Методическая разработка внеклассного мероприятия (нравственная беседа) «Друг – это тот, кто рядом»
методическая разработка (5 класс)

Зубова Надежда Васильевна

В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Успеху внеурочной воспитательной работы содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач. При выборе содержания, организации  форм всегда необходимо соблюдать принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия. Так как многие нравственные ориентиры в современном обществе сейчас утрачены, общество больно бездуховностью, чёрствостью, равнодушием, хотелось бы акцентировать внимание учащихся на таких нравственных ценностях, как любовь, дружба, семья. Настоящий человек начинается там, где есть настоящая дружба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya_drug.docx503.04 КБ

Предварительный просмотр:

Туркушская основная школа-филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Саконская средняя школа»

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

(игра)

«В поисках дружбы»

работу выполнил

 классный руководитель 5-го класса

Зубова Надежда Васильевна

с.Туркуши  2018г

Содержание

Пояснительная  записка

Сценарий игры:

 - первый этап игры

 - второй этап игры

Приложения.

Использованные источники.

Пояснительная записка

Игра проводится  для детей 5-х классов.  

С помощью игры  в отношения ребят  пытались внести дружбу и добродетель, которая делает возможным достижение мира. Привить  ребятам гармоничные отношения в классном коллективе.                                                                                                                При переходе в среднее звено некоторые дети строят свои отношения со сверстниками как бы заново, находят новое место в системе межличностных отношений класса, по-новому воспринимают позицию школьника. На фоне адаптационного периода это не всегда проходит гладко и безболезненно. Поэтому данная игра, помогает детям быстрее определить свое место в коллективе, выбрать «своих» ребят из всего состава класса. Особенно это важно вновь прибывшим детям.                                                                  Кроме того, классный руководитель, наблюдая за ходом игры и участвуя в ней, быстрее знакомился со своими воспитанниками, определял лидерский потенциал класса. Совместное продвижение к цели создает благоприятный эмоциональный фон, естественное единение учащихся.                                                                                    Каждый ребенок имеет возможность выразить себя творчески. Пробует конструктивно работать в команде.

Цель игры: создать новые условия для толерантного общения между учащимися и классным руководителем. Учить ребят оптимально реагировать на замечания, отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека, идти к толерантному взаимодействию, взаимному пониманию, сохранять партнерские отношения в классе.

Задачи игры:

−развивать коммуникативные навыки общения;

−способствовать формированию дружеских отношений в классе;

−диагностика группового взаимодействия, умения выстраивать отношения со сверстниками;

−создание ситуации сотрудничества, взаимоподдержки;

−определение лидерского потенциала в классе.

Предполагаемый психологический результат

На каждом этапе игры дети выполняют задание в разных составах. Поэтому, кроме своей малой группы, ребенок учится договариваться, подчиняться интересам и работать в одинаковом темпе с другими одноклассниками. Это расширяет его круг общения.

Описание сюжета игры, игровой результат, тип сюжета

АДЖАРВ (вражда) прячет ДРУЖБУ от ребят 5-го класса. Поэтому детям предлагаются разные задания, чтобы ДРУЖБУ вернуть в класс. В поисках ДРУЖБЫ они отправляются на острова Интересов, в Радужную страну. Выполняя эти задания, дети понимают, как важно уметь договариваться, учитывать мнение одноклассников. Они учатся давать положительную оценку работам других детей и радоваться их успехам. Дети отмечают, что получить результат можно только при хорошем руководстве, при правильном распределении обязанностей. Только после этого ДРУЖБА возвращается в класс, АДЖАРВ не удается ее победить и овладеть сердцами детей. Но чтобы ее сохранить в классе, необходимо каждый день, каждый час, каждый миг помнить о том, что резкое замечание, насмешка, отказ от взаимопомощи позволяют одержать победу АДЖАРВ.

Время на игру и обсуждение

Игра занимает 1 час 40 минут – два этапа. Каждый этап представляет собой самостоятельный сюжет, решает свои задачи. По окончании каждого этапа организуется обсуждение.

Приложение №1 «Фото 5 кл.»

Участники

Учащиеся 5-го класса (возраст 11-12 лет) и их классный руководитель в качестве помощника ведущего и наблюдателя. Для роли ведущего приглашается педагог-психолог.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

Первый этап. Время – 40 минут.

Задачи:

1. Выявление интересов детей.

2. Диагностика умения договариваться в группе, строить свои отношения с одноклассниками.

3. Развитие навыков рефлексии.

Материалы для проведения.

1. Заготовка карты с изображением островов-интересов, в том числе без названия.

2. Чистые листы ватмана по количеству «островов».

       3. Цветные карандаши и фломастеры.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ (первая часть).

Ведущий.

Уж множество веков среди людей                                                                                                                Две разные волшебницы живут.                                                                                                           Одну привыкли ДРУЖБОЙ называть,                                                                                                     АДЖАРВ другую средь людей зовут.                                                                                                            Нас ДРУЖБА учит жизнью рисковать,                                                                                                     В огонь и в воду за друзей идти.                                                                                                 АДЖАРВ нас заставляет враждовать,                                                                                                 И злость, и зависть для людей нести

– Ребята, это вступление к нашей игре не случайно. Дело в том, что без ДРУЖБЫ жизнь в классе невозможна, и вы своими делами должны сегодня доказать, что выбираете дружбу, а не вражду для своих отношений в классе. Только с ДРУЖБОЙ жизнь в классе будет интересной. Но волшебница АДЖАРВ решила спрятать от вас ДРУЖБУ. На ее поиски вам предстоит сегодня отправиться на острова Интересов. Итак, скорее в путь!

Для путешествия нам понадобится карта. Вот она перед вами. На ней различные острова, каждый остров имеет свои бухты.

Мы с вами будем «проплывать» разные острова, а вы должны выбрать тот остров, который вам покажется наиболее интересным.

Первым на нашем пути оказался остров Мастеров. Они любят шить, вязать, вышивать, выжигать, выпиливать, ухаживать за животными и растениями, изготавливать игрушки, плести из бисера и многое другое. Одним словом, мастерить.

Следующий наш остров – остров Красоты. На нем можно петь, танцевать, рисовать, ходить на концерты и ездить на экскурсии, готовить для детей и учителей поздравления к различным праздникам.

Остальные ребята высаживаются на острове Игр. Здесь можно играть в подвижные игры, шашки и шахматы, устраивать для ребят развлечения и конкурсы.

Если кому-то ни один остров не понравился, вы можете продолжить путешествие самостоятельно и остановиться на своем острове.

После этого ребята делятся на группы, согласно своему выбору. Каждая группа получает лист ватмана и рисует на нем свой остров, отмечает его бухты.

При возникновении трудностей, психолог помогает определиться с идеей.

     В начале творческой работы педагог-психолог читает стихотворение о дружбе.

Как здорово, что есть друзья на свете,                                                                                                      Когда есть с кем смеяться и шутить,                                                                                                         Есть с кем играть, дурачиться, как детям,                                                                                                      И есть с кем по душам поговорить !                                                                                                           Когда тебя прекрасно понимают                                                                                                                   Без лишних слов и без красивых фраз,                                                                                                         Когда с тобой и любят и страдают,                                                                                                                  И проживают жизнь с тобой подчас!                                                                                                             Как здорово, что есть на свете дружба,                                                                                                      Что не подвласна ни ветрам, ни вьюгам …                                                                                                   Мы вместе – что еще нам нужно?                                                                                                                       Быть рядом и поддерживать друг друга !

Затем идёт представление и обсуждение получившихся работ.

−−Отражает ли изображение острова его название?

−−Получился остров красочным, нарядным и веселым? Хочется ли на нем побывать?

−−Дружно ли работала группа, выбравшая данный остров?

       −− Удалось ли нам сегодня повстречать ДРУЖБУ на островах Интересов?

В обсуждении последнего вопроса участвует учитель и комментирует свои наблюдения за ходом работы групп. Она говорит, насколько сплоченно работала каждая группа, сумели ли ребята договориться об оформлении своего острова. Весь класс решает, продолжать ли поиски ДРУЖБЫ, или она есть в классе. В зависимости от решения второй этап игры проводится на следующий день (если решили, что ДРУЖБА не найдена), или через неделю.

Второй этап. Время – 1 час.

Задачи: 

1. Создание ситуаций, требующих сотрудничества и взаимной договоренности в группе.

2. Умение представлять итоги своей деятельности и радоваться результатам одноклассников.

3. Определение лидерского потенциала в классе.

Материалы для проведения

1. Набор цветных кругов для деления детей на группы.

2. Листы ватмана по количеству групп.

3. Карандаши и фломастеры.

4. Ножницы и клей.

5. Использованные красочные журналы (заранее приносят из дома).

6. Открытки.

7. Детские журналы

             8. Наклейки

Сценарий игры  (вторая часть).

Перед тем, как зайти в класс, детям предлагается выбрать кружок определенного цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Затем они рассаживаются, согласно выбранному цвету (на столе лежит такой же кружок). Таким образом, класс делится на 4 группы.

В течении игры, ребята награждаются дополнительными кружочками, за проявления дружеской поддержки в отношении своих товарищей.

Ведущий.

– Сегодня мы вновь попробуем доказать АДЖАРВ, что ей не место в нашем классе. А показать это мы ей сможем, выполнив быстро и дружно работу в группах. Поэтому в каждой группе нужно выбрать капитана или ответственного за группу. Выберите, пожалуйста, и попробуйте объяснить, почему именно этому человеку вы доверяете руководить работой вашей группы.

Через 2-3 минуты происходит представление капитанов с комментарием сделанного выбора.

– А сейчас представьте, пожалуйста, что мы оказались в Радужной стране. Каждая группа смотрит на мир через свой цвет. Он соответствует цвету вашего кружка. Каждой команде предлагается доказать, что мир интересен, что ваш цвет необходим, что очень много вещей вашего цвета и без него не обойтись. Для этого вы из журналов и открыток сделаете вырезки только своего цвета. Затем наклеите их на ватман. Получается коллаж, выполненный в одном цвете. Чтобы ваша картина выглядела завершенной, можно дорисовать что-нибудь карандашом или фломастерами. После этого продумаете доказательство, что ваш цвет необходим: в какой форме оно будет происходить, кто его будет делать – вся команда или один человек.

В ходе работы психолог и классный руководитель помогают найти нужные вырезки, организуют работу примерно в одном темпе, объясняют в случае затруднения, как составить презентацию своего цвета. Учитель наблюдает, как в командах распределяются обязанности, кто берет на себя роль организатора в каждой группе.

Через 20 минут начинается представление своего цвета командами.

Хотя качество работ может быть различным, мы замечаем интересные моменты, оригинальные находки и радуемся за другую команду.

– Дорогие ребята, вы представили прекрасные доказательства, насколько важен и нужен нам каждый цвет.

– Ребята, я могу вас поздравить: вы нашли ДРУЖБУ! Вы не только правильно сложили это слово, но и на двух наших занятиях показали, что умеете работать в группах с разным составом. Берегите ее! АДЖАРВ всегда рада ее заменить.

Дружба школьная прекрасна!                                                                                  Не страшны ей и года!                                                                                            Где бы ни были, ребята,                                                                                      Помните друзей всегда!                                                                                  Дружба это дар.                                                                                                      Дружба это дар нам свыше,                                                                                 Дружба это свет в окне;                                                                                      Друг всегда тебя услышит,                                                                                      Он не бросит и в беде.                                                                                              Но не каждому дано                                                                                               Знать, что дружба есть на свете,                                                                     Что с друзьями жить легко,                                                                                   Веселее с ними вместе.                                                                                          Кто без друга прошагал                                                                                          По дороге жизни этой,                                                                                           Тот не жил – существовал.                                                                              Дружба это мир планеты.

Приложение №2 «Видео»

Видеосюжет: « Интервью с пятиклассниками»

Ребята отвечают на вопросы о дружбе, выражают свое мнение о том, для чего люди дружат, о том какие трудности они испытывают в пятом классе, что изменилось в их жизни.

Использованные источники информации:

  1. https://infourok.ru/sekreti-obscheniya-klassniy-chas-dlya-klassa-1683933.html
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Дружба

Туркушская основная школа-филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Саконская средняя школа»

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

(тематическая встреча)

«Друзья моего ребёнка»

работу выполнил

 классный руководитель 5-го класса

Зубова Надежда Васильевна

с.Туркуши  2018г

Содержание  

Цель и задачи.

Оформление.

Подготовительный период.

Сценарий мероприятия:

 - вступительное слово классного руководителя;

 - социологический опрос родителей;

 - подведение итогов;

 - рекомендации родителям;

Приложения.

Цель: формирование у родителей понимания необходимости воспитания у ребенка умения дружить.

Задачи:

−показать значение друзей в жизни ребенка;

−обсудить значение дружбы в жизни человека;

−способствовать формированию интереса к взаимоотношениям своего ребенка с одноклассниками, сверстниками;

−проанализировать с родителями проблемы, возникающие у детей с друзьями в этот возрастной период.

 Оформление:

       Доска оформлена пословицами о дружбе. На столах приготовлены результаты                                                               диагностики детей, образцы анкет и тестов. Для проведения социологического опроса разложены листы с анкетами опросниками для родителей. Подготовлены выдержки из детских анкет.

Подготовительный  период

1. Анкетирование детей.

2. Подготовка бланков анкет - опросников для родителей.

3. Оформление доски пословицами, высказываниями о дружбе.

4. Проведение педагогического всеобуча на родительском собрании.

 (Приложение №1)

  Сценарий мероприятия:

Классный руководитель.

Представления о дружбе формируются в детстве. Для малыша дошкольника друг - это просто партнер в играх, тот, кто живет неподалеку, ходит в тот же садик или имеет интересные игрушки, вещи. Умение дружить воспитывается при чтении сказок. Среди народных можно назвать сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и журавль», «Лиса и волк» и т. д.  

Среди литературных: «Бременские музыканты» братьев Гримм, «Волшебник

Изумрудного города» А. Волкова, «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского, «Винни-Пух и все-все-все...» А. Милна и т. д.

Вашему вниманию я хочу предложить небольшую сказку «Как Светлячок друга искал». (Приложение №2.)

В этой сказке, на примере Светлячка, хорошо показано, как в выборе друзей дети пользуются эгоистическими соображениями. О том, чтобы понять и принять в расчет интересы друга, речь пока не идет.

Значение друзей в жизни человека наши предки ценили давно. Сказки, пословицы, загадки, с которыми ребенок знакомится уже в раннем детстве воспитывают отзывчивость, сочувствие, щедрость, правдивость по отношению к друзьям.

– Давайте вспомним, какие пословицы учат этому.

(Пословицы на доске.)

«Старый друг лучше новых двух».

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

«Друг неиспытанный, что орех не колотый».

«В согласном стаде волк не страшен».

«Доброе братство лучше богатства».

«Дерево держится корнями, а человек – друзьями».

 «Неизведанный друг не хорош для услуг».

«Друг познается в беде».

«Дружба дороже денег».

       «Друга ищи, а найдешь – береги».

Дети от 7 до 9 лет начинают проникаться идеей о взаимностях и сознавать чувства другого. А у ребят 9-12 лет дружба уже основана на идее подлинно равного обмена: друзья рассматриваются как люди, помогающие друг другу. Взрослым необходимо помочь ребёнку найти  способы общения.  Например,  помочь преодолеть застенчивость в общении с группой сверстников вашему ребенку могут игры. Их можно организовать на семейных праздниках, на дне рождения, в гостях.  (Приложение №3.)

Классный руководитель.

Какие же качества характера влияют на выбор друзей? Как ребята понимают, что такое дружба? Для того, чтобы выяснить это, в классе было проведено анкетирование среди детей.  (Приложение №4.)

По мнению детей, настоящая дружба основывается на...

−на взаимопонимании, поддержке в трудную минуту – число ответов;

−на единстве интересов –число ответов;

−на верности и доброжелательности - число ответов.

дружбе между детьми мешает...

−то, что каждый думает о себе – число ответов;

−отсутствие общих интересов – число ответов;

−обман, отсутствие доверия – число ответов.

С целью выяснения того, какие качества характера дети ценят в друге, им был предложен рисуночный тест. (Приложение № 5.)

Обработав результаты теста, мы выявили следующий рейтинг предпочитаемых черт характера в друзьях:

−добрый, отзывчивый – ? человека;

−веселый, общительный – ? человека;

−смелый, решительный – ? человека;

−спокойный, уравновешенный – ? человека.

−много знает, с ним интересно - ? человека

−правдивый, верный - ? человека

−красивый, обаятельный - ? человека

 Социологический  опрос  родителей

Классный руководитель.

Как видно из ответов ребят, на первое место в выборе друга они ставят нравственные качества: доброту, отзывчивость, верность, умение прийти на помощь в трудную минуту. А нравятся ли вам друзья вашего ребенка? Как вы помогаете своим детям найти настоящего друга? Считаете ли вы отношение друга к вашему ребенку искренним, бескорыстным? Как вы поступаете, если чувствуете, что вашим сыном или вашей дочкой манипулируют, управляют?

Чтобы выявить проблемы в выборе друзей у ваших детей, помочь вам выбрать корректное, тактичное поведение, мы предлагаем вам ответить на вопросы анкеты. (Приложение №6.)

Подведение итогов

Классный руководитель.

На одном из классных часов наши дети составили свод законов дружбы.

−Помогай другу в беде.

−Не смейся над недостатками друга.

−Не обманывай друга.

−Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

−Не предавай друга.

Как видите, наши дети уже понимают, что такое дружба и настоящий друг. Остается только помочь им найти такого человека и суметь сохранить с ним отношения.

Рекомендации родителям:

1. Использовать для преодоления ребенком проблем в общении со сверстниками упражнения предложенного тренинга на детских праздниках.

2. Наблюдать за своим ребенком во время общения со сверстниками, корректировать его поведение.

3. Прочитать с ребенком произведения о дружбе из детской литературы, обсудить с ним поступки детей.

Приложени№1

Дети осознают, что могут оценивать действия своих товарищей и что те, в свою очередь, могут оценивать их действия. Они начинают задумываться о том, какие чувства вызовет тот или иной поступок у их друга. Иллюстрацией к этому может послужить рассказ В. Драгунского «Друг детства».

У 11-12-летних детей уже дружба понимается как устойчивые, длительные отношения, основанные на обязательствах и взаимном доверии. Два дружащих между собой ребенка могут удовлетворять различные потребности друг в друге. Бывает, что одному нравится командовать, другому – подчиняться. Один может воспринимать другого как образец, идеал, а другой – наслаждаться возможностью учить своего друга тому, как «правильно» играть или одеваться. Иногда отношения могут строиться на принципах равноправия, когда ни один из друзей не играет четко выраженную или постоянную роль. Характер дружеских отношений зависит от потребности каждого ребенка в доминировании, подчинении и автономии.

С другом дети могут делиться своими чувствами и страхами, подробно обсуждать все детали своей жизни. Когда у ребенка есть лучший друг, которому он может доверять, он учится преодолевать смущение в общении с другими людьми. Однако такой характер отношений между друзьями более распространен среди девочек. Мальчикам более свойственно играть в многочисленных группах, и они, как правило, меньше раскрываются перед друзьями.

Дружба также может служить средством самовыражения. Дети иногда выбирают друзей, совершенно не похожих на них по складу личности. Открытый или импульсивный ребёнок может выбрать своим близким другом более замкнутого или сдержанного. Отношения между ними дают каждому из них максимальную возможность самовыражения при минимальном соперничестве, а вместе они составляют пару, обладающую большим разнообразием черт. Разумеется, друзья редко являются полной противоположностью друг друга. Для дружеских пар, существующих долгое время, обычно характерно наличие общих ценностей, взглядов, надежд и мнений как относительно друг друга, так и в отношении других людей.

Иногда зародившаяся в детстве дружба продолжается всю жизнь, но гораздо чаще детская дружба прерывается. Лучшие друзья могут уехать жить в другой город или перейти в другую школу, – и тогда оба испытывают чувство настоящей потери, пока не находят новых друзей. Иногда недавним товарищам становятся интересны другие люди, которые как-то по-новому удовлетворяют их потребности, а иногда они просто постепенно отдаляются друг от друга или же у них появляются иные интересы.

Наконец, не у всех детей есть друзья. Многим постоянно не везет в попытках найти друга. Для детей, отвергаемых сверстниками, существует риск столкнуться с проблемами социальной адаптации в более позднем возрасте. Однако не все отвергаемые сверстниками дети остаются без друзей. Некоторые исследования говорят о том, что наличие даже единственного близкого друга помогает ребенку преодолеть негативное воздействие одиночества и неприязни со стороны других детей. Исследования также показали, что многие отвергаемые сверстниками дети все-таки уверены, что у них есть лучшие друзья, и удовлетворены своей дружбой.                                                                                                                                                                                                Еще один вид дружбы – общение в группах сверстников. Такая дружба популярна у детей в возрасте от 6 до 12 лет. Но если у малышей группы относительно неформальны, обычно создаются самими детьми, имеют мало правил и их состав быстро изменяется, то у ребят «нашего» возраста все серьезнее. В 10-12 лет соответствие группе приобретает исключительную важность для ребенка, он может проявлять преклонение перед принятыми правилами и нормами поведения в своей компании. Давление со стороны сверстников приобретает для школьника неодолимый характер. В этот период организация отношений в группе становится более формальной. Могут появиться специальные требования к желающим присоединиться к их компании, ритуалы посвящения для новичков и регулярные собрания полноправных членов группы.

Весьма важным становится разделение по половому признаку.

Группы теперь почти всегда состоят из представителей одного пола, и для каждого из полов характерны свои интересы, род занятий и формы взаимодействия.

Образование детских групп происходит разными способами. Обстоятельства постоянно сводят ребят вместе – в школе, в летних лагерях, по месту жительства. В каждом таком случае и, как правило, в течение очень короткого времени образуются компании. С момента знакомства детей в группе начинается процесс разделения ролей. Выявляются общие ценности и интересы. Растут взаимные ожидания и влияние членов группы друг на друга, складываются традиции. Такое развитие событий можно считать почти универсальным.                                                                                                                              Положение детей в группе сверстников бывает разным. Если понаблюдать за детьми во время школьной перемены, можно увидеть, что одну девочку окружают дети, стараясь привлечь ее внимание. Другая скромно стоит в стороне. Мимо с криками пробегают три мальчика. Сильный мальчик отнимает игрушку у более слабого, – тот начинает плакать. Такие сцены можно наблюдать в любом месте земного шара, где только есть дети. В каждой детской группе есть пользующиеся популярностью и непопулярные дети. На это различие в положении среди сверстников, по-видимому, влияет ряд факторов. Принятие ребенка сверстниками часто связано с его энтузиазмом и активным участием в общих делах, способностью сотрудничать с другими детьми и отзывчивостью на попытки завязать с ним знакомство. Все это укрепляет их популярность, тогда как социально неумелым детям становится еще больше не по себе, когда группа не замечает или отвергает их. На популярность среди сверстников влияют также успехи в учебе и спортивные достижения. Как правило, популярные дети обладают способностями выше средних и хорошо учатся. Спортивные данные особенно важны, например, в летних лагерях или на игровых площадках, где группы превращаются в соревнующиеся спортивные команды.  

Популярности в группе вредит как излишняя агрессивность, так и излишняя застенчивость. Никому не нравятся задиры и забияки, поэтому таких детей все стараются избегать. К сожалению, агрессивный ребенок не только не меняет своего поведения, а становится из-за неудач в общении еще агрессивнее. для него это единственный пока способ привлечь внимание сверстников. Взрослым необходимо помочь ему найти другие способы общения. Застенчивый, тревожный ребенок также рискует стать хронической жертвой, подвергаясь нападкам не только признанных забияк, но и обычных детей. Именно робкие ребята испытывают наибольшие трудности в общении и больше всего страдают от непризнания со стороны сверстников. Такие дети, как правило, чувствуют себя более одинокими и больше обеспокоены своими отношениями с другими детьми, чем отвергаемые сверстниками агрессивные дети. Помочь преодолеть застенчивость в общении с группой сверстников вашему ребенку могут игры. Их можно организовать на семейных праздниках, на дне рождения, в гостях.

Приложение№2

Как Светлячок друга искал

Летними вечерами Светлячок зажигает свой голубой фонарик и летает, летает, летает над травой. Что он делает? Чем занят? Оказывается, ищет друга.

Да, у каждого из вас есть друг, иногда даже много друзей. А у Светлячка не было ни одного. Но он знал, что с друзьями хорошо и весело, можно поиграть. Вот ему и захотелось иметь друга. Зажег он фонарик и полетел.

Летал Светлячок, летал и вдруг услыхал в траве какие-то звуки. Посветил фонариком и видит: Кузнечик прыгает, куда-то торопится. Светлячок окликнул его: – Кузнечик, а Кузнечик!

– Что тебе? – остановился тот.

– Ты хочешь стать моим другом? – спросил Светлячок.

– Да, хочу, – согласился Кузнечик.

Тогда пошли со мной, поиграем! – радостно воскликнул Светлячок.

– Хорошо, но только чуть позже. Сейчас я должен найти своего младшего брата. Он только что шалил здесь и куда-то упрыгал. Уже темнеет, а его всё нет. Мама волнуется, велела мне разыскать его. Ты появился как раз вовремя. Помоги мне, посвети, пожалуйста, на дорогу!

– Не могу я этим заниматься, я должен искать друга! – заявил Светлячок и, подняв свой фонарик, полетел дальше.

Летел он, летел и вдруг опять слышит в траве какой-то звук. Посветил он опять фонариком и увидел Муравья. Бежит Муравьишка, а за спиной у него большой мешок. Светлячок и кричит ему:

– Эй, Муравей, Муравей!

– Что тебе? – спрашивает тот.

– Не хочешь ли ты стать моим другом?

– Хочу! – отвечает Муравей.

– Тогда пойдём со мной играть! – обрадовался Светлячок.

– Ладно, поиграем, но немного погодя. Сейчас я должен отнести домой мешок, но я немного заблудился. Пожалуйста, посвети мне, покажи дорогу!

– Не могу я этим заниматься. Я должен искать себе друга! – сказал Светлячок и полетел дальше.

Вот уже который вечер Светлячок, держа свой фонарик, всё летает и летает над травой. Чем он занят? Чего он хочет? Всё ищет друга.

– Так и не нашёл?

       – Нет, не нашёл.

Приложение №3

Эмоционально развивающие игры и задания

«Разговор с глухой бабушкой»

Ребенок разговаривает с «глухой бабушкой». Она говорит, а он объясняется с ней жестами, потому что бабушка ничего не слышит. Естественно, игра с детьми школьного возраста должна больше усложняться и окрашиваться юмором. Например, 4-летнему малышу достаточно просто показать, где лежат бабушкины очки, а четвероклассник уже способен изобразить жестами и сами очки и то, что они сломались, т. к. кто-то по неосторожности на них сел. В этой игре вариантов может быть великое множество. Все зависит от вашей коллективной фантазии. Вот небольшой фрагмент такой игры:

(Бабушка открывает внуку дверь.)

Бабушка. Ты где пропадал, озорник?

(Внук жестами показывает, что он играл в футбол.)

Бабушка. Ну и как настроение?

(Внук поднимает большой палец кверху – дескать, отлично.)

Бабушка. А почему ты хромаешь?

(Внук машет рукой: дескать, пустяки, не обращай внимания.)

Бабушка. Нет, все-таки... Ты что, упал?

(Внук показывает без слов, как он ловил мяч и упал, расшибив коленку. Ему было больно, но он не подавал виду.) Самый простой прием для создания комических ситуаций – это если внук о чем-то просит бабушку жестами, а она понимает его неправильно и делает не то. Здесь, разумеется, очень многое зависит от находчивости взрослого. Помните: чем больше будет в игре юмора, тем скорее ребёнок расслабится и раскрепостится.

«Через стекло»

Представьте себе, что вы общаетесь с кем-то через звуконепроницаемое стекло и должны без слов, пантомимой передать ему какое- либо сообщение. Например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», «Пойдем купаться, вода сегодня теплая», Принеси стакан воды, я хочу пить» и т. п. Можно угадывать сообщение и получать за это очки, а можно, наоборот, выполнять задание ведущего. В таком случае он должен оценить, правильно ли передан жестами смысл его слов. Как и другие подобные игры, эта, кроме всего прочего, развивает сообразительность.

«Различная походка»

Предложите стеснительному мальчику или девочке походить:

−как малыш, который недавно встал на ножки и делает свои первые шаги;

−глубокий старик;

−пьяница;

−лев;

−горилла;

−артист на сцене.

(Разумеется, вариантов может быть намного больше.)

«Угадай эмоцию»

Правила игры очень просты: ведущий показывает мимикой какую- нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость) Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо «в живом плане») с соответствующим сюжетом.

Тут важно правильно объяснить ребятам игры. Дело в том, что дети, о которых идёт речь, обычно стесняются своего лица. И уж тем более им стыдно кривляться на людях. А данное упражнение будет восприниматься ими как кривлянье. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребёнку пример. Кроме того, поскольку застенчивые дети обычно рады побыть в роли артистов (конечно, когда убеждаются, что у них это выходит), вы можете представить мимические, пантомимические и прочие упражнения как полезную актерскую тренировку. Сперва играйте вдвоем. Затем, когда он уже будет без труда справляться с заданиями, вовлекайте в игру его приятелей.

«Живая иллюстрация»

Для этой игры идеально подходят стихи А. Барто. У нее очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих разнообразные детские переживания и окрашенных мягким юмором, который часто оказывается для нервных детей целебней любых лекарств. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учите ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Стихи Барто предоставляют для этого богатейший материал. Малышам больше подойдут стишки типа «Мишка», «Бычок», «Мячик». Детям постарше – «Обида», «Любочка», «Сонечка», «По дороге в класс» и многие др.

Если игроков несколько (а ваша цель – постепенно выводить застенчивого ребенка из замкнутого мирка семьи), то можно ввести элемент соревновательности. Пусть ведущий оценивает выступления и награждает победителей. Но, естественно, взрослый не должен забывать об основной цели игры и поощрять застенчивого ребенка, даже если он окажется не на высоте. Ваша задача в данном случае – психокоррекция, а не установление справедливости.

Приложение №4

Анкета для детей

Ф.И.О. ________________________ класс ___________________

1. На чем, по вашему мнению, основывается дружба?

−на взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту;

−на взаимопонимании, единстве интересов;

−на доверии и откровенности;

−на умении говорить правду в глаза, на принципиальности;

−на верности и доброжелательности.

2. Что мешает дружбе между одноклассниками в вашем классе?

Основную причину подчеркните тремя чертами, вторую – двумя, третью – одной.

−зависть и соперничество, стремление казаться лучше, чем ты есть на самом деле;

−обман, ложь, отсутствие доверия между людьми;

−каждый думает в первую очередь о себе;

−ребята плохо знают друг друга;

−отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили;

       −нет общих интересов.

Приложение №5

Приложение 5.

Тест на определение предпочитаемых черт характера в друзьях

«Скажи мне, кто твой друг»

Посмотри внимательно на картинки. Здесь изображены ребята. Каждый из них обладает определенными качествами характера. Выбери из них троих, проставь порядковые номера так, чтобы на первом месте оказался тот, с кем бы ты хотел дружить больше всего.

Если ты не нашел подходящего друга, можешь в свободной рамке срисовать его портрет и написать, каким он должен быть.

Приложение №6

Анкета для родителей

1. Знаете ли Вы друзей своего сына или дочери?

2. Как давно они дружат?

3. Довольны ли Вы этой дружбой?

4. Считаете ли Вы эту дружбу равноправной?

5. Бывает ли друг вашего ребенка у вас дома?

6. Как вы к этому относитесь?

7. Знаком ли ваш ребенок с вашими друзьями?

8. Как он к ним относится?

       9. Что бы вы хотели изменить в общении вашего ребенка с его друзьями?

Туркушская основная школа-филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Саконская средняя школа»

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

(нравственная беседа)

«Друг – это тот, кто рядом»

работу выполнил

 классный руководитель 5-го класса

Зубова Надежда Васильевна

с.Туркуши  2018г

Содержание

Пояснительная записка.

Цели и задачи.

Оформление.

Подготовительный период.

Сценарий занятия:

 - вступительное слово классного руководителя

 - конкурс: защита пословиц и поговорок о дружбе.

 - презентация классной электронной газеты

 - конкурс семейного рассказа

 Заключение:

 - рефлексия

 - вывод

Список источников

Приложения

Если друг оказался вдруг

  И не друг, и не враг, а так…

Пояснительная записка

В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Успеху внеурочной воспитательной работы содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач. При выборе содержания, организации  форм всегда необходимо соблюдать принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия. Так как многие нравственные ориентиры в современном обществе сейчас утрачены, общество больно бездуховностью, чёрствостью, равнодушием, хотелось бы акцентировать внимание учащихся на таких нравственных ценностях, как любовь, дружба, семья. Настоящий человек начинается там, где есть настоящая дружба.

Цель:       

Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению.

Задачи:  

  1. Совместно с учащимися обсудить нравственное понимание ими истинной и мнимой дружбы и её значение в жизни каждого человека.
  2. Способствовать формированию умения высказывать своё мнение и отстаивать его, прислушиваться к мнению своих одноклассников по обсуждаемой проблеме.
  3. Воспитывать стремление быть настоящим другом, способствовать формированию самооценки своих поступков в дружбе.

Форма проведения:   нравственная беседа

Оформление:

Презентация

Песни о дружбе («Вместе весело шагать»,  «Песенка друзей»)

 Видеоролики из фильмов («Приключение Петрова и Васечкина»

Анкета№1, №2

Подготовительный период:

  1. Подготовка ситуаций для анализа учащимися по теме занятия.
  2. Анкетирование учащихся
  3. Конкурс-защита пословиц и поговорок о дружбе.
  4. Создание газеты «Невыдуманные истории о дружбе, которые нам хотелось рассказать».
  5. Конкурс семейного рассказа «Дружба в рассказах мам и пап».

Готовясь к данному занятию, классный руководитель может предложить подросткам подготовить ситуации по теме занятия для коллективного обсуждения. Безусловно, он может предложить и свои ситуации, но ребята могут предложить именно те, которые их наиболее волнуют и ими переживаются в данный момент времени, или те, которые уже пережиты, но в мыслях они всё равно возвращаются к ним, испытывая чувство вины или обиды.                                                                                                                                          Для этого они должны заранее подойти к классному руководителю и обсудить те ситуации, которые им хотелось бы проанализировать.  (Приложение №1)

Анкетирование учащихся (может проводиться анонимно)  (Приложение №2)

Конкурс-защита пословиц и поговорок о дружбе.        

Учащимся предлагаются пословицы и поговорки о дружбе. Они должны выбрать одну из пословиц или поговорок и написать рассказ, который мог бы проиллюстрировать эту пословицу или поговорку. Пословицы и поговорки могут быть такими:

- Птица сильна крыльями, а человек- дружбой.

-Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет.

- С другом и корка сладкой покажется.

-Верный друг лучше сотни слуг.

- Тот друг, кто тебя ругает и себе слёзы утирает.

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Друг в беде не бросит.

- Хочешь знать о себе правду, попроси об этом  рассказать настоящего друга.

- Дружба крепиться не лестью, а правдой.

- Своих друзей наживай, да и отцовских не забывай.

Создание классной газеты «Невыдуманные истории о дружбе, которые нам хотелось рассказать»

Ребята оформляют специальный выпуск  газеты, в которой рассказывают о своих друзьях, используя для этого фотографии, собственные рассуждения  о дружбе, берут интервью у своих одноклассников и педагогов.

Конкурс семейного рассказа «Дружба в рассказах мам и пап»

Помимо рассказа о собственной дружбе и дружбе в жизни своих учителей, ребята (по желанию)  готовят рассказы о дружбе, связанные с их семьями. Это могут быть рассказы о фронтовой дружбе дедушек и бабушек, о друзьях дома и т.д. Для этого ребята могут использовать фотографии, рассказы взрослых.

Сценарий занятия

Вступительное слово классного руководителя.

Сегодня мне хотелось бы вас познакомить с отрывком из рассказа известного русского писателя К.Г. Паустовского. Этот отрывок – хорошая иллюстрация к теме нашего разговора.  (Приложение №3)

- Как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний разговор на актуальную тему?

- Почему эту тему можно считать актуальной?

- Какие чувства вызвал у вас краткий отрывок из рассказа К.Г. Паустовского «Сон в бабушкином саду»

Наш разговор будет посвящён очень важному состоянию, в котором может или  не может пребывать человек. Это состояние заключено в короткое, но очень важное для каждого из нас слово. Это слово – дружба.                                                                                                     Известный историк древности Платон сказал, что «дружба – это соучастие в благих делах и испытаниях».                                                                                                                               Это состояние воспето в стихах и песнях, о нём говорили и говорят писатели и учёные, а алхимики современности пытаются изобрести эликсир дружбы. Выпил его  - и у тебя появились друзья. Не захотел его принимать – нет друзей, нет обязательств, ты свободен.                       По- разному трактуется слово «дружба».                                                                               Кто-то говорит, что дружба – это схожесть интересов, внутренняя потребность быть рядом.                                                                                                                                              Другие говорят, что дружба – это внешняя схожесть людей, схожесть их характеров. Недаром говорится: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»

- А как вы понимаете слова «друг» и «дружба»?

Дискуссия учащихся о значении дружбы в жизни каждого человека.

Обсуждение результатов анкетирования.

Группа экспертов из числа старшеклассников, приглашенных для участия в классном часе, приводит статистические данные по результатам анкетирования учащихся.Старшеклассники: На правах ваших старших товарищей и по просьбе вашего классного руководителя мы проанализировали ваши ответы, и вот что из этого получилось…..( зачитывают результаты анкетирования)

.Классный руководитель: Спасибо, ребята, за помощь. Ответы учеников нашего класса разнообразны и очень убедительны. Многие подтвердили мысль о том, что дружба-это очень важное состояние, в котором им хотелось бы пребывать и дальше. Многие ребята нашего класса – хорошие друзья, но кто-то, может быть, разочаровался в дружбе, ожидая от нее чего-то большего.

Дискуссия по вопросам:

-Как вы подходите к выбору своих друзей?

-Можно ли прожить жизнь, не имея друзей?

-Кто был вашим первым другом?

Конкурс: защита пословиц и поговорок о дружбе. Защита рассказов учащимися.

Время ситуаций. Открытый микрофон.

   Для того чтобы высказать свое мнение по каждой из приведенных выше ситуаций, предлагается следующий порядок работы. Каждая ситуация зачитывается. Ребята, которые хотят высказать свое мнение, выходят к трибуне, на которой прикреплены следующие слова: «Открытая трибуна».    Ребята должны придерживаться основного правила: каждый имеет право на свое мнение. Все мнения принимаются.  Старшеклассники в конце обсуждения каждой ситуации подводят общий итог высказываний ребят.

 

Презентация классной электронной газеты «Невыдуманные истории о дружбе, которые нам хотелось рассказа».  

 Ребята оформляют специальный выпуск классной электронной газеты, в которой рассказывают о своих друзьях, используя для этого фотографии, собственные рассуждения о дружбе ,берут интервью у своих одноклассников и педагогов. В данной газете ребята должны рассказать о примерах дружбы, которая их удивила.

Конкурс семейного рассказа «Дружба в рассказах мам и пап».  

 Анализируя ваши рассуждения, мы все еще раз убедились в том, что без дружбы планета Земля перестала бы существовать, а люди перестали бы быть людьми. Из нашего обихода исчезли бы дружественные пожатия и теплые взгляды, идущие от сердца слова и радость встречи, участие и сочувствие, доброта и понимание.    Очень хочется, чтобы дружба никогда не покидала нашу землю, а слово «друг» было самым главным и важным словом после слова «семья».    Для того чтобы ваша дружба сохранялась, ее необходимо оберегать. В этом вам поможет маленькая книжечка, которую выпустили ребята-старшеклассники и я, ваш классный руководитель. Пусть она поможет вам тогда, когда ваша дружба будет проходить испытание на прочность. Книжка делается по типу книжек-малышек. Иллюстрации к ней делают ребята-старшеклассники. Книжка состоит из двух страниц. ( Приложение №4)

                   

Заключение

 Рефлексия

Классный руководитель

1.Полезно ли для вас было наше сегодняшнее занятие?

 2.Какие выводы для себя вы сделали?

3. Задание для следующего занятия. Написать сочинение на тему «Могу ли я быть другом»

Вывод: 

Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым. Стремись больше узнать, чтобы другим с тобой было интересно дружить. Тогда к тебе потянутся люди, и найдётся тот, с кем у тебя завяжется самая тесная дружба. Дружбу надо заслужить. Надо чтобы другой человек понял, что ты  именно тот, на кого можно положиться и в трудную минуту, и в радостную. Только при этом условии у тебя будут настоящие друзья, друзья на всю жизнь.

Другу ты отдать сумей
Все тепло души своей.
Все отдал – богаче стал.
Лишь тот человек навсегда богат,
Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.
Лишь тот человек счастлив навсегда,
Кто дружбу пронесет честно сквозь года.

Упражнение “Подарок”

Классный руководитель

Друзьям обычно дарят подарки и говорят комплименты. Комплимент - это добрые, тёплые, искренние слова, от которых становится приятно на душе. Ребята, пусть каждый из вас возьмёт по одному цветку и подарит их тому, кому хочется, но обязательно со словами: “Я дарю тебе цветок, потому что ты самый...(сказать нужно о том, что нравится в этом человеке).

Давайте дружно будем жить

И нашей дружбой дорожить.

И никогда не ссориться

Тогда дела все спорятся.

Учитель: На этом наш классный час окончен. Благодарю всех за внимание и участие!

Список источников

       1. Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность». – 2-е изд.М.: «5 за знания», 2007. – 192с. – (Классному руководителю)

       2. К.Д. Паустовский «Рассказы».

  1. https://docplayer.ru/28576942-Klassnyy-chas-o-druzhbe-dlya-5-7-klassov.html
  2. https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/04/03/klassnyy-chas-chto-takoe-druzhba-dlya-5-7-klassov
  3. https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/04/03/klassnyy-chas-chto-takoe-druzhba-dlya-5-7-klassov
  4. https://infourok.ru/klassniy-chas-v-klasse-na-temu-chto-takoe-druzhba-1166713.html
  5. http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-5-8-klasah/klasnyi-chas-v-5-klase-o-druzhbe.html
  6. https://refdb.ru/look/3464749.html

Приложение №1

Ситуация 1

Случалась ли с вами ситуация, подобная той, которую описал в стихах поэт Андрей Дементьев:

Когда со мной случалось горе,

Подняться не хватало сил,

Рук подоспевшее подспорье

Всегда в друзьях я находил.

А в счастье было тяжело-

Друзья стояли в стороне,

Завидуя и сожалея,

Что помогли когда-то мне.

Ситуация 2

Они вместе ходили в детский сад, жили в одном доме, всегда сидели за одной партой. Родители знали, что искать их можно только друг у друга. Им было весело и интересно вместе. Вместе в школу, вместе из школы, вместе в компании друзей.

Но однажды все изменилось. У Валеры тяжело заболел отец. Мальчику приходилось помогать маме  справляться с младшим братом. У него не было времени на игры и прогулки, все чаще нужно было помогать дома. Наступили очень трудные дни, Валера все чаще проводил время у постели больного отца, не всегда получалось успеть в школу, особенно на первые уроки. Иногда он брал тетради и конспекты у своего друга Вадима.

В один из таких дней Валера вновь позвонил другу и попросил его помочь решить задание по математике, так как оно было ему не совсем понятно.

На его просьбу Вадим ответил: «Мне надоело с тобой возиться. Свои проблемы решай сам».

         Приложение №2

Анкетирование №1

  1. Как ты думаешь, друзей может быть много или друг должен быть один?
  2. Какими качествами должен обладать твой друг, чтобы ты мог сказать о нем только самые хорошие слова?
  3. Считаешь ли ты себя хорошим другом?
  4. Каким твоим личным качествам твои друзья могут дать высокую оценку?
  5. Нужно ли учиться прощать в дружбе?
  6. По твоему мнению, настоящую дружбу можно проверить только трудностями или радостями она тоже проверяется?
  7. Если друг справедливо и честно оценивает тебя и твои поступки, нужно ли на это обижаться?
  8. Может ли зависть убить дружбу?
  9. Нужно ли прощать другу предательство?
  10. Как можно вернуть дружбу, если ты незаслуженно обидел своего друга?

Анкетирование №2

  1. Мой друг-это
  2. О моем друге я могу сказать, что он
  3. С другом я чувствую себя
  4. Мне нравится, что мой друг
  5. Мне не всегда нравится, что мой друг
  6. Мои родители считают, что мой друг
  7. Мне бы хотелось, чтобы наша дружба
  8. Чтобы мы остались друзьями, необходимо
  9. Благодаря этой дружбе, я
  10. Если бы у меня была такая возможность, я бы сделал (а) так, чтобы мой друг

Приложение №3

«Я дружил с бабушкой. Я любил ее больше, чем всех своих родных. Она платила мне тем же. Бабушка воспитала пятерых дочерей и трех сыновей, а в старости жила совершенно одна. У нее тоже, по существу, никого не было. Из этого нашего одиночества и родилась взаимная привязанность.

Бабушка вся светилась лаской и грустью. Несмотря на разницу лет, у нас было много общего. Бабушка любила стихи, книги, деревья, небо и собственные размышления. Она никогда меня ни к чему не принуждала.

…В Киеве в то время издавался журнал со странным названием «Рыцарь». Я долго колебался , но все же отнес свой рассказ в редакцию «Рыцаря».

…Я был уверен, что сделал непоправимую ошибку - написал отвратительный рассказ и этим на всю жизнь отрезал себе возможность писать.

… Через два дня пришла открытка от Кузьмина. Кузьмин писал, что он прочел рассказ и напечатает его в ближайшем номере журнала.

Бабушка, конечно, прочла эту открытку. Она даже всплакнула.

… Бабушка перекрестила меня и поцеловала:

-Ну, трудись и будь счастлив. Видно бог сжалился надо мной и принес мне напоследок эту радость.

Она радовалась моему первому рассказу больше, чем я.

Когда вышел номер «Рыцаря» с этим рассказом, бабушка даже испекла «мазурки» и устроила праздничный завтрак.

К завтраку бабушка надела черное шелковое платье. Раньше она надевала его только на пасху. Но сейчас бабушка не помолодела от этого платья, как молодела раньше. Только черные ее глаза смеялись, когда она смотрела на меня…»

Приложение №4                    

                                           Страница 1

    Дорогой друг!

    В маленькой стране Голландии, когда мальчик или девочка взрослеют и достигают возраста 12-13 лет, для них страивается праздник ВЗРОСЛЕНИЯ.

      На этом празднике они получают в подарок баночку меда, чтобы трудности, которые встретятся на дороге жизни, не казались слишком неразрешимыми; фонарик, чтобы человек не чувствовал одиночества и всегда мог отыскать в лабиринтах судьбы свою дорогу; кусочек хлеба, который можно съесть одному, утолив голод, а можно разделить его с человеком, который станет твоим другом и поддержит тебя во всем.

Красивая традиция, не правда ли?

Мы дарим тебе эту книгу в надежде на то, что она поможет тебе тогда, когда, отчаявшись или рассердившись, ты захочешь прервать дружбу, которая согревала тебя в твоей жизни.

    Пусть наши советы остановят тебя от принятия неверного решения или помогут принять то решение, которое поможет тебе освободиться от отношений, которые дружбой назвать нельзя.

                                      Страница 2. Законы дружбы

Дружба нуждается в защите и понимании, поддержке и внимании.

Дружба не терпит суеты и мелочности, мелких придирок злобы.

Дружба не терпит предательства и лжи.

Дружба – это не только красивые слова, это , в первую очередь, честные и правдивые поступки.

Дружба накладывает на человека определенные обязательства и определенные права.

Главное обязательство дружбы – это честность.

В дружбе можно ошибиться, но нужно научиться исправлять свои ошибки.

Дружить - это, значит, быть мужественным, говорить своему другу правду, не обижая его и не унижая.

Дружба не терпит насмешек.

Дружба требует ответственности от каждого друга.

Корыстная дружба очень быстро заканчивается.

Настоящая дружба свободна от сплетен, наветов. Она строится на вере и взаимопомощи.

Чтобы иметь верных и преданных друзей, надо самому быть таким в дружбе.

Прежде чем разрушить дружбу, нужно хорошо подумать и, в первую очередь, о последствиях для себя.

Радуйся успехам своих друзей, не завидуй их удачам, стремись к собственному совершенству.

Помни! Дружбу разрушить легко, потерять друзей просто, остаться в одиночестве - горько и больно!

Пусть слова «Ты – настоящий друг», сказанные о тебе или сказанные тобой в адрес другого человека, согревают твою душу не только в самые трудные и радостные минуты жизни, а всегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по английскому языку «Истина где-то рядом»

Место в учебном процессе: заключительный урок по теме: «Личность», 10 класс, УМК "New Millennium English 10", авторы О. Л. Гроза, О. Б. Дворецкая и др. - (Обнинск: Титул, 2005)....

Методическая разработка урока по английскому языку «Истина где-то рядом» Для 11 класса

Место в учебном процессе: заключительный урок по теме: «Личность», 10 класс, УМК "New Millennium English 10", авторы О. Л. Гроза, О. Б. Дворецкая и др. - (Обнинск: Титул, 2005)....

сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню Матери "Хорошо, что мама рядом!"

Данный материал предназначен в помощь классным руководителям...

Сценарий мероприятия для санаторно-курортного учреждения "Герой живет рядом"

ГБУ РК "СД и ДР "Бригантина". Коллективная работа творческой группы "Патриот". Цель мероприятия: - собрать и сохранить оставшуюся разрозненную информацию о людях из пгт. Заозерное Республика Крым, кот...

Внеклассное мероприятие по ИЗО в 5 классе "Удивительное рядом"

Формирует представление о художественной технике, разнообразии материалов и приемов рисования, знакомит с нетрадиционной художественной техникой рисования, необычными материалами и инструментами; акти...

Методическая разработка внеурочного мероприятия Экскурсия-игра в школьном музее «История рядом» Династии первых русских промышленников времен Петра Великого

Любой музей – это культурное учреждение, в котором действуют собственные правила этикета. Как правильно вести себя во время экскурсии, для того чтобы не показаться человеком невоспитанным и...

Методическое сообщение "Расширение нравственного опыта подростков как одно из условий развития их устойчивого нравственного поведения в условиях интерната-искусств"

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами является сохранение нравственного здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование высоко-нравственной личности - э...