Методическое сообщение "Расширение нравственного опыта подростков как одно из условий развития их устойчивого нравственного поведения в условиях интерната-искусств"
методическая разработка (8 класс)

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами является сохранение нравственного здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование высоко-нравственной личности - это одна из самых важных задач современной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры колледж – интернат «Центр искусств для одаренных детей Севера»

Методическое сообщение

 «Расширение нравственного опыта подростков как одно из условий развития их устойчивого нравственного поведения»

                                                             Автор – составитель Левдина М. А.

 

Ханты – Мансийск 2020 год.

 

Введение

  Всегда, во все времена люди ценили в себе и других духовно – нравственную целостность, воспитанность, умение взаимодействовать с окружающими на высоком уровне коммуникабельности. В настоящее время наше общество претерпевает глубокий нравственный кризис, это особенно ярко отражается на подрастающем поколении. Наши дети оказались беззащитны перед сменой духовных ориентиров общества. Весь негатив духовного кризиса ложится на хрупкие и неокрепшие плечи детей. Низкий нравственный уровень социальной среды создаёт огромные препятствия  для индивидуального духовно-нравственного развития современного  ребёнка. Этот процесс развития связан с непрерывным взаимодействием с окружающей средой – и пока наше общество полно глубоких моральных и социальных противоречий, для наших детей путь этического развития очень труден. Нам, современным педагогам, воспитателям приходится  в своей работе зачастую противостоять проявлениям  неблагополучной социальной среды. Мы не можем просто закрывать глаза ребёнка на весь окружающий нас негатив, и  в любом случае вся воспитательная система должна нацеливать  на формирование высоконравственного творческого человека с активной жизненной позицией. И мы, педагоги, не можем перекладывать всю ответственность  за воспитание детей на  их родителей, ведь школа для ребёнка является не только заведением, где он получает знания, здесь он учится Жизни. Поэтому процесс современного воспитания духовно-нравственных качеств детей обретает особую актуальность в наше сложное, полное противоречий время.

Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет расширение нравственного опыта подростков. Исследуемая проблема нашла отражение в исследованиях таких философов античности как: Пифагор, Демократ, Аристотель. 
      Пифагор говорил, что главное для человека «наставить душу к добру и злу». Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб».
     Ряд советских исследователей таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а также ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др., освящают в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания. 
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». 

Актуальность. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение нравственного здоровья детей в процессе воспитания и обучения.  Формирование высоко - нравственной личности – это одна из самых важных задач современной школы.

Наше общество нуждается  в подготовке специалистов, имеющих не только высокие профессиональные данные, но и обладающих духовными, нравственными качествами. Но само по себе образование не может гарантировать высокого уровня нравственности, так как воспитанность – это качество личности, которое формируется в повседневном взаимодействии ребёнка с окружающим миром, людьми.  В этом взаимодействии дети получают одно из самых важных жизненных знаний и умений: знание нравственных законов, определяющих поступки, поведение сейчас и в дальнейшей их жизни.

Особое значение задача воспитания высокодуховного нравственного  специалиста приобретает в процессе  обучения и воспитания в условиях колледжа-интерната «Центр искусств для одарённых детей Севера», где главной целью является подготовка высококвалифицированного специалиста с активной жизненной позицией, обладающего творческим потенциалом, высокими нравственными качествами,. Чтобы сформировать компетентного выпускника, необходимо применять активные методы воспитания, технологии, развивающие личностную активность воспитанников Центра искусств.

Одной из особенностей обучения и воспитания в колледже-интернате является ежегодное изменение состава учащихся класса (каждый год в классы приходят несколько новых учеников). Таким образом, педагоги, воспитатели ежегодно сталкивается с проблемой адаптации вновь прибывших детей.  К тому же многолетняя практика показывает, что зачастую мы сталкиваемся с противоречием теории и практики, когда воспитанники не всегда способны применить полученные нравственные знания на практике. В данной ситуации возникает острая педагогическая проблема – устранить данное противоречие путём разработки механизмов и поиска эффективных воспитательных технологий, методов и приёмов формирования духовно-нравственных качеств воспитанников.

Для решения данной проблемы воспитателю, педагогу Центра искусств требуются не только дидактические знания о процессе воспитания, знания возрастной психологии, но и умение направить свою деятельность на поиск и активную реализацию эффективных методов воспитания духовно-нравственных качеств детей.

Использование инновационных воспитательных технологий, методов и приёмов способствуют более успешному процессу формирования и развития духовно-нравственных качеств подростков.

Цель: изучить теоретические основы формирования духовно-нравственных качеств подростков в условиях колледжа-интерната искусств.

Задачи:

- подобрать методы исследования нравственных качеств подростков;

- провести диагностическое исследование и интерпретировать полученные результаты;


   
1. Сущность нравственного воспитания 

 Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений».
Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя. Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде. 
Л.А. Григорович дал следующее определение 
«нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм».
«Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. 
Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.  
«Воспитание» – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. 
Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 
Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. 

2.Функции нравственного воспитания. 
          Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.Слайд 2 
«Нравственная воспитанность» – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие сильной воли, способность осуществлять нравственно - волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе». 
Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим исполнением, вынужденным только внешними требованиями установленных в обществе моральных норм и правил. Слайд 3

   Писатель и педагог С. Соловейчик справедливо заметил: «Воспитание – это

обучение нравственной жизни… Воспитывая детей, мы учим их добиваться

своих целей за свой счёт, пользуясь лишь нравственными средствами.

Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает

нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через

требования нравственности переступить невозможно. Нравственность –

граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, верх – духовность,

а она бесконечна… Будет нравственное воспитание – подросток воспримет

правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример

с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и

духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого

воспитания».

   Нравственное формирование личности - сложный и многогранный процесс,

осуществляемый под воздействием различных факторов и условий.

Подрастающее поколение развивается под влиянием внешних и внутренних

воздействий. Все, с чем соприкасаются дети, - люди, вещи, явления

окружающей жизни - накладывает отпечаток на их поведение, на их

моральный облик.

Нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на

требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важным

разделом является воспитание морально-волевых черт характера: честности и

правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной

и личной жизни, уважение к старшим.

Уже с детства следует воспитывать нетерпимое отношение к

несправедливости, нечестности, к отрицательным качествам и поступкам,

которые мешают строить новое общество.

Необходимость нравственного воспитания детей обусловлена несколькими

причинами. Во-первых, дети не рождаются нравственными или

безнравственными. Они становятся такими в процессе целенаправленного

воспитания. Во-вторых, для освоения нравственного опыта, дети нуждаются

в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом.

Личный опыт детей весьма узок, ограничен. Отсюда необходимость в

систематическом воспитании, направленном на формирование

положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных                                                                                                                                               

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, оно начинается с

рождения человека и продолжается всю жизнь. На первый взгляд может

показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином

непрерывном процессе. И, тем не менее это возможно и целесообразно.

Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды

существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания.

Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным

средствам воспитания. Для хода воспитания важно знать и его результаты,

которые лучше всего подводить за какой-то определенный отрезок жизни.

Поэтому важно с первых дней обучения детей в школе, в ходе постоянного

общения с ними на уроках, по внеурочное время, в беседах с родителями

определить этот уровень. Но это не должно приводить к перерыву, остановке

в нравственном воспитании. Используя новые возможности школьного

обучения: изменение характера и организации деятельности, обогащение

знаний учащихся, педагоги стремятся к расширению и углублению

нравственного опыта детей, их нравственных представлений и понятий.

Работая со всем коллективом, педагог не должен упускать из виду отдельных

учащихся. Заметив положительные черты и свойства в том или ином ребенке,

нужно стремиться развивать и совершенствовать их.

Например, желание самоутвердиться в классном коллективе, отсюда вытекает желание подростков найти свое «я», но зачастую мы видим, как неправильно, в большинстве случаев, подростки находят путь к своему «я» - не хватает настойчивости, последовательности, силы воли, усидчивости, отрицательное влияние «трудных» подростков, жизненные ситуации, случаи на улице и т.д. Ребенок, в каком бы возрасте ни был, как «губка», которая впитывает все и быстро, но, к сожалению, чаще – негативное. Задача педагога, в содружестве с родителями – выявить причины безнравственного поведения, поступков, постараться устранить их с минимальным ущербом для личности подростка. Ведь подростки часто видят нравственное возмужание и самостоятельность в независимости своего поведения от контроля со стороны взрослых, переоценивают свои возможности в достижении нравственных высоких целей.  Свои усилия

педагог должен координировать с родителями и таким путем не только

решать задачи, стоящие перед обучением, но и подготавливать условия для

дальнейшего нравственного воспитания детей.

Все дело в том, что воспитание - это всего лишь побочный эффект

взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект

воспитания, все остальное - самоадаптация ребенка и его самоопределение.

Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к

поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из

которых складывается его жизненный путь. Поэтому для результата ребенку

важны не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как

совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и

поведения. Затем он встает на путь самостоятельно опытного присвоения

принятых и выработанных им самим ценностей.

Слайд 4

Задачей педагогов современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Бесспорно, работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся.

Принципы взаимодействия:

Взаимное уважение и доверие.

Разумная система взысканий и положительное стимулирование – путь к успеху.

Вера в творческие силы ребёнка.

Слайд 5

3. Основные источники нравственного опыта подростков

Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие

воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и

дидактического материала, самой организацией урока, личностью педагога.

Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на

школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В

нём содержится большое количество морально-этических суждений. На

уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление

отношений к человеку и обществу.

Но, пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения и воспитания оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для

ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые

утверждаются в процессе воспитания. Примеры увлечённого, ответственного

отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в

отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в

торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями

равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то,

нравственному развитию подростков наносится существенный урон.

Действенность нравственного воспитания определяется личным примером

самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу,

побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в

частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма,

характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не

допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его

делами, поступками

    Разбирая поведение детей, надо уметь отличать:

 - шалость случайную от шалости намеренной;

  - проступок, вызванный эмоциональностью, от проступка, вызванного скверной привычкой;

  - резкие слова, вырвавшиеся нечаянно, от резких слов, сказанных с намерением обидеть, оскорбить;

  - невнимательность, вызванную усталостью или плохим самочувствием, от невнимательности, имеющей своими корнями обыкновенную лень.  

  Надо знать обстоятельства, следствием которых является тот или иной проступок, и поступать сообразно причине, а не следствию.

Подростковое упрямство, раздражающее взрослых – это защитная реакция на ситуацию. Не тратьте  сил, чтобы доказать подростку, что он не прав, этим вы только озлобите его. Выслушайте его версию событий, снимите напряжение, а потом вам будет легче переубедить его или заронить зерно сомнения в его поступке, заставить задуматься над ним.

     Направляйте своих воспитанников, но не лишайте их права на сомнение. Сомневаясь, выбирая, они станут больше думать, их решения будут более ответственными.  Вместе с тем избегайте конфронтации. Помните, что озлобившийся настырный юнец легко одержит над вами моральную победу. По крайней мере,  в глазах сверстников.

     Дозируйте одобрение и критику. Прежде чем ругать, похвалите. Об этой педагогической аксиоме часто забывают. Оригинальная ручка, красивая прическа, красивый свитер, приятный запах туалетной воды – повод для похвалы найдется, было бы желание.

     Не идите  напролом. Поищите обходные пути.

Педагог - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и

современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы

не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные

черты педагога, его оценки.

Психологи подтверждают: отношение к требованиям у детей зависит от

отношения к требующему. Если требования исходят от уважаемого, духовно

близкого учащимся педагога, они воспринимают эти требования как

целесообразные и лично значимые. В противном случае дети подчиняются

требованию под нажимом педагога, но это требование вызывает внутреннее

сопротивление подростков.

Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимном узнавании,

самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Яркая, богатая жизнь коллектива, хорошо организованная педагогом, является основой для формирования высоких нравственных чувств: любви к Родине, чувства долга перед коллективом. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т.д.

Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере

развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности как бы испытываются.  Хорошим примером обогащения нравственного опыта подростков в условиях нашего интерната служит участие наших детей в самоуправлении детской организации «Страна Возможностей». Где каждый может принять участие в творческой деятельности, проявить инициативу в подготовке мероприятий. Может высказать своё мнение и проявить принципиальность, если совершаются какие то плохие поступки .

Важнейшим источником жизненного нравственного опыта школьников

являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные

установки, духовные ценности родителей. Возможности воспитателя в

перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены.

Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток

эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в условиях интерната искусств.

К важным источникам нравственного опыта школьников относится

искусство. То есть приобщение подрастающего поколения к искусству,

живописи, музыке, театру, хореографии, а также к различным видам творческой деятельности. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Искусство совершенно незаменимо в воспитании, оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека, сталкивает ребенка с такой нравственной ситуацией, с которой в жизни он может и не встретиться

В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет бытовое-предметное пространство, в котором он находится. Порядок и чистота, удобство и красота в комнатах, где проживают дети, создают благоприятное психологическое состояние.

Становление и развитие духовно-нравственного потенциала реализуется

также через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в

повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом

достигается через развитие потребностей интеллектуальной, чувственно-

волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного

развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и

через создание внутриличностного, межличностного психологического

комфорта. Слайд 6

Критериями уровня оценки и самооценки духовно-нравственной

воспитанности могут быть:

- наличие чувства внутренней свободы у учащихся, которое представляет

собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом;

- стремление к самореализации;

- успешность в образовательной деятельности;

- адекватность самооценки;

- сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами

нравственности и религиозными ценностями.

Слайд 7

В теории педагогики мы находим различные методы исследования, которые

можно использовать для измерения духовно-нравственной воспитанности

подростка. Например, хорошие результаты могут дать следующие методы:

- методы экспертной оценки, где экспертами выступают учителя,

преподаватели, родители, товарищи по классу;

- методы самооценки доминантных качеств различных участников

образовательного процесса;

- тестирование, когда респонденты ставятся в ситуации свободного выбора;

- большие возможности имеются у методов оценки доминантных отношений;

- методы фиксации и оценки поведения учащихся в реальной ситуации

выбора (в трудных педагогических или конфликтных ситуациях);

Слайд 8

      Основными направлениями в деятельности воспитателя по формированию нравственного поведения подростков в условиях интерната является: индивидуальная работа с учащимися; организация эффективной коллективной деятельности; организация воспитывающей среды и оказание педагогической поддержки; взаимодействие со всеми субъектами воспитательной системы класса и школы (это учителя-предметники, педагоги по специальности, психолог, педагоги дополнительного образования).

           В своей работе по формированию нравственного поведения у подростков мы используем разнообразные формы и методы организации деятельности. Регулярно проводятся классные часы, беседы, индивидуальная работа.  Слайд 9

Для определения нравственной воспитанности у детей класса я использовала методику: «Диагностика нравственной самооценки»  Результаты показали, что из 16 обучающихся имеют высокий уровень нравственной самооценки 69% (11 человек) и средний уровень 31% (5 человек).

В заключение нужно заметить, что человек не рождается богатым в

духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие

преподавателей, родителей, всей образовательной среды учебного заведения. Нравственность подростков – это зеркало нравственности мира взрослых.

Именно от нас, взрослых, в большей степени зависит, каким вырастет ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Важно помнить о том, что является главным в формировании личности ребенка.

Нашу встречу хотелось бы закончить стихотворением, написанным от имени подростка, еще раз подтверждающим это:

Чем Проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь привил.

Добро увидеть в действии -

Вот лучшая из Школ.

И если все мне показать,

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме "Развитие нравственных качеств личности как одно из условий повышения уровня воспитанности младших школьников".

В данной работе представлен материал, который был подготовлен мной для участия в районном конкурсе "Самый классный классный -2012 г".  Вы можете познакомиться с описанием опыта "Ра...

« Формирование развивающей среды в кабинетах слуховой работы как одно из условий развития неслышащего ребёнка».

Главным требованием к процессу образования  в школе для неслышащих детей в настоящее время выступает организация развивающей слухоречевой среды, предусматривающая слухозрительное и слуховое...

Учебно-методическое обеспечение кабинета изобразительного искусства как одно из условий развития творческих способностей учащихся

Глубокие перемены, происходящие в социально-экономической сфере, влекут изменения в отечественной системе образования. Перед средней школой стоит задача воспитания социально адаптированной, твор...

Презентация к выступлению по теме "Учебно-методическое обеспечение кабинета изобразительного искусства как одно из условий развития творческих способностей учащихся "

Данная презентация создана как сопровождение к выступлению на III ИНФОРМАЦИОННОЙ ЯРМАРКИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВА...

Обобщение педагогического опыта на тему "Проектное обучение как одно из условий развития творческого потенциала старшеклассников" на примере внеучебной деятельности.

Задача формирования всесторонне-развитой, творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В настоящее время под «творчеством» понимается целенаправленная деят...

Социальный проект«Формирование основ толерантного сознания и поведения детей и подростков как одно из условий становления и развития новой школы».

Социальный проект«Формирование основ толерантного сознания и поведения детей и подростков  как одно из условий становления  и развития новой школы».Посвящен формированию основ толерантного с...