Беседа "Хлеб наше богатство"
материал (6 класс)

Базайкина Валентина Алексеевна

Цель:  познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать  представления о том, как хлеб пришёл к нам на стол;

донести до сознания детей, что хлеб — итог большой работы многих людей

развивать связную речь, обогащать словарь детей, познакомить с пословицами и поговорками о хлебе;

воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.

Задачи:

1.Продолжить знакомство с  разными профессиями.

2. Продолжить знакомство с народными традициями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_-nashe_bogatstvo.docx99.23 КБ

Предварительный просмотр:

             Хлеб - наше богатство!

Цель:  познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать  представления о том, как хлеб пришёл к нам на стол;

донести до сознания детей, что хлеб — итог большой работы многих людей

развивать связную речь, обогащать словарь детей, познакомить с пословицами и поговорками о хлебе;

воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.

Задачи:

1.Продолжить знакомство с  разными профессиями.

2. Продолжить знакомство с народными традициями.

Картинка 541 из 111012

        Ход презентации

Дорогие ребята! Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости.  Оказывается, чтобы хлебу на стол попасть, нужно пройти длинный путь. Весной пахарь пашет, обрабатывает землю, потом сеют зерно, после этого, когда появляются ростки их обрабатывают от сорняков и вредителей. Осенью поспевают колоски, комбайнеры убирают, затем зерно везут машины на элеватор, где зерно очищается и сушится, после элеватора зерно везут на мельницу, а потом муку везут на хлебозавод или в пекарню. Из пекарни хлеб везут в магазин, где мы его и покупаем.  (Слайды № 1,2,3,4,5,6,7,8)

Вот он, хлебушек душистый,
С хрупкой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.

В нём - здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки!
Вырастай богатырём! (Слайд 9)

А сейчас вы должны угадать, люди каких профессий заняты производством хлеба. Конкурс загадок.(Слайды 10,11,12,13,14,15)

Мне мигает светофор,

Знает он, что я ...

(Шофёр)

Под весенний птичий свист

Пашет землю ...

(Тракторист)

Он сыплет в мельницу зерно.

Ты назови скорей его.

(Мельник)

Чтоб амбар наш был с зерном,

Нужен в поле ...

(Агроном)

В поле комбайнов слышится хор,

Хлебный корабль ведёт ...

(Комбайнёр)

Белые волосы, брови, ресницы.

Утром встаёт он раньше, чем птицы.

(Пекарь)

Хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. В поисках пищи люди обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Долгое время люди употребляли в пищу, зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. (Слайд 16)

          Слово «хлеб» напоминает название     горшочков «клибанос», в которых древние греки выпекали свой хлеб. ( Слайд 17)

Заповеди о хлебе

  • Хлебом-солью встречали на Руси дорогих гостей. Этим

       показывали свою почтенную покорность.

  • Хлеб вносят в дом на новоселье – «Не красна изба углами, а красна пирогами».
  • В день свадьбы молодых обсыпают хлебными зёрнами, чтобы их жизнь была богатой.
  • Краюху материнского хлеба брали в дальнюю дорогу.
  • В колыбель к новорождённому обязательно клали краюшку хлеба, чтобы малыш рос здоровым и счастливым.
  • Самым большим грехом считается уронить хотя бы крошку хлеба, а ещё большим – растоптать эту крошку ногами.
  • Трудно достаётся хлеб человеку – лёгкого хлеба не бывает.  Очень часто хлеб защищали от врагов оружием. Не случайно на гербах многих городов винтовка соседствует с хлебом. (Слайд 18)

Ребята, скажите, какие однокоренные слова к слову хлеб вы знаете?

нахлебник
хлебец
хлебница
хлебный
хлебобулочный
хлебозавод
хлебозаготовка
хлебопашец
хлебопекарня
хлебопродукты
хлебопёк
хлеборезка
хлебороб
хлебосол
хлебоуборочный
хлебушек

           ИГРА «НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»

Ход игры: Воспитатель, бросая мяч, задает вопрос. Дети, возвращая мяч, называют родственные слова.

-Хлеб ласково называется…(хлебушек)

-Посуда для хлеба называется…(хлебница)

-Вкусный квас из хлеба называется.. (хлебный)

-Человек, который выращивает хлеб, называется..(хлебороб)

-Завод, где выпекают хлеб, называется..(хлебозавод)

-Как называют крошки хлеба?..(хлебные крошки)

-Прибор для резания хлеба называется…(хлеборезка)

ЭПИТЕТЫ

Хлеб – богатый, высокий, горький, густой, дармовой, добрый, желтый, золотистый, золотой, колосистый, легкий, налитой, насущный, небывалый, нелегкий, обильный, родительский, свежий, скудный, созревший, теплый, трудный, трудовой, тяжелый, тяжкий, хороший, честный, чужой. (Слайд 19)

А сколько пословиц и поговорок сложил народ про хлеб! Сейчас я хочу проверить, знаете ли вы поговорки. (Слайд 20)

*Хлеб да вода  - богатырская еда.

*Хлеб батюшка, водица матушка.

*Хлеб кушай, добрых людей слушай.

*Худ обед, коли  хлеба нет.

*Работай до поту, поешь хлеба в охоту.

*Пот на спине – так и хлеб на столе.

-РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ

(Дети получают разрезанные пословицы, им необходимо их восстановить.)

  Много снега – много хлеба.

  На печи заседать – хлеба не видать.

  Не земля хлеб родит, а небо.

  Не хлебом единым жив человек.

  Плох обед, коли  хлеба нет.

  Пока амбар не заполнишь зерном, не говори, что год урожайный.

  Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.

  Пот на спине – хлеб на столе.

  Рано встать – много хлеба добывать, а долго спать – долг наспать.

  Ржаной хлебушка – калачу дедушка.

  Свой хлеб слаще чужого калача.

  Снегу надует, хлебу прибудет.

  У кого хлеб родится, тот всегда веселится.(слайд 21)

              ЛОГИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

Детям раздаются карточки с буквами, записанными обратным способом, они должны прочитать слова, в правильном порядке (справа налево) и узнать, что добавляют в муку, чтобы получились вкусные сдобные булочки, душистые батоны.

АДОВЬЛОСИЖЖОРДРАХАС

(вода,соль, дрожжи, сахар)

Состав хлебаСостав хлеба

-   Мука- главная составляющая хлеба

  • В качестве жидкости для приготовления теста обычно выступает вода, но может использоваться и молоко.
  • Дрожжи традиционная закваска для теста. Без дрожжей хлеб не будет легким и пористым, так как именно дрожжи превращают сахар и другие углеводы в двуокись углерода.
  •  

Ребята, давайте с вами немножко отдохнем и сделаем физминутку.

                               ФИЗМИНУТКА

Сколько в поле колосков-

Столько сделаем  шагов. (Ходьба до 10)

Какой вырос каравай?

Руки выше поднимай! (Руки вверх и потянуться)

Теперь ниже наклониться,

Как колышется пшеница.  (Наклоны в стороны)

Сколько в поле тракторов,

Столько сделаем прыжков! (Прыжки до 6)

На Руси секретом приготовления дрожжевого теста владели давно, хлеб пекли практически в каждом доме. Несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров, появились хлебники, пирожники, пряничники.

Во время Великой Отечественной войны Ленинград был  окружен фашистскими войсками. Запасы продуктов в городе иссякали, а людям нужно было продолжать работать, спасать себя  и близких от бомбежек и обстрела. Люди постоянно умирали от голода и холода. Очереди за хлебом были огромные. Его выдавали по карточкам. Дневная норма хлеба на человека падала день ото дня. Нормы выдачи хлеба на один день составляли: для рабочих-250 грамм, для детей-125 грамм.(Слайд 22)

Ребята, почему хлеб занимает такое важное место в жизни каждого из нас?

Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли   дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается потому, что в хлебе много питательных веществ – белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов.

Ученые медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно 500 грамм хлеба, при тяжелой работе - 800 грамм. Почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности человек получает от хлеба.

                                ПЕСЕНКА О ХЛЕБЕ.

СЧИТАЛКИ О ХЛЕБЕ.

1.Дождик, дождик поливай – будет хлеба урожай.

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

2.Божья коровка

Черная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба!

Черного и белого,

Только не горелого!(Слайд 23)

СКОРОГОВОРКИ О ХЛЕБЕ.

1.Пекарь пек калачи в печи.

2.Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозоранку .

3.Хорош пирожок внутри творожок.(Слайд 24)

КАК МОЖНО ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ ЧЕРСТВОМУ ХЛЕБУ!

МОЖНО:

1.Положить в целлофановый пакет на батарею.
2. Приготовить панировочные сухари.
3. Посушить гренки для супа.
4. Поджарить гренки к чаю.
5. Испечь пирог с яблоками, сварить суп. (Слайд 25)

ЗАПОМНИТЕ ПРАВИЛА:

  1. Береги хлеб, он дорого достается.
    2. Не оставляй недоеденных кусков.
    3. Никогда не бросай хлеб.
    4. Продли жизнь хлебу.
    5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд. (Слайд 26)

Хлеб наш берегите!

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте!

С хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя!

Берегите хлеб, друзья!

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Золотистую  пшеницу

Жернова сотрут в мучицу.

Из муки замесим тесто –

В формочках в печи ей место.

Подрумянился, окреп

В жаркой печке вкусный хлеб.

Есть такие слова:

«Он всему голова»

Хрустящей корочкой одет

Очень мягкий белый хлеб.

На столе краюшка хлеба

Мягкого, душистого,

Сверху корочка хрустит

Цвета золотистого.

Если ломоть мы отрежем,

И намажем маслом свежим,

То получим  бутерброд

И отправим прямо в рот.

Прожить не трудно без котлет,

Кисель не часто нужен,

Но плохо, если хлеба нет

В обед, на завтрак, в ужин.

Он царь еды, хоть скромен вид.

От древности до ныне

Средь блюд различных хлеб стоит

В почете    посредине.

До чего же вкусен хлеб,

Хлеб водой запил – обед,

А на ужин две горбушки

С молоком по полной кружке,

Что осталось, все в ладошку,

Птицам кинуть на дорожку.

КОНКУРС «ЗОЛУШКА»

Отсортировать по видам небольшое количество перемешанных семян различных зерновых культур.

ИГРА «ВСЕ, ЧТО ПЕКАРЬ НАМ  ИСПЕК!»

Ход игры: Воспитатель предлагает детям  слова – названия булочных и хлебных изделий разделить на слоги.

Например:

Ба - тон, пи –ро – жок, ка –ра- вай, сдо –ба, кекс ка –лач, ро – га –лик, ва – тру –шка, хлеб.

                        ПРИМЕТЫ О ХЛЕБЕ

      -Если хлеб испечется необычайной формы, то в доме будет несчастье.                            - Если под вынутым из печи горячим хлебом смокнет то место, где он лежал, то будет дождь.                                                                                                                                                          - Если при резании хлеба мякоть хлеба пристает к ножу, то будет продолжительная дождливая погода".

       - Ежели кто обедая или ужиная, отложит кусок хлеба, недоест его и, забывшись, отломит другой, то это означает, что кто-нибудь из родных его терпит голод.                                      

       - Когда вынимают пироги из печи и пирог перевернется - к прибыли.

- Кто плесневый хлеб ест - хорошо плавать будет и не станет бояться грозы.

       - Когда один хлеб вынут из печи раньше прочих и разрежут, то все остальные хлебы испортятся.                                                                                                                                

     - Когда молодоженов встречают хлебом-солью, кто отщипнет больший кусок и съест, тот и будет в доме хозяином. (Слайд 27)

Люди считают хлеб главным богатством.

Кроме пословиц, поговорок о хлебе есть еще и чистоговорки о хлебе.

Жок - жок –жок - это пирожок.

Шки – шки - шки - мама жарит пирожки.

Жок – жок – жок – кушай дочка пирожок.

Чи - чи – чи пекуться в печи калачи.

Ач –ач – ач  -будет вкусный наш калач.(Слайд 28)

ИГРА «КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ»

Давайте мы с вами некоторые хлебобулочные изделия назовем ласково.

Хлеб – хлебушек

Баранка – бараночка

Пирожок – пирожочек

Каравай – каравашек

Блин – блинчик

Сухарь – сухарик

Батон – батончик

Крендель – кренделек.

ЗАГАДКИ О ХЛЕБЕ (слайд 29)

1Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый".
(Хлеб)

2."Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом" (Зерно)

3."Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья".
(Зерно)

4.Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят (колос).

5.Корабль-великан
Не по морю плывет,
Корабль-великан
По земле идет.
Поле пройдет -
Урожай соберет (комбайн).

6.В кусочке сдобного теста

        Нашлось для начинки место,

        Внутри него не бывает пусто –

        Там часто мясо или капуста (пирожок).

7.Он  – не мяч и не клубок

Он – румяный…(колобок).

8.Очень ароматные,

Сладкие и мятные.

Сверху  - в глазурном глянце

Словно в радостном румянце (пряник).

9.Маленькое сдобное,

Колесо съедобное

Я одна тебя не съем.

Разделю ребятам всем  (бублик).

9.Что на сковородку наливают

В четверо сгибают? (блин).

10.В праздник он придет ко всем,

Он большой и сладкий.

В нем всегда орешки, крем,

Сливки, шоколадки (торт).

ИГРА «ЧТО Я ПОЕЛ»

               ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА

Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им. (Слайд 30)

Почет и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что родине вы дали

Душистый хлеба каравай!

Список использованной литературы и источников

1. М.О. Володарская. Час общения.. – Х.: Изд-во «Ранок», 2011.- 176с. – (Классный руководитель).

2. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.

3. С. А. Могилевская. Девочки, книга для вас! – М., «Детская литература», 1974

4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/11/22/klassnyy-chas-na-temu-khleb-vsemu-golova

5.  Алмазов Б. А. Хлеб наш насущный. – Л.: Лениздат, 1991

6.  Ахияров К. Ш., Петрова З. П. Поклонимся хлебу. – Уфа: Баш. кн. изд – во, 1997

7.  Кузнецов И. Хлеб – всему голова // Экология и жизнь. – 2007. - №5. – с.74 – 77.

8.  Именем хлеба: Сборник/Сост.: Л. В.Сушкова. – М.: Моск. рабочий, 1984


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...

Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила

Наша Родина – Россия. Её ещё называют Российской Федерацией. Она объединяет в своём составе республики, края, области. Широки и необъятны  просторы. Но главное её богатство – люди. Издавна  ...

Урок толерантности "Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила".

Данное занятие поможет учителю создать условия для формирования знаний учащихся по вопросам толерантности....

Внеклассное мероприятие "Мы разные и в этом наше богатство, мы вместе и в этом наша сила"

Веклассное мероприятие было проведено в 7 классе  для ознакомление с традициями и обычаями узбекского народа...

Родительское собрание «Наша семья — наше богатство!»

Взаимодействие педагогов и родителей в приобщении школьников к семейным традициям. Разработано Наследниковой О.Г...

Классный час « Мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила». для 9 класса.

Данный классный час разработан для  учащихся  9 класса. В нем поднимаются проблемы взаимоотношений людей разных национальностей в пределах нашей многонациональной родины.  Классный час ...

Классный час "Все мы разные, и в этом наше богатство. Все мы вместе, и в этом наша сила" для учащихся 10 класса.

Классный час "Все мы разные, и в этом наше богатство. Все мы вместе, и в этом наша сила" для учащихся 10 класса. Предлагаемый классный час - это своего рода презенация увлечений. Его цель - не только ...