Урок Мужества «900 дней, которые потрясли мир», посвященный блокаде Ленинграда
материал (11 класс) по теме

Крашенинина Мария Николаевна


Урок мужества для учащихся 9-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva.docx37.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Мужества «900 дней, которые потрясли мир», посвященный блокаде Ленинграда  

Цели урока: наглядно и образно воссоздать картину жизни и быта Ленинграда и его жителей в условиях 900-дневной блокады.

Оборудование: проектор, плакаты военного времени, фоторяд о блокадном Ленинграде, на столе 125 блокадных граммов «черного хлеба» и живые красные гвоздики.

Птичкин Вячеслав

Защитникам и жителям блокадного Ленинграда посвящается .

Мышов Алексей

            Сороковые,роковые ,

              Военные и фронтовые,

              Где извещенья похоронные

              И перестуки эшелонные .

             Гудят накатанные рельсы.

               Просторно.Холодно.Высоко.

              И погорельцы,погорельцы

             Кочуют с запада к востоку…

             Как это было! Как совпало-

            Война ,беда,мечта и юность!

           И это все в меня запало

           И лишь потом во мне очнулось!..

          Сороковые,роковые ,

            Свинцовые ,пороховые…

            Война гуляет по России,

            А мы такие молодые!

Муртаков Андрей      

Утром 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Для нашего народа началась Великая Отечественная война.

(Звучит 1 куплет и припев песни «Священная война»муз. А.Александрова ,сл.В.Лебедева –Кумача) на фоне показа на экране военной документальной кинохроники

Французов Илья  

Казалось ,было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю ,что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок ,в росинках весь,к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы ,кончив пить,в тот миг

Влезали в танки ,закрывали  люки.

Карасев Вадим

В соответствии с планом «Барбаросса» германский вермахт наносил одновременные удары в северном ,центральном и южном направлениях (Слова ученика сопровождаются показом на экране военной документальной кинохроники)

Кичигин Сергей

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит ,раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима ,широка.горда.

Но в час ,когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке,

И в краткий миг припомнить разом надо

Все ,что у нас осталось вдалеке,

Ты вспомнишь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину-такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли,припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском ,

Речонку со скрипучим перевозом.

Песчаный берег с низким ивняком….

Да,можно выжить в зной, в грозу ,  в морозы  ,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть…Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Булатов Марат

С самого начала войны Ленинград оказался между двух огней .С юга-запада к городу устремилась  немецкая группа армий «Север»,с севера  и северо-запада на него нацелена совместно с немецкими войсками финская армия .

В соответствии с планом «Барборосса» захват Ленинграда должен был предшествовать взятию Москвы.

Фахрутдинова Алина

10 июня 1941 года началась битва за Ленинград. Эта битва стала самой продолжительной в войне. Она длилась до 9 августа 1944года.

В различное время борьбу с врагом вели войска Северного,Сверо-Западного,Ленинградского,Волховского,Карельского и 2-го Прибалтийского фронтов ,Краснознаменного Балтийского флота,Ладожской и Онежской флотилий ,авиационные части и соединения ,и жители города на Неве.

Степанова Ольга

Из дневника немецкого генерала Ф. Гальдера , 8 июля 1941 года:

 После рассмотрения у Гитлера  плана окружения Москвы стало ясно «неколебимое решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землей,чтобы полностью избавиться от населения этих городов ,которое в противном случае мы потом будем вынуждены кормить в течение зимы.Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки.Это будет «народное бедствие»,которое лишит центров не только большевизма ,но и московитов (русских) вообще.

(показ кадров военной кинохроники)

Мартынова Екатерина

Мы предчувствовали полыханье

Этого трагического дня.

Он пришел.Вот жизнь моя, дыханье.

Родина! Возьми их у меня!

Я и в этот день не позабыла

Горьких лет гонения и зла ,

Но в слепящей вспышке поняла:

Это не со мной –с Тобою было,

Это Ты мужалась и ждала.

Нет,я ничего не позабыла !

Но была б мертва ,осуждена ,-

Встала бы на зов Твой из могилы ,

Все б мы встали ,а не я одна .

Я люблю Тебя любовью новой,

Горькой ,всепрощающей ,живой,

Родина моя в венце терновом,

С темной радугой над головой.

Он настал ,наш час,

И что он значит-

Только нам с Тобою знать дано.

Я люблю Тебя –я не могу иначе,

Я и ты – по-прежнему –одно.

( показ фрагментов военной кинохроники)

Зимина Анна

В подписанной А.Гитлером директиве говорилось:»После разгрома Советской России существование этого огромного города не будет иметь никакого смысла .Финляндия также  сообщила нам ,что она не заинтересована в дальнейшем существованием города рядом с ее новыми границами…

Предлагается плотно блокировать город, сровнять его с землей с помощью артиллерии всех  калибров и непрерывных бомбардировок с воздуха .Если в результате создавшейся в городе обстановки последуют заявления о сдаче города ,они должны быть отклонены»

Боровикова Анастасия

Позднее Гитлер уверенно заявит: «Ленинград теперь сам поднимет руки:он неминуемо падет , раньше или позже.Никто оттуда не освободится ,никто не прорвется через наши линии.Ленинграду суждено умереть голодной смертью».

Меркулова Анастасия

8 сентября ,несмотря на героическую борьбу советских войск,город оказался в клещах окружения. Группа армий «Север» стремилась прорваться к Ленинграду.Ценой  неимоверных потерь и напряжений всех сил советские войска сдерживали натиск противника

( на экране –фрагменты кинохроники)

Птичкин Вячеслав

8 сентября 1941 года немецко-фашистским войскам удалось прорваться к Ладожскому озеру,захватить Шлиссельбург и перерезать сухопутные коммуникации ,связывающие Ленинград со всей страной.

Враг пытался штурмом овладеть городом,но был отбит и остановлен на ближних подступах к нему.

Началась героическая эпопея борьбы армии,флота и жителей города с врагом в тяжелейших условиях блокады ,в кольце которой казались более 2,5 млн. человек гражданского населения и войска Ленинградского фронта

Мышов Алексей

Он сердцем помнил:береги

Вот эти мирные границы,-

Не раз,как волны,шли враги,

Чтоб о гранит его разбиться.

Исчезнуть пенным вихрем брызг,-

Бесследно кануть в бездне черной-

А он стоял,большой,как жизнь,

Ни с кем не схожий,неповторный!

И под фашистских пушек вой !

Таким,каким его мы знаем,

Он принял бой ,как часовой,

Чей пост вовеки несменяем!

Муртаков Андрей

Из воззвания рабочих  Кировского завода к воинам ,защитникам Ленинграда,1941 год:

«Воины Красной Армии,знайте,что ни бомбы ,ни снаряды ,никакие военные испытания и трудности не поколеблют нашей решимости сопротивляться,отвечать на удар ударом, не заставят нас забыть клятвенное обещание :истребить врага до последнего…Пусть каждый из вас  высоко несет почетное звание советского воина ,твердо и нерушимо выполняют свою священную обязанность- защищать Родину с оружием в руках.Ляжем костьми,но преградим  дорогу врагу.Мы никогда не были рабами и никогда не будем.Умрем ,но Ленинграда не сдадим!»

Французов Илья

Мы знаем,что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя,русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим дадим,и от плена спасем

Навеки!

Булатов Марат

После некоторых неудачных попыток наступления Гитлер предпочел сменить тактику ,сказав:»Этот город надо уморить голодом.Перерезать все пути подвоза ,чтобы туда мышь не могла проскочить.Нещадно бомбить с воздуха,и тогда город рухнет ,как переспелый плод.»

Начались постоянные бомбежки и обстрелы города. Каждый день Ленинград подвергался артиллерийскому обстрелу,и каждую ночь-воздушным налетам.

( на экране – фрагменты кинохроники)

Степанова Ольга

Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия.Хлеб доставлялся теперь только по воздуху и ледовой дороге через Ладожское озеро.

Боровикова Анастасия

Птицы смерти в зените стоят.

Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг- он дышит,

Он живой еще,он все слышит:

Как на влажном балтийском дне

Сыновья его стонут во сне,

Как и недр его вопли: «Хлеба!»

До седьмого доходят неба…

Отворите райскую дверь,

Помогите ему теперь.

Мартынова Екатерина

Нормы карточного снабжения ленинградцев:

Ежедневно выдавали только хлеб, остальные продукты отпускались раз в декаду, да и то не всегда. Керосин с сентября 1941 года по февраль 1942 года гражданскому населению не выдавался. Электричества не было. Хлеб состоял на 10 % из воды, на 10 % из целлюлозной муки и на 30 % из суррогатов и заменителей.

Меркулова Анастасия

Началась массовая гибель населения. В декабре 1941 года умерло 53 тысячи человек, в январе 1942 года – более 100 тысяч человек, в феврале – более 100 тысяч, а в марте – более 95 тысяч человек.

Кичигин Сергей

Из воспоминаний Д.С. Лихачева: «Ленинградцев в голод спасала дуранда. А что такое дуранда – узнайте, зайдите как-нибудь в фуражный магазин, где продают корм для скота. Впрочем, мы ели не только дуранду. Ели столярный клей. Варили его, добавляли пахучих специй и делали студень. Дедушке, моему отцу, этот студень очень нравился. Столярный клей я достал в институте – 8 плиток. Пока варили клей, запах был ужасающий. В клей клали сухие коренья и ели с уксусом и горчицей. Тогда можно было как-то проглотить. Еще мы ели кашу из манной крупы. Этой манной мы чистили детские шубки белого цвета. Манная крупа была с шерстинками от шубы, имела густо-серый цвет от грязи, но все были счастливы, что у нас оказалась такая крупа. В начале войны мы купили несколько бутылок уксуса и несколько пачек горчицы. Интересно, что когда мы эвакуировались и продавали вещи, то бутылки с уксусом продавали за 150 рублей. Они ценились так же, как письменный прибор».

Птичкин Слава

А вы, мои друзья последнего призыва!

Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.

Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,

А крикнуть на весь мир все ваши имена!

Да что там имена, ведь все равно – вы с нами!

Все на колени, все! Багряный хлынул свет!

И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами –

Живые с мертвыми: для славы мёртвых нет. (на экране кадры кинохроники)

Шустрова Анастасия

Война не щадила солдат, не щадила мирных жителей. Жертвами ее становились и дети. Дети блокадного Ленинграда… Они переносили тягостные испытания наравне со взрослыми. Многие из них не пережили блокаду.

Загудаева Анастасия

Из дневника Юры Рябинкина. Ноябрь – Декабрь 1941 года, г. Ленинград:

«Ноябрь. Теперь я забочусь о себе. Сплю одетым, слегка прополаскиваю разок утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. В квартире у нас холодно, темно… Я здесь живу в голоде, холоде. Сегодня вечером после тревоги сходил в магазин. В рукопашной схватке, в огромной тесноте, такой, что кричали, стонали, рыдали взрослые люди, удалось ценой невероятных усилий пробиться без очереди и получить 190 грамм сливочного масла и 500 грамм колбасы из конины  с соей. Декабрь. Каждый прожитый мною день приближает меня  к самоубийству. Выхода нет. Тупик. Какой страшный голод! Страшный голод! Но я хочу жить! Я потерял свою честность… Я постиг свой удел… Сегодня, возвращаясь из булочной, я взял довесок хлеба от мамы и Иры граммов 25 и укромно съел. Я скатился в пропасть, названную полнейшим отсутствием совести, бесчестием и позором… Я недостойный сын своей матери.

Муртаков Андрей

Из дневника маленькой жительницы блокадного Ленинграда Тани Савичевой (демонстрируется видеофрагмент,посвященный ленинградке Тане Савичевой)

«Бабушка умерла 25 января… Дядя Алёша 10 мая… Мама 13 мая в 7-30 утра… Умерли все. Осталась одна Таня». Разве эти строки, написанные детьми, могут оставить кого-то из нас равнодушными.

Мышов Алексей

Из воспоминаний Д.С. Лихачева: «В декабре появились какие-то возможности эвакуации на машинах через Ладожское озеро. Эту ледовую дорогу называли дорогой смерти (а вовсе не дорогой жизни, как называли ее наши писатели впоследствии). Немцы ее обстреливали, дорогу заносило снегом, машины часто проваливались в полынье. Рассказывали, что одна мать сошла с ума: она ехала во второй машине, а впервой ехали ее дети. Эта первая машина на ее глазах провалилась под лед. Ее машина быстро объехала полынью, где дети корчились под водой , и помчалась дальше, не останавливаясь. Сколько детей умерло от истощения, было убито, провалилось под лед, замерзло или пропало без вести на этой дороге! Один бог ведает».

Кичигин Сергей

Баллада о черством куске

По безлюдным проспектам оглушительно звонко

Громыхала на дьявольской смеси трехтонка.

Леденистый брезент прикрывал ее кузов -

Драгоценные тонны замечательных грузов.

Молчаливый водитель, примерзший к баранке,

Вез на фронт концентраты, хлеба вез он буханки,

Вез он сало и масло, вез консервы и водку,

И махорку он вез, проклиная погодку.

Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.

Был он худ. Был похож на голодную птицу.

И казалось ему, что водителя нету,

Что забрел грузовик на другую планету.

Вдруг навстречу лучам - синим, трепетным фарам

Дом из мрака шагнул, покорежен пожаром.

А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито,

Снег летел, как мука,- плавно, медленно, сыто...

- Стоп! - сказал лейтенант.- Погодите, водитель.

Я,- сказал лейтенант,- здешний все-таки житель.

И шофер осадил перед домом машину,

И пронзительный ветер ворвался в кабину.

Французов Илья

И взбежал лейтенант по знакомым ступеням.

И вошел. И сынишка прижался к коленям.

Воробьиные ребрышки... Бледные губки...

Старичок семилетний в потрепанной шубке...

- Как живешь, мальчуган? Отвечай без обмана!..

- И достал лейтенант свой паек из кармана.

Хлеба черствый кусок дал он сыну: - Пожуй-ка,-

И шагнул он туда, где дымила «буржуйка».

Там - поверх одеяла - распухшие руки,

Там жену он увидел после долгой разлуки.

Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи

И в глаза заглянул, что мерцали, как свечи.

Но не знал лейтенант семилетнего сына.

Был мальчишка в отца - настоящий мужчина!

И, когда замигал догоревший огарок,

Маме в руку вложил он отцовский подарок.

А когда лейтенант вновь садился в трехтонку: -

Приезжай! - закричал ему мальчик вдогонку.

И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито.

Он летел, как мука,- плавно, медленно, сыто...

Степанова Ольга

Грузовик отмахал уже многие версты

Освещали ракеты неба черного купол

Тот же самый кусок - ненадкушенный, черствый

Лейтенант в том же самом кармане нащупал.

Потому что жена не могла быть иною

И кусок этот снова ему подложила.

Потому что была настоящей женою.

Потому что ждала. Потому что любила

Грузовик по местам проносился горбатым

И внимал лейтенант орудийным раскатам,

И ворчал, что глаза снегом застит слепящим,

Потому что солдатом он был настоящим

Булатов Марат

В памяти поколений остались тысячи ленинградцев, сумевших ценой своей жизни сохранить город и приблизить победу. Навсегда остался в истории безвестный голодный почтальон, несший по адресу присланный кому-то шоколад, вручивший его – и умерший на пороге квартиры. Остался учёный В.Л. Комарович, умирающий от голода, считавший дни – и работавший над своей докторской диссертацией. Художник Чупятов и его жена умерли от холода. Умирая, он рисовал, писал картины. Когда не хватило холста, он писал на фанере и на картоне.

Фахрутдинова Алина

Все 900 дней блокады Ленинграда ученые всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света академиком Н.И. Вавиловым. Бомбежки и артобстрелы, голод и холод, казалось, испытывали людей на прочность. Особенно мучителен был голод. А рядом стояли коробки с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку, возьми, брось котелок, вари  и ешь. Но измученная голодом, доведенная до дистрофии горстка ученых, не съела тогда ни единого зернышка. Бесценная коллекция была сохранена. В осажденном Ленинграде работал над своей симфонией Д.Д. Шостакович. 7-ая симфония Шостаковича стала музыкальным памятником блокаде и войне. (звучит фрагмент 7-й симфонии)

Мартынова Екатерина

Вначале 1944 года советские войска приступили к проведению ленинградско-новгородской наступательной операции. Она продолжалась 48 суток. 27 января 1944 была окончательно снята блокада Ленинграда.

Меркулова Анастасия

Сзади нарвские были ворота,

Впереди была только смерть…

Там советская шла пехота,

Прямо в желтые жерла «Берт».

Вот о вас и напишут книжки:

«Жизнь свою  за други своя»,

Незатейливые парнишки –

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,

Внуки, братики, сыновья!

Зимина Анна

Славно начато славное дело
В грозном грохоте, в снежной пыли́,
Где томится пречистое тело
Осквернённой врагами земли.
К нам оттуда родные берёзы
Тянут ветки и ждут и зовут,
И могучие деды-морозы
С нами сомкнутым строем идут.

Вспыхнул над молом первый маяк,
Других маяков предтеча, —
Заплакал и шапку снял моряк,
Что плавал в набитых смертью морях
Вдоль смерти и смерти навстречу.

Победа у наших стоит дверей…
Как гостью желанную встретим?
Пусть женщины выше поднимут детей,
Спасённых от тысячи тысяч смертей, —
Так мы долгожданной ответим.

Меркулова Анастасия

За 900 блокадных дней погибли 16 467 человек. Еще около миллиона погибло от голода, ставшего самым страшным испытанием для осажденных. Люди умирали от голода прямо на улицах, где оставались лежать – их не успевали хоронить. На 1 января 1944 года в Ленинграде насчитывалось всего 560 тысяч жителей – 1/6 часть его довоенного населения.

Загудаева Анастасия

Наш отчий дом - блокадный Ленинград!

О нём грустим, ночами вспоминаем,

Но в этот день мы шли, как на парад,-

Он сказкой был! Был долгожданным раем!

Прорыв блокады, свет прожекторов,

Цветных огней сверкающая гамма,

Толпа людей у невских берегов

И детский крик: «Мы победили, мама!»

Всё это было, кажется, вчера

(Года летят, а память не слабеет).

Где вы, мальчишки с нашего двора?

Кто их найдёт, поймёт и отогреет?

А нам, считайте, очень повезло –

Наш жребий вроде звёздного билета:

Остались живы всем чертям назло!

Благодарим всевышнего за это!

Мышов Алексей

Эпитафия на Пискарёвском мемориальном кладбище.

Здесь лежат ленинградцы, Здесь горожане- мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты- красноармейцы, всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград, колыбель революции.

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита,

Но, знай, внимающий этой памяти, никто не забыт и ничто не забыто.

В город ломились враги, в броню и железо одеты,

Но с армией вместе встали рабочие, школьники, учителя, ополченцы

И все, как один, сказали они: «Скорее смерть испугается нас, чем мы смерти».

Французов Илья

Не забыта голодная, лютая, тёмная зима 41-42,

Ни свирепость обстрелов, ни ужас бомбёжек в 43.

Вся земля городская пробита,

Ни одной вашей жизни, товарищи, не позабыто.

Под непрерывным огнём с неба, с земли и с воды

Подвиг свой ежедневный вы совершали достойно и просто,

И вместе с Отчизной своей вы все одержали победу.

Так пусть же пред жизнью бессмертной вашей

На этом печально- торжественном поле вечно склоняют знамёна

Народ благодарный, Родина- мать и город- герой Ленинград! (фрагменты кинохроники)

Кичигин Сергей

Защитники и жители Ленинграда своим мужеством, стойкостью, своим сопротивлением совершили настоящий подвиг – подвиг длиною 900 дней и ночей. Подвиг беспримерный, который вдохновлял всю армию, страну и не может быть с годами забыт. В 1942 году советским правительством была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой удостоены полтора миллиона защитников города.

Птичкин Вячеслав

Предлагаю почтить память погибших защитников города, тех, кто не дожил до победы, минутой молчания. Прошу всех встать. Объявляется минута молчания.

Завершающим аккордом урока звучит фрагмент 7-ой симфонии Шостаковича.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок, посвященный блокаде Ленинграда.

Необычный урок по математике для учащихся 5 класса....

Урок мужества "900 дней в кольце блокады"

Презентация содержит матеириал по блокаде Ленинграда. Применяется к урокам мужества....

900 дней (к 70-летию снятия блокады Ленинграда)

Разработка внеклассного мероприятия для старших школьников. Содержит материал о трагических днях блокады Ленинграда, о подвигах ленинградских  школьников....

900 дней которые потрясли мир (внеклассное мероприятие)

Донести до детей ужасы блокады. Вера в самих себя. Гордость за Родину. ВЫрастить патриотов....

Урок, посвященный блокаде Ленинграда: «900 дней и ночей мужества, стойкости, отваги…»

Цели и задачи урока:воспитание чувства гордости и любви к своей Родине;привитие уважения к героическому прошлому своего народа и чувства гордости за героическое прошлоеМесто проведения: кабинетХо...

Урок Мужества «900 дней, которые потрясли мир», посвященный блокаде Ленинграда

Урок Мужества «900 дней, которые потрясли мир», посвященный блокаде Ленинграда...

Непокоренный Ленинград. 900 дней, которые потрясли мир.

Урок мужества, посвященный знаменательной дате Великой Отечественной войны: 27 ЯНВАРЯ - день снятия блокады Ленинграда.  Но сначала немного истории.На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистс...