Устный журнал «В мире науки»
методическая разработка

Ширяева Ольга Александровна

«Устный журнал» выгодно отличается от других внеклассных мероприятий широтой и свежестью, живой и увлекательной формой, широким простором для творчества учащихся. Он повышает интерес к физике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Устный журнал

«В мире науки»

8-9 класс

Задачи мероприятия:

  • Проверить, как ученики способны применять свои знания в различных ситуациях;
  • Способствовать развитию у учащихся интереса к физике, как экспериментальной науке;
  • Способствовать формированию умения применять полученные знания в необычной ситуации;
  • Расширить кругозор учеников в области физики;
  • Стимулировать желание самостоятельно работать с дополнительной литературой по предметам естественнонаучного цикла.

Оборудование: платок, спирт, вода, 5-10 монет, мешочек, раствор соляной кислоты, скрепки, ЛАТР.

Структура мероприятия:

  • Первая страница «Физика – технике».
  • Вторая страница «Чудеса? Нет, физика!»
  • Третья страница «Немного истории».
  • Четвёртая страница « Знаешь ли ты?».
  • Пятая страница «Лирике о физике».

«Устный журнал» выгодно отличается от других внеклассных мероприятий широтой и свежестью, живой и увлекательной формой, широким простором для творчества учащихся. Он повышает интерес к физике.

Подготовка: Каждая страница «устного журнала» красочно оформляется на листах большого формата. Изготовленные заранее рисунки и плакаты к сообщениям развешиваются по стенам перед уроком. Ведущие открывают журнал вступительным словом, затем объявляют страницу за страницей. О начале и конце страницы  объявляют ударом гонга или звучанием камертона.

Ход мероприятия:

Вступительное слово.

Ведущий 1:

Трудно было человеку

Миллионы лет назад,

Он совсем не знал природы,

Слепо верил в чудеса,

Он всего, всего боялся

И не знал, как объяснить

Бурю, гром, землетрясенье!

Трудно было ему жить.

И решил он: что ж бояться?

А не лучше ль всё узнать?

Самому во всё вмешаться,

И до истины добраться,

И природу распознать!

Ведущий 2:

Наш «устный журнал» мы посвящаем физике – одной из древнейших наук, без которой немыслимо дальнейшее развитие человечества, науке интересной, увлекательной, могучей.

Ведущий 1:

Говорят, что математика – «царица наук», тем не менее, она – «Служанка физики». Начинаем словами студенческой песни: «Физика! Какая ёмкость слова! Физика – для нас не просто звук! Физика – опора и основа всех без исключения наук!»

Первая страница «Физика – технике».

На этой странице нужно рассказать о новейших достижениях современной техники.

Представление: Читается стихотворение В. Шефнера «Техника»

Ведущий 2:

Я ещё не устал удивляться

Чудесам, что есть на Земле,-

Телевизору, голосу раций,

Вентилятору на столе.

Самолёты летят сквозь тучи,

Ходят по морю корабли,-

Как до этих вещей могучих

Домечтаться люди смогли?

Как придумать могли такое,

Что пластинка – песню поёт,

Что, на кнопку нажмёшь рукою-

И средь ночи день настаёт.

Я вверяю себя трамваю,

Я гляжу на экран кино,-

Эту технику понимая,

Изумляюсь ей всё равно.

Ток по проволоке струится,

Спутник ходит по небесам…

Человеку стоит дивиться

Человеческим чудесам.

Учитель: Характерная для 20 века вера во всемогущество науки и техники на рубеже веков сменилось недоверием и даже негативным отношением. Многие научные открытия используются в разрушительных целях, а иногда их применение сопровождается пагубными результатами. Например, загрязнением окружающей среды. Тем не менее, к началу 21 века все осознали, что путь к благоустройству человечества проходит не через отказ от научно-технического прогресса, а через рациональное использование его результатов.

Ведущий 1: Первую страницу журнала посвящаем достижениям науки и техники.

Темы докладов учащихся:

  • Космические исследования.
  • Электромобиль – машина 21 века.
  • Разработка разнообразных конструкций лазеров.
  • Новые информационные технологии.
  • Ультразвуковая хирургия.
  • Биотопливо.
  • Получение новых материалов.

Учитель: Мы обсудили новые разработки в области науки и техники. Физика, как известно, «поставляет» для научно-технического прогресса основные идеи, методы, приборы… Поэтому её будущему развитию уделяется довольно большое внимание.

Ведущий 2:

Вторая страница «Чудеса? Нет, физика!»

Эта рубрика посвящена демонстрации учениками опытов и фокусов. Желающие пытаются объяснить «секреты» фокусов.

Представляет вторую страницу, ведущий 1:

Вот что вам скажу, друзья,

Вам без физики нельзя.

Все законы нужно знать,

Чтоб явления объяснять,

И тогда не нужно в сказках

Будет чудеса искать.

Ведущий 2:

Будешь с физикой дружить-

Будет не о чем тужить.

Иногда пусть будет трудно,

Но я в этом помогу.

И тогда любая трудность

Будет всем вам по плечу.

Будем вместе мы шагать

И всё больше узнавать.

Учитель:

Исследования, важнейшие открытия в области физики сопровождаются экспериментом. Запомните опыт – это ключ к научной истине. Участники мероприятия подготовили опыты и сейчас нам продемонстрируют.

Опыт № 1: «Ныряющее яйцо». Для опыта готовится слабый раствор соляной кислоты, в который опускают яйцо. Так как плотность яйца несколько больше плотности раствора соляной кислоты, то оно опускается на дно. Однако на поверхности яйца в растворе начинается процесс между веществом скорлупы, углекислым кальцием и соляной кислотой, в результате чего получается углекислый газ, пузырьки которого прилипают к скорлупе и поднимают яйцо вверх. На поверхности пузырьки срываются и уходят в воздух, а яйцо снова погружается на дно. Так яйцо ныряет, пока не растворится скорлупа.

Опыт № 2: «Несгораемый платок». Для опыта берут платок, погружают его в воду для полного смачивания, затем отжимают и погружают в спирт. Слегка отжимают. Платок берут за уголок в железные щипцы и зажигают. Платок не сгорает. Это объясняется тем, что сначала выгорает спирт. Количество теплоты, образующееся при его горении, идёт на испарение воды, что предохраняет ткань от горения.

Опыт № 3:»Несгораемый мешок с деньгами». Для опыта берут 5-10 монет, помещают их в батистовый мешочек и нагревают на пламени спиртовки. Ткань не загорается, так как тепло от пламени спиртовки сразу передаётся металлу, и ткань не успевает загореться.

Опыт № 4: «Фейерверк из скрепок».

Цепочку скрепок длиной 100-120 см включить в цепь ЛАТРа. При встряхивании скрепок в темноте появляется цепочка искр. Она повисает в воздухе, переливается, меняет форму, цвет. Это происходит изменение напряжения от 40 до 100 В.

Ведущий 1: Да, открытий мы сделали сегодня много. Продолжим наши исследования в области истории.

Учитель: «Научные революции не знают восстаний. О них не возвещают праведные выстрелы. Профессора не прерывают лекций на полуслове. Студенты не бросаются на улице. Министры не бегут из своих резиденций. На биржах не водворяется паника. Влюблённые не отменяют свиданий. Заведённым чередом продолжается жизнь. И кажется: всё тот же век на дворе. И только где-то в тишине лабораторий становится слышен скрип колеса истории, скачком ускорившего своё вращение. И пока только там догадываются: «Нет, наступают новые времена!»     Д.С. Данин

Третья страница «Немного истории».

На этой странице следует ознакомить  с историей открытия

физических явлений и законов, рассказать о жизни учёных –

физиков.

  • 2200 лет назад Архимед, решая задачу о короне царя Гиерона, открыл свой знаменитый закон, принимая ванну.
  • Дерево в саду родового имения семьи Ньютонов в Вулсторпе неподалёку от Кембриджа, откуда сорвалось знаменитое яблоко, в течение многих лет, пока его не сломала буря, было музейным экспонатом. Ещё бы! Падение этого яблока и способствовало открытию закона всемирного тяготения.
  • Адъюнкт кафедры фармацевтики Копенгагенского университета, профессор физики Ханс Крисиан Эрстед в 1820 году во время одной из своих лекций получил записку от студента, в которой тот обращал его внимание на поворот магнитной стрелки, находящейся на демонстрационном столе под проволокой, по которой проходил электрический ток. Так было положено изучению электромагнитных явлений.
  • 8 ноября 1895 года профессору Вюрубурского университета Вильгельму Конраду Рентгену не спалось. Он спустился в свою лабораторию. Задумав несколько опытов, он завернул разрядную трубку в чёрную бумагу, не пропускающую обычный свет. В комнате было темно, и это позволило заметить, что лежавшие рядом с трубкой кристаллы соли бария испускают слабый свет. Учёный снял с трубки напряжение, и свечение пропало. Тогда Рентген установил недалеко от неё экран, покрытый солью бария, экран засветился. Учёный стал помещать между трубкой и экраном различные предметы. Металлические предметы отбрасывали на экран тень. Трубка являлась источником неизвестных проникающих лучей.
  • Дочь древнегреческого учёного-философа Фалеса пряла янтарным веретеном пряжу. Веретено упало, она стала вытирать его о платье… И ворсинки одежды прилипли к веретену! Отец её скупил весь янтарь, и началась эра изучения электрических явлений.

Ведущий 1: Закончим рубрику словами Луи Пастера «Счастливая случайность выпадает лишь на долю подготовленных умов».

Ведущий 2: Мы обратили ваше внимание на легенды и огромный труд учёных, вложенный в каждое открытие. Сегодня мы раскрыли тайны прошлого, а вот тайны природы предстоит раскрыть будущему поколению.

Четвертая страница «Знаешь ли ты?»

Эта страница проводится в форме викторины. Ответственные за проведение страницы задают интересные вопросы, а правильность ответа зрителей проверяют на опыте.

Представление страницы:

Целый мир, охватив от Земли до небес,

Всполошив не одно поколение,

По планете шагает научный прогресс,

На физические опираясь явления!

Задание 1. Показывают магнитную стрелку и эбонитовую палочку. Притянется ли северный полюс магнитной стрелки к отрицательному заряженной эбонитовой палочке?

Задание 2. В большом прозрачном сосуде плавает фарфоровая кружка, уровень воды в сосуде отмечен полоской бумаги. Как изменится уровень воды в сосуде, если утопить кружку?

Задание 3. Показывают весы и горящую свечку. Нарушится ли равновесие весов, если свечку поднести под чашку весов снизу?

Задание 4. В стеклянный сосуд с водой на дно кладут лёд, придавливают его грузом. На поверхность воды наливают керосин и поджигают его. Что будет происходить со льдом?

Задание 5. Двумя пальцами за дно держат бутылку, горлышко которой опущено в воду. Будет ли воздух выходить из бутылки?

Ведущий 1: « Везде исследуйте всечасно,

                        Что есть велико и прекрасно,

                         Чего ещё не видел свет?»

                               М.В. Ломоносов

Ведущий 2: Мы хотим закончить наш журнал на поэтической нотке. Поэтому давайте заглянем на последнюю страничку.

Пятая страница « Лирике о физике».

Ведущий 1: Сейчас мы познакомим вас с произведениями известных поэтов, воспевающих физику и науку.

В. Шефнер «Поэзия», «В этом веке», « Рядом с небом».

Л. Татьяничева «Физикам».

Л. Щеглов « руки над атомом».

В. Костров «Атомы».

В. Брюсов «Мир электрона».

Подводятся итоги работы участников и зрителей  мероприятия награждаются наиболее активные.

Учитель: Человек не может изменить законы природы: эти попытки обречены на неудачу. Но он может познать их, а затем использовать себе во благо или учитывать в своей повседневной жизни и принимать рекомендуемые наукой меры, помогающие избежать бед. Используйте полученные знания во благо человечества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Подросток в мире вредных привычек"

Цель классного часа: формировать  у  подростков представления о здоровье как  важнейшей  оставляющей  человеческого благополучия  и  о  здоровом  образе...

Устный журнал "В мире имён и названий"

Внеклассное мероприятие в форме устного журнала. Это завершающий этап проектной работы, выполненной учащимися 10-го класса....

Устный журнал "В мире математики"

План проведения урока...

Устный журнал "В мире пунктуации"

Презентация  для  проведения  внеклассного  занятия по  русскому  языку...

Устный журнал "Математика на службе у других наук"

Внеклассное мероприятие для 8-9 классов в форме устного журнала "Математика на службе у других наук"  дает возможность увидеть большую роль математики при изучении предметов школьного курса и зна...