Программа курса внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
рабочая программа (7 класс)
Настоящая программа курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья» составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании РФ» №273 от 29.12.2012 г. (ред. от 03.02.2014 г., 03.08.18 г. «Об образовании РФ»)
- Общеобразовательной программы МОУ Ялгинская СОШ.
- Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» в социальном направлении внеучебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья» составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании РФ» №273 от 29.12.2012 г. (ред. от 03.02.2014 г., 03.08.18 г. «Об образовании РФ»)
- Общеобразовательной программы МОУ Ялгинская СОШ.
- Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» в социальном направлении внеучебной деятельности.
Цель и задачи программы
Цель: обеспечение каждому школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений и навыков по Здоровому Образу Жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи:
· организовать учебно-воспитательный процесс на основе здоровьесберегающих технологий.
· формировать у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
· добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования;
· обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
Общая характеристика курса
Обучение школьников по программе строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной среды; в соответствии с использованием форм и методов обучения психологических особенностей детей 7 классов
Программа «Азбука здоровья» включает в себя три части.
- «Разговор о правильном питании», включает в себя 16 занятий.
- «Две недели в лагере здоровья» состоит из 9 занятий.
- «Формула правильного питания» включает в себя 10 занятий.
Часть 1 «Разговор о правильном питании»
Целью данного курса является формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Здесь учитываются и традиции питания, а также предполагается активное вовлечение родителей в процесс обучения.
Часть 2 «Две недели в лагере здоровья»
Целью данного курса является формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
В процессе обучения учащиеся:
Познакомятся:
с народными традициями, связанными с питанием и здоровьем;
с правилами питания, направленными на сохранение и укрепление здоровья;
с правилами этикета, связанных с питанием, осознанием того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
Овладеют:
навыками правильного питания как составной частью здорового питания.
Часть 3 «Формула правильного питания» .
В данной части реализуются следующие воспитательные и образовательные задачи:
- Развиваются представления подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
- Расширяются знания подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила.
- Развиваются навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни.
- Развиваются представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
- Развиваются представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа.
- Пробуждается у детей интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, к истории и традициям своего народа, формируются чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
- Развиваются творческие способности, кругозор подростков, их интерес к познавательной деятельности.
- Развиваются коммуникативные навыки у школьников, умение эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
- Организуется просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей подросткового возраста.
Отбор содержания программы «Азбука здоровья» осуществлён на основе следующей ведущей идее: идее заботы о своём здоровье. Забота о своём здоровье – это представление о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
В основе программы используется здоровье – сберегающая технология. Изучаются теоретические сведения о пользе правильного питания, развиваются практические умения, которые необходимы в жизни для сохранения здоровья. Большая просветительская работа по правильному питанию проводится с родителями, привлекаются в работу общественность и специалисты.
Материал занятий внеурочной деятельности «Азбука здоровья» связан с предметами «Биология», «Информатика», «Изобразительное искусство», «Технология».
Описание места курса в образовательном процессе
В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» организована внеурочная деятельность «Азбука здоровья» для обучающихся 7 классов. Согласно учебному плану МБОУ Ялгинская на 2019– 2020 учебный год на внеурочную деятельность в 7 классе отводится по 1 учебному часа в неделю, итого - 35 часов в год. Занятия проводятся после уроков один раз в неделю. Согласно требованиям, продолжительность занятий составляет 40 минут.
Формы и методы работы
В основе методики преподавания программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания здорового питания. В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.
Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются весьма эффективными при освоении подростками навыков поведения в различных ситуациях .
Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат
Образно-ролевые игры позволяют активизировать конкретно чувственный опыт, сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или иному фактору.
Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе подростков для решения поставленной задачи.
Дискуссия, обсуждение. Основная задача заключается в формировании у подростка личной позиции в отношении того или иного вопроса
Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение обучающихся в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Данный курс может быть реализован в рамках внеурочной деятельности в форме:
- внеклассных занятий по правильному питанию;
- праздников;
- бесед;
- классных часов;
- экскурсий;
- однодневных походов в природу;
- родительских собраний, круглых столов, семинаров;
- в рамках проектной деятельности;
- конкурсов рисунков и плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни;
- выпуска газет, информационных буклетов.
Ценностные ориентиры
Эта программа о питании реально может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Программа практических умений и способностей в области питания.
Ее направленность – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. А здоровье – самая большая жизненная ценность. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье. Ведь не зря говорят – «Здоровье не купишь – его разум дает!»
Программа хорошо решает учебно-воспитательные задачи. В ней заложен развивающий эффект, воспитывающие начала, определяет набор навыков и реализует их в практическом применении в реальной жизненной ситуации. Программа легко решает задачу сотрудничество в семье, семьи и школы, школы и общественности. Она решает комплексные задачи по сохранению и укреплению здоровья детей. Успех воспитания и обучения зависит от состояния здоровья учащихся.
Содержание программного материала помогает укреплять физическое здоровье учащихся, воспитывает культуру, навыки гигиены, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения.
Данная программа отличается своими новыми принципами:
Личностный – осознание каждым ребенком значения правильного питания для своего же здоровья; выработка мировоззрения о сбалансированном питании с учетом индивидуальных потребностей и типологических особенностей организма, формирование личностной позиции по сохранению и укреплению здоровья.
Социальный – организация правильного питания в семье и школе; осознание значимости правильного питания для сохранения здоровья в пользу семьи, школы, общества, страны.
Проблемность – он предполагает интеграцию общего и дополнительного образования; как особой формы получение знаний, практических умений и способностей.
Внедрение новых технологий – пути реализации программы различны, обширны, требуют современного подхода и новых технологий в использовании адекватных форм и методов здоровье – сберегающих технологий.
Природосообразность – при отборе мала и продуктов питания человек учитывает экологичность продуктов, их сообразность и пользу, исследуются и формируются экологические и биологические аспекты, учитываются законы самой природы и законы общего развития человека и общества.
Гуманизация – предполагает заботу о здоровье каждого ученика, соблюдение санитарно-гигиенических требований, соблюдение режима дня, многоразовое питание, культуры здоровья, профилактика асоциальных действий, профессионального самоопределения, самореализации личности ребенка.
Массовость – вопросы питания касаются всех людей мира, земного шара. Хорошее правильное питание – основа жизни, основа здоровья. Здоровый человек – сильный человек. Разговор о правильном питании должен услышать каждый человек! Такие программы должны изучать массы людей, начиная с младшего возраста и до старших поколений.
Традиции – как развивалась наука о питании, какие русские национальные блюда существуют, праздничные кушанья, местные традиции гостеприимства.
Ожидаемые результаты
Личностные:
· активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
· проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
· проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
· оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Познавательные:
• начнут осознанно использовать знания при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;
• узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.
• освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;
• научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;
• освоят навыки организации и проведения подвижных игр, в процессе игровой деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.
Пути реализации программы:
- Игры – путешествия
- Беседы
- Работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов и стихотворений)
- Праздники, КВНы
- Подвижные игры
- Устные журналы
- Практические занятия с использованием знаний правил личной гигиены
- Встречи с медицинскими работниками
Тематическое планирование занятий курса
«Азбука здоровья»
№ | Тема занятия | Сроки изучения |
1 | Что такое здоровье? | 1 неделя |
2 | Мудрые мысли о здоровье. | 2 неделя |
3 | Питание и эмоциональное состояние | 3 неделя |
4 | Непригодные продукты питания. | 4 неделя |
5 | Дороже алмаза мои два глаза. | 5 неделя |
6 | Культура моей семьи и я. | 6 неделя |
7 | Лагерь здоровья. | 7 неделя |
8 | Здоровые зубы здоровью любы. | 8 неделя |
9 | Мир растений. Польза и вред растений | 9 неделя |
10 | Чтобы уши слышали. | 10 неделя |
11 | Золотые правила питания. | 11 неделя |
12 | Этика – наука о морали. | 12 неделя |
13 | Русские народные игры. | 13 неделя |
14 | Как сделать сон полезным? | 14 неделя |
15 | Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лек. препаратами Лекарственные препараты | 15 неделя |
16 | Табак Алкоголизм Наркотические и токсические вещества | 16 неделя |
17 | Закаливание организма. | 17 неделя |
18 | Вирусные инфекции и их профилактика. | 18 неделя |
19 | Правила хорошего тона. | 19 неделя |
20 | Травмы – ожоги, ошпаривания, ожоги ротовой полости и горла, электроожоги. | 20 неделя |
21 | Как вести себя с домашними питомцами. | 21 неделя |
22 | Вредные привычки. | 22 неделя |
23 | Пищеварение: как это происходит? | 23 неделя |
24 | Вода – друг или враг. | 24 неделя |
25 | Как я выгляжу. | 25 неделя |
26 | Русские народные игры. | 26 неделя |
27 | Один дома. | 27 неделя |
28 | Компьютер и здоровье. | 28 неделя |
29 | Учимся общаться. | 29 неделя |
30 | Если хочешь быть здоров. | 30 неделя |
31 | Витамины – овощи и фрукты. | 31 неделя |
32 | Сотовый телефон – друг или враг. | 32 неделя |
33 | Праздник здоровья (итоговое занятие) | 33 неделя |
34 | Праздник здоровья. Проекты. | 34 неделя |
Литература
1.Р.Г.Чуракова. Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-4 кл.: 2 часть. - М.: Академкнига/ Учебник, 2011.
2.Н.А.Извекова. Учителю о правилах дорожного движения: рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по правилам дорожного движения. - М.: Просвещение, 1982.
3.И.Товпинец. Уроки здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/31/picture-331385-1383230343.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направление «Волейбол-путь к здоровью»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направления «Волейбол-путь к здоровью» разработана на основе Федерального государственного образов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/20/picture-670794-1442773737.jpg)
ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЕ ЗДОРОВЬЕ» ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/22/picture-566400-1421945110.jpg)
Программа курса внеурочной деятельности "Расти здоровым" 5 - 7 класс
Целями и задачами данной программы являются:1. Физическое совершенствование, повышение уровня физической...
ПРОГРАММА курсов внеурочной деятельности «Формирование культуры здоровья» (спортивно - оздоровительное направление)
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Формирование культуры здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Энциклопедия здоровья"
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/15/picture-551094-1418643215.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура здоровья" для 10 классов
Данная программа позволяет рассмотреть условия сохранения здоровья. Программа охватывает многие аспекты воспитания здорового образа жизни. Достоверная информация помогает у...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/25/picture-920016-1493143996.jpg)
Программа курса внеурочной деятельности "Азбука здоровья" на 1 год (Коррекционная школа)
Программа курса внеурочной деятельности "Азбука здоровья", рассчитанная на 1 год (Коррекционная школа)...