«Особенности организации образовательной среды во внеурочной художественно-творческой деятельности»
статья

Красносельская Татьяна Валерьевна

В данной статье изучается понятие  внеурочной деятельности, анализируются  её особенности  и  отличия от дополнительного образования, а также рассматриваются   условия организации образовательной среды во внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности  организации образовательной среды во внеурочной художественно-творческой деятельности»

Внеурочная  деятельность имеет много общего с  дополнительным образованием детей:

•        время реализации — вне или после обязательных учебных занятий и основных учебных программ;

•        формы организации (кружки, секции, клубы) и виды деятельности (художественная, досуговая и др.);

•        связь с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы.

Характеристиками, различающими внеурочную деятельность и школьное дополнительное образование являются: 

 • учреждения дополнительного образования детей находятся вне ФГОСа;

• у них есть свои лицензионные нормы охвата детей и определенное количество ставок педагогических кадров  и «взять» больше они не могут;

• подразделяются на различные виды (станция – может работать только по одному направлению, Центр по четырем направлениям, Дом по пяти направлениям, Дворец по десяти направлениям). Поэтому может сложиться ситуация, когда они не смогут организовать внеурочную деятельность по всем направлениям;

  • УДО находятся в различных ведомствах.  Детские школы искусств, Музыкальные школы, Детские эстетические центры - сфера культуры. Станция техников, туристов, ДЮСШ, Дома творчества, ДД(Ю)Т - сфера образования.

• УДО сферы культуры осуществляют свою деятельность за определенную плату, а внеурочная деятельность в рамках ФГОС должна предоставляться бесплатно.

 • Основная организационная «единица» — («модуль») внеурочной деятельности — класс или группа одноклассников (хотя внеурочная деятельность может быть также организована и на уровне параллели классов и на общешкольном уровне); «единица» дополнительного образования детей — творческий коллектив, состоящий из детей и подростков разных классов и возрастов;

    • Кадры — внеурочную деятельность осуществляют в основном классные руководители, воспитатели ГПД, педагоги-организаторы (на уровне школы); занятия в творческих объединениях ведут педагоги дополнительного образования, имеющие специальное профессиональное образование.

     • Научно-методической основой деятельности классных руководителей, воспитателей является план работы, а у педагогов дополнительного образования — образовательная программа с полным комплектом структурных частей и продуманных специальных процедур их оценки и утверждения;

    • Внеурочная деятельность ориентирована на школьников (обучающихся), а дополнительное образование — на детей, что наиболее отчетливо демонстрирует принципиальную несхожесть данных сфер. В первом случае остается взаимодействие между учителем и учениками, а во втором — между педагогом (мастером, тренером) и ребенком;

    • Дополнительное образование предоставляет возможность свободного выбора форм и видов деятельности самому ребенку (или ребенку совместно с родителями), то внеурочная деятельность в целом организуется педагогами, школьникам же предлагается принять участие в тех мероприятиях, которые включены в сформированный ими план (на уровне класса или школы); в этом случае степень свободы у ребенка значительно меньше: ему трудно отказаться о тех дел, в которых участвуют его одноклассники.

Сказанное не означает стремления доказать большую значимость внеурочной деятельности или дополнительного образования. Однако очевидна необходимость сохранения и развития той и другой сферы, их специфики и функций. Более того, необходимо их гармоничное соединение с основным образованием. Такой подход позволяет создать единое образовательное и культурное пространство в школе, и что наиболее существенно, расширить пространство детства, в котором у ребенка появляется возможность сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика на роль ребенка, подростка — спортсмена, художника, актера и значительно расширить круг общения. 

При организации внеурочной деятельности следует понимать различие между результатами  и эффектами этой деятельности.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности, которое должно проявиться через его поведение, его образ жизни.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения  на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

Воспитательные  результаты внеурочной  деятельности могут быть трёх уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений    школьника      к базовым    ценностям   общества   (человек,   семья,   Отечество,   природа,  мир,   знания, труд, культура). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. Форсирование результатов недопустимо.

Так, например, в игровой деятельности для достижения первого уровня результатов используются такие формы, как игра с ролевым акцентом, для достижения второго уровня результатов – игра с деловым акцентом, для третьего уровня результатов – социально моделирующая игра. В познавательной деятельности для достижения результатов первого уровня используются  познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады. Для достижения результатов второго уровня - общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб. Для достижения результатов третьего уровня – детские исследовательские проекты внешкольные конференции и т.д.

При организации внеурочной деятельности следует учитывать возможные ошибки, которые могут возникнуть при формальном подходе, такие  как замена внеурочной деятельности только кружковой работой, транслирование педагогом способов урочной деятельности на внеурочную, что неизбежно приведёт к перегрузке обучающихся.

В Пояснительной  записке к  «Методическим рекомендациям по организации и материально – техническому оснащению внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) нового поколения» в качестве задачи художественно- эстетического воспитания называется формирование «творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности». А задачей педагога: «Воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала».

 Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается эстетическое воспитание.

Основой в системе художественно - эстетического воспитания  является искусство: музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества. От других видов  внеурочной деятельности художественно-эстетическое направление отличается, прежде всего, эмоциональным переживанием и  духовным  проживанием  художественного произведения,  предмета изучения или деятельности. Это, в первую очередь, предполагает и активное общение ученика и педагога между собой и общение их обоих с произведением искусства, в результате чего создаётся атмосфера содружества и сотворчества. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия. Очень важно  сделать его ярким, эмоциональным, запоминающимся. Освоение предметов художественно – эстетического цикла и внеурочной деятельности по этому направлению идёт от эмоции к интеллекту, знанию. В  процессе деятельности у ученика появляется возможность продемонстрировать свои знания не только с помощью слов и символов, но также образами и действиями.

Поскольку все произведения искусства создавались в процессе деятельности, то и их изучение должно происходить подобным способом. Поэтому в основе любого вида художественно-эстетической деятельности должно лежать именно деятельностное освоение детьми творчества.

Рассмотрим воспитательно-образовательные возможности каждого из элементов, составляющих содержание учебных и внеучебных предметов по искусству.

Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности. Основным и главным элементом литературы как предмета является, конечно, само искусство — произведения художественного слова. В процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления — решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели.

Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах. «Музыка» выдвигает единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности обучающихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. «Изобразительное искусство» - этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством.

В зависимости от уровня ожидаемых воспитательных результатов формы внеурочной деятельности можно систематизировать в виде таблицы:

Виды художественно – эстетической деятельности

Формы организации

Изобразительное искусство

Студии живописи, скульптуры, архитектуры;

Кружки и научные общества по изучению истории изобразительных искусств

Декоративно-прикладное искусство

Студии, секции, кружки домашних  ремёсел, в т.ч. по работе с деревом, глиной, соломкой, кожей, бисером, вышивка, вязание, плоскостная и объёмная флористика, бумажная пластика и т.п.

Музыка

Творческие коллективы (хоры, оркестры, ансамбли, группы),

Студии и кружки игры на музыкальных инструментах,

Научные общества по изучению истории музыки.

 

Театр

Театральные коллективы, студии, кружки

Кино

Клубы любителей искусства кино, студии и кружки по созданию мультфильмов, короткометражных и документальных фильмов.

Танец

Танцевальные коллективы, студии, кружки

Литература

Научные общества  по изучению истории и теории литературы,

Кружки, секции юных писателей, поэтов, журналистов.

Для достижения результатов первого уровня особое значение имеет тесное взаимодействие ученика и учителя. Занятия на данном  уровне организуются педагогом или совместно  школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД.

Для достижения воспитательных результатов второго уровня (формирование позитивных отношений    школьника   к базовым    ценностям   общества) в содержание  деятельности школьников должна быть привнесена ценностная составляющая, взаимодействие детей на уровне школы, в дружественной им среде. Этому могу способствовать такие формы организации деятельности, как:

Виды художественно-эстетической деятельности

Формы организации

Изобразительное искусство,

Декоративно-прикладное искусство

Школьные выставки, конкурсы, фестивали, презентации, вернисажи, ярмарки, мастер-классы

Музыка, литература, танец

Школьные концертные программы, игровые программы, конкурсы, фестивали, творческие вечера, «огоньки».

Театр, кино

Школьные спектакли, театральные представления, театрализованные игры, капустники, кинопоказы, просмотры.

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия (возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами  в открытой общественной среде)  -  достижение воспитательных результатов третьего уровня. Это художественные акции совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.

Фестивали, выставки, ярмарки, вернисажи, мастер-классы, экскурсии, поисковые экспедиции, концертные программы, спектакли, капустники, творческие вечера, игровые программы, конкурсы, флэш-мобы и т.д. могут стать факторами приобретения школьниками опыта социального действия, будучи реализованными  за пределами образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.

Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во...

Художественно - творческая деятельность обучающихся во внеурочное время в творческих объединениях в системе дополнительного образования детей - как сфера индивидуализации образования.

Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образова...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Друзья птиц" - "Формирование у детей подготовительной группы экологически правильного отношения к птицам средствами художественно-творческой деятельности"

Чтобы понимать, что такое природа, нас окружающая, ребенок обязательно должен научиться видеть ее красоту, понимать ее значение для человека, научиться действенно помогать природе....

Мастер-класс: « Использование возможностей социальной и информационно-образовательной среды во внеурочной деятельности»

Мастер-класс: « Использование возможностей социальной и информационно-образовательной среды во внеурочной деятельности»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Художественно-творческая мастерская» направленность: художественно-эстетическая возраст: 12-13 лет

Данная программа  по ИЗО  дает возможность юным талантам попробовать свои силы также и в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, лепка, моделирова...

Развитие творческих способностей учащихся в цифровой образовательной среде во внеурочной деятельности

Мой опыт работы по воспитанию уважения к национальной культуре, истории, традициям и обычаям нашей Родины в рамках внеурочной деятельности....