Образовательная программа "Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся"
рабочая программа

Некипелова Лариса Иннокентьевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МБОУ Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся»

                                                                                      Составила:

                                                                                      Некипелова Лариса Иннокентьевна

                                                            учитель иностранного языка

                                        первой категории

                                                                    2014

                                           

Пояснительная записка


    В современном, стремительно меняющемся мире, исследование рассматривается не только как узкоспециальная деятельность, но и как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни современного человека. Задача формирования исследовательской компетентности в настоящее время остро поставлена как перед педагогической наукой, так и перед практикой образования. В этих условиях эффективной технологией, позволяющей опираться на самостоятельную активную деятельность учащихся в процессе обучения и способствовать становлению их компетентности, является исследовательская деятельность на основе использования информационных технологий.
   Для построения образовательного процесса, направленного на развитие исследовательской компетентности, используются различные образовательные среды, в том числе одна из перспективных для системы образования в школе – научное общество учащихся.

   Предпосылками для разработки данной программы стали:

  • новые цели образования, востребованные обществом;
  • бурный рост развития электронных сетевых услуг и средств коммуникации;
  • постоянно растущий спрос на качественное и интерактивное образование в области учебно-исследовательской деятельности;
  • более активный спрос на современные средства обучения с использованием Интернет - технологий


   Направленность программы - социально-педагогическая. Каждый участник программы имеет возможность выстраивать процесс обучения в соответствии с индивидуальным предпочтениями, с непосредственным опытом, их потребностями и интересами.
   В качестве ожидаемого образовательного продукта выступают исследовательские работы учащихся в различных научных областях: математике, физике, химии, иностранных языках, русском языке и литературе,  техническом творчестве, биологии, экологии, истории, историческом краеведении, культуре и культурологии Бурятии.
   Сопровождающую роль в учебно-исследовательской работе выполняет педагог, способный выстраивать образовательную среду, соответствующую личности школьника: чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, увлечь учащихся проблемой и процессом её глубокого исследования, стимулировать творческое мышление, адресовать к нужным источникам информации, организовывать мероприятия для проведения опытно-экспериментальных исследований, предоставлять возможность для регулярных отчётов и обмена мнениями; поощрять критическое отношение к исследовательским процедурам, предложения по улучшению работы и выдвижению новых направлений исследования.

Цели:


   Становление исследовательской компетентности школьников через включение учащихся в изучение проблем, связанных с непосредственным опытом учащихся, их жизненными потребностями и интересами;
   Создание условий для всестороннего и наиболее полного развития и реализации творческого и научного потенциала учащихся.

Задачи:

  • Повышение мотивации к познанию окружающего мира путем активизации личностной позиции в образовательном процессе.
  • Приобретение исследовательского опыта через информационно-коммуникативные навыки учащихся и личностное отношение к рассматриваемой проблеме.
  • Освоение методики учебного исследования - самоорганизованной деятельности, обусловленной логикой научного исследования.

Участники программы:

  • учащиеся школы;
  • учителя, педагоги дополнительного образования;
  • ученые, консультанты, специалисты;
  • родители.

 При выборе направления исследования учитываются: возрастные особенности, познавательный интерес.

Обучение организовано с учетом следующих приоритетов:

  • практикоориентированная, деятельностная форма овладения содержанием;
  • диалоговая форма взаимодействия;
  • акцент на развитие рефлексивного сознания;
  • предоставление возможности построения индивидуальной траектории освоения темы исследования (выбора темпа и продолжительности работы).

Схема обучения:

  • изучение материалов по теме модуля;
  • общение с экспертами;
  • выполнение работ;
  • подведение итогов, разбор решений, анализ типичных ошибок

Обучение распределено по 3-м этапам (3 модуля):
1 этап организационно - подготовительный « Первые шаги в науке»;
2 этап: технологический « Школа исследователя»;
3 этап: презентативный «Мой мир, мои открытия».
   В течение каждого модуля (один - два месяца) в отведенное время, участник научного общества занимается по теме модуля.
    Модульность программы позволяет учащимся осваивать содержание модулей в произвольном порядке.  При оценке результатов оценивается не только качество исследовательской работы, но и личная деятельность учащегося. Перевод успехов учащихся в НОУ в успешность в рамках учебных дисциплин в школе можно отследить по выступлениям на занятиях, использованию научной терминологии и элементов научного стиля изложения учебного материала, по участию в школьных научно-практических конференциях, олимпиадах, соревнованиях, конкурсах.

Ожидаемые результаты и механизм отслеживания результатов:


   В качестве образовательной продукции для учащихся научного общества «Форвард» выступают их идеи решения проблем, сконструированные модели, обнаруженная в источниках, в сети Интернет и систематизированная определенным образом информация, результаты участия в мероприятиях по исследовательской деятельности (научно-практические конференции, конкурсы).
   При отслеживании результатов учитываются особенности взаимодействия школьника с педагогом, индивидуальная траектория «прохождения» изучаемых тем модулей, степень отличия предъявляемых результатов от типовых и общедоступных данных и т.д. Оценке подлежат как информационные, так и деятельностные результаты обучения, интеллектуальный уровень развития мыслительных процессов и исследовательская активность:

  • сформированность умений понимания текстов, обработки информации разного вида;
  • устойчивый интерес к исследованию: понимание значимости исследования, наличие познавательных и личностных мотивов;
  • накопление исследовательского опыта в ходе практической деятельности, развитие навыков: креативных, целеполагания, мыследеятельности, самоанализа и самооценке собственных исследований;
  • библиотека «знаниевых» ресурсов: научно-методических и технологических материалов и разработок описывающие исследовательские механизмы и организационные формы развития исследовательской компетенции.

Фиксируемые умения:

  • выделение проблемы;
  • определение цели и задач исследования;
  • формулирование гипотезы;
  • выделение объекта исследования;
  • определение структуры работы;
  • создание плана исследования;
  • умение проводить эксперимент (наблюдения, исследования);
  • анализ адекватности выбранных методов задаче;
  • дать обоснование результатам исследования и сопоставить с целью и гипотезой;
  • корректирование программы исследования.


   Результаты освоения программы определяются по трем уровням :

  • недостаточный;
  • допустимый;
  • оптимальный.

   Недостаточный: только внешний мотив; отсутствует стремление к самообразованию; редкое обращение к научной литературе в процессе исследования; низкая активность и самостоятельность; учащиеся воспроизводят знания и умения на репродуктивном уровне по известному алгоритму; отсутствует необходимость в самоанализе и самооценки.
   
Допустимый: ситуативный интерес к исследованию: непоследовательность в действиях; эпизодическое изучение научной литературы; невысокая степень активности и самостоятельности в решении проблемных ситуаций; удовлетворенность результатами; эпизодичный самоанализ, самооценка.
   
Оптимальный: познавательные, профессионально-ценностные и личностные мотивы; последовательность в действиях; стремление к самообразованию; постоянное изучение научной литературы; устойчивый интерес; высокая активность и самостоятельность в рамках выполнения исследования; неудовлетворенность результатами деятельности; самоанализ и самооценка проведенного исследования.

Содержание программы


Первый этап: «Первые шаги в науке»
Задачи: Главной задачей данного организационно-образовательного этапа «Первые шаги в науке» является вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность.

Наименование модуля

Тематика модуля

1модуль

Запуск. Организация учебно-исследовательской работы.
Самоопределение в науке (выбор темы)

  • Целеполагание. Представление себя и своих интересов (опыта, успехов, планов)
  • Интеллектуальная игра (активизация мышления)
  • рассмотрение и обсуждение списка тем исследований
  • обоснование алгоритма выбора темы
  • уточнение (корректировка) темы
  • выдвижение гипотезы
  • разработка плана работы по выбранной теме.

Содержание и формы организации:

 

Содержание

Форма

Блок понятийной работы

Цель включения в программу.
Тема работы, направление деятельности.
Основные опорные точки исследования.

Обоснование темы, направления работы.
Написание гипотезы, плана.

Блок деятельности

Целеполагание.
Обсуждения общей проблемы.
Выбор темы работы.
Корректировка темы.
Написание гипотезы.
(Гипотеза - это предполагаемый результат, который может быть реализован при соблюдении конкретных условий.) Подтверждение гипотезы происходит в опытно-экспериментальной работе. Опытно-экспериментальная работа в широком научном понимании включает как проведение непосредственно исследования в рамках: эксперимента (в технических науках), так и наблюдение, анализ и обобщение теоретического материала (в гуманитарных науках). Если в результате опытно-экспериментальной работы гипотеза подтверждается, то становится теорией, если нет, то от нее надо отказаться.
Корректировка гипотезы.
Разработка плана работы Корректировка плана работы.

Ответы на вопросы.
Дискуссия, эмоциональная рефлексия.
Общение с консультантом.

Рефлексивный этап.

Рефлексия этапов.

 

Ожидаемый результат:

  1. Умение видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении, уметь поставить задачу, выявить в ней условия;
  2. Создание общего эмоционального поля участников.

Второй этап: «Школа исследователя»
Задачи: Главной задачей данного технологического «Школа исследователя» является создание учащимися в учебно-исследовательской деятельности основной части своей работы.

Наименование модуля

Тематика модуля

2модуль.Информационно-аналитический
(Работа с источниками)

Работа с информацией:

  • поиск информации (Интернет, библиотеки, пр.)
  • синтез информации
  • анализ информации
  • обработка и представление результатов

3модуль.

Доказательство
(Обоснование гипотезы)

Подтверждение гипотезы в опытно-экспериментальной работе:

  • исследование
  • наблюдение
  • эксперимент.

Классификация типов и задачи эксперимента.
Методика эксперимента и основные элементы плана эксперимента.

4модуль.
Представление (оформление)
исследовательской работы.

  • Требования к оформлению исследовательской работы
  • Требования к презентации
  • Требования к аннотации
  • Требования к научному докладу.

Научное консультирование.

Содержание и формы организации:

 

Содержание

Форма

Блок понятийной работы

Основные понятия исследования

Работа с информационными источниками

Блок деятельности

Поиск информации по теме.
Обучение навыкам работы с документами и научно-технической литературой.
Разработка логической схемы реферата
Корректировка плана
Написание реферата
Корректировка реферата. Планирование опытно-экспериментальной работы
Проведение опытно-экспериментальной работы
Анализ работы

Работа с литературой, в
Интернете и т.д.
Выполнение алгоритма

Общение с консультантом
Выполнение алгоритма
Общение с консультантом
Выполнение алгоритма

Общение с консультантом

Общение с консультантом

Рефлексивный этап

Рефлексия этапов, модулей

 

Ожидаемый результат:

  1. Уметь строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира, выдвигать гипотезы, обосновывать их;
  2. Сбор материала по теме работы, его анализ, синтез и представление в виде реферата;
  3. Проведение опытно-экспериментальной работы, подтверждающей выдвинутую гипотезу.


Третий этап: «Мой мир, мои открытия»
Задачи: Главной задачей данного презентативного «Мой мир, мои открытия» является обобщение учащимися результатов учебно-исследовательской деятельности и представление их .

Наименование модуля

Тематика модуля

4модуль.
Представление исследовательской работы.

Подведение итогов
(анализ, рефлексия)

  • Представление исследовательских работ (школьная, районная, городская, краевая конференция, защита)
  • Представление презентации научного доклада
  • Обмен работами между участниками и взаимная оценка этих работ
  • Интеллектуальный конкурс (задание на лето)
  • Отбор работ для публикаций

Содержание и формы организации:

 

Содержание

Форма

Блок понятийной работы

Анализ выполненной работы
Презентативность работы

Взаиморецензирование, обсуждение критериев оценки
исследовательских работ

Блок деятельности

Оформление работы в виде исследования
Разработка презентации работы
Написание статьи, тезисов

Общение с консультантом
Выполнение алгоритма
Общение с консультантом
Написание рецензии
Написание статьи, тезисов

Рефлексивный этап

Рефлексия этапов, модулей

 

Ожидаемый результат:

  1. Написание исследовательской работы, создание электронной презентации;
  2. Самоанализ и самооценка собственных исследовательских действий.

Методическое обеспечение

   Одним из важнейших условий успешности реализации программы является использование учебно-методических материалов - системно организованной совокупности образовательных информационных ресурсов, аппаратно-программного и организационно - методического обеспечения:

  • презентации, индивидуальные задания по темам исследования;
  • лекционный материал по темам модулей;
  • планы проведения этапов исследования;
  • опорные вопросы и индивидуальные задания для отслеживания результатов;
  • критерии оценивания исследовательских работ и требования к их оформлению;
  • примеры постановки проблем в естественно-научных дисциплинах;
  • методологические основы научного познания и творчества;
  • общая классификация научных исследований;
  • методика организации и ведения реферативной исследовательской и проектно-исследовательской работы;
  • методика проведения интеллектуальных игр;
  • методика эксперимента и основные элементы плана эксперимента;
  • тематика опытнической и исследовательской работы;
  • анкеты, вопросники, инструкции, рекомендации экспертов;
  • перечень научных статей по теме исследования;
  • дневник исследователя- пополняемый «банк» с записями, тематических лекций, бесед со специалистами, применяемыми методиками, результатами опытно-экспериментальной работы.

Методическое обеспечение

  1. Задание по проведению интеллектуальной игры
  2. Методика: «Исследовательская деятельность учащихся: вопросы организации и методики»
  3. Методика:«Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решений проблем»
  4. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях
  5. Методика проведения целеполагания
  6. Опорные вопросы по целеполаганию
  7. О гипотезах в науке...
  8. Требования к содержанию и оформлению исследовательских работ школьников.
  9. Методика рефлексивной работы.
  10. Анализ эмоциональной рефлексии
  11. Список тем по направлениям
  12. Критерии, относящиеся к значимости учебных проблем для учащихся и определяющие тематический выбор проблем
  13. Алгоритм выбора темы
  14. Методика создания гипотезы
  15. Инструкции: «Критерии экспертной оценки темы»
  16. Инструкции «Анализ гипотезы»
  17. Методика разработки плана работы
  18. Методика: «Опытно-экспериментальная работа».
  19. Рекомендации по проведению опытно-экспериментальной работы для каждого участника
  20. Анкета для педагогов по готовности к руководству исследовательской деятельности учащихся
  21. Рекомендации педагогам по организации учебно-исследовательской деятельности и значимости учебных проблем для учащихся
  22. Инструкция для педагога  по основным понятиям исследовательской деятельности
  23. Инструкции по работе с источником
  24. Методика написания реферата, исследовательской работы, тезисов, аннотации, научного доклада, презентации

Требования к оформлению списка литературы и других источников по теме исследования.

                                                             Литература

  1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. //Завуч.-2005.-№6.-с.4-29.
  2. Гоман И. Г. Исследовательская работа на уроках английского языка. Новокузнецк, 2006
  3. Нархинова Э.П. Исследовательская деятельность учащихся средней школы. Метод. Пособие. -Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006.- 40с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеклассной учебно-исследовательской, проектной деятельности с использованием ИКТ

Мозг человека – это самый совершенный компьютер,и у него есть рациональные технологии,а есть и неграмотные пользователи…Прежде всего «надо», конечно, уважать свой мозг, развивать его.  Любить и у...

«Учебно - исследовательская, проектная деятельность – важный аспект в структуре современного урока» ( из опыта работы учителя музыки)

В соответствии с требования стандарта нового поколения, проектная деятельность - важный аспект в деятельности педагога.Проектно-исследовательская деятеность личностно-ориентирована, позволяет учиться ...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ У УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 9-11 КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КАТАСТРОФ СОВРЕМЕННОСТИ)

Согласно проекту Федеральных Государственных Образовательных стандартов для старшеклассников все школьные предметы могут быть поделены на обязательные предметы (40 % образовательной программы) и предм...

Сетевой проект как образовательное пространство учебно-исследовательской деятельности

Презентация для тех, кто заинтересован в создании сетевых обазовательных проектов....

Образовательные практики в учебно – исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия (выступление на Международной конференции в Москве в 2019 г.).

       В данной статье анализируется опыт работы педагогов Калмыкии по развитию учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. В рамках туристско-краеведче...