Непокоренный Ленинград. 900 дней, которые потрясли мир.
методическая разработка по истории (7 класс)

Коняхина Татьяна Валерьевна

Урок мужества, посвященный знаменательной дате Великой Отечественной войны: 27 ЯНВАРЯ - день снятия блокады Ленинграда.  

Но сначала немного истории.

На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель. Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов.

Ужасную участь готовил Гитлер городу Ленинграду (нынче Санкт-Петербург). «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград…

         Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей.

       -Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город, наш народ как один поднялся на защиту своей Родины. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. А женщины рыли окопы вокруг города. Солдаты устанавливали зенитные установки. Началась эвакуация мирных жителей.

Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады, отрезав Ленинград от всей страны. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzhestva.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Отрадненская средняя общеобразовательная школа

методическая разработка урока

истории

на тему:  

Непокоренный Ленинград.

900 дней, которые потрясли мир.

Разработана:  

Учителем истории

Коняхиной Татьяной Валерьевной

п. Отрадный, 2022 г.

Цели:

  1. Сформировать у обучающихся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в период блокады.
  2. Ознакомить с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда.
  3. Сформировать патриотические чувства ребят к своей Отчизне.
  4. Сформировать чувства уважения к людям, прошедшим войну и пережившим блокаду, восхищение их подвигом, чувства сопереживания к блокадным детям.

Задачи:

Образовательные:

1) сформировать представление у обучающихся о целях немецкого командования в отношении наступления группы армии «Север»;

2) сформировать представление у обучающихся о жизни ленинградцев в блокадном городе;

3) познакомить обучающихся с конкретными личностями, явившими примеры мужества и стойкости ленинградцев;

4) изучить понятия: «блокада», «невский пятачок», «ивановский пятачок», «дорога жизни», буржуйка;

 5)  рассмотреть сведения об организации обороны Ленинграда, о военных действиях Красной армии в период блокады.

Коррекционно-развивающие: 

развивать умения логически излагать факты, делать выводы, анализировать, вычленять главное, работать с фактами.

Воспитательные: Воспитывать, патриотизм, мужество, гражданскую позицию по неприятию и противодействию в обществе идеям фашизма и экстремизма; понимание важности сохранения в обществе традиций, связанных с памятью о Великой Отечественной войне: посещать мемориальные комплексы, сохранять могилы героев, павших за Отечество, воспитывать гордость за свое Отечество.

Основные знания: Блокада Ленинграда длилась 900дней и ночей; Дорога жизни; 1944 г - полное снятие блокады.

Основные термины: Блокада, буржуйки, «невский пятачок», «ивановский пятачок», «дорога жизни», буржуйка.

Оборудование и материалы: карта «Великая Отечественная война 1941 - 1945г», иллюстрации на тему символы блокадного Ленинграда: метроном, санки, бидон, керосиновая лампа, фотография Тани Савичевой; стихотворение Ольги Бергольц «Никто не забыт и ничто не забыто!", фрагменты из «ленинградской симфонии» Д. Шостаковича

Продолжительность: 45 минут.

                               

Ход урока.

  1. Организационный момент.

1.1 Стихотворение Ольги Бергольц «Никто не забыт, ничто не забыто»

  1. Изучение нового материала. 
  1. Планы Гитлера
  2. Начало блокады Ленинграда
  3. Жизнь ленинградцев во время блокады Ленинграда
  4. Дневник Тани Савичевой.
  5. Прорыв блокады Ленинграда
  6. Потери во время блокады Ленинграда
  7. Минута молчания.
  8. Памятники ВОВ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
  1. Рефлексия.

1.1 На столе стоит зажжённая керосиновая лампа. Ученица 8 «Б» класса, Кондрат Юлия, читает стихотворение Ольги Бергольц «Никто не забыт, ничто не забыто».

Вводное слово преподавателя:

Здравствуйте, уважаемые обучающиеся.  В 1995 г. 13 марта президент РФ Б.Н. Ельцин подписал ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России", в котором говорится: «Настоящий Федеральный закон устанавливает дни славы русского оружия - дни воинской славы (победные дни) России (далее - дни воинской славы России) в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества».

 Сегодня на занятии мы поговорим об одном из Дней воинской славы - Дне полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год); отмечаемом 27 января.

Сегодня мы проводим урок мужества, посвященный знаменательной дате Великой Отечественной войны: 27 ЯНВАРЯ - день снятия блокады Ленинграда.  

Но сначала немного истории.

На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель. Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов.

Ужасную участь готовил Гитлер городу Ленинграду (нынче Санкт-Петербург). «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград…

         Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей.

       -Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город, наш народ как один поднялся на защиту своей Родины. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. А женщины рыли окопы вокруг города. Солдаты устанавливали зенитные установки. Началась эвакуация мирных жителей.

Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады, отрезав Ленинград от всей страны. 

 Звучит звук метронома…

2.1. «Планы Гитлера» о планах немцев в отношении Ленинграда.

Приложение 1.

Слова преподавателя: давайте посмотрим, как началась блокада Ленинграда, что происходило в те дни…

2.2. «Начало блокады Ленинграда».

Приложение 2.

Слова преподавателя: давайте посмотрим, как началась блокада Ленинграда, что происходило в те дни… была организована жизнь в блокадном городе.

2.3. «Жизнь ленинградцев во время блокады Ленинграды».

Приложение 3.

Слова преподавателя: Особая страница блокады — это дети. Символом трагедии детей стал дневник 11 летней девочки Тани Савичевой.

2.4. «Ленинградская девочка Таня Савичева».

Приложение 4.

Преподаватель: я предлагаю посмотреть видео «Дети блокадного Ленинграда» youtube.comwatch?v=RMId7laeSx8 под песню Тамары Гвердцители «Дети войны».

Преподаватель: город не сдавался он жил и выживал как мог.  На линии фронта.  Солдаты сдерживали наступление немцев ценой огромных жизней. Самым опасным местом для фронта Красной Армии был «Невский пятачок»  просмотр видео «Невский пятачок» moscatalogue.netvideo/Ys-aouxWSvw.html

Преподаватель: за годы блокады не однократно Красная Армия пыталась прорвать  блокаду, она из попыток это Любаньская операция moscatalogue.netvideo/Ys-aouxWSvw.html.

 Преподаватель: наконец в январе 1943 года блокада будет прорвана.

2.5. Давайте об этом послушаем сообщение «Прорыв блокады»

Приложение 5.

Преподаватель: Таким образом прорванная блокада дала городу жизнь. Но жертвы были огромны.

2.6. Потери во время блокады Ленинграда

До войны в городе проживало 2 млн 800 тысяч человек.

За годы блокады умерло 1 млн. человек (среди них 632 253 погибли от голода), погибло в результате боев 1 млн. человек.

Сразу после войны на Пискаревском кладбище был установлен памятник защитникам Ленинграда.

2.7. МИНУТА МОЛЧАНИЯ ПОД ЗВУК МЕТРОНОМА.

И видео youtube.comwatch?v=F0Kk_-OS4xQ

В 1965 году за героизм и мужество   Ленинграду было присвоено звание Города-героя.

2.8.  В Санкт-Петербурге и Ленинградской области есть памятники, увековечившие трагические события блокады. «Памятники ВОВ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области».

В послевоенное время в СССР люди в поздравительных письмах и открытках всегда добавляли слова. Желаю мирного неба над головой, т.к. люди, пережившие трагедию и потерявшие родных и близких, понимали важность этих слов. Сейчас эта традиция ушла. Я хочу вместе с Вами к ней вернуться. У вас на партах лежат белые голуби напишите на них пожелания «Мирного неба над головой» своим родным и близким. Это важно для каждого Человека!

София Ротару - Аист на крыше / Sofia Rotaru - Aist na kryshe (Stork on the roof) (1985)

Рефлексия: раздаются листы обучающимся с вопросами.

Приложение 6.

ШостаковичСимфония № 7(«Ленинградская»). Гергиев

ok.ru

Приложение 1.

Сообщение на тему: «Планы Гитлера»- Мальбранк Алекс

Изначально «Командование группы армий «Север» имело цели к ноябрю 1941 г. взять Ленинград и овладеть его материальными ценностями. Наступление на Ленинград началось одновременно с битвой под Москвой.

Германским войскам не удалось взять Ленинград в результате прямого наступления.        8 сентября 1941 г., на 79 день войны, немцы овладели Шлиссельбургом на Ладожском озере и город оказался полностью блокированным с суши. Началась почти 900-дневная блокада, которая Ленинграду и его жителям уготовила страшную судьбу.

21 сентября 1941 г.  в вермахт была представлена записка, в которой предлагались разные варианты решения судьбы Ленинграда.

Варианты действий были следующими:

Первый. Немцы занимают город и поступают с ним так же, как с другими русскими большими городами. Авторы отклоняют этот вариант, ибо «тогда надо брать на себя ответственность за снабжение населения», то есть надо заботиться об обеспечении ленинградцев в том числе и продовольствием, чего нацисты делать не собирались.

Второй план. ««Город блокируем», - говорится в документе, - окружаем колючей проволокой под током, простреливаем из пулемётов». Но и этот вариант неприемлем, так как «наиболее слабые из двух миллионов человек погибнут от голода... Возникает опасность эпидемии, которая распространится на наших солдат. Кроме того, под вопросом, будут ли немецкие солдаты способны стрелять в прорывающихся женщин и детей». Этот вариант тоже не подошел.

Третий. «Женщин, детей и стариков вывести за пределы кольца блокады, остальных уморить голодом». По мнению разработчиков, предложенная эвакуация «едва ли выполнима...» Отрицательным, с их точки зрения, является то, что «остальное голодающее население Ленинграда опять-таки может стать очагом эпидемий».

И, наконец, четвёртый. «После продвижения вперёд танков и осуществления блокады города отойти снова за Неву и район севернее этого участка передать Финляндии». Но и этот вариант, неприемлем, так как «...Финляндия неофициально заявила, что она хотела бы, чтобы её граница проходила по Неве, исключая Ленинград. Как политическое решение - хорошее. Но вопрос о населении Ленинграда Финляндия не решит, это должна сделать Германия».

Как видим, все варианты неприемлемы. Составители записки делают вывод: «Мы заявляем перед миром, - пишут они, - что Сталин защищает Ленинград как крепость. Таким образом, мы вынуждены обращаться с городом и его населением как с военным объектом».

Авторы дают рекомендацию, как ввести в заблуждение мировое общественное мнение. «Мы разрешаем Рузвельту, - пишут они, - после капитуляции Ленинграда обеспечить его население продовольствием, за исключением военнопленных, или перевезти его в Америку под наблюдением Красного креста на нейтральных судах».

Но далее говорится: «Разумеется, это предложение не будет принято, но его нужно использовать в целях пропаганды».

Следует отметить нацисты придавали важное значение пропаганде. Они вынуждены были в какой-то мере считаться с международным общественным мнением. Объяснить «необходимость» уничтожения такого всемирно известного города, как Ленинград, было невозможно. И тогда Геббельс получил указание сфабриковать «русский план», согласно которому советские войска сами уничтожили Ленинград.

Нацисты решили уничтожить Ленинград, его жителей самыми варварскими и бесчеловечными средствами: голодом, холодом, артиллерийскими обстрелами и бомбёжками. 

16 сентября 1941 г. Гитлер в одной из бесед говорил: «Ядовитое гнездо Петербург, из которого так долго «бьёт ключом» яд в Балтийское море, должен исчезнуть с лица земли. Город уже блокирован; теперь остаётся только обстреливать его артиллерией и бомбить, пока водопровод, центры энергии и всё, что необходимо для жизнедеятельности населения, не будет уничтожено.».

Самым тяжелым периодом блокады были осень 1941 года и зима 1942 года, но город выстоял. Гитлеровцы летом 1942 г. вновь готовились овладеть Ленинградом. Группа армий «Север» получила указания о подготовке новой операции по захвату Ленинграда, получившей наименование «Фойерцаубер» («Волшебный огонь»), а позднее - «Нордлихт» («Северное сияние»).

Упор делался на удары с воздуха и жёсткие артиллерийские обстрелы жилых кварталов, чтобы сломить сопротивление населения. На втором этапе задачей операции «Нордлихт» является овладение Ленинградом и «сравнять его с землёй».

Гитлер приказал устроить в Ленинграде «величайший в мире фейерверк». На Ленинград нацисты планировали наносить удары в течение пяти дней, считая, что этого времени было достаточно, чтобы превратить город в руины.

Факт. Из приказа начальника германского военно-морского штаба:

В сентябре 1941 года крупная немецкая группировка «Север» захватила подступы к городу. В короткий срок Ленинград был превращен в город-крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22000 огневых точек

Фашисты ежедневно проводили артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем Ленинград обстреливался из дальнобойных орудий, а ночью на город с самолетов сбрасывались зажигательные и фугасные бомбы.

Приложение 2.

Сообщение на тему: «Начало блокады Ленинграда»

Отчет блокады начинается с 8 сентября, когда фашистская армия захватила Шлиссельбург, замкнув кольцо вокруг Ленинграда. Советские войска отступали за р. Неву и Ладожское озеро. Ленинград оказался в кольце окружения. Расстояние от расположения немецких частей до центра города не превышало 15 км. В пригородах появились мотоциклисты в германской форме.

Тогда это казалось ненадолго. Никто не предполагал, что блокада затянется почти на девятьсот дней.

Советское командование также не предполагало такого варианта развития событий. Руководство частей, которые обороняли Ленинград, в первые дни блокады не сообщали о замыкании гитлеровскими войсками кольца: была надежда, что оно будет быстро разорвано. Но этого не случилось.

Противостояние, затянувшееся больше, чем на два с половиной года, унесло сотни тысяч жизней. Блокадники и войска, которые не пускали германские войска в город, понимали, ради чего все это. Ленинград открывал дорогу к Мурманску и Архангельску, где разгружались корабли союзников СССР, привозившим продовольствие, военную технику и вооружение, остро необходимые нашей стране для ведения военных действий в начале Великой Отечественной войны. Всем было понятно, что, сдавшись, Ленинград подписал бы себе приговор – этого прекрасного города просто не было бы.

Поэтому оборона Ленинграда позволила перекрыть путь для захватчиков к Северному морскому пути и отвлечь на себя значительные силы врага.

Как только новость о том, что германские войска замкнули кольцо, разнеслась по городу. Жители Ленинграда скупили в магазинах все продукты, а в сберкассах со сберегательных книжек сняли все деньги.

Не все смогли уехать заранее. В первые дни блокады германская артиллерия начала вести постоянные обстрелы, покинуть город стало практически невозможно.

8 сентября 1941 года от одного из снарядов загорелись Бадаевские склады, где хранился стратегический запас продовольствия. Именно это стало причиной голода, который пришлось пережить оставшимся в нем жителям.

К 12 сентября была проведена ревизия продовольствия, которая показала, что оставшихся в городе продуктов, хватит только на месяц-два.

За период блокады нормы хлеба снижались три раза. Как завозить еду, решалось на самом «верху». К 25 декабря 1941-го нормы выдачи хлеба были повышены.

Ввод продовольственных карточек был сделан сразу – в течение первых дней длокады.. Нормы продуктов были рассчитаны исходя из минимума, который не позволил бы человеку просто умереть. Магазины перестали торговать продуктами. За продовольственными пайками выстраивались огромные очереди. Люди боялись, что им не хватит хлеба.

Фильм об одном из самых известных произведений, написанных Д. Шостаковичем. 7-ю симфония создавалась им в осажденном Ленинграде и сразу же стала ярким антифашистским символом. В годы Второй мировой войны ее исполняли по всему миру. Лучшие дирижеры США соперничали за право быть первым, кто получит заветную партитуру. Однако самое известное исполнение 7-ой состоялось в самом Ленинграде. Это случилось спустя год после начала блокады, когда в городе уже почти не оставалось музыкантов. Кто-то из них был на передовой, кто-то в эвакуации, а оставшиеся в Ленинграде – либо погибли от голода, либо были крайне истощены. Несмотря на это, в городе нашлись люди, которые смогли собрать большой симфонический оркестр и исполнить симфонию. Для окруженного города — это выступление стало по-настоящему переломным. После первой, - самой суровой блокадной зимы, унесшей больше всего жизней, - люди впервые почувствовали, что их город жив, что он – сопротивляется. То же почувствовали тогда и немецкие офицеры, окружавшие город. До их частей доходила трансляция симфонии и в тот момент они, по их же воспоминаниям, поняли, что этот город им не взять.

Приложение 3.

Сообщение на тему: «Жизнь ленинградцев во время блокады Ленинграда» - Зоя

Началась блокада. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были введены карточки на хлеб, другого продовольствия просто не было, очереди в булочные превратились в огромные «хвосты». Люди стояли часами. Нормы хлеба в блокадном Ленинграде снижались 5 раз. Самое последнее снижение было 20 ноября 1941 гг.  рабочим было устанавливало в день всего по 250 г. хлеба, а служащим, иждивенцам (не работающим) и детям – по 125г.  Период с 20 ноября по 25 декабря 1941 года считается самым тяжелым в истории блокады, это время, когда паек был минимальным.  

Нормы хлеба в блокадном Ленинграде были увеличены благодаря жертвам многих людей, которые обеспечивали работу Дороги жизни через озеро Ладога. Немцы беспощадно обстреливали этот спасательный участок, который позволил не только наладить поставку зерна в город, но и эвакуировать часть населения. Часто лед проламывался и машины с зерном и людьми тонули.

За период блокады по «Дороге жизни» было эвакуировано 1мл. 376тыс. человек. В город было доставлено 262 тыс. тонн продовольствия. По решению Государственного комитета через Ладожское озеро был проложен трубопровод, по которому в город подавалась нефть.

Зерна в городе было мало. Поэтому в блокадный хлеб при выпекании в муку добавляли разные несъедобные примеси, чтобы сэкономить основную составляющую рецепта. Несъедобных примесей было больше половины. С 24 сентября в хлеб начали добавлять овес с шелухой, позже целлюлозу и обойную пыль.

Зимой 1941-1942 годов в городе не было топлива, квартиры, если везло топили буржуйками. Электричества в первую зиму в городе не было. Замерзли водопровод и канализация. Транспорт в городе не работал.

За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, спускаться на лед и делать проруби, потом под обстрелом добираться домой. Много ленинградцев погибло от голода.

С началом блокады немцы разрушали город, обстрелами, бомбардировками, в результате пожары стали регулярными. В этих условиях продолжали работать школы, но детей приходило все меньше. Учились при свечах. Постоянные бомбежки мешали заниматься. Постепенно учеба прекратилась.

Одна из блокадниц вспоминает: в блокаду я ходила в детский сад на Каменном острове. Там же работала моя мама. …Однажды один из ребят рассказал другу свою заветную мечту — это бочка с супом. Мама услышала и отвела его на кухню, попросив повариху придумать что-нибудь. Повариха разрыдалась и сказала маме: «Не води сюда больше никого… еды совсем не осталось. В кастрюле одна вода». От голода умерли многие дети в нашем саду — из 35 нас осталось только.

На улицах можно было видеть людей, едва переставлявших ноги, у них просто не было сил, все ходили медленно. По воспоминаниям переживших блокаду, эти два с половиной года слились в одну бесконечную темную ночь, единственной мыслью в которой было – поесть!

 В Ленинграде во время блокады продолжали работать заводы, выпускавшие продукцию для фронта. Работали библиотеки, научные учреждения.  Жители города строили бомбоубежища, дежурили на крышах домов, спасая их от зажигательных бомб, работали, в военных госпиталях.

Каждый знал, что за освобождение Ленинграда постоянно ведутся бои. Городские власти круглосуточно поддерживали телефонную связь с Москвой. Они докладывали обстановку и получали распоряжения.

 В городе работало радио, которое передавало последние сводки с фронта и другую важную информацию, внушавшую веру жителям Ленинграда в победу над фашистами.

На начало 1941 года в Ленинграде было около 1000 фабрик и заводов. За время войны 840 промышленных предприятий были выведены из строя. В блокаду в Ленинграде работало 50 предприятий, производивших вооружение и боеприпасы. Выпускались танки, артиллерийские орудия, миномёты, пулемёты, автоматы, снаряды, мины. Все что производилось сразу отправлялась к оборонявшим город войскам. Например, Кировский завод выпускал новые танки и ремонтировал, поступившие с поля боя.

Весной на стадионе имени Кирова прошел футбольный матч.

Ход матча транслировали не только для ленинградцев, но и для немецких солдат. Это был удар сильнее бомбежки. Фашистская пропаганда вбивала в головы своих солдат, сто Ленинград вымирает, что его гибель неизбежна, а тут футбол!

На весь мир из блокадного Ленинграда прозвучала седьмая (ленинградская) симфония Дмитрия Шостаковича в исполнении большого симфонического оркестра.

Приложение 4.

«Ленинградская девочка Таня Савичева»

Слайд 1.

Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия

Надвигался голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб – это совсем маленький кусочек… тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки. Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие – высохли – вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее – к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.

В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей.

Смотреть на голодающих детей было тяжело. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки. Во время блокады работало 100 школ и в них занималось около 100 тыс. ребят. Чтобы не заморозить детей, женщины топили печки мебелью. Ведро воды, равно как и полено, становилось проблемой часто сложной, а иногда неразрешимой.

Слайд 3

В тот год, когда гитлеровские войска вторглись в пределы нашей страны и началась Великая Отечественная война, самому младшему ребёнку в семье Савичевых - Тане - было одиннадцать лет, а если точнее - одиннадцать с половиной. Семья Савичевых была далеко не пролетарской. Николай Родионович, отец Тани, занимался коммерцией и нажил немалое состояние. Имел свою булочную. Еще Николай Савичев владел кинотеатром «Совет». После того как нэп свернули, его вместе со всей семьей и вовсе выслали из Ленинграда. Некоторое время спустя Савичевы смогли вернуться в наш город, однако в ссылке Николай Родионович серьезно заболел. В 1936 году он умер в возрасте 52 лет. В большие семьи Савичевых - было восемь детей.

Лето 41-го Саничевы планировали провести в деревне под Гдовон. Утро 22 июня перемешало все планы, Эвакуироваться из Ленинграда они не захотели. Решили до конца держаться все вместе.

 Таня родилась 23 января 1930 года. В конце мая 1941 года она закончила третий класс школы № 35 на Съездовской линии Васильевского острова и должна была в сентябре пойти в четвёртый. Оставшись в городе, каждый из Савичевых, как мог, помогал фронту.

Слайд 4

Жене - самой старшей сестре - 32 года (родилась в 1909 году). После замужества она переселилась с Васильевского острова (Савичевы жили на 2-й линии в доме № 13/6, кв.1) на Моховую улицу (дом 20, кв.11) и, несмотря на развод с мужем, продолжала жить там. Она работала вместе с сестрой Ниной на Невском машиностроительном заводе имени Ленина (Женя - в архиве, а Нина - в конструкторском бюро), сдавала кровь для спасения раненных на фронте бойцов.

Зима в 1941-м началась рано. Она стала суровым испытанием для жителей блокадного Ленинграда: в домах не было электричества, замёрз водопровод, не работало центральное отопление, бездействовал городской транспорт. По заваленным снегом улицам прекратили движение трамваи и троллейбусы, а до завода почти семь километров. Идти приходится пешком. Каждый день. Правда, иногда Женя оставалась на заводе, чтобы сохранить силы, отработать две смены. Но здоровья уже не хватало.

В конце декабря Женя на завод не пришла. Обеспокоенная её отсутствием, Нина помчалась на Моховую навестить сестру, но помочь ей уже ничем не смогла.

Слайд 5

У Тани был когда-то настоящий дневник. Толстая общая тетрадь в клеенчатой обложке, куда она записывала самое важное, что происходило в се жизни. Она сожгла дневник, когда нечем стало топить печку. “Сжечь блокнотик, видимо, не смогла, — ведь это была память о сестре”.

И в маленьком блокноте, ставшим блокадным дневником, в алфавитном порядке на букву "Ж" появилась первая трагическая запись, сделанная рукой Тани: "Женя умерла 28 дек в 12.30 час утра 1941 г".

На саночках родные отвезли её на Смоленское кладбище и похоронили на участке, расположенном на острове Декабристов.

Соседи сварили кота. И мама сказала строго: «Мы нашего Барсика резать не будем». Через неделю кот пропал: его съел кто-то другой…
Суп из обоев, компот из засушенных от моли апельсиновых корок, студень из кожаных колодок. Блокадное меню. Таня, спрятав в варежку хлебные карточки, стояла в бесконечной очереди в булочную на Васильевском острове, когда-то принадлежавшую отцу. Ей полагалось 125 грамм.

Слайд 6

Бабушке - Евдокии Григорьевне Фёдоровой (в девичестве - Арсеньевой) в 1941 году 22 июня, в день начала войны, исполнилось 74 года. Блокадная голодная смерть одолела её в самые студёные, морозные январские дни. — Бабушка ослабела в январе и попросила не хоронить её сразу, а оставить в холодной комнате и получать хлеб по её карточке. «Вы не бойтесь, я тихонечко полежу».

Слайд 7

Третья степень алиментарной дистрофии - это медленное умирание или срочная госпитализация. Но бабушка от больницы отказалась и смерть не заставила себя долго ждать. В блокнотике на странице с буквой "Б" Таня пишет : "Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г", хотя в Свидетельстве о смерти, выданном в райсобесе Марии Игнатьевне - Таниной маме, стоит другое число - 1 февраля. Так было нужно, ведь бабушкину карточку можно было использовать до конца месяца. Так делали многие. Это на какое-то время поддерживало остававшихся ещё в живых, продлевало им жизнь.

Свидетельство о смерти выдавали только в том случае, когда вместе с другими документами умерших сдавали их продовольственные карточки. Чтобы исключить незаконное пользование этими карточками, впоследствии введена была в середине каждого месяца перерегистрация.

Слайд 8

Брату Леониду (Лёке) было 24 года (родился в 1917 году). Он работал строгальщиком на Судомеханическом (Адмиралтейском) заводе. В первые же дни войны с друзьями помчался в военкомат, но в армию не взяли из-за зрения - был очень близорук. Его оставили на заводе - нужно выполнять срочные военные заказы, необходимы специалисты. Неделями жил там, работая днём и ночью. Родных навещать приходилось редко, хотя завод недалеко от дома - на противоположном берегу Невы, за мостом Лейтенанта Шмидта. Здесь же, в заводском стационаре, он и умер от дистрофии.

Слайд 9

Как страшно, как не хочется делать скорбные записи, но приходится вновь доставать блокнот и продолжать блокадную хронику. На букву "Л" Таня записывает: "Лека умер 17 марта в 5 часутр в 1942 г", соединив два слова в одно. Прячет его в, украшенную палехской росписью, шкатулку, в которой хранятся семейные реликвии - мамина фата и венчальные свечи. Вместе с ними лежат Свидетельства о смерти папы, Жени, бабушки, а теперь и Лёки.

Казалось - наступила весна, станет легче. Её ждали с надеждой и тревогой. С декабря несколько раз уже прибавлялась норма выдачи хлеба, город очищен от грязи и накопившегося зимой мусора, заработали бани, по улицам загрохотали трамваи, разрешено создавать огороды и выращивать овощи.

Слайд 10

Но голод продолжает своё подлое дело: алиментарная дистрофия, цинга, кишечные заболевания, туберкулёз уносят жизни тысяч ленинградцев. И к Савичевым вновь врывается горе. В записной книжке на букву "В" появляются сбивчивые строчки: "Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г".

Слайд 11

А почти через месяц: "Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г". На букву "Л" страничка в блокноте уже занята, и приходится писать слева на развороте. Но то ли сил не хватило, то ли горе переполнило душу исстрадавшегося ребёнка - на этой странице слово "умер" Таня пропустила.

Слайд 12

Маме - Марии Игнатьевне Савичевой (в девичестве - Фёдоровой) в 1941 году исполнилось 52 года (родилась в 1889 году). Всё хозяйство, большая семья (пятеро детей) - на её плечах. Она работала мастером-надомником в швейной Артели имени 1 мая, была одной из лучших вышивальщиц, обладала прекрасным голосом и музыкальным слухом. Для своих детей и их друзей часто устраивала домашние концерты, струнные и фортепьянные. У Савичевых были пианино, гитара, банджо, мандолина и многие из домочадцев играли на этих инструментах. А теперь Мария Игнатьевна шьёт для "окопников" рукавицы, обмундирование для фронтовиков. Выходит, на дежурство вместе с добровольцами местной противовоздушной обороны. Об эвакуации же и думать не хочется - нужно быть всем вместе. Так легче и спокойнее, хотя неизвестно, куда подевалась Нина? Она эвакуировалась с заводчанами, но уже давно нет от неё никаких вестей. И что с Мишей, где он? Поздней весной, когда остались только Таня и мама, девочка выменяла на рынке лук, чтобы накормить маму, погибающую от цинги. Но та не могла уже есть…,
Мама наказала Тане, чтобы, как останется одна, шла сначала к дворнику, потом — к дальней родственнице тёте Дусе. И после войны дочка дворника рассказывала мне, как к ним пришла Таня и её мама зашивала маму Тани в простыню…

Слайд 13

Мама - весёлый, добрый и гостеприимный человек. Сильный и выносливый. Всё всегда у неё ладится, всё получается. И вот теперь её нет. Как трудно, как страшно писать слово "умерла" - "Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г".

Слайд 14

Когда мама была рядом, казалось, что всё можно преодолеть, даже голод. С мамой верилось в победу, в скорое возвращение сестры Нины и брата Миши. Но мамы не стало, всё рухнуло. Горе сковало тело, не хотелось шевелиться, двигаться. "Савичевы умерли", "Умерли все", "Осталась одна Таня". Карандаш царапает - уже весь исписан. Пальцы не слушаются, будто деревянные, но чётко подводят итог. Каждую запись Таня словно чеканит на отдельных листочках с соответствующей буквой - "М", "С", "У", "О".

Слайд 15

Накануне войны Михаилу Савичеву было уже 20 лет (родился в 1921 году). Он получил на заводе отпуск и уехал в деревню Дворищи, раскинувшуюся у Бельского озера вблизи древнего города Гдова. Когда-то там жили бабушка с дедушкой.

Миша ушёл к партизанам в лес. В январе 1944 года в одном из боёв был тяжело ранен и отправлен на лечение в Ленинград, освобождённый уже от гитлеровской блокады. А через полгода он вышел из госпиталя инвалидом, на костылях. Уехал в Дворищи к тёте Капе, но в сентябре 1944 года, навсегда перебрался в шахтёрский город Сланцы Кингисеппского района, работал там на почте.

Слайд 16

Нине Савичевой летом 1941года - 22 с половиной. Родилась она 23 ноября 1918 года, но считает своим днём рождения - 6 декабря по новому стилю. Вместе с заводскими сослуживцами Нина рыла окопы в Рыбацком, Колпино, в Шушарах; дежурила на вышке поста воздушного наблюдения, в штабе заводского МПВО. В начале марта 1942 года по льду Ладожского озера с заводом её эвакуировали на Большую землю. И только в 1945 году она смогла вернуться в Ленинград. Насовсем.

Слайд 17

Но вернёмся к Тане. Оставшись одна, еле передвигая ноги, она отправилась к бабушкиной племяннице - тёте Дусе. Путь предстоял совсем неблизкий, в Смольнинский район.

Евдокия Петровна Арсеньева жила в коммунальной квартире на Васильевском острове. С Васильевского острова тётя Дуся перевезла в свою комнату на хранение многие вещи Савичевых и взяла опекунство над Таней. Уходя на работу, отправляла её на воздух, на солнце, а комнату запирала на ключ. Нередко случалось, по возвращении заставала Таню, спящую прямо на лестнице.

Дистрофия прогрессировала, необходимо было срочно помещать Таню в стационар. И в начале июля 1942 года тётя Дуся, сложив с себя опекунство, определяет её в детский дом № 48 Смольнинского района, который готовился тогда к эвакуации в Горьковскую область.

Но Таня была настолько слаба, что её пришлось направить в Понетаевский дом инвалидов, хотя и там ей не стало лучше. По состоянию здоровья она была самым тяжёлым больным. Таню перевели в Шатковскую районную больницу, но прогрессирующие дистрофия, цинга, нервное потрясение, да ещё костный туберкулёз, которым она переболела в раннем детстве, сделали своё дело. Из всех детей, эвакуированных из Ленинграда в Горьковскую область, не удалось спасти только Таню Савичеву. Она умерла в возрасте 14 с половиной лет с диагнозом - туберкулёз кишок.

Слайд 18 по презентации.

Слайд 19

Оставшиеся в живых брат и сестра Тани наводили справки, пытаясь отыскать её след.

Много лет спустя, в 70-х годах, больничный архив, "Книгу учёта детей-инвалидов", "Личное дело № 293 обеспечиваемого инвалида Савичевой Татьяны Николаевны" разыскали пионеры - "красные следопыты" Краноборской и Шатковских школ. Нашли и Анну Михайловну Журкину, Анна Михайловна Журкина, бывшая санитарка Шатковской районной больницы, никуда из родного поселка не уезжала, так и жила себе там, где всю войну. Она и думать не думала, что хранит важную тайну, что ленинградская девочка, которая умерла на ее руках, стала всемирно известной. Анна Михайловна испытала радость и смущение, когда к ней пришли ребята.

— Хорошо, что меня застали. Я да больничный конюх только и знали, где предана земле бедняжка, а конюха давно уже нет. Последняя я свидетельница.

Она повела красных следопытов на местное кладбище.

— С конюхом вдвоем и схоронили. Вот здесь. Нет, не путаю. Она одна из всех ленинградских ребятишек померла в Шатках. Под этим бугорком и лежит она, Таня, Савичева по фамилии.

 Слайд 20,21

В мае 1972 года в Шатках рядом с могилой Тани был сооружён памятник, запечатлевший в металле страницы её блокадного дневника на красной кирпичной стене, символически изображающей разрушенное здание. А через десять лет (в 1982 году) на самой могиле был сооружён гранитный памятник с бронзовым барельефом Тани. Позже рядом с кладбищем оформили площадь, на которой поставили памятник Матери-Родине, ставшим композиционным центром мемориального комплекса. А неподалёку одну из улиц назвали именем Тани Савичевой.

Слайд 22

Но что же сталось с блокадным дневником девочки? Справедливости ради надо отметить, что дневник Тани - не единственный документ подобного рода. В разных музеях Санкт-Петербурга хранятся блокадные летописи ленинградских ребятишек: школьные тетрадки, записные книжки, блокноты. Только именно этому дневнику суждено было стать всемирно известным.

Летом 1944 года Нине удалось попасть в Ленинград. Её командировали в родной город из освобождённого уже Гдовского района, где она работала в одном из колхозов. Сразу же помчалась на Васильевский остров, но в их квартире - чужие люди. Поехала к тёте Дусе и от неё узнала, что Таня эвакуирована с детским домом, а куда - она не знает. Совершенно случайно Нина увидела у тёти Дуси знакомую палехскую шкатулку. Обнаружив в ней свою записную книжку, забрала её, не подозревая, что в этом блокноте - скорбная летопись, блокадная хроника смерти самых близких, самых дорогих ей людей.

На основании Распоряжения № 239-р Совета Министров РСФСР от 21 января 1953 года Исполком Ленгорсовета 18 февраля выносит Решение за номером 157-б : "Передать Государственному Музею истории города Ленинграда фонды, научно-вспомогательные материалы, научный архив и хозяйственное имущество ликвидированного Государственного Музея обороны Ленинграда...".

Таким образом, дневник Тани Савичевой вместе с многочисленными документами, в том числе и "Книгами учёта захоронений на Пискарёвском кладбище" - списками, которые составлялись в годы блокады и хранились в архиве Музея обороны Ленинграда, оказались в Музее истории города.

Подлинный документ, блокадный дневник, до сегодняшнего дня хранится в Государственном Музее истории Санкт-Петербурга.

Слайд 24 по презентации

Слайд 25

Удивляет только богатое воображение некоторых журналистов, создающих легенды, минуя достоверные источники информации, и упорное нежелание обращаться в архивы, библиотеки, к подлинным документам.

Необыкновенно живучим оказался миф, который с конца 50-х - начала 60-х годов повторяется на страницах разных изданий из года в год. Это миф о том, что дневник Тани Савичевой в качестве обвинительного документа был представлен на Нюрнбергский процесс. Глубочайшее заблуждение, основанием которого является элементарное незнание того, что в материалах Нюрнбергского процесса имеется подробный перечень представленных на суд документов. Международный военный трибунал проходил во Дворце юстиции города Нюрнберга с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года. Внимательно просмотрев сборники материалов многотомных изданий "Нюрнбергский процесс" - огромные фолианты издательства "Юридическая литература", можно познакомиться со всеми документами, доказывающими преступления нацистов, с допросами свидетелей и их показаниями, с материалами обвинения и убедиться, что дневника Тани Савичевой на процессе не было.

По газетным публикациям, казалось бы, всё уже сказано о Тане Савичевой, всё известно, пусть даже с какими-то неточностями - о её дневнике и её родных, куда эвакуирована и где похоронена. Оказывается, ничего подобного.

Из статьи небольшой газетки вдруг узнаю, о том, что Таня, оказывается, не умерла, а живёт в Колпино, очень бедствует и никому нет до неё никакого дела. Что за нелепость! Откуда такая информация, а главное - зачем?

Слайд 25

Но не все Савичевы умерли. Наперекор смерти продолжается жизнь этой семьи.

 В Сланцах живет теперь уже большая семья Савичевых. Михаил Николаевич—брат Тани. По профессии связист. Умер в 1988 году. Сын его Владислав окончил Горный институт, работает на шахте “Ленинградская”. А внучка Светлана Савичева похожа на Таню, фотография которой стоит у нее на письменном столе.  Окончательно вернуться в Ленинград Нина Савичева смогла лишь в августе 1945 года. Добираться до родного города пришлось нелегально - спрятавшись в кузове грузовика с картошкой. Водитель, укрывший Нину в своей машине, кстати, вскоре стал ее мужем. Нина Николаевна смогла поселиться в шестиметровой комнатке в общежитии. Сейчас Нине Николаевне 88 лет. Несмотря на преклонный возраст, она прекрасно помнит братьев, навсегда оставшихся в блокадном городе, младшую сестру Таню и.… свою записную книжку. Ведь именно на ее листках вела свой дневник Таня Савичева!

Несколько лет назад в Сланцы приехала с концертом Эдита Пьеха и исполнила “Балладу о Тане Савичевой”. Оксана поднялась на сцену с цветами и от имени всех Савичевых поблагодарила певицу. Эдита Станиславовна не смогла удержаться, чтобы не обнять девочку. Когда-то, во время ее гастролей в рабочем поселке Шатки, Пьехе показали скромную могилу Тани Савичевой. Певица задержалась в Шат-ках, в архивах бывшего детского дома нашла две короткие строчки о Тане—“Принята на довольствие”, “Снята с довольствия”, встретилась с санитаркой, на руках которой умерла девочка...

Есть в семье Савичевых традиция. Каждый год в январе, в день рождения Тани, собираются они за общим столом. Вспоминают войну, блокаду. И звучит в комнате песня, особенно дорогая для этой семьи.

Не узнала, что её имя звучало на Нюрнбергском процессе и стало символом Ленинградской блокады. Не узнала, что Эдита Пьеха спела «Балладу о Тане Савичевой», что астрономы назвали в её честь малую планету № 2127 – TANYA, что люди высекли её строки в граните...

Но всё это знаем мы. Знаем и помним. 9 страниц дневника Тани Савичевой уместились на одном листе этой книги. И это только начало...

Приложение 5.

Сообщение на тему: «Прорыв блокады»

Одной из главных задач войск Ленинградского фронта зимой 1942-43 года был прорыв фронта противника вдоль побережья Ладожского озера. Разработку операции проводил маршал К.Е. Ворошилов и генерал Г.К.Жуков. Наступление началось утром 12 января. В результате успешных действий бойцов Ленинградского и Волховского фронтов был освобожден участок побережья озера 8-10 км. Так было разорвано кольцо блокады. В образовавшемся коридоре шириной всего 8-11 км началось бесперебойное снабжение Ленинграда продовольствием, сырьем для промышленных предприятий, вооружением для его защитников. Была в неимоверно короткий срок построена железная дорога, по которой пошел поток грузов. Но окончательно блокада прорвана была только в январе 1944 года – через год.

Советские войска неоднократно предпринимали попытки прорвать вражеское кольцо вокруг города, но и в 1941, и в 1942 году этого сделать не удалось. Решающим днем для узников блокады стало 18 января 1943 года. В этот день в ходе операции «Искра» блокада была прорвана. А окончательное снятие блокады Ленинграда произошло 27 января 1944 года.

Это было сделано силами Ленинградского и Волховского фронтов, которым помогали части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия. Подготовка к операции велась почти месяц, и в итоге, скоординировав свои действия, наши войска нанесли массированный удар по позициям противника и прорвали немецкую оборону.

 В образовавшемся коридоре шириной всего на разных участках 8-11 км  в Ленинград была проведена железнодорожная линия Поляны – Шлиссельбург, и автомобильная дорога, построено  несколько мостов через Неву.

7 февраля на Финляндский вокзал прибыл первый поезд с «большой земли». А со второй половины февраля в Ленинграде начали действовать такие же нормы выдачи продовольствия, как и в других городах СССР. Все это улучшило положение ленинградцев и бойцов Ленинградского фронта.

Таким образом, прорыв блокады стал очень важным переломным этапом в битве за Ленинград.

Приложение 6

Лист-опросник:

  1. Что Вам понравилось на занятии?
  2. Что вам не понравилось на занятии?
  3. Что Вы для себя узнали нового и важного во время занятия?
  4. Ваши пожелания на последующие занятия.

Список литературы и интернет ресурсов.

  1. http://biofile.ru/his/24679.html
  2. http://www.memorial.krsk.ru
  3. http://er3ed.qrz.ru/berggolts-leningradskaya.htm
  4. http://easyen.ru/load/metodika/k_prezentacijam/shirokoformatnye_shablony_saljut_pobedy/277-1-0-28717
  5. http://pedsovet.su/ 
  6. http://tbrus.ucoz.ru/publ/blokada_leningrada_100_foto/1-1-0-861
  7. http://nnm.me/blogs/west_yura/redkie-foto-iz-blokadnogo-leningrada/
  8. https://ru.wikipedia.
  9. http://p-w-w.ru/index.php?topic=6247.0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о выставке сценарных разработок "Непокоренный Ленинград"

Выставка сценарных разработок внеклассных мероприятий, посвященных 70-летию снятия блокады Ленинграда...

Урок мужества "Непокоренный Ленинград"

Урок посвящен 70 летию снятия блокады с города Ленинграда....

Непокоренный Ленинград. Классный час (с презентацией).

Классные часы, посвященные Блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны традиционно проходят накануне 27  января, дня снятия блокады города. Поскольку новое поколение немного знает о соб...

900 дней которые потрясли мир (внеклассное мероприятие)

Донести до детей ужасы блокады. Вера в самих себя. Гордость за Родину. ВЫрастить патриотов....

200 дней и ночей, которые потрясли мир.Подвиг Сталинграда.

Цели: пополнить знания присутствующих об истории нашей Родины; расширить представления учащихся о Сталинградской битве; формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою ...

Урок Мужества «900 дней, которые потрясли мир», посвященный блокаде Ленинграда

Урок Мужества «900 дней, которые потрясли мир», посвященный блокаде Ленинграда...