Главные вкладки

    Урок посвященный "Неделе безопасного интернета" "Виды мошенничества в интернете"
    план-конспект занятия (8 класс)

    Маслова Александра Геннадьевна

    Урок расчитан на возраст 14-18 лет и является заключительным на неделе безопасного интернета.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nedelya_bezopasnogo_interneta.docx19.42 КБ
    Файл vidy_moshennichestva_v_internete.pptm852.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Неделя безопасного интернета.

    «Виды мошенничества в Интернете.» 15.02.2020

    Цель: подготовка к самостоятельной жизни

    Задачи:

    -углубить знания воспитанников о видах мошенничества в сети интернет

    -закрепить умение работать в команде

    - формировать умения защиты от возможного мошенничества в интернете

    - воспитывать законопослушного гражданина

    Материал и оборудование: компьютер, большой экран для демонстрации презентации, ватман, краски, кисточки, простые карандаши, стерки, алгоритм действий(если деньги списали со счета, распечатанный на всех детей).

    Ход занятия:

    Организационный момент.

    Добрый день. На этой неделе в нашем детском доме проходила «Неделя безопасного интернета» Конечно вам много рассказали о интернете, вы многое повторили из того что знали, а я вам хочу рассказать о видах мошенничества в интернете.

    Повторение ранее изученного.

    1. Что такое мошенничество?
    2. Какие виды наказания вы знаете по этой статье?
    3. А что сказано в законе по поводу мошенничества в интернете?

    Новый материал.

    Презентация. Обратим свое внимание на экран.

    Практическая часть:

    Давайте с вами, нарисуем плакат, и составим себе советы, как же не попасться на обман в интернете.

    Советы, которые должны вынести из нового материала воспитанники:

    1.Совершать покупки только на проверенных сайтах, о существовании которых можно узнать от друзей и знакомых, найти отзывы в сети Интернет и т.п.

    2.Поисковые системы (типа Яндекса) публикуют рейтинги Интернет-магазинов, которые тоже являются показателем надежности торговой площадки.

    3.Не нужно ничего покупать в социальных сетях.

    4.Не доверяйте брокерам, которые получают от граждан денежные средства для игры на бирже без заключения письменных контрактов.

    5. Не сообщать никому реквизиты карты. Представители банка их знают!

    6.Не сообщать ПИН-код.

    7.При подключении дистанционного обслуживания в банке и пароля для Личного кабинета не сообщать разовые СМС-пароли подтверждения входа.

    8. Нельзя допускать, чтобы вредоносные программы попадали на компьютер или смартфон.

    9. Отслеживать и блокировать опасные действия, которые могут выполнять вредоносные программы способны специальные программы- сторожа, обычно входящие в состав антивирусных пакетов.

    Молодцы. Но все же мне осталось не понятным…. Что же делать если деньги все-таки списались, предлагаю вам алгоритм действий:

    1.Немедленно прекратить любые действия с сотовым телефоном, принудительно отключить его, извлечь СИМ карту.

    2.Обеспечить сохранность (целостность) сотового телефона, как возможного средства совершения преступления.

    3.Не предпринимать никаких действий для самостоятельного или с привлечением посторонних ИТ-специалистов поиска и удаления вирусов, восстановления работоспособности сотового телефона, не отправлять сотовый телефон в сервисные службы ИТ для восстановления работоспособности.

    4.Незамедлительно обратиться в свой банк по телефону горячей линии с поручением о блокировки операции с расчетным счетом и отзывом криминального перевода.

    5.Незамедлительно обратиться в свой банк с письменным заявлением об отзыве платежа, возврате средств и блокировании доступа к системе «Мобильный банк»

    6. Оперативно обратится в банк с заполненной справкой по факту инцидента информационной безопасности в системе дистанционного банковского обслуживания (приложение 3), которое оформляется в 2-х экземплярах.

    7. Вам позвонили. Прервать разговор и перезвонить тому, о ком идёт речь. Если телефон отключён - связаться с его коллегами, друзьями и родственниками для уточнения информации. Следует задать уточняющие вопросы, ответы на которые посторонним не известны. Спросить, из какого отделения полиции звонящий. После звонка следует набрать «02», узнать номер дежурной части данного отделения и поинтересоваться, действительно ли родственник или знакомый доставлен туда. Требование взятки является преступлением.

    8.Не звонить по незнакомым номерам.

    В конце нашего урока, я вновь хочу обратиться к закону и зачитать вам:

    ФЗ от 27.06.2011 № 161 -ФЗ «О национальной платежной системе» предусматривает процедуру обращения в банк после незаконной транзакции и дает право на возмещение незаконно списанных денежных средств со счета. Так, п. 11 ст. 9 гласит «В случаи утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно, после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции».

    В п. 15 ст. 9 указано «В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента - физического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент - физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица».

    Что нового вы для себя узнали на сегодняшнем занятии?

    Будьте осторожны в сети ИНТЕРНЕТ.

    Список литературы:

    https://44.мвд.рф 

    https://www.google.com 


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Виды мошенничества в интернете.

    Слайд 2

    Виды мошенничества. Обман покупателей при продаже авиабилетов или создание поддельных сайтов Интернет магазинов , с целью получения предоплаты за товар без последующей его поставки клиенту. Широко распространение получило мошенничество в социальных сетях и на бесплатных сайтах частных объявлений о продаже. Объявления о возможности приумножения средств граждан публикуют и недобросовестные брокеры. В условиях стремительного роста числа безналичных платежей зафиксированы случаи создания сайтов фальшивых кредитных организаций, платежных систем , которые похищают реквизиты платежных карт граждан. Злоумышленники просят ввести конфиденциальную информацию: номер карты, срок действия, имя держателя, а также ПИН-код и CVC-код, указанный на оборотной стороне карты.

    Слайд 3

    Сегодня в повседневной жизни используется множество разнообразных высокотехнологичных устройств – пластиковых карт , мобильных телефонов и компьютеров. Постоянно появляются новые модели, программы и сервисы. Все это делает нашу жизнь удобнее, но требует определённых навыков и знаний. Одновременно с развитием таких устройств появляются виды мошенничества , позволяющие обмануть и присвоить денежные средства граждан. Чтобы не поддаться на уловки злоумышленников, достаточно знать, как они действуют, и соблюдать правила пользования мобильными телефонами , пластиковыми картами и компьютерами . Совершение дистанционных хищений в большинстве случаев происходит через Интернет в условиях полной анонимности данных . Как правило, в распоряжении злоумышленников есть специальное программное обеспечение, позволяющее им скрывать своё подлинное местонахождение. Помимо этого они активно используют абонентские номера сотовой связи, банковские карты , зарегистрированные на несуществующих либо на других лиц. Все это препятствует идентификации личности подозреваемых.

    Слайд 4

    Сообщение «Ваша банковская карта заблокирована». Банковская карта - это инструмент для совершения платежей и доступа к наличным средствам на счёте, не требующий для этого присутствия в банке. Но простота использования банковских карт оставляет множество лазеек для мошенников. Например, предлагается бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации . Когда жертва звонит по указанному телефону, ей сообщают о том, что на сервере , отвечающем за обслуживание карты, произошел сбой, а затем просят сообщить номер карты и ПИН-код для ее перерегистрации. На самом деле злоумышленникам нужен номер карты жертвы и ПИН - код. Как только потерпевший их сообщает, преступники получают возможность управлять счетом.

    Слайд 5

    Хищение денег со счетов клиентов банков Первый способ- осуществленные посредством методов социальной инженерии, для использования которых, как правило, не требуется специальных знаний и технических средств. Второй способ- посредством тайного (или как принято говорить несанкционированного) заражения смартфона или компьютера жертвы вредоносным ПО, которое затем тайно собирает информацию о подключенных услугах ДБО и по команде злоумышленника списывает денежные средства.

    Слайд 6

    Х ищение денежный средств со счетов с использованием вредоносных программ. В сматрфон или компьютер жертвы тайно устанавливаются вредоносное ПО. Вредоносная программа проникает и устанавливается на телефон при открытии в сети Интернет страниц различных сайтов, адреса которых потерпевшие чаще всего получают в СМС или ММС сообщениях. Кроме того, потерпевшие сами неосознанно могут устанавливать на мобильные устройства вредоносные программы, замаскированные под игры и другие программные продукты. Одним из признаков наличия вредоносных программы на мобильном телефоне является направление « пустых» СМС или ММС сообщений на телефоны , имеющихся в контактах устройства. При открытии адресатом такого СМС или ММС сообщения , происходит дальнейшее заражение вирусом телефонов, получившее данное сообщение .

    Слайд 7

    Основные схемы телефонного мошенничества 1. Обман по телефону: родственник попал в беду, требование выкупа. 2. Телефонный номер-грабитель. ( Приходит SMS с просьбой перезвонить на указанный номер мобильного телефона. Просьба может быть обоснована любой причиной – помощь другу, изменение тарифов связи, проблемы со связью или с Вашей банковской картой и так далее )

    Слайд 8

    3. Сервисы с платным звонком . (Чаще всего это развлекательные сервисы , в которых услуги оказываются по телефону, и дополнительно взимается плата за сам звонок. Реклама таких сервисов всегда информирует о том , что звонок платный. Мошенники регистрируют такой сервис и распространяют номер без предупреждения о снятии платы за звонок . 4. Телефонные вирусы. (Очень часто используется форма мошенничества с использованием телефонных вирусов. На телефон абонента приходит сообщение следующего вида: «Вам пришло MMS сообщение . Для получения пройдите по ссылке ...». )

    Слайд 9

    5. Выигрыш в лотерее. 6. SMS-просьба о помощи. 7. Продажа поддельных и Нелицензированных биологически активных добавок ( БАДов ). - В недобросовестной рекламе, попадающей даже в телевизионные средства массовой информации , БАДы позиционируются как высокоэффективные средства для лечения практически всех заболеваний . Естественно, любая торговля - это преступный обман.

    Слайд 10

    8. Использование «Зеркального» сайта банка . (Данный способ возможен, когда потерпевший пользуется « личным кабинетом » на сайте банка. Преступниками создается сайт, адрес которого и внешнее оформлении страниц трудноотличимы от официального сайта банка. Если потерпевший при входе на сайт банка не использует сохраненную ссылку, а просто в поисковой системе набирает название банка, то ему обычно предлагается несколько вариантов. Если потерпевшим будет осуществлен выход на «зеркальный сайт», то вводимыми данными для входа в личный кабинет банка (логин и пароль), могут воспользоваться злоумышленники и войти на настоящем сайте от имени потерпевшего в его личный кабинет)

    Слайд 11

    Спасибо за внимание!

    Слайд 12

    Список литературы. https://44. мвд.рф https:// www.google.com


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Виды мошенничеств и как защититься от мошенников в сети Интернет.

    Презентация к уроку, посвященному ознакомлению учащихся с видами мошенничества в интернете, а также правилам поведения для защиты себя и своих близких от мошенников в интернете. Данная презентация под...

    Урок - презентация "Безопасный интернет - твой друг"

    Данный урок можно провести в рамках акции "Безопасный Интернет"...

    План-конспект урока информатики и ИКТ "Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете" 8 класс

    План-конспект урока информатики и ИКТ, раскрывает тему "Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете"....

    Урок по информатике по теме: «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете».

    Цель урока: познакомиться с понятием «Интернет», изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети...

    урок по безопасности в сети Интернет в рамках единого урока по безопасности

    можно использовать на уроках информатики для 8 класса....

    Технологическая карта занятия по дисциплине ОУДП. 08 Информатика на тему «Безопасный Интернет» (в рамках проведения Единого урока информационной безопасности 2017 г.)

    Кибербезопасность детей — это актуальная проблема многих стран мира.Одной из важнейших координат развития подрастающего поколения становятся инфокоммуникационные технологии и, в первую очередь, ...