"Веселый урок"
методическая разработка

Казакова Наталья Владимировна

Занимательная информатика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_po_informatike.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по информатике
«Весёлый урок»

План проведения урока:

1.Турнир смекалистых

а) конкурс знатоков

б) разгадывание кроссворда

2. Домашнее задание (и в шутку и всерьёз)

1.Турнир смекалистых

а) конкурс знатоков

Из предложенных ответов выбрать правильные:

 Вопрос 1.

Каков первоначальный смысл английского слова «компьютер»?

  • вид телескопа
  • человек, пишущий книги
  • судовой навигационный прибор
  • человек, ведущий расчеты

Вопрос 2.

 Чтобы компьютер мог обрабатывать данные, от него  требуется способность:

  • хранить цифры и буквы
  • осуществлять обратную связь с пользователем
  • узнавать человеческий голос
  • переводить информацию из аналоговой  формы в числовую

Вопрос 3.

Введённые в память компьютера сведения могут быть:

  • вызваны для использования
  • стёрты
  • услышаны
  • изменены

Вопрос 4.

Компьютер не способен распечатывать

  • дату, местоположение и время.
  • буквы, цифры и символы
  • слова, предложения и тексты
  • порции, куски, байты

Вопрос 5.

В состав всякой ЭВМ входят:

  • процессор
  • устройства ввода – вывода
  • телескоп
  • графопостроитель
  • устройство памяти
  • робот
  • телефон

Вопрос 6.

В какой системе счисления работает ЭВМ

  • в десятичной
  • в двадцатеричной
  • в двоичной

Вопрос 7.

Где находятся входные данные при работе с компьютером, и что произойдёт, если машину выключить

  • на клавиатуре, принтер печатает ответ  задачи
  • на доске, на экране дисплея появится ответ задачи
  • в ОЗУ, вся информация сотрётся, если она не записана в памяти машины

Вопрос 8.

Чтобы ввести данные в компьютер, можно использовать

  • клавиатуру
  • громкоговоритель
  • читающий автомат
  • дисковод
  • магнитофон
  • телекамеру
  • синтезатор

Вопрос 9.

Каковы виды памяти ЭВМ

  • внешняя память
  • зрительная память
  • оперативная память
  • постоянная память
  • феноменальная память

Вопрос 10

Кристаллы, используемые в большинстве компьютеров изготавливаются из

  • меди
  • железа
  • кремния
  • марганца

Вопрос 11

Чтобы ввести данные, записанные на диске в оперативную память надо поместить диск …

  • в магнитофон
  • в дисковод
  • в принтер
  • в книгу

Вопрос 12

Байт - это

  • единица измерения информации
  • команда включить или выключить ток в электрической цепи
  • слово из восьми букв на английском языке

Вопрос 13

Процессор для компьютера – это тоже самое, что для человека…

  • желудок
  • глаза
  • уши
  • мозг
  • руки

Вопрос 14

Один бит информации – это…

  • 8 букв латинского алфавита
  • количество информации, заключённое в одном латинском слове
  • количество информации, заключённое в слове длины 1 в двух символьном алфавите

Вопрос15

Назовите первую ЭВМ

  • ЮНИВАК
  • Абак
  • Машина Паскаля
  • Счёты
  •  Машина Лейбница
  • ЭНИАК
  • ЭДСАК

Вопрос 16

ЭНИАК был разработан для…

  • развлечений
  • расчёта артиллерийских таблиц
  • запуска космических ракет
  • управления бытовыми приборами

Вопрос17

В каком городе была создана первая советская ЭВМ?

  • Новосибирск
  • Москва
  • Киев
  • Минск

Вопрос 18

Назовите устройство, положившее начало 3 –му поколению ЭВМ?

  • электронная лампа
  • транзистор
  • процессор
  • датчик
  • интегральная схема

Вопрос 19

Под руководством какого учёного разрабатывалась первая советская ЭВМ?

  • Роберта Винера
  • Сергея Лебедева
  • Чарльза Бебиджа
  • Сергея Королёва

Вопрос 20

Интегральная схема – это …

  • тысячи  крошечных, взаимосвязанных цепей
  • прибор наблюдения за звездами
  • прибор контроля температуры воздуха

Вопрос 21

Для чего были созданы ЭВМ?

  • для изучения морского дна
  • для освобождения человека  от громоздких и утомительных вычислений
  • для освобождения человека от какого – либо труда

Вопрос 22

Что необходимо иметь пользователю, чтобы ЭВМ выполнила  какую –либо полезную работу?

  • условие задачи
  • подробные пояснения к задаче
  • рисунок или чертёж
  • программу

Вопрос 23

Назначение процессора в том, чтобы…

  • выводить информацию на экран
  • хранить информацию
  • обрабатывать информацию
  • осуществлять связь между ЭВМ и человеком
  • измерять информацию в  ОЗУ
  • осуществлять связь между всеми частями ЭВМ

 Вопрос 24

Экран дисплея очень похож на экран бытового телевизора и его часто называют..

  • кинескоп
  • монитор
  • бинокль
  • телескоп

б) Разгадывание кроссворда 1

По горизонтали:

6. Программа, имитирующая работу какого-либо объекта

7. Оптическое устройство ввода изображения

8. Устройство, предназначенное для вывода данных в графической форме на бумажный носитель.

9. Человек, профессионально занимающийся математикой.

10. Дисплей, используемый для контроля работы системы.

По вертикали:

  1. Устройство, управляющее ходом работы компьютера и выполняющее арифметические и логические операции.
  2. Последовательность команд языка программирования.
  3. Устройство для работы с магнитными дисками (считывания и записи информации).
  4. Внешняя несменная память компьютера.
  5. Совокупность чётко определённых правил для решения задачи за конечное число шагов.

 Ответы на кроссворд 1.

По горизонтали

6. Модель. 7. Сканер. 8.Графопостроитель. 9. Математик. 10. Монитор.

По вертикали

  1. Процессор. 2. Программа. 3.Дисковод. 4.Винчестер. 5. Алгоритм.

б) Разгадывание кроссворда 2

  1. Гибкий магнитный диск.
  2. Устройство вывода информации на бумажный носитель.
  3. Последовательность записей, размещаемая на запоминающих устройствах

и рассматривающаяся как единое целое.

  1. Устройство вывода информации.
  2. Последовательность операторов, предназначенных для выполнения каких-то

записей.

  1. Последовательность действий, направленная для достижения конкретной цели.
  2. Единица измерения информации.
  3. Элементарная единица информации.
  4. Жёсткий диск.
  5. Название системы управления базами данных.
  6. Программа для подготовки текста

В результате вы должны получить слово, обозначающее название предмета,

изучаемого в 8-9 классах в школе.

Ответы на кроссворд 2

  1. Дискета.                              7.  Байт
  2. Принтер.                             8.  Бит.
  3. Файл.                                   9.  Винчестер.
  4. Монитор.                            10. Карат.  
  5. Программа.                         11. Редактор
  6. Алгоритм.  

Ключевое слово – информатика!

 

ΙΙ Домашнее задание.

Ведущий:

Что может быть быстрее мысли? В одно мгновение она переносит нас к далёким звёздам, и в глубину веков, и вдали будущего. Конечно, нет в природе

ничего совершенного, чем эта поразительная способность человека с непостижимой быстротой создавать образы, отвлеченённые понятия и находить обобщения.

Благодаря этому он поставил себе  на службу объективные законы природы и

Создал совершенно  новые орудия  труда – «думающие машины».

И вот оказалось, что такую простую задачу  как «дважды два – четыре»  и такую сложную, как управление производственным  процессом, машины решают быстрее за человека.

Обладающие безупречной логикой, большим объёмом памяти и колоссальным быстродействием, ЭВМ с помощью специальных  математических  методов, ставят диагноз , продают и бронируют билеты, управляют полётом  космических  аппаратов. Трудно назвать область знаний или  сферу человеческой  деятельности, где бы они не применялись.

Известно, что ЭВМ  могут сочинять стихи. Вот одно из стихотворений, написанное машиной.

(Ученик читает стихотворение).

Стихотворение, написанное ЭВМ

Ночь кажется чернее кошки этой,

Края луны расплывчатыми стали,

Неведомая радость рвётся к свету,

О берег бьется крыльями усталыми.

Измученный бредёт один кочевник,

И пропасть снежная его зовёт и ждёт,

Забыв об осторожности, плачевно

Над пропастью мятущийся бредёт.

Забытый страх ползёт под потолки,

Как чайка, ветер.

Дремлет дождь. Ненастье.

А свечи догорают… Мотыльки.

Вокруг огня все кружатся в честь Бастер.

Ведущий:

Оказывается, что программирование не только повышает культурный уровень человека, но имеет и огромное социальное значение. Оно может укреплять или наоборот разрушать семьи.

Нам удалось подслушать диалог в одной из семей (исполняется сценка «Диалог»).

Диалог

Она: - Серёжа, дорогой, как тебе нравится моё новое платье? Элегантное?

Он: - Какой ужас? Элементарную программу не могу составить.

Она: - Сергей, ты считаешь, что можно не отвечать мне? Какой ужас!

Он: - Считаешь, считаешь – не получается. Что-то в программе…

Она: - Я для тебя ноль…

Он: - Неужели деление на ноль? Быть не может.

Она: - Ты не можешь уделить одну минуту. Ты вообще не видишь меня, смотришь как через стекло…

Он: - Причем здесь стек…

Она:  - Всё, моя чаша терпения переполнилась.

Он: - На переполнение не похоже.

Она: - Я знала, что ошибаюсь, ещё когда мы регистрировались.

Он: - Ошибка в регистрах…Конечно не из того беру.

Она: - Ты никогда не понимал меня. Я излучилась

Он: - Всё понятно. Эх, если бы иметь машину, умеющую по-настоящему вести диалог с человеком, разве бы я мучился.

Она: - Раз ты этого хочешь, я ухожу. Ты не любишь меня. Всё. Кончено.

Он: - Галинка, милая! Всё! Ура! Кончено. Готовая программа. Теперь мы заживём.

Она: - Не готова я уходить.

Он: - Поторопился и ошибся. Еле исправил. Не стоит торопиться.

Она: - И до регистрации он тоже такой-же был. Не говорит, не говорит, потом скажет слово, другое… Много ли женщине для счастья надо?

Он: - Сережа, дорогой, как тебе нравится моё новое платье?

Ведущий: А может кое-кому будет поучительна басня «Кот, канарейка и программист».

Басня

Однажды программист пошел воды напиться.

И надо же тому случиться, на беду,

Компьютер он оставил на виду

У толстого, ленивого кота.

У рыжего моментом скукота

Вдруг улетучилась,

И, приёмов пять кряхтя на стол взвалился он

И ну гулять по кнопкам ЭВМ

И за изящной «мышкою» гоняться.

Компьютер запищал.

Тараща свой дисплей на жирного кота,

Шкалою заморгал, пытаясь защищаться,

Но тщетно.

Гибкий диск устал вращаться

То в бок

То в бег

То вскачь,

То вверх.

Процессор верещит, как дикий

ОЗУ и ПЗУ сплелись проводами,

А принтер раскаленными болтами

Бумагу жжет.

Но от когтистых лап

Покоя всё не знал «ки-борд»

И может быть, не быть компьютеру в живых

Да Канарейка заскучав на жерди,

Из клетки выпорхнув,

Насвистывая Верди

Воспользовалась тем, что у кота

Все лапы заняты,

И ну щипать

Конец его хвоста.

Кот заорал и носом в дисковод,

А там его мотором так примяло,

Что вырвался едва он.

Да

Немало

Холёной шерсти

На диск системный намотало.

Очухавшись едва, все беды

Кот канарейке приписал.

И уж почти её достал,

Но тут, попив, поспав и плотно пообедав

Наш Программист вошёл

И их застал.

Извлечь мораль из басни просто:

Кот должен есть мышей, а Канарейка – просо.

А программист обязан знать,

Что уходя попить

Компьютер надо выключать,

Кота на крышу выпускать,

А Канарейку – запирать,

А уж потом спокойно спать.

Работа с машиной и создание для неё программ настолько увлекли многих учеников, что они создали единый «мозговой центр» с довольно широким кругом деятельности.

(ученик исполняет монолог «Теория ошибок»)

Теория ошибок

Ошибки так же  неисчерпаемы, как и атом.

 Аксиома. В любой программе есть ошибки.

Следствие 1. Программист, написавший программу, становится учёным.

Следствие 2. Чем больше программист делает ошибок, тем быстрее он становится учёным.

Следствие 3. Крупный учёный-программист никогда не пишет правильные программы.

Замечание. На это он и учёный

Указание начинающему программисту.

Если вы с первого раза сумели написать программу, в которой транслятор не обнаружил ни одной ошибки, сообщите об этом системному программисту, он поправит ошибки в трансляторе.

Закон необходимости ошибок. Программист может обнаружить ошибку только в чужой программе.

Следствие. Ошибке не всё равно, кто её обнаружит.

Совет начинающему программисту.

Никогда не исправлять найденные ошибки, ибо это повлечёт за собой появление неизвестного числа ненайденных. Лучше  опишите их в сопроводительной документации как особенность программы.

Определение. Будем называть языком ошибок правила, в обход которых пишутся программы.

Язык ошибок.

Ошибки могут следовать друг за другом. От перестановки двух эквивалентных ошибок результат не меняется (коммутативность эквивалентных ошибок). Две последовательные ошибки можно объединить в одну, более сильную.

Одинаковые ошибки необязательно делать каждый раз, достаточно сделать одну, а затем обращаться к ней по мере необходимости из любого места программы.

Ошибки могут образовывать циклы. Наиболее устойчивый из них – бесконечный.

Ошибки могут вызывать друг друга и  сами себя (рекурсивность ошибок).

Ошибки допускают многократное вложение друг в друга. Две одинаковые вложенные ошибки называются чёткой ошибкой и ошибкой не являются.

Свойства чётности ошибок. Если написанная программа сработала правильно, то это значит, что во время её работы выполнялось чётное число ошибок или программист не понял задание.

Взаимодействие ошибок с базовой ОС.

Во время исполнения ошибки имеют наивысший приоритет. Прервать исполнение ошибки может только другая, более активная ошибка.

Запросы  ОС  к ошибкам ошибками могут игнорироваться.

Запросы ошибок к ОС игнорироваться не могут.

При работе с файлами могут пользоваться файловой системой базовой ОС и её ошибками.

На  ЭВМ с параллельной архитектурой может выполняться несколько ошибок4 одновременно.

Системные программы.

Системные программы облегчают процесс написания прикладных программ и их ошибок.

Определение: Тестирование – это процесс нахождения ошибок в тексте.

Хороший текст должен содержать ошибки, компенсирующие их нехватку в тестируемой программе.

Языковый  редактор призванный уберечь программиста от синтаксических ошибок, позволяет вносить в программу весьма хитроумные ошибки, которые не удаётся обнаружить ни транслятором, ни отладчиком. Обычный текстовый редактор таких возможностей не предоставляет.

Программа – транслятор, предназначенный для перевода программы с языка высокого уровня на машинный язык, при переводе порождает ошибки. Ошибки, которые содержались в описании, переводятся безошибочно.

Заключительный совет тем, кто до него не добрался.

Для начала работы над проектом следует тщательно продумать все необходимые ошибки и связи между ними. Это значительно упростит работу над ошибками в самом проекте.

Ведущий:

Жизнь ЭВМ интересна, разнообразна, неординарна. Каждый новый день не похож на предыдущий.

Предлагаем несколько эпизодов из жизни школьной ЭВМ.

(ученик рассказывает монолог)

Случай 1.

Однажды на уроке информатики мы задали ЭВМ следующий вопрос: «Что требуется для того, чтобы получить аттестат об окончании школы?»

И каково же было удивление, когда машина ответила: «Приказ о зачислении в школу». Мы всё ещё стояли с раскрытыми ртами, когда она привела следующее доказательство:

« в году 365 дней, из них 52 воскресных и по крайней мере 10 других дней отдыха – праздничных. Летние и зимние, осенние и весенние каникулы продолжаются 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, еще 183 дня отпадает. Остаётся  20 дней, но ведь не весь же день продолжаются занятия, а около четверти дня, поэтому ещё 15 дней отпадают. Остаётся всего-навсего в году 5 дней учебных за 11 лет – 55 дней. Многому ли можно научиться всего за 55 дней? Так что аттестат можно выдавать сразу же после зачисления в школу. А вы как думаете?»

Случай 2.

Заглянув в почтовый ящик нашей ПЭВМ вот, что мы оттуда вынули:

Рекламные объявления

Продам полный комплект уроков по информатике за дополнительные обеды.

Утеряно учебное время на уроках информатики. Нашедшего прошу вернуть за вознаграждение.

Меняю экзамены по математике на зачёт по информатике.

Сдаю зачёт по информатике только с первого предъявления.

Читаю и перевожу со словарём с Фортрана, Бейсика, Алгола, Кобола и других языков.

Куплю (диплом) аттестат с отличием.

Вопросы:

  • Почему нет доплат за знание алгоритмических языков?
  • Стоит ли ходить на урок, если заранее знаешь, с чего он начнётся и чем кончится?

  • Почему портфель ученика стал тяжелее, если компьютер призван избавить людей от рутинной работы, облегчить школьнику учение?

  • А всё-таки: в какой с/с лучше получать стипендию?

  • Где, укажите, педагогики отцы, которых мы должны принять за образцы?\

  • Подразумевает ли установка персонального компьютера выделение персонального программиста?

  • Правда ли, что одновременное нажатие пяти-шести клавиш на клавиатуре ПК даёт более неожиданный результат, чем нажатие одной-двух?

Случай 3.

Как известно, развиваясь и совершенствуясь, человек создавал и вычислительную технику. Однако, не будь математики – не и было бы и вычислительной техники, чем же 50-летнияя «красавица» платит породившей её «старушке»? Вот один из снов ЭВМ, который нам удалось расшифровать

Смерть геометрии

Цифры ехали в квадрате на корнях кубических

А углы шли, как солдаты в сводах геометрических

Преспокойно нёс венок старый треугольник

А за ним шел со свечой четырёхугольник.

Точка была тоже здесь, выражая муку,

Биссектриса в чёрном платье шла с углом под руку.

За трапецией плыла с плачем аксиома,

Теорема забрела и осталась дома.

Параллельные прямые шли за самым гробом

Напевая « вечную память» гипербольным током.

Арифметика была вся в чёрном уборе

Громко плакала она  при всеобщем горе.

Медианы с высоты шли, горько рыдая –

Сзади алгебра плелась, весь свет проклиная.

А учащихся толпа весело шумела

Не беда, что померла.

Чёрт с ней! Надоела!

Ведущий:

Сегодня мы говорили об ЭВМ и в шутку и в серьёз

Пора подвести итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веселый урок

Викторина, проводимая в рамках недели иностранных языков. В рамках викторины обобщается  лексический материал по темам: - школа, школьные принадлежности и занятия в школе; - отрабатывается фон...

Веселый урок о здоровье

Здоровый образ жизни...

Конспект занятия по плаванию "Веселый урок на воде"

1. Развивать координацию движений.2.Воспитывать чувство товарищества, дисциплинированность,3. Потребность в занятиях спортом, в том числе плаванием....

Сценарий слета отличников и ударников «Веселые уроки».

 Данный материал представляет собой сценарий слета отличников и ударников «Веселые  уроки»....

Методическое пособие " Веселые уроки музыки!

Мы все в будущем хотим видеть наших детей творческими, духовно богатыми, культурно образованными людьми, с развитым эстетическим вкусом. Своим отношением к искусству - увлеченностью или безразличием -...

Театрализованная игровая программа для младших школьников «Веселые уроки»

Театрализованная игровая программа для детей младшего школьного возраста...