Великий, могучий русский язык..
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Хайруллина Милауша Фаткрахмановна

Внекласснок мероприятие к Международному Дню родного языкав форме Устного журнала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_rodnogo_yazyka.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал « С русским языком можно творить чудеса»(внеклассное мероприятие ко Дню            родного языка) (учитель русского языка МБОУ «Дубъязская СОШ» Высокогорского района РТ:   Хайрулина Милауша Фаткрахмановна)      

  Здравствуйте, уважаемые учителя и учащиеся!

21 февраля является Международным днём родного языка. Сегодняшнее мероприятие приурочено этому событию.

Цель устного журнала « С русским языком можно творить чудеса» - раскрыть роль и значение русского языка, который является государственным языком Российской Федерации, а также равноправным вторым языком в Республике Татарстан наравне с татарским языком.

-А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь? - спросите вы.

Попробуем ответить на этот вопрос.

Во- первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, т.е. он нужен как средство общения. Правда, кроме языка для этой цели могут использоваться и другие средства, например, система знаков, регулирующих уличное движение.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он при этом сделал, - сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам - его далеким предкам. Когда мы учимся в школе, мы усваиваем достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

Наконец, в- третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли. И все это благодаря языку.

Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

Сегодня вы убедитесь в том, как безгранична щедрость языка.

Первая страница нашего журнала пройдет под девизом «О слово русское, родное!» Здесь вы познакомитесь с учёными Казанской лингвистической школы. Предлагаем вашему вниманию интервью ученицы 9 б класса  Галяутдиновой Алсу по некоторым исследованиям учёных.

  Основатели  Казанской лингвистической школы» ( интервью

учащихся с И.А. Бодуэном де Куртенэ, В.А. Богородицким).

Ученик: Лингвистика - наука о языке, языкознании. Лингвист-ученый, занимающийся в этой области. Учёные Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ и Василий Андреевич Богородицкий - яркие представители  Казанской лингвистической школы

Иван Александрович, вы являетесь виднейшим полиглотом 19-20 веков. Только ли наука заставила вас изучать языки мира и русский язык в том числе?

-Новый язык стоит учить, прежде всего потому, что он прокладывает тебе дорогу к другим людям, народам и цивилизациям. Русский язык мне близок, он имеет родственные корни с моим родным польским языком. Я изучал на практике, что такое родство языков, обращаясь к славянскому, польскому и русскому языкам и общему языкознанию. В течение многих лет я изучал и разные индоевропейские языки, которыми владел в совершенстве.

Знание языков помогало мне не только покорять науку, но и жить.

« Язык, как в целом, так и во всех своих частях имеет только тогда цену, когда служит идее взаимного общения между людьми».

Что привело вас в Казань, Иван Александрович?

-В Казань привела меня любовь к науке. Город сделал меня знаменитым языковедом. Я стал основателем Казанской лингвистической школы. Именно в эти годы передо мной встал вопрос: « как привлечь к занятию русским языком иностранцев». Очень хотелось, чтобы люди мира изучали и владели русским языком так же, как и своим родным. Для этого потребовалось большая просветительская и научно – исследовательская работа.

2012 год для Василия Андреевича был юбилейным - 155лет со дня рождения. Василий Андреевич, слушателей интересует ваш казанский период жизни. Расскажите, пожалуйста.

-Начался для меня казанский период с учёбы в Казанском университете, а затем увлекся лингвистической наукой. Был последователем идей Бодуэна де Куртенэ. Занимался я сопоставительным анализом русских и татарских языков, исследованиями тюркских и индоевропейских языков.

 В ряду проблем ,касающихся  функционирования и развития русского языка, одной из самых острых является проблема детского чтения? И хотелось бы знать сидящим в зале ученикам и учителям, как решалась эта проблема вами, проблема чтения вообще?

-Наши ученики с удовольствием читали произведения в оригинале, как на русском, так и на татарском языке, потому что это был почти единственный способ получения информации и духовного обогащения личности. В книгах наши писатели развили, вырастили русский язык. Мы его усвоили от них путем чтения. И это имеет совершенно исключительное значение: читая произведение, мы прививали одновременно любовь к языку и художественной литературе.

Я жил в период расцвета русской и мировой литературы. Как не знать и не читать творения гениальных современников Ф. Достоевского,И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, которым принадлежит высокая честь создания литературного языка на основе живой народной речи.

Литература - это, прежде всего, язык.

Русский язык развивается, обогащается, параллельно с обновлением, к большому сожалению, происходит его засорение. Мы, учащиеся, сидящие в этом зале, хотели бы услышать ваш совет молодому поколению: как сохранить красоту и величие языка?

-Обращайтесь почаще к высказываниям великих людей о языке и найдете множество мудрых советов, ибо всё ново, что хорошо забыто.

Послушайте, как свежо и умно звучит фраза Александра Куприна: « Язык- это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры... Поэтому - то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

А мне хочется совет молодому поколению передать словами русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять - таки Пушкин! Берегите чистоту языка, как святыню!»

А что бы вы посоветовали человеку, начинающему работать над изучением языка, решившему продолжить ваше дело?

-Похвально стремление знать и постигать язык! Значение языка в истории цивилизации трудно переоценить.

Желающим продолжить наше дело - Удачи.

Язык- это вечный предмет исследования, как и само существование языка. Влюбляйтесь в язык, в науку, в научные познания. Творите! Дерзайте же!

 Наше эфирное время, отведенное для встречи с учеными Казанской лингвистической школы Иваном Александровичем Бодуэном де Куртенэ и Василием Андреевичем Богородицким, к сожалению, подошло к концу.

Спасибо вам за ваши пожелания, откровения, уважаемые Иван Александрович и Василий Андреевич!

До следующей встречи, дорогие ребята.

«О могучий русский язык!»-вторая страница устного журнала.( конкурс риторов)

Ученица: Риторика- теория ораторского искусства. А слово ритор в Древней Греции и Риме означал оратора, а также учителя ораторской речи. А сейчас, ребята, мы послушаем нескольких риторов 96 класса.

 Первый участник:

Меня всегда интересовала, привлекала, завораживала волшебная сила слова; его многогранность, многоликость. Слово может быть нежным, врачующим, пробуждающим к жизни, заставляющим радоваться; оно может глубоко ранить, обидеть, изменить твою жизнь.

Прислушайтесь к словам «мама», «любовь», «дом», «жизнь», «солнце»"

В них тепло и свет, доброта и нежность. Они мне кажутся легкими,

« шелковистыми на ощупь». Я вижу их разноцветными: бардовыми, красными, желтыми. Их никогда не произносят грубо и громко. Эти слова помогают тебе ощущать себя любимым и умеющим многое делать, добиться всего.

А есть слова «чёрные», которые произносят, не подумав, они «пронизаны шипами», оставляют тяжелый след в душе. Такие слова лишают покоя и веры в себя, несут мрак и холод, слезы и обиды.

Шефнер писал:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, передать, и купить,

Словом можно в разящий свинец перелить.

В .Короленко сказал: « Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, другим людям».

Поэтому со словом надо обращаться бережно, аккуратно, помня, что оно может оказаться не только другом, но и врагом.

Второй участник:

Язык народа - это феномен высшего порядка. Мы не вправе пренебрегать ни одним языком, какому бы народу он не принадлежал.

В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка, отражается не только природа родной страны, но и духовная жизнь народа.

Родной язык! Сколько об этом сказано! А чудо родной речи необъяснимо. Только родное слово, познанное и постигнутое в детстве, может напоить душу народа, пробудить в человеке первые истоки национальной гордости... Детство - не только славная пора, детство - ядро будущей человеческой личности.

А это значит, что именно в детстве закладывается подлинное знание родной речи.

Третий участник:

Я знаю много людей, хорошо владеющих несколькими языками. Огромный мир литературы, культуры распахнут перед ними. Я уверен(а), что этот путь будущего,- прекрасный мир должен быть распахнут перед всеми.

Считая русский язык важнейшим средством приобщения к достижениям культуры, и подчеркивая его неисчерпаемое богатство, Шигабутдин Марджани писал: «Чем глубже копаешь золотоносную гору, тем больше извлекаешь руды. Русский язык подобен этой горе».

Представьте на минуту, что мы лишились бы вдруг знания русского языка. Насколько оскудел бы наш внутренний мир, сузился бы кругозор, насколько беднее стали бы мы в культурном отношении. Ведь русский язык- золотой ключ к достижению всей мировой культуры.

Так давайте же, будем изучать русский язык более старательно, всесторонне и глубоко.

Поэтическая страница – третья страница журнала.

Поэтическая страница нашего журнала даст вам почувствовать, что поэзия- непреходящая весна, потому что она всегда солнечна, оптимистична. Послушаем вместе сегодня поэтов, посвятивших свои стихотворения и временам года. Они воспринимают природу в цвете, звуке и запахе, создают сказочные описания окружающей нас природы. Знайте, ребята, что эти творения поэтов требуют чуткого, внимательного к себе отношения. Нужно учиться их читать, понимать глубину поэтической мысли и музыку стиха.

«Есть в осени первоначальной»

                                   Фёдор Иванович Тютчев.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

 И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

 Теперь уж пусто все - простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

 Но далеко еще до первых зимних бурь-

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

«Есть глаза у цветов»

                        Расул Гамзатов.

С целым миром спорить я готов,

 Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи,

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.

Мы уходим, и в прощальный час,

Провожая из родного края,

Разные цветы глядят на нас,

 Нам вослед головками кивая.

Осенью, когда сады пусты,

Листья на ветвях желты и падки,

 Вспоминая дни своей весны,

Глядя в даль, цветы грустят на грядке.

Кто не верит, всех зову я в сад,

Видите: моргая еле-еле,

На людей доверчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели.

«Осыпаются астры в садах»

                                    Иван Александрович Бунин.

Стройный клён под окошком желтеет,

 И холодный туман на полях

 Целый день неподвижно белеет.

Ближний лес затихает, и в нем

 Показались всюду просветы,

И красив он в уборе своем,

Золотистой листвою одетый.

«Суровой осени печален поздний вид»

                                                    Николай Заболоцкий.

Суровой осени печален поздний вид,

Уныло спят безмолвные растенья,

Над крышами пустынного селенья

Заря небес болезненно горит.

Закрылись двери маленьких избушек,

Сад опустел, безжизненны поля,

Вокруг деревьев мерзлая земля

Покрыта ворохом блестящих завитушек,

И небо хмурится, и мчится ветер к нам,

 Рубаху дерева, сгибая пополам.

«Настала осень золотая»

                              Александр Сергеевич Пушкин

Настала осень золотая

Природа трепетна, бледна,

 Как жертва, пышно убрана...

 Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

 Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

 Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

 Проказам матушки зимы.

Осыпаются астры в садах.

 «Снега синей, снега туманней»

                                          Андрей Белый.

Снега синей, снега туманней;

Вновь освеженной дышим мы.

 Люблю деревню, вечер ранний

И грусть серебряной зимы.

Навеяв синий, синий иней

В стеклянный ток остывших вод,

На снежной, бархатной пустыне

Воздушный водит хоровод.

«Весна - и гул, и блеск, и аромат...»

                                           Игорь Северянин

Весна - и гул, и блеск, и аромат...

 Зачем мороз снежинки посыпает?

Наряд весны нежданной стужей смят,

А сад еще весной благоухает!..

На солнце вновь дробит лучистый звон

И лед в лучах певучих растопляет-

Опять весна взошла на пышный трон,

 И снова сад весной благоухает!

«Вот уже снег последний в поле тает».

                                                           Алексей Толстой.

Вот уже снег последний в поле тает,

Теплый дар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

 И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет;

 Все весны дыханием согрето,

 Все кругом и любит, и поет...

«Как весел грохот летних бурь»

                                                      Фёдор Иванович Тютчев

Как весел грохот летних бурь,

 Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво - безумно

Вдруг на дубраву набежит,

 И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно!..

«Выйди в сад...»

                Игорь Северянин

Выйди в сад... Как погода ясна!

 Как застенчиво август увял!

Распустила коралл бузина,

 И янтарный боярышник - вял.

Эта ягода - яблочко - гном...

Как кудрявый кротекус красив

Скоро осень окутает сном

Теплый садик, дождем оросив

А пока еще - зелень вокруг,

 И вверху безмятежная синь.

Татарский писатель Рафаэль Мустафин писал: « Меня иногда спрашивают мои русские товарищи: на каком языке я думаю, на русском или татарском? Обычно я отвечаю так: когда я разговариваю с татарами, слушаю песни Ильгама Шакирова или смотрю спектакли на сцене Татарского академического театра, то и мысли, образы, ассоциации рождаются у меня, облекаясь в татарские слова. Когда же я читаю Толстого и Пушкина, слушаю оперы Чайковского или русские народные песни, то воспринимаю эти произведения так же, как воспринимают их русские, без какого - либо

« внутреннего перевода».

Двуязычие никогда не мешало своему языку. Пушкин был двуязычным. В Лицее у него было прозвище « Пушкин - француз». Ведь и первые стихи его были написаны на французском языке. Он видел словесный мир «в цвете». Превосходное чувство русского языка, точность и правильность языка Пушкина неразрывно связано с его двуязычием.

В нашей Республике равноправное двуязычие. В Законе « О языках народов Республики Татарстан» говорится:

Статья 2. Свобода пользования языками.

На территории Республики Татарстан государством созданы условия каждому народу и личности для сохранения и всестороннего развития родного языка, обеспечивается свобода выбора и использования языка общения.

Статья 3. Правовое положение языков.

Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки.

«С русским языком можно творить чудеса» - чтвёртая страница журнала  (открываем таланты)

Последняя страница нашего журнала пройдет под заглавием « С русским языком можно творить чудеса», где мы вместе с вами откроем молодой талант. Это - Нуриева Гульназ из 9 б класса. Пишет она и на татарском, и на русском языках  Стихи на русском языке прозвучат сегодня впервые.

Стиль ее легкий, приятный. Сегодня она прочитает два стихотворения собственного сочинения.

1). «Родина»

Зимний вечер, снег кругом.

 Родина, и здесь мой дом!

 Люблю твои луга, леса и поля.

Реки и озера, тихие ручья.

Родина моя, ты мне так близка.

Жизнь моя - не жизнь вдали от тебя!

 Родина моя - милый дом родной!

Я люблю тебя! И тебе- поклон!        

 Февраль 2007.

2.) «Защитники».

Ангелы- хранители, братья мои,

Крылья и спасители, братья мои,

Почему далеко вас судьба зовет?

Кто же теперь, как вы, меня сбережет?

Нелегка ваша служба: Родине служить,

И ремень в затяжку каждый день носить.

Потерпите, братцы, вот пройдут года.

Вы домой вернетесь, там вас ждет семья.

Письма ваши ждем с нетерпеньем мы.

И по календарю дни считаем мы.

Фотографии листаем, вспоминаем вас,

Вы, наверно, тоже не забыли нас.

Вас судьба забросила в разные места,

 Братья вы мои, вы моя семья.

Фотографии стоят ваши у окна,

Возвращайтесь, братцы, ждет вас вся семья!

Февраль 2007

Мы хотели сегодня довести до вас, дорогие ребята, красоту русской речи и необходимость изучения русского языка.

Во - первых потому, что русский язык знает 2\3 части населения России. Кроме того 69 миллионов нерусских заявили, что они свободно владеют русским языком в качестве второго языка (в число которых входим и мы с вами).

 Во- вторых потому, что русский язык еще в дореволюционной России был широко распространен среди нерусского населения.

 В- третьих потому, что русский язык является языком межнационального общения. Он является пятым самым распространенным языком в мире после китайского, английского, хинди и испанского.

Недаром, Русский алфавит признан относящимся к наиболее современным алфавитам в мире.

Душа, душа, душевность,

Напевность слов простых,

И чувств неповседневных,

И вся волшебность их. (Я.Козловский).

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

А есть еще:

Совесть,

Честь...

Ах, если бы вы понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали.

 И это не просто слова. (Александр Яковлевич Яшин)

Желаем всем учащимся успехов и старания в изучении языков и хотим закончить словами балкарского поэта Кайсына Кулиева о значении русского языка:

 Каждый язык — это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище.  Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение.  Язык каждого, пусть даже самого малочисленного народа, - это целый мир, полный прелести и волшебства.

 Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. На земле живут не только большие, но и малые по численности народы. Каждый из них имеет свой язык, который дорог его детям, как голос матери, как хлеб родной земли.

 Я люблю русский язык, но так же люблю и свой родной балкарский, на котором я впервые сказал «мама», «хлеб», «дерево», «снег», «дождь», «звезды».  Я хочу, чтобы мой язык - первое сокровище моего народа жил и развивался. Уважение и любовь к русскому языку, на котором я говорю много лет и которым восхищаюсь, продолжая изучать его, совсем не мешает мне любить родную речь - язык моей матери.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внекласнное мероприятие по русскому языку "Великий могучий русский язык"

разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 5 класса. игровые задания, ребусы, загадки...

Методические рекомендации для проведения Урока Знаний "Наш великий могучий русский язык"

Сценарий Урока Знаний или классного часа«Наш великий могучий русский язык»...

Игра - КВН «Великий, могучий русский язык»

Внеклассное мероприятие по русскому языку. 6 класс. ...

Наш великий, могучий русский язык.

Подготовка к ЕГЭ в 11 классе к части В, в игровой форме....