3

Экран

 Компьютер

 Мультимедийный проектор

1

1

1

5. Цифровые и электронные образовательные ресурсы

1

2

3

4

5

6

http://rus-gmo.at.ua/load/russkij_jazyk/kruzhok_po_russkomu_jazyku/8-1-0-96

http://www.natapop.ru/index/kruzhok_zanimatelnoj_grammatiki/0-66

http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

http://www.interqu.ru

http://www.meqaslov.ru

                                 

                                  8. Планируемые результаты

-Учащиесяполучат представление о языке как национальномдостоянии и неотъемлемой части мировой культуры,

    - приобретут интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;

- Учащиеся получат начальные представления об истории происхождения слов и устойчивыхоборотов;
-
научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего портфолио,

     -устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения

     - получат представление о структуре публичного выступления

    - приобретут навыки в умении договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол.час.

УУД

Дата прове-дения

План

Введение 1ч.

1

Язык и речь - чудо из чудес.

1

Комуникат

Орфография 5ч.

2

Необычные правила.

1

Личностные

3

Путеводные звёзды орфографии.

1

Познаватель.

4

Если матрёшки не откликнулись…

1

Регулятивн.

5

Ъ и Ь – смягчение иль разделение?

1

Регулятивн.

6

Хитрый звук «йот»

1

Регулятивн.

Лексическая стилистика. 7 ч.

7

Слова-тёзки.

1

Коммуникат

8

Различай и отличай.

1

Познаватель.

9

Поиск нужного слова.

1

Познаватель.

10

Многословие.

1

Регулятивн.

11

Каламбур и многозначность.

1

Коммуникат

12

Тайно слово родилось.

1

Личностные

13

Судьба слова.

1

Личностные

Грамматика . Морфология и синтаксис.

Предложение. 2ч.

14

Проще простого или сложнее сложного.

1

Регулятивн.

15

Согласуй меня и помни.

1

Познаватель.

Итоговое занятие 1ч.

16

Работа над проектом (выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).

1

Личностные

Морфология. Наречие. 5 ч.

17

Наречие как часть речи.

1

Регулятивн.

18

Образование бывает разным.

1

Коммуникат

19

Разряд, становись в ряд!

1

Познаватель.

20

Узнай меня по суффиксу!

1

Регулятивн.

21

. Некогда или никогда?

1

Регулятивн.

Слова категории состояния 1 ч.

22

Затруднительное состояние.

1

личностные

Предлог 2 ч.

23

Служу всегда, служу везде, служу я в речи  и в письме.

1

Регулятивн.

24

Употреби  меня со словом.

1

Коммуникат

Союз  2 ч.

25

То же, так же  иль за то?

1

Личностные

26

Соединю простое в сложное.

1

Познаватель.

Частица  2 ч.

27

Уточню, укажу, на вопрос отвечу.

1

Регулятивн.

28

Не могу не знать = я знаю!

1

Познаватель.

Междометие  2 ч.

29

Будешь вежлив ты со мной.

1

Личностные

30

«Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!»

1

Коммуникат

Культура речи 3 ч.

31

Заговори, чтоб я тебя увидел.

1

Коммуникат

32

«Стильная речь»

1

Личностные

33

Типы речи или типы в речи.

1

Регулятивн.

Итоговое занятие 1ч.

34-35

Защита проектов.

2

коммуникат

                                                                Приложение

К теме

 «Дорога к письменности»

Это занятие можно провести в рамках недели русского языка и литературы.

Цель –знакомство учащихся с возникновением письменности; воспитание интереса к истории.

Ход занятия

1.        Истоки письменности

Учитель.

- Можно ли представить себе жизнь без телевизора?

"Трудно, но можно, - наверное, скажете вы. - У моих бабушек и дедушек в детстве не было те¬левизора. К ним домой не приходили театр, кино и спортивные соревнования".

- А можно ли представить себе жизнь без электричества?

"Тоже трудно, - навер¬ное, скажете вы. - Мы знаем, что раньше люди читали и писали при свечах или лу¬чине ".

- А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности. Тут уж вы точно скажете: "Мы знаем, что так когда-то было, но вообразить это совершенно невозможно".

- Кто и когда изобрел письменность? Дорога к ней была длинной-длинной и труд¬ной.

Как обходились без письма?

А начинали все медведи

Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно себе представить когда. В те далекие времена на всей земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди: в некоторых пещерах обитали медведи.

Долго ли, коротко ли, как говорится в сказках, но древние люди каким-то образом выселили древних Топтыгиных из их медвежьих углов. Огляделись люди по сторонам и вдруг увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки.

- Вы, наверное, помните веселое стихотворение Н. Некрасова "Генерал Топтыгин". В нем рассказывается о медведе, которого люди, боящиеся всех начальников на свете, приняли за генерала.) (несколько учащихся читают стихотворение )

1 ученик

Дело под вечер, зимой,

И морозец знатный.

По дороге столбовой

Едет парень молодой,

Мужичок обратный:

Не спешит, трусит слегка;

Лошади не слабы,

Да дорога не гладка -

Рытвины, ухабы.

Нагоняет ямщичок

Вожака с медведем:

"Посади нас, паренек,

Веселей поедем!"

- " Что ты? с мишкой ?" - "Ничего!

Он у нас смиренный,

Лишний шкалик за него

Поднесу, почтенный!"

- "Ну садитесь!" - Посадил

Бородач медведя,

Сел и сам - и потрусил

Полегоньку Федя...

Видит Трифон кабачок,

Приглашает Федю.

"Подожди ты нас часок!" -

Говорит медведю.

И пошли. Медведь смирен,

Видно, стар годами,

Только лапу лижет он

Да звенит цепями...

2 ученик.

Час проходит; нет ребят,

То-то выпьют лихо!

Но привычные стоят

Лошаденки тихо.

Свечерело. Дрожь в конях,

Стужа злее на ночь;

Заворочался в санях

Михайло Иваныч,

Кони дернули; стряслась

Тут беда большая -

Рявкнул мишка! - понеслась

Тройка как шальная!

Колокольчик услыхал,

Выбежал Федюха,

Да напрасно - не догнал!

Экая поруха!

3 ученик.

Быстро, бешено неслась

Тройка - и не диво:

На ухабе всякий раз

Зверь рычал ретиво;

Только стон кругом стоял:

"Очищай дорогу!

Сам Топтыгин-генерал

Едет на берлогу!"

Вздрогнет встречный мужичок,

Жутко станет бабе,

Как мохнатый седочок

Рявкнет на ухабе.

А коням подавно страх -

Не передохнули!

Верст пятнадцать на весь мах

Бедные отдули!

4 ученик.

Прямо к станции летит

Тройка удалая.

Проезжающий сидит,

Головой мотая;

Ладит вывернуть кольцо

Вот и стала тройка;

Сам смотритель на крыльцо

Выбегает бойко;

Видит, ноги в сапогах

И медвежья шуба,

Не заметил впопыхах,

Что с железом губа,

Не подумал: где ямщик

От коней гуляет?

Видит - барин материк,

"Генерал", - смекает.

Поспешил фуражку снять:

"Здравия желаю!

Что угодно приказать,

Водки или чаю?.."

Хочет барину помочь

Юркий старичишка;

Тут во всю медвежью мочь

Заревел наш мишка!

И смотритель отскочил:

"Господи помилуй!

Сорок лет я прослужил

Верой, правдой, силой;

Много видел на тракту

Генералов строгих,

Нет ребра, зубов во рту

Не хватает многих,

А такого не видал,

Господи Исусе!

Небывалый генерал,

Видно, в новом вкусе!.."

5 ученик.

Прибежали ямщики

Подивились тоже:

Видят - дело не с руки,

Что-то тут негоже!

Собрался честной народ,

Всё село в тревоге;

"Генерал в санях ревет,

Как медведь в берлоге!"

Трус бежит, а кто смелей,

Те - потехе ради -

Жмутся около саней;

А смотритель сзади.

Струсил, издали кричит:

"В избу не хотите ль?"

Мишка вновь как зарычит...

Убежал смотритель!

Оробел и убежал,

И со всею свитой...

Два часа в санях лежал

Генерал сердитый.

Прибежали той порой

Ямщик и вожатый;

Вразумил народ честной

Трифон бородатый

И Топтыгина прогнал

Из саней дубиной...

А смотритель обругал

Ямщика скотиной.

Учитель. Но оказалось, что ничего таинственного в этих царапинах нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит, на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение.

Именно так представляют себе некоторые ученые начало дороги к письменности. Тем, что медведи начертили что-то когтями на стенах, они оказали людям медвежью услугу.

 - Объясните, что означают в нашем рассказе слова медвежий угол и медвежья услуга.

Ученик.

В рассказе о пещерных медведях и людях эти два выражения употреблены в прямом значении: медвежий угол- место обитания медведей; медвежья услуга- действительно хорошая услуга, которую медведи, сами того не ведая, оказали людям.

- А сейчас попробуйте объяснить, в каком значении обычно употребляют выражения медвежий угол и медвежья услуга. В том, в котором они использованы в нашем рассказе, или нет?

Ученик.

Медвежья услуга обозначает такую неумелую услугу, которая вместо помощи приносит вред. Это выражение возникло из басни И. А. Крылова «Пустынник и медведь". Медведь, охраняя сон человека, ударил камнем муху, севшую на лоб спящего. От этого удара человек умер: медведь оказал ему медвежью услугу.

(Чтение басни.)

Хотя услуга нам при нужде дорога,

Но за нее не всяк умеет взяться:

Не дай бог с дураком связаться!

Услужливый дурак опаснее врага.

Жил некто человек безродный, одинокой,

Вдали от города, в глуши.

Про жизнь пустынную как сладко ни пиши,

А в одиночестве способен жить не всякой:

Утешно нам и грусть и радость разделить.

Мне скажут: "А лужок, а темная дуброва,

Пригорки, ручейки и мурова шелкова?"

"Прекрасны, что и говорить!

А все прискучится, как не с кем молвить слова".

Так и Пустыннику тому

Соскучилось быть вечно одному.

Идет он в лес толкнуться у соседей,

Чтоб с кем-нибудь знакомство свесть.

В лесу кого набресть,

Кроме волков или медведей?

И точно, встретился с большим Медведем он,

Но делать нечего: снимает шляпу,

И милому соседушке поклон.

Сосед ему протягивает лапу,

И, слово за слово, знакомятся они,

Потом дружатся,

Потом не могут уж расстаться

И целые проводят вместе дни.

О чем у них, и что бывало разговору,

Иль присказок, иль шуточек каких,

И как беседа шла у них,

Я по сию не знаю пору.

Пустынник был неговорлив;

Мишук с природы молчалив:

Так из избы не вынесено сору.

Но как бы ни было, Пустынник очень рад,

Что дал ему бог в друге клад.

Везде за Мишей он, без Мишенькитошнится

И Мишенькой не может нахвалиться.

Однажды вздумалось друзьям

В день жаркий побродить по рощам, по лугам,

И по долам, и по горам;

А так как человек медведя послабее,

То и Пустынник наш скорее,

Чем Мишенька, устал

И отставать от друга стал.

То видя, говорит, как путный, Мишка другу:

"Приляг-ка, брат, и отдохни

Да коли хочешь, так сосни;

А я постерегу тебя здесь у досугу".

Пустынник был сговорчив: лег, зевнул,

Да тотчас и заснул.

А Мишка на часах - да он и не без дела:

У друга на нос муха села.

Он друга обмахнул,

Взглянул,

А муха на щеке; согнал, а муха снова

У друга на носу,

И неотвязчивей час от часу.

Вот Мишенька, не говоря ни слова,

Увесистый булыжник в лапы сгреб,

Присел на корточки, не переводит духу,

Сам думает: "Молчи ж, уж я тебя, воструху!" -

И, у друга на лбу подкарауля муху,

Что силы есть - хвать друга камнем в лоб!

Удар так ловок был, что череп врознь раздался,

И Мишин друг лежать надолго там остался.

Учитель

-В нашем языке принято употреблять выражения медвежий угол и медвежья услуга в переносном смысле.

I.        Древние письмена. Рисуночное письмо

Учитель

"Нам никогда не узнать, как это происходило", - может быть, подумаете вы. Ничего не осталось в памяти поколений не только о людях, которые создали письменность, но и тех бабушек и дедушек, которые помнили бы рассказы своих бабушек и дедушек о том, как люди додумались до этого.

Ученик

И все-таки был человек, который рассказал нам о создании письменности так живо и красочно, как будто он видел все сам. Это американский поэт, который жил в прошлом веке, Генри Лонгфелло. Он собрал и пересказал легенды о вожде индейцев по имени Гайавата, мудро правившем своим народом и многому его научившем. Свою книгу Лонгфелло назвал "Песнь о Гайавате". Русскими стихами ее пересказал писатель Иван Алексеевич Бунин.

Ученик.

Легендарный вождь индейцев научил свой народ сажать и выращивать хлебные растения, строить лодки и еще многому другому, а самое главное - жить в мире и согласии. Он думал о благополучии не только живущих сегодня людей, но и тех, которые придут потом, - внуков и правнуков.

Легендарный вождь горевал о том, что люди не могут передать своим потомкам то, что они сами знают и умеют. Все знания исчезают - растворяются во времени.

И вот для того, чтобы ничего не забывалось и люди могли даже через века передать свои мысли и чувства, Гайавата изобрел письменность.

Эти письменные знаки совсем не похожи на современные.(Слайд 1-2)

III."Священные знаки"

Учитель.

Когда люди открыли рисуночное письмо, они прошли уже большой путь по до¬роге к письменности. Но впереди их ждало еще очень много трудностей. Ведь да¬леко не все можно выразить с помощью рисунков. Попробуйте, например, изобра¬зить рисунками: "Вчера я видел хороший сон", или: "У моего товарища прекрасный характер". Наверное, не получится.

Около пяти тысяч лет назад правил в Египте фараон по имени Нармер. Он одержал много побед и хотел, чтобы эти победы были навеки запечатлены на камне.

Днем и ночью трудились искусные мастера. Они изобразили и фараона, и убитых врагов, и пленников, даже показали с помощью рисунков, что пленников было шесть тысяч. Но ни один художник не смог передать имени самого Нармера.

А для него это было важнее всего. И тут художникам пришел на помощь другой способ письма - иероглифы. Слово иероглиф обозначает "священные знаки". Каждый иероглиф обозначает слово или его часть.

Вот как записали египетские художники имя фараона Нармера. Они изобра¬зили рыбу, так как слово нар - по-египетски "рыба". Мер на этом же языке обозна¬чает "резец". Изображение рыбы над изображением резца - так решили худож¬ники задачу, поставленную перед ними фараоном. (Слайд 3-4)

В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии. Китайские иеро¬глифы родились в глубокой древности. Они произошли от рисунков.  Так писали три с половиной тысячи лет назад древние китайцы на панцирях черепах и на костях. (Слайд 5-6)

Как и древние египтяне, китайцы изображали солнце в виде кружка с точкой по¬середине, а рисунок, данный под солнцем, означает горные вершины.

Иероглиф для китайца - не только знак слова, но и картинка. Поэтому он одновременно и читает, и как бы разглядывает книжку с картинками.

Китайцы любят свои иероглифы и гордятся ими.

Ученик.

Финикийцы знакомили другие народы со своей письменностью. На ее основе стал разрабатывать алфавит другой древний народ – греки. Но они не могли обойтись записью только согласных звуков, так как в их языке было много гласных. Пришлось придумать для них обозначение.

Долго трудились люди над изобретением букв для своего языка. Греческий ученый Пеламед сумел создать 16 букв. В течение многих лет ученые следующих поколений прибавляли кто 2, кто 3, а один - даже 6 букв. Тратились огромные усилия, чтобы усовершенствовать письмо, сделать его более понятным и удобным длялюдей. Ученые понимали, что знание - свет, и хотели дать людям этот свет, так как титан Прометей дал им огонь!

Так сложился греческий алфавит. Он состоял из букв, которые обозначали согласные, и гласные звуки. Впоследствии греческий алфавит "завоевал" почти в(мир: он помог многим народам создать свою письменность.(Слайд 7)

Ученик

Древнейшие дошедшие до нас славянские письменные памятники выполнены двумя значительно различающимися азбуками — глаголицей и кириллицей. История их происхождения сложна и не ясна до конца.

Название «глаголица» образовано от глаголъ — «слово», «речь». По алфавитному составу глаголица почти полностью совпадала с кириллицей, но резко отличалась от нее формой букв. Установлено, что по происхождению буквы глаголицы в большинстве своем связаны с греческим минускульным алфавитом, некоторые буквы составлены на основе самаритянского и древнееврейского письма. Существует предположение, что эта азбука была создана Константином Философом.

Какая из двух азбук была изобретена первой и по сей день остается тайной, однако утверждения о том, что глаголица появилась раньше кириллицы, является достаточно обоснованным. Например, имеются ряд палимпсестов, т.е. рукописей, в которых устранен имевшийся в них ранее текст, а на его место нанесен новый. В славянских палимпсестах часто кириллический текст нанесен на место устраненного глаголического.

Название другой славянской азбуки — кириллицы — произошло от имени славянского просветителя 9 века Константина (Кирилла) Философа. Существует предположение, что именно он является ее создателем, однако точных данных о происхождении кириллицы нет.

В алфавите кириллицы насчитывается 43 буквы. Из них 24 заимствованы из византийского уставного письма, остальные 19 изобретены заново, но в графическом оформлении уподоблены первым. Не все заимствованные буквы сохранили обозначение того же звука, что и в греческом языке, — некоторые получили новые значения в соответствии с особенностями славянской фонетики. (Слайд 8)

На Руси кириллица была введена в 10-11 веках в связи с христианизацией. Из славянских народов кириллицу дольше всех сохранили болгары, но в настоящее время их письмо, как и письмо сербов, одинаково с русским, за исключением некоторых знаков, предназначенных для обозначения фонетических особенностей.

К занятию прилагается презентация.

 

                                    Викторина «Знаешь ли ты фразеологизмы?»

Лучшие произведения художественной и публицистической литературы многим обязаны именно фразеологии, этим «перлам, самородкам и самоцветам родного языка», по образному выражению профессора А.И. Ефимова. Воспитать у учащихся стремление к приобретению знаний, повысить эрудицию в области русского языка помогут уроки-викторины.

Ход игры:

Класс разбивается на три команды. Учитель предлагает пройтись по пяти станциям: Историческая, Теоретическая, Практическая, Сообразительная, Полминутки шутки.

За каждый правильный ответ команда получает жетон.

        I. ИСТОРИЧЕСКАЯ.

Вопросы. (сформулированы на карточках и презентации, ответ должен быть оформлен письменно, за грамотное оформление ставятся дополнительные очки).

1). Расскажите о происхождении слова «фразеология»?

(Происходит от греческого слова phrasis – «выражение» и logos – «слово», «учение»).

2). Почему мы так говорим? Откуда берутся фразеологизмы?

Ахиллесова пята – слабое, уязвимое место кого-либо.

Рог изобилия -  символ неисчерпаемого богатства, достатка.

Дамоклов меч – наивысшая угроза, постоянно угрожающая опасность.

Яблоко раздора – причина спора, вражды.

Сизифов труд – тяжёлая, изнурительная и бесплодная работа.

Время истекло – время прошло, как давно это было.

Данные фразеологизмы взяты из Греко-римской мифологии.

Ахиллесова пята. В «Илиаде» Гомер воспел мужественного и сильного героя Ахилла. По преданию, мать его, морская Фетида, чтобы сделать сына неуязвимым, в детстве окунула его в воды священной реки Стикс. При этом вода не коснулась пятки, за которую мать держала младенца. Таким образом пятка осталась единственным местом Ахиллеса, куда он был смертельно ранен.

Рог изобилия. Древнегреческий миф повествует о том, что жестокий бог Крон не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому жена родила Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за ним. Зевс был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подала Зевсу. Зевс подарил рог воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться всё, что бы они не пожелали.

Дамоклов меч. По древнегреческому преданию, у сиракузского тирана Дионисия Старшего был приближённый по имени Дамокл, который однажды вслух позавидовал его богатству и счастью. Чтобы проучить завистника, Дионисий посадил его на своё место, повесив над ним на конском волосе острый и тяжёлый меч. Испуганному Дамоклу он объяснил, что этот меч – символ опасностей, которым постоянно подвергается властитель.

Яблоко раздора. Согласно древнегреческому мифу, однажды богиня раздора Эриду не пригласили на свадебный пир. Затаив обиду, Эрида решила отомстить богам. Она взяла золотое яблоко с надписью «прекраснейшей» и незаметно бросила его между богинями Герой, Афиной и Афродитой. Богини заспорили, кому из них должно принадлежать яблоко: каждая считала себя прекраснейшей. Сын троянского царя Парис, которого пригласили быть судьёй, отдал яблоко Афродите, а она в благодарность за это помогла ему похитить жену спартанского царяМенелая, прекрасную Елену. Из- за этого вспыхнула Троянская Война.

Сизифов труд. В древнегреческом мифе рассказывается о хитром и коварном коринорскомцаре Сизифе, который несколько раз ловко обманул богов. Чтобы продлить роскошную жизнь на земле. Разгневанный Зевс присудил его за это к вечным мукам в аду: Сизиф должен быть вкатывать на высокую гору громадный камень, который на вершине вырывался из рук и скатывался вниз.

Время истекло.  Свыше двух с половиной тысяч лет назад в Вавилоне, а позже в Греции, Риме появились водяные часы. Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием на дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, т.е. время текло. Отсюда и произошло выражение сколько воды утекло с тех пор (как давно это было).

Истории, легенды учащиеся рассказывают устно!

II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ.

Вопросы:

1.        Какие сочетания слов называются фразеологизмами?

(Фразеологизмы -это устойчивые сочетания слов).

2.        Можно ли в них опустить или заменить какое-нибудь слово, не изменяя этих сочетаний слов?

(Нет. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом).

3.        Где найти разъяснение значений фразеологизмов?

(Фразеологический словарь русского языка, в справочнике «Крылатые слова». Наиболее употребительные фразеологизмы разъясняются в толковых словарях, обозначаются знаком).

4.        В каких стилях речи чаще всего используются фразеологизмы?

(В разговорной речи, в художественных произведениях (книжный стиль), придают речи выразительность).

5. Откуда берутся фразеологизмы?

(Исконно-русские: сматывать удочки.

Из старо-славянского языка: как зеницу ока.

Из слов разных профессий: сгущать краски.

Крылатые слова и выражение из Греко-римской мифологии: нить Ариадны).

6.        Что общего и чем различаются слова и фразеологизмы?

(Фразеологизмы-это готовые сочетания слов, они не производятся в речи (подобно новым словосочетаниям типа: новый дом), а воспроизводятся: если говорящему надо употребить фразеологизм, то он извлекает его из запасов своей языковой памяти, а не строит его заново).

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ.

1.        Найдите фразеологизмы среди этих выражений.

Синие глаза, мозолить глаза, опустить глаза, карие глаза, с глазу на глаз, попасть

в глаз, глаза слипаются, не поверить своим глазам, промыть глаза, глаза открылись, лечить глаза, глаза на мокром месте, глаза разгорелись, глаз набит.

        2. «Одним словом». Читаю фразеологизм, учащиеся должны подобрать синоним.

Трудиться до седьмого пота – усердно;

Не успел глазом моргнуть – мгновенно;

Яблоку негде упасть – тесно;

Бежать со всех ног – быстро;

Из рук вон – плохо;

Быть наверху блаженства – наслаждаться;

Держать пари – спорить;

В двух шагах – близко;

И след простыл – исчез;

Молоть ерунду – вздор;

Сражаться не щадя живота – смело;

Крокодиловы слезы – притворные.

3.Окончи фразеологизм.

1. Золотые… (руки).                                1. Спустя…(рукава).

2. Изо дня…(в день).                                2. Не сводить…(глаз).

3. Ломать…(голову).                                3. Медвежья…(услуга).

4. Лакомый…(кусочек).                        4. Зарубить…(на носу).

5. От нечего…(делать).                                5. От всего…(сердца).

6. Лицом…(к лицу).                                6. Битком…(набито).

7. Калачом…(не заманишь).                        7. Как рукой…(сняло).

8. Прикусить…(язык).                                8. Мастер…(на все руки).

9. Не долго…( думая).                                9. Ни жив…(ни мертв).

        4. Фразеологизмы – антонимы.

        Попытайтесь подобрать фразеологизмы-антонимы к следующим выражениям:

1.        Приносить пользу (наносить вред).

2.        Набраться сил (выбиться из сил).

3.        Набраться терпения (выбиться из терпения).

4.        Попасть в беду (выбраться из беды).

5.        Заключить договор (расторгнуть договор).

6.        Не давать покоя (оставить в покое).

7.        Выйти из себя (взять себя в руки).

8.        Вступить в строй (выйти из строя).

9.        Открыть счет (закрыть счет).

10.        Одержать победу (потерпеть поражение)

11.        Лишиться чувств (прийти в чувство).

12.        Потерять сознание (прийти в сознание).

13.        Обратить внимание (оставить без внимания).

14.        Войти в доверие (выйти из доверия).

15.        Сдержать слово (нарушить слово).

IV. СООБРАЗИТЕЛЬНАЯ.

1.        Назови фразеологизмы, в основе происхождения которых лежат описанные ниже ситуации, явления. Кто быстрее?

А) Баран считается настолько глупым животным, что будто бы не узнает своего двора,если поставлены новые ворота, и поэтому долго смотрит не решаясь войти. Как баран на новые ворота (уставиться, смотреть, глядеть).

Б) Человек, который по ошибке съел белены, на некоторое время теряет рассудок, сильное отравление может привести к смерти.  Белены объелся.

В) Когда заявляют, спрашивают о чем-либо очень решительно, обычно сопровождают этот вопрос или заявление характерным жестом: ребром ладони резко ударяют по столу. Ставить вопрос ребром.

Г) Издавна на Руси признаком красоты были белое лицо и румяней на щеках, что несомненно являлось свидетельством хорошего здоровья. Кровь с молоком.

Д) Всякое масло скользкое и может применяться для уменьшения трения между предметами. Как по маслу (идти, войти, течь).

Е) До XVIII века применялись такие жестокие пытки, как забивание раскаленных железных гвоздей или игл под ногти, с целью узнать правду у преступника. Узнать подноготную.

Ж) Суеверные обычаи рекомендовали сжигать мусор в печи, а не выбрасывать его за порог, поскольку злой человек мог якобы наслать беду на хозяина избы, произнося особые слова над мусором. Не выносить сор из избы.

2. Фразеологический зверинец.

        Припомните не менее двух фразеологизмов с названием каждого изображенного здесь зверя и птицы. (Учитель предлагает вниманию детей картинки с изображением волка, медведя, зайца, коня, свиньи, собаки, вороны, курицы, гуся).

        ОТВЕТЫ: смотреть волком, волчий аппетит; заячья душа, ехать зайцем; медведь на ухо наступил, медвежья услуга; не в коня овес, работать как конь; визжит как свинья, посади свинью за стол; собака на сене, собачий холод; денег куры не клюют, куриная память; ворон считать, пуганая ворона (и куста боится); гусь лапчатый, гусь свинье не товарищ.

        V. ПОЛМИНУТКИ ШУТКИ.

        1. Шуточные вопросы:

- Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (БЕЖАТЬ СО ВСЕХ НОГ).

- Есть ли ноги у газеты, журнала? (Есть, когда их держат ВВЕРХ НОГАМИ).

- В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями? (ДРУГ ДРУГА. Они ненавидели ДРУГ ДРУГА).

 Существует фразеологизм ПОВЕСИТЬ НОС (ПРИУНЫТЬ).

        А какой фразеологизм указывает, куда именно вешать нос? Музыканты, подскажите! (ПОВЕСИТЬ НОС НА КВИНТУ).

        В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (ЗНАТЬ КАК ДВАЖДЫ ДВА).

        Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели? (СОЧЕТАЮТСЯ С ГЛАГОЛОМ СОГНУТЬ)).

2.        Исправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов:

А) Деньги выпускаются в трубу. (Вылетают в трубу).

Б) Слухом не слыхивал. (Слыхом не слыхивал).

В) Душа кровью изливается. (Сердце кровью обливается).

Г) Мне тоже хотелось не упасть лицом в грязь. (Не ударить лицом в грязь).

Д) Он отдал девушке руку и сердце. (Предложил руку и сердце).

Е) Скрепя зубы. (Стиснув зубы, скрепя сердце).

3.        Раздаю по листу бумаги каждой команде.

Задание: проиллюстрировать любой фразеологизм, затем поменяться рисунками, отгадать.

В заключение  викторины подводятся итоги, награждаются победители.

                                      Тема  Нет той тайны, чтобы не была явна

Лимерик — это короткое стихотворение, состоящее всегда из 5 строк. И это не единственное строгое условие. Слово «лимерик», по предположению ученых, возникло от названия ирландского города с одноименным названием. Жители этого городка любили развлекаться таким образом — составлять небольшие стишки с фантазийным содержанием. Однако, по другим данным, такие же поэтические произведения с успехом сочиняли и другие англичане, начиная с ХІІІ века.

 Правила написания лимериков

Хоть сочинение стихотворных шуток и проявляет  творческие способности, без определенных правил здесь не обойтись:

•        рифмоваться между собой должны первая, вторая и пятая строки, и отдельно — третья с четвертой;

•        в первой сроке нужно познакомить читателей с героем и местом его проживания;

•        вторая строка всегда рассказывает о действиях, совершенных придуманным персонажем, или о событиях, которые с ним произошли;

•        ну а дальше нужно сочинить окончание приключений, что, как мне кажется, — самое интересное;

Лимерики о школьной жизни

1.Мальчугану ленивому Коле

Заниматься не хочется в школе.

«Надоело учиться!

Вот бы сразу жениться!" –

Вечерами мечтается Коле.

2.Мама с дочкой учила уроки.

Хуже не было в жизни мороки!

И хоть папу позвали –

Всё равно не узнали:

"Сколько перьев в хвосте у сороки?"

Анаграмма — слово в зашифрованном виде. Чтобы решить анаграмму, т.е. составить искомое слово, нужно буквы в данном слове только переставить местами, ничего не удаляя и не добавляя.

Например: гаир – игра, тепь – петь, учкар – ручка, юруис – рисую.

При помощи анаграмм можно не только привить ребенку интерес к чтению, но и повысить скорость чтения, даже улучшить грамотность.

Анаграммы- перевертыши

При таком варианте анаграмм составляются слова, которые получаются из других слов при чтении справа налево.

Например: ВОЗ — ЗОВ, ТОК — КОТ, ПАРА — АРАП, ТОРГ — ГРОТ.

Способы загадывания анаграмм-перевертышей:

1.        Прочитайте слово справа налево и превратите: геометрическое тело в дерево (КУБ — БУК);

2.        породистую собаку — в измерение времени (ДОГ — ГОД);

Стихотворные анаграммы

В стихотворных анаграммах необходимо составить анаграммы из слов, описанных в стихотворении. Это очень увлекательное занятие, хотя и сложное.

1.        Я река с известными мостами,

2.        Город есть на мне – музеев тьма.

3.        Стоит буквы поменять местами –

4.        В дивный город превращусь сама.

5.        (Нева – Вена)

Метаграммы – это слова, различающиеся одной буквой (звуком).

То есть метаграмма - это задача, основанная на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв. Это наиболее легкий вид словесных задач, так как достаточно по приводимым признакам отгадать слово с одной из указанных букв, чтобы легко было определить и все остальные слова. В метаграммах может меняться не только первая, но и любая другая буква, например, последняя. Так, заменив в слове «бот» букву «Т» буквой «Р», получим слово «бор».

Цепочки слов. Можно за несколько шагов превратить одно слово в другое, заменяя на каждом шагу одну букву в слове, например, мышка за два шага легко превращается вкошку: мышка в-   мошка в  -кошка. Для таких превращений интереснее подбирать слова, имеющие какую-то смысловую связь, например:

Превратите час в век, час в год, кору в лист, место в парту, зуб в рот, душу в тело, дочь в мать.

(Возможные варианты ответов: час – бас – бес – вес – век;

час – бас – бал – вал – вол – гол – год (час – чан – сан – сон – гон – год);

Метаграммы можно загадывать в стихах:

Металл я ценный – это ясно,

Но букву первую смени,

И местом стану я опасным,

Смотри во мне не утони.

(золото – болото)

Вырвать можешь ты меня

Из тетрадки иль альбома.

Сменишь «л» на «а» – и я        

Вью гнездо на крыше дома.

(лист – аист)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя английская грамматика и лексика»(учебный курс для учащихся 10 классов)

Cоставлена на основе авторского учебника Л.В.Хведченя, Р.В.Хорень «Английский язык для поступающих в ВУЗы»....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Грамматика сегодня» для 7а класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Грамматика сегодня»для 7а  класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В СТРАНЕ ГРАММАТИКИ» ДЛЯ 7 КЛАССА

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Программа «В стране грамматики» соответствует ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 6 класс

Рабочая программа учителя русского языка по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 6 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по английскому языку практикума Лексика и грамматика английского языка для 7 класса

Программа рассчитана на 35 часов (из расчета 1 часа в неделю).Программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников, спланирована в соответствии с основными положениями системно-деятельно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку «Грамматика - это интересно» составлена для обучающихся 6 класса.

Курс предусматривает углубленное изучение тем по грамматике образовательного стандарта, а также способствует формированию у учащихся умений и навыков выполнять грамматические упражнения разных уровней...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Грамматика английского языка» на уровне среднего общего образования

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Грамматика английского языка» на уровне среднего общего образования...