Рабочая программа внеурочных занятий 5-9 кл
рабочая программа

Комарова Надежда Михайловна

Рабочая программа внеурочных занятий 5-9 кл "Все знай-ка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_vneurochnaya_deyatelnost.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Коробицынская основная школа» 

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

"Все знай-ка"

для обучающихся 5-6 класса

Направление: общеинтеллектуальное

Учитель: Комарова Надежда Михайловна

Должность: учитель  

                                         

                                         

д. Георгиевская

2018 год

I. Пояснительная записка

1. Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта общего образования с использованием   методического пособия О. Холодовой, Е.А. Моренко «Умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей Курс «РПС»». – Москва: РОСТ книга, 2013 г. – с. 288.

2.  Цель данного курса:

-Развитие навыков контроля и самоконтроля, познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

-эффективная и быстрая адаптация школьников к учебной деятельности в основной школе, формирование интеллектуальной активности.

3. Задачи курса:

  •  Тренировать основные интеллектуальные компоненты, непосредственно влияющих на успешность учебной деятельности: психических качеств, а также понятийного аппарата
  • Развить языковую культуру и сформировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • Сформировать  интеллектуальные  умения,   связанные   с   выбором   стратегии  решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • Развить познавательную активность и самостоятельность учащихся;
  • Сформировать   способности   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   находить закономерности,   использовать   догадку,   строить   и   проверять  простейшие гипотезы;
  • Сформировать     пространственное     представление     и     пространственное  воображение;
  • Привлечь учащихся  обмениваться информацией в ходе свободного общения на  занятиях;
  • Развить память, внимание;
  • Сформировать и развить коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • сформировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развить познавательные способности и общеучебные умения и навыки, а не усвоить какие-то конкретные знания и умения

4.   Курс данной программы рассчитан на два  года обучения (68 часов) 5класс- 34 часов
6 класс- 34 часов

с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 мину

5.  Итоговый контроль   в формах:

-викторины;

-практические работы;

-творческие работы учащихся

II. Планируемые результаты

Личностные  результаты

-проявлять любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера

- быть внимательным, настойчивым, целеустремленным, уметь преодолевать трудности- качества весьма важные в практической деятельности любого человека.

- воспитывать чувство справедливости, ответственности

- развивать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты 

- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания

-  Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач.

-  Моделировать алгоритм решения задачи и использовать его в ходе самостоятельной работы

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями.

-  Сопоставлять полученный(промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

-  Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

-  Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

-  Выбирать наиболее эффективный способ решения.

- Давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое, от уже известного.

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, содержащуюся на рисунке или таблице, в тексте задачи, используя свой жизненный опыт.

- Применять изученные способы учебной работы и разнообразные приемы для работы с головоломками

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего мнения.

- Слушать и понимать речь других.

- Включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать свое мнение и аргументировать его.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты 

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

- анализировать расположение деталей в исходной конструкции;

- составлять фигуры из частей;

- выявлять закономерности и проводить аналогии;

-объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия

-объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии;

-давать определения тем или иным понятиям;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

III. Содержание курса

Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды, шарады и т.д.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия поисковых задач. При этом выступают следующие аспекты разнообразия:

-развитие восприятия

-развитие памяти

- развитие внимания

-развитие речи

-развитие мышления

IV. Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Направление работы

Кол-во часов

                                             5 класс (34 часа)

1

За тридевять земель в тридесятое царство

Выявлять уровень развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления в начале учебного года

1

2 -3

От альфы до омеги

Развивать концентрацию внимания.

Формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных

 2

4-5

Не боги горшки обжигают

Тренировать внимание.

Формировать способность наблюдать, сравнивать,  обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы.

2

6-7

Не попадись на удочку

Тренировать смысловую и слуховую память.

Формировать умение рассуждать как компонент логической грамотности.

2

8-9

Брать быка за рога

Тренировать зрительную память.

Осваивать эвристические приемы рассуждений.

Формировать умение моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи.

2

10

Зри в корень

Развивать логическое мышление.

Обучаться поиску закономерностей.

Формировать умения доказывать выбор способа действия при заданном условии.

1

11-12

Кот в мешке

Совершенствовать воображение.

Развивать наглядно образное мышление.

Формировать пространственное воображение и пространственное представление.

2

13-14

В два счета

Развивать быстроту реакции.

Совершенствовать мыслительные операции.

Формировать умения выбирать наиболее эффективный способ решения.

2

15-16

Методом проб и ошибок

Развивать концентрацию внимания.

Формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных.

Формировать умение рассуждать как компонент логической грамотности.

2

17-18

Кто ищет,  тот всегда найдет

Тренировать внимание.

Формировать способность наблюдать, сравнивать,  обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы.

2

19-20

Завязать узелок

Тренировать смысловую и слуховую память.

Формировать умение рассуждать как компонент логической грамотности.

2

21-22

Видеть насквозь

Тренировать зрительную память.

Осваивать эвристические приемы рассуждений.

Формировать умение моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи

2

23-24

Крепкий орешек

Развивать логическое мышление.

Обучаться поиску закономерностей.

Формировать умения доказывать выбор способа действия при заданном условии.

2

25-26

Да здравствует абракадабра

Совершенствовать воображение.

Развивать наглядно образное мышление.

Формировать пространственное воображение и пространственное представление.

2

27

Бей прямо в цель

Развивать быстроту реакции.

Совершенствовать мыслительные операции.

Формировать умения выбирать наиболее эффективный способ решения.

1

28-29

Путеводная нить

Развивать концентрацию внимания.

Формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных.

Формировать умение рассуждать как компонент логической грамотности.

2

30-31

Вот где собака зарыта

Тренировать внимание.

Формировать способность наблюдать, сравнивать,  обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы.

2

32-33

А ларчик просто открывался

Тренировать смысловую и слуховую память.

Формировать умение рассуждать как компонент логической грамотности.

2

34

Без сучка и без задоринки

Выявлять уровень развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления у пятиклассников в конце учебного года

2

                                                          6 класс (34 часа)

1-2

Семи пядей во лбу

Развивать логическое мышление.

Обучаться поиску закономерностей.

Формировать умения доказывать выбор способа действия при заданном условии.

2

3-4

Арабские сказки

Совершенствовать воображение.

Развивать наглядно образное мышление.

Формировать пространственное воображение и пространственное представление.

2

5-6

Интеллектуальное ассорти

Развивать быстроту реакции.

Совершенствовать мыслительные операции.

Формировать умения выбирать наиболее эффективный способ решения.

2

7-8

Попасть в самую точку

Развивать концентрацию внимания.

Формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных.

Формировать умение рассуждать

2

9-10

Не лыком шиты

Тренировать внимание.

Формировать способность наблюдать, сравнивать,  обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы.

2

11-12

Ушки на макушке

Тренировать смысловую и слуховую память.

Формировать умение рассуждать как компонент логической грамотности.

2

13-14

Не в бровь а в глаз

Тренировать зрительную память.

Осваивать эвристические приемы рассуждений.

Формировать умение моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи

2

15-16

Колумбово яйцо

Развивать логическое мышление.

Обучаться поиску закономерностей.

Формировать умения доказывать выбор способа действия при заданном условии.

2

17-18

Калейдоскоп головоломок

Совершенствовать воображение.

Развивать наглядно образное мышление.

Формировать пространственное воображение и пространственное представление.

2

19-20

Поставить точки над i

Развивать быстроту реакции.

Совершенствовать мыслительные операции.

Формировать умения выбирать наиболее эффективный способ решения.

2

21-22

Разделать под орех

Развивать концентрацию внимания.

Формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных.

Формировать умение рассуждать как компонент логической грамотности.

2

23-24

Пришел , увидел,  победил

Тренировать внимание.

Формировать способность наблюдать, сравнивать,  обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы.

2

25-26

Что и требовалось доказать

Тренировать смысловую и слуховую память.

Формировать умение рассуждать как компонент логической грамотности.

2

27-28

Глаз наметан

Тренировать зрительную память.

Осваивать эвристические приемы рассуждений.

Формировать умение моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи

2

29-30

Ума палата

Развивать логическое мышление.

Обучаться поиску закономерностей.

Формировать умения доказывать выбор способа действия при заданном условии.

2

31-32

Для стрелянных воробьев

Совершенствовать воображение.

Развивать наглядно образное мышление.

Формировать пространственное воображение и пространственное представление.

2

33-34

Пожинать плоды

Развивать быстроту реакции.

Совершенствовать мыслительные операции.

Формировать умения выбирать наиболее эффективный способ решения. Выявлять уровень развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления у шестиклассников в конце учебного года

2

V.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. О. Холодова, Е.А. Моренко  «Умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (10-11 лет). Курс «РПС»»/ Методическое пособие. – Москва: РОСТ книга, 2013 г. – с. 288.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

Рабочая программа внеурочных занятий "Роспись по дереву" (5-7 классы)

Рабочая программа "Роспись по дереву" по внеурочной деятельности учебный предмет "Технология" . Программу можно использовать в 5-7 классах, она рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа в год. Про...

Рабочая программа внеурочных занятий "Роспись по дереву" (5-7 классы)

Рабочая программа "Роспись по дереву" по внеурочной деятельности учебный предмет "Технология" . Программу можно использовать в 5-7 классах, она рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа в год. Про...

Рабочая программа внеурочных занятий по Технологии. 5 класс. "Столярное дело. Часть-1"

Рабочая программа внеурочных занятий по предмету Технология: «Основы столярного дела» для 5 -х классов,  количество учебных часов- 68, (2 часа в неделю) разработана на основе  учебного издан...

Рабочая программа внеурочных занятий по Технологии. 6 класс. "Столярное дело. Творческое проектирование. Часть-2"

Рабочая программа внеурочных занятий по предмету Технология: «Творческое проектирование. ( Столярное дело-2 часть)» для 6-х классов,  количество учебных часов- 68, разработана на основе  уче...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...