900 дней которые потрясли мир (внеклассное мероприятие)
материал (8 класс) на тему

Мефодьева Елена Викторовна

Донести до детей ужасы блокады. Вера в самих себя. Гордость за Родину. ВЫрастить патриотов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация2.33 МБ
Microsoft Office document icon Сценарий40 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

70- летию снятия блокады Ленинграда посвящается

Слайд 2

БЛОКАДА С 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года)

Слайд 3

Невский проспект: перспектива улицы, завершающаяся зданием Адмиралтейства

Слайд 4

Вид с набережной канала Грибоедова на храм Спас на Крови

Слайд 5

Памятник Петру I на фоне Адмиралтейства

Слайд 6

Общая площадь земель Ленинграда и пригородов , взятых в кольцо, составляла около 5000 км ²

Слайд 7

Оборонительные линии на подступах к городу

Слайд 8

Жители покидают дома

Слайд 9

На приёме у доктора

Слайд 10

Очереди за водой

Слайд 11

В книге «Воспоминания» Дмитрия Сергеевича Лихачёва о годах блокады сказано: Холод был каким-то внутренним. Он пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла. Человеческий ум умирал в последнюю очередь. Если руки и ноги уже отказались тебе служить, если пальцы уже больше не могли застегнуть пуговицы пальто, если человек больше не имел никаких сил закрыть шарфом рот, если кожа вокруг рта стала темной, если лицо стало похоже на череп мертвеца с оскаленными передними зубами - мозг продолжал работу. Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и еще один день

Слайд 12

Дневник Тани Савичевой

Слайд 14

Хлебная карточка блокадника

Слайд 15

125 блокадных грамм хлеба

Слайд 17

«Дорога жизни» по льду Ладожского озера

Слайд 18

В день прорыва блокады

Слайд 19

Военные потери: 332 059 убитых 24 324 небоевых потерь 111 142 пропавших без вести Гражданские потери: 16 747 убито при артобстрелах и бомбардировках 632 253 погибли от голода ПОТЕРИ:

Слайд 20

За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленный защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой

Слайд 21

Памятники Обороны Ленинграда

Слайд 22

Граждане! При артобстреле эта сторона улицы особенно опасна!

Слайд 23

Один из монументов «Ржевского коридора» на шоссе Революции

Слайд 24

Пискарёвское мемориальное кладбище По гранитным ступеням лестницы, ведущей от Вечного огня, посетители выходят на главную аллею протяженностью 480 метров, которая ведёт к величественному монументу «Мать-Родина».

Слайд 25

На гранитной стене, расположенной позади монумента, высечены строки Ольги Бергольц: Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане — мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всею жизнью своею Они защищали тебя, Ленинград, Колыбель революции. Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем, Так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням: Никто не забыт и ничто не забыто

Слайд 27

Невский мемориал «Журавли» — мемориальный ансамбль памяти павших героев Великой Отечественной войны в Санкт-Петербурге Надпись на стеле с журавлями: ПАМЯТЬ ПАВШИХ ГЕРОЕВ, ЗАЩИТНИКОВ ЖИЗНИ, СВЯЩЕННА, БУДЬ ДОСТОЙНЫМ ЕЁ СВЕТЛЫМ ПОДВИГОМ ЖИЗНИ СВОЕЙ.

Слайд 28

На одной из стел бронзовая надпись со словами ленинградского поэта М. А. Дудина: ТВЁРЖЕ СТАЛИ И КАМНЯ БЫЛА ВАША СТОЙКОСТЬ ГЕРОИ СЛАВУ МУЖЕСТВА ВАШЕГО ГОРДЫЙ ХРАНИТ ЛЕНИНГРАД

Слайд 29

«Разорванное кольцо» У подножия кольца выбиты строки: Потомок, знай: в суровые года, Верны народу, долгу и Отчизне, Через торосы ладожского льда Отсюда мы вели дорогу Жизни, Чтоб жизнь не умирала никогда. Бронислав Кежун Две железобетонные арки (вес 32 тонны, высота 7 метров) символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — Дорогу жизни. На площадке под арками в бетоне — следы протектора машин. Рядом с мемориалом расположены два железобетонных шара, имитирующих прожектора и зенитное оружие

Слайд 30

И помнит мир спасённый…



Предварительный просмотр:

Авторская разработка тематического вечера

« 900 блокадных дней»

АВТОР: Мефодьева ЕЛЕНА Викторовна

Учитель русского языка и литературы

Цель:   познакомить  обучающихся с одним из основных  событий   Великой Отечественной войны.    

Задачи: показать  обучающимся великий подвиг  Ленинграда во время Великой Отечественной войны; способствовать патриотическому воспитанию обучающихся, чувства национальной гордости за великий подвиг советского  народа.

(Для обучающихся  5- 9 классов)

Оборудование:  мультимедиа-проектор. компьютер, свечи, метроном.

На стене эпиграф: «… Павшим с честью - ничего не надо,
                                     утешать утративших - грешно.»

                                    ( Ольга Бергольц  «Памяти защитников»)

(мелодия1.«Ленинградский метроном» - вступление)

Ведущий. Наш вечер посвящен 70-летию снятия блокады Ленинграда.

Ведущий. Санкт- Петербург… Петроград… Ленинград. Вторая столица государства нашего.

Участник. В конце сентября 1941г положение советских войск на фронте ухудшилось. К этому времени 300-тысячная группа армии ”Север” полностью опоясала стальным кольцом Ленинград, войска Ленинградского фронта и Балтийский флот. Лишь узкая полоска водного пространства по Ладожскому озеру связывала осаждённый город с большой землёй, но и она подвергалась непрерывному артиллерийскому и авиационному воздействию врага.

1 чтец: В пролет меж двух больничных корпусов,
В листву, в деревья золотого тона,
В осенний лепет птичьих голосов
Упала утром бомба, весом в тонну.
Упала, не взорвавшись: был металл
Добрей того, кто смерть сюда метал.

2 чтец: Что для фашиста мирный русский дол,
Голландский сад, норвежская деревня?
Что для него плодовые деревья,
Речная пристань, океанский мол?
Все это — только авиамишени,
Все это — лишь объекты разрушений.
        

Участник.  Захват Ленинграда и Кронштадта в соответствии с гитлеровским Планом операции «Барбаросса» являлся одной из промежуточных целей, вслед за которой должна была быть проведена операция по взятию Москвы. Впереди были долгие  почти 900 дней и ночей.        

Участник.  Убедившись, что штурмом Ленинград взять не удастся,

немецко-фашистское командование начало планомерную осаду города.

Участник. Днём и ночью воины фронта с помощью населения создавали многополосную оборону. Ленинград и его пригороды превратились в мощный укреплённый район. (мелодия 2.Звуки бомбёжки)

Чтец. Свистят снаряды, свирепеет стужа...
                — Товарищи, мы в огненном кольце.

Участник. Шли дни и ночи упорной борьбы. Положение в осаждённом городе становилось всё тяжелее.

Чтец. Враги ломились в город наш свободный,-
                      крошились камни городских ворот...
                      Но вышел на проспект Международный
                      вооруженный трудовой народ.

Участник. Запасов основных видов продовольствия для войск и жителей города по состоянию на 12 сентября 1941г было не более чем на 30 - 60 суток. Почти отсутствовали картофель и овощи. В Ленинграде начался голод. С 13 ноября 1941г норма выдачи хлеба населению составляла 250 г на рабочую карточку и 125 г - на все остальные.

Участник. В сентябре 1941г начала действовать знаменитая Дорога жизни - водная трасса летом и ледовая зимой, обеспечивавшая связь Ленинграда со страной по Ладожскому озеру.

Чтец. Дорогой жизни шел к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.

          Еще не знают на земле

          страшней и радостней дороги.

Чтец. И воет, воет небосвод,

и свищет воздух, и скрежещет,      

под бомбами ломаясь, лед,
          и озеро в воронки плещет.

Чтец.…старушка в булочной одной
        Поправила беседовавших с нею:
        «Хлеб, милые, не черный. Он ржаной,
        Он ладожский, он белого белее.
        Святой он». И молитвенно старушка
        Поцеловала черную горбушку.

Участник. Жительница блокадного города Елена Скрябина в дневнике писала: « Теперь умирают просто: сначала перестают интересоваться чем бы то ни было, потом ложатся в постель и больше не встают.» 7 ноября 1941 год.

Участник. Чтобы заполнить пустые желудки, жители прибегали к различным способам изыскания пищи: ловили грачей, яростно охотились за уцелевшей кошкой или собакой, из домашних аптечек выбирали всё, что можно применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин; из столярного клея варили суп, студень.

Участник. К голоду добавился жуткий мороз. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции.

Участник. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах, выводя трубы в окна, железные печки- времянки. В них сжигали столы, стулья, а затем и книги. Но, подобного топлива хватило ненадолго. Целые семьи гибли от холода и голода.

(4. О.Бергольц «Февральский дневник»)

Участник. Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные, измученные люди находили в себе силы работать у  станков.

Участник. После тяжёлой зимы, наступила весна 1942г. Множество ленинградцев носило на груди жетон - ласточку с письмом в клюве.

            Чтец. Этот знак придумала блокада.
                     Знали мы, что только самолет,
                     только птица к нам, до Ленинграда,
                     с милой-милой родины дойдет.

Участник. Весна 42-го... В результате работы Дороги жизни, ленинградцы стали получать мясо, жиры, крупу, но ещё в ограниченном количестве,   значительно сократилось количество внезапных смертей на улицах города. В марте 1942 года все трудоспособное население вышло на очистку города от мусора, восстанавливалось движение общественного  транспорта. Начала возобновляться культурная жизнь города, начали налаживать работу заводов и фабрик.

  Участник. Контрнаступление советских войск под Сталинградом, начавшееся 19 ноября 1942г, окончательно сорвало намечавшийся штурм Ленинграда.

Участник. В конце ноября 1942г Военный совет Ленинградского фронта, докладывая в Ставку Верховного Главнокомандования, одной из главных задач войск фронта считал проведение операции по прорыву блокады, которую назвали «Искра». Готовность операции определялась к 1 января 1943г. Координировать действия фронтов, было поручено Маршалу Советского Союза К.Е. Ворошилову и генералу армии Г.К. Жукову.

Участник. 12 января 1943г в 9 часов 30 минут тишину разорвал залп “катюш”. Выстрелы почти двух тысяч орудий и миномётов слились в сплошной гул. 2 часа 20 минут над обороной врага бушевал огненный смерч. В ночь на 19 января 1943г радио Ленинграда передало, что блокада прорвана.

Участник. С освобождением пригородов города блокада Ленинграда была полностью снята. Закончилась беспримерная в истории эпопея героического города, выдержавшего почти 900-дневную осаду. И не только выдержавшего, но и победившего!

Чтец. Как это было? - если спросят,
                     То я отвечу -
                     Было так:
                 …И вмиг на площади Дворцовой
                     Январский кончился мороз,
                     И жены, матери и вдовы
                     Впервые не скрывали слез.

И мальчуган, в войну рожденный,
Впервые видевший салют,
Кричал по-детски восхищенно:
"Победа!
Гитлеру - капут!"

Я утверждать сегодня смею,
Что в этот день, в тот давний год,
Был весь медалями усеян
Мой ленинградский небосвод!

(3.песня «Ленинградцы»)

Ведущий. Вечер подошёл к концу. Помнит мир спасённый своих защитников. В память о павших давайте зажжем свечи и почтим память павших минутой молчания. (метроном, слайды презентации «Памятники обороны Ленинграда»).

Ресурсы:

ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.rg.ru/sujet/535/index.html

blokada.otrok.ru/poetry.php?t=25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобретения, которые потрясли мир.

Дидактический материал для проверки знаний учащихся по теме "Изобретения, которые потрясли мир", изучаемой в 11 классе по УМК "Английский язык 10-11" под редакцией В.П. Кузовлева, Н.М.Лапа и др....

интегрированный урок информатики и английского языка "Изобретения которые потрясли мир"

интегрированный урок информатики и английского языка "Изобретения которые потрясли мир"...

200 дней и ночей, которые потрясли мир.Подвиг Сталинграда.

Цели: пополнить знания присутствующих об истории нашей Родины; расширить представления учащихся о Сталинградской битве; формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою ...

Урок Мужества «900 дней, которые потрясли мир», посвященный блокаде Ленинграда

Урок Мужества «900 дней, которые потрясли мир», посвященный блокаде Ленинграда...

Непокоренный Ленинград. 900 дней, которые потрясли мир.

Урок мужества, посвященный знаменательной дате Великой Отечественной войны: 27 ЯНВАРЯ - день снятия блокады Ленинграда.  Но сначала немного истории.На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистс...