Образовательный проект "Летний волонтерско-туристический лагерь"
проект

Рудакова Наталья Юрьевна

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждении

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением музыкальных предметов

имени А. П. Иванова»

г. Бежецк, Тверская область

Социально-значимый проект

«Летний

волонтерско-туристический  лагерь»

Автор: Рудакова Наталья Юрьевна,

заместитель директора по воспитательной работе

2016 год

Пояснительная записка

Основной задачей современной школы наряду с обучением является и воспитание учащихся, формирование личности, способной к постоянному саморазвитию и успешной самореализации в жизни. В президентской инициативе «Наша новая школа» Д.А. Медведев отмечает: «Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной  жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов».

Каникулярный отдых – это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования, освоения мира, его познания. Задача педагогов и воспитателей – сделать это время полезным, интересным, незабываемым. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.

Но, к сожалению, в современных экономических условиях далеко не каждый родитель может обеспечить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых, в течение которого можно укрепить здоровье, снять напряжение, развить способности.  

Проект летнего лагеря предоставляет возможность родителям организовать отдых ребенка при школе, т.е.  данный проект является малозатратным, но вместе с тем предоставляющий ребенку широкий спектр возможностей самореализации, свободного проявления инициативы.

На основе анализа опыта работы нашей школы и с учетом основных направлений воспитания был разработан проект «Летний волонтерско-туристический лагерь».

Данный проект позволяет обеспечить занятость детей разного возраста, а именно школьников с  5 по 11 класс, а также детей находящихся в социально-опасном положении.

Лагерь как одна из форм внеклассной и внешкольной оздоровительно-воспитательной работы с учащимися органично объединяет в себе как каникулярный отдых и оздоровление, так и воспитание детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме, в условиях непосредственного общения с природой. Именно в таком лагере детям дается не только заряд бодрости и здоровья, но и определенный запас знаний и умений.

Данная модель волонтерско-туристического лагеря является логическим продолжением той работы, которая велась в Средней общеобразовательной школе №3 многие годы, а именно:

  • школа более 10 лет использует летние палаточные лагеря как основную форму летней занятости обучающихся;
  • волонтерская работа стала традиционной формой воспитания школьников;
  • в нашей школе воспитание православной культуры изначально было выделено в одно из приоритетных направлений работы. Совместно с БежецкойЕпахией в школе проводятся различные мероприятия, в том числе Детские божественные литургии, которые проходят в одном из зданий школы – бывшем Храме Иоанна Богослова;
  • программа школы с углубленным изучением музыкальных предметов позволяет создать самые благоприятные условия не только для образования, но и творческого развития обучающихся.

С учетом всех этих особенностей школы и был разработан данный проект, позволяющий охватить большое количество направлений образовательной и воспитательной деятельности современной школы.

Волонтерская работа является одной из современных образовательных технологий, и в рамках работы летнего лагеря у учеников есть отличная возможность попробовать себя в этом благородном и нужном деле. А о влиянии волонтерской деятельности на духовно-нравственное развитие личности говорить не приходится. Кроме того, участники проекта могут оказать большую помощь в благоустройстве территории монастыря и на огородном участке, которая окажется достаточно полезной. Ведь в монастыре осталось совсем немного послушниц и работников, но имеется большое подсобное хозяйство, которое требует ухода.

Туристическое направление – вторая неотъемлемая часть проекта. Туризм обеспечивает решение многих задач:

  • укрепляется здоровье  учащихся  благодаря значительным, но равномерно распределенным во времени физическим нагрузкам;
  • вырабатываются сознательная дисциплина и настойчивость, умение преодолеть трудности – качества столь необходимые  каждому в  жизни;
  • формируются в тесном взаимодействии детей и взрослых опыт коллективной деятельности, сотрудничество и сотворчество, взаимопомощь и взаимовыручка;
  • закладываются основы  жизнедеятельности человека: любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру, умение видеть и понимать прекрасное;
  • приобретаются  практические умения и навыки.

Совмещая активный отдых с творческой деятельностью, волонтерской работой,  туристическими мероприятиями подростки получат возможность наиболее полно раскрыть свой потенциал, приобретут уверенность в своих способностях, станут активными участниками общественно-полезной деятельности. А также смогут применить ранее полученные знания в новых жизненных условиях.

Кроме того, в лагере реализуется и еще одно направление образовательной деятельности – краеведческое, когда обучающиеся знакомятся с одним из уголков Тверской земли, который имеет свои особенности и свою историю. Это может помочь им в будущей активной проектной деятельности, участии в конкурсах различных уровней, в представлении своего жизненного опыта.

Актуальность проекта  заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний в области волонтерской работы, краеведения, туризма, а также возможности их практического применения.

Предлагаемая проектная модель позволяет обеспечить разумное сочетание отдыха, труда, физического и духовно-нравственного воспитания, познавательной деятельности, психологических аспектов, что будет способствовать формированию гражданской ответственности и активной жизненной позиции.

Цель: организация активного отдыха и волонтерской работы обучающихся школы в летний период.

Задачи:

  • оказание благотворительной помощи Николо-Теребенскому женскому монастырю;
  • оздоровление участников проекта благодаря пребыванию их на природе;
  • формирование навыков жизни в природных условиях;
  • изучение истории монастыря и православной культуры;
  • духовно-нравственное, патриотическое, трудовое воспитание и развитие творческой активности обучающихся;
  • развитие самостоятельности, самоуправления и групповое сплочение ученического и педагогического коллективов.

Сроки реализации проекта: июнь-декабрь 2016 года.

Форма реализации: палаточный лагерь.

Место реализации: Тверская область, Максатихинский район, поселок Труженик.

Этапы реализации:

I этап – подготовительный (июнь – 25 июля 2016 года). На данном этапе решаются следующие задачи:

  • создание нормативной базы;
  • подготовка документов для финансирования работы лагеря;
  • согласование работы лагеря с Управлением Роспотребнадзора, ОГИБДД МО МВД России, Управлением МЧС;
  • подготовка туристического снаряжения и хозяйственного инвентаря для лагеря;
  • закупка продуктов питания.

II этап – организационный (25 – 26 июля 2016 года). Этот этап предполагает:

  • организацию стоянки лагеря;
  • подвоз детей;
  • проведение инструктажей с педагогами и обучающимися;
  • распределение обязанностей в лагере.

III этап – основной (26 – 30 июля 2016 года). На этом этапе происходит:

  • функционирование лагеря;
  • реализация плана работы лагеря;
  • выполнение режима дня.

IV этап – заключительный (август – декабрь 2016). Основными задачами этого этапа являются:

  • подведение итогов работы лагеря;
  • анализ эффективности проекта;
  • выработка перспектив развития проекта;
  • представление опыта реализации проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта

В результате реализации проекта будут достигнуты следующие эффекты:

на уровне образовательного учреждения

1.  Разработка  и  реализация  программ  по работе волонтерско-туристического лагеря.

2.  Организация на базе лагеря образовательного пространства, совмещающего  образовательную, трудовую и творческую деятельность учащихся и их отдых.

3.  Положительная  динамика  показателей  воспитанности и развития навыков туризма  участников  образовательного  процесса.

4.  Повышение  профессиональной  компетентности,  активности педагогических работников образовательного  учреждения  и их участие в  инновационной деятельности.

5.  Развитие  у  педагогов ОУ готовности  к совершенствованию  волонтерско-туристического образования.

6.  Привлечение  внимания  общественности  к  опыту  работы образовательного учреждения по волонтерско-туристическому направлению.

7.  Повышение  рейтинга  образовательного  учреждения  в социуме.

на уровне педагогов

1.  Повышение  профессиональной  компетентности  в организации волонтерско-туристического воспитания и обучения детей.

2.  Приобретение  умений  выявлять  и  минимизировать  факторы риска в организации учебной и воспитательной работы  с учащимися.

3.  Расширение  диапазона  воспитательных  мероприятий  по  развитию  у обучающихся туристических  навыков и развитию волонтерской работы.

на уровне учащихся

1.  Формирование осознанного отношения к природе и  своему здоровью.

2.  Приобретение  знаний  в области краеведения  и туризма.  

3.  Развитие  навыков  и  норм  поведения,  способствующих развитию познавательной деятельности, формированию гражданской ответственности и активной жизненной позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"

Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление  ...

ПРОГРАММА профильной летней смены «Волонтеры - навигаторы» загородного оздоровительно – образовательного лагеря

Предлагаемая модель профильной лагерной смены - это оптимальный вариант сочетания оздоровительной работы в дни  летних каникул с развитием волонтерского движения среди подрастающего поколения....

«СЕМЬ-Я» ПРОГРАММА летнего оздоровительно-образовательного лагеря «Радуга» для воспитанников детского дома

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, «ЗМЕИНОГОРСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»         ...

Образовательная программа духовно-нравственного воспитания детского лагеря отдыха "Цветочный город"

Образовательная программа духовно-нравственного воспитания пришкольного детского лагеря отдыха с дневным пребыванием «Цветочный город»...

"ТРОПИНКАМИ РОДНОГО КРАЯ" программа оздоровительно-образовательного лагеря отдыха «Дружба» с дневным пребыванием детей и подростков

Цель: Создание оптимальных условий для оздоровления, творческого развития и рационального использования каникулярного времени; способствование  формированию эмоционально – ценностного отноше...