Урок памяти, посвященный блокаде Ленинграда
план-конспект урока (9 класс)

Попова Светлана Николаевна 05

Материал для использования на уроке или при проведении внеклассного мероприятия, посвященного блокаде Ленинграда. 

Город-герой Ленинград долгих 872 дня находился в условиях блокады. Период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года остался в памяти, как самый трудный период в истории Великой Отечественной Войны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок памяти:

«Духовный и нравственный подвиг жителей блокадного Ленинграда». Разработан  учителем истории и обществознания МБОУ Мучкапская СОШ Поповой С.Н для обучающихся 9-11 классов.

                                                                            И в ночи январской, беззвёздной,

                                                                            Сам дивясь небывалой судьбе,

                                                                       Возвращённый из смертной бездны,

                                                                                 Ленинград салютует себе!

                                                                                     Анна Ахматова.

Задачи Урока памяти:

1.Способствовать пониманию роли взрослых и детей в Великой Отечественной войне.

2.Развивать интерес к историческим событиям и судьбам людей, сохранивших мир на земле.

3.Воспитывать уважительное, неравнодушное отношение к событиям Великой Отечественной войны, ветеранам войны и труда.

4.Формировать положительные привычки  учащихся, стремление помочь людям,  пережившим войну.

Подготовительная работа:

1.Подбор исторических сведений о блокадном Ленинграде.

2.Подготовка сценария Урока памяти.

3. Подготовка литературно – музыкального оформления.

4.Подготовка слайдов по теме.

5.Оформление помещения для проведения Урока памяти.

Сценарий Урока памяти.

Звучит негромко музыка из песни «Священная война». На экран проецируются слайды по теме.

Учитель: 22 июня 1941г. германское командование начало приводить в исполнение план «Барбаросса», группа армий «Север» двинулась из Восточной Пруссии через Прибалтику на Псков и Ленинград.

Захват города на Неве нужен был фашистскому руководству для поднятия духа своей армии ,ведь обещанный Гитлером « блицкриг» давал серьёзные осечки. 6 сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург, расположенный у истоков Невы. С 8 сентября 1941г.движение судов по реке было парализовано, началась блокада Ленинграда.

Что такое блокада? Это 900 дней и ночей голода ,холода, бомбёжек, обстрелов, потеря близких и родных.

Ученица: Фашисты собирались победить нашу страну .Гитлер говорил: «Ленинград сам поднимет руки :он не минуемо падёт, раньше или  позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвёт наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью».

Ученик: Но город жил и трудился. С 23 ноября по Ладожскому озеру в осаждённый город пошли первые машины и обозы с продовольствием. Так  заработала Дорога жизни. Страна  не могла оставить в беде жителей Ленинграда. Эта  дорога, по которой в город везли продукты, лекарства и всё необходимое  , а обратно вывозили ленинградцев –блокадников на Большую землю, спасла тысячи жизней. Многим тем , кто обслуживал Дорогу жизни пришлось ценой своей жизни заплатить за спасение ленинградцев.

Ученица: Жители Ленинграда вели себя очень мужественно несмотря ни на что. Единственным продуктом питания был хлеб .Суточная норма в декабре 1941г. рабочим составляла 250 граммов, а всем остальным -125 граммов. В осаждённом городе повседневные дела становились подвигом.

Ученик: Работал в одном почтовом отделении старичок, Иван Васильевич. Сыновей проводил на фронт А его не взяли по возрасту. Однажды на почту поступил толстый конверт. Кто-то взял конверт , а из него выпала шоколадка. В городе , где люди хлеба досыта не ели , шоколад был дороже золота.  

Ученица: Совсем слаб был Иван Васильевич, еле ноги от истощения передвигал, но решил отнести конверт по адресу. Долго ждали его возвращения на почте, но так и не дождались.

Ученик : Прошло много лет , однажды на почту пришла молодая женщина в руках синяя обёртка от шоколадки. Пришла поклониться памяти вашего почтальона , он нам с братом жизнь спас..У нас с братом уже сил не было даже шаг сделать . а не то что в очереди на морозе за хлебом стоять. Но всё же брат собрался и у порога квартиры  наткнулся на мёртвого человека. В одной руке у него крепко зажата  плитка шоколада , а в другой –письмо от отца –лётчика.

Учитель: И это ни единственный пример стойкости и мужества ленинградцев.

Ученица : Высокие человеческие качества проявили учёные Ленинграда. В голодном блокадном Ленинграде была сохранена ценнейшая коллекция образцов  пшеницы, ячменя , кукурузы, картофеля и других ценнейших сельскохозяйственных культур, собранная выдающимся биологом Н.И.Вавиловым и его сотрудниками.

Ученик говорит на фоне музыки Седьмой симфонии Д.Шостоковича.

Ученик: Свой вклад в победу над врагом внесли и люди искусства. В осаждённом  Ленинграде под вой сирен и разрыва снарядов  рождалась знаменитая Седьмая  симфония ,одно из великих произведений  Дмитрия Шостоковича. К репетиции концерта автор приступил осенью 1941г., а премьера состоялась 9 августа 1942г. в Большом зале филармонии.

Ученица: Когда исполнение героической симфонии транслировалось из блокадного Ленинграда , вся страна переживала  трагедию заточённых в городе людей. Седьмая симфония потрясла не только ленинградцев – всю страну , весь мир. Её стали называть «Ленинградской» симфонией  всепобеждающего мужества и борьбы. Она укрепляла дух и вселяла надежду. Она стала музыкальным памятником военных лет.

Учитель: Каждый день во время блокады вела свои передачи на ленинградском радио поэтесса, прозаик Ольга Берггольц. Она как  могла поддерживала жителей осаждённого Ленинграда своим живым словом. Ребята , люди умирали , но не сдавались. Хочу привести  странички из дневника  школьницы Тани Савичевой:

« Женя умерла 28 декабря в12.30часов утра.1941г».

Женя-сестра Тани.

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа.1942г.»

«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра.1942г.»

Лёка – брат Тани.

«Дядя Вася умер 13 апреля  в 2 часа ночи.1942г.»

«Дядя Лёша , 10 мая в 4 часа дня.1942г.»

«Мама , 13 мая в 7.30 часов утра 1942года.»

«Умерли все».

«Осталась одна Таня».

Ученик: Несмотря на блокаду в городе оставались тысячи детей. В октябре 1941г. по инициативе учителей и родителей начались занятия. Много творческой инициативы и изобретательности проявили учителя. 542 выпускника блокадного Ленинграда получили свой документ об образовании. Весной и летом 1943 года  была проведена военная детская олимпиада, в которой приняли участие 1400 детей.

Учитель: Блокада была прорвана 18 января1943года. 27 января 1944года  Ленинград был освобождён от блокады .Этот день стал одним из величайших в истории Великой Отечественной  войны. Свыше 350 тысяч  солдат , матросов, офицеров , генералов и адмиралов были награждены орденами и медалями . 226 воинов стали Героями  Советского Союза.

Вечером 27 января Ленинград и вся страна услышали по радио  долгожданную весть о полном снятии 900дневной блокады великого города. Ныне живущим поколениям надо склонить голову перед памятью  блокадников. Цена блокады непомерно высока . Из 2миллионов 544 тысяч человек  в живых осталось 560 тысяч. Жертвы блокады  были захоронены в братских могилах  на Пискарёвском и других кладбищах  города.

Память погибших блокадников и освободителей  Ленинграда от блокады    прошу  почтить минутой молчания.

Выходят все участники. Звучит запись песни А.Пахмутовой  «Поклонимся великим тем годам».      

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:

1.Венок славы. Подвиг Ленинграда. Т.3

2.Отечественные Записки. Александров А. Ленинград. 900 дневная блокада, с.5-7

3.История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. В 6 т. М.: Военное из-во МО СССР, 1960.

4. blokada.otrok.ru/library/leningrad/index.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок, посвященный блокаде Ленинграда.

Необычный урок по математике для учащихся 5 класса....

Урок математики в 6 классе, посвященный блокаде Ленинграда

Урок дает возможность повторить формулы масштаба, длины окружности и площади круга и прикоснуться к страшным событиям января 1943 года.  Материал содержит конспект урока и приложение - презе...

Урок, посвященный блокаде Ленинграда: «900 дней и ночей мужества, стойкости, отваги…»

Цели и задачи урока:воспитание чувства гордости и любви к своей Родине;привитие уважения к героическому прошлому своего народа и чувства гордости за героическое прошлоеМесто проведения: кабинетХо...

Урок, посвященный Блокаде Ленинграда

Сценарий тематического урока и презентация...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТОРЖЕСТВЕННОГО МИТИНГА ПАМЯТИ, ПОСВЯЩЕННОГО БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА

Описание подготовки и проведения торжественного митинга памяти, посвященного Блокады Ленинграда с участием учащихся школы, их родителей, педагогического коллектива....

Урок памяти, посвященный Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год)

Урок памяти, посвященный Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год)...