Принципы самоорганизации
занимательные факты (10, 11 класс)

Ильина Анжелика Олеговна

Презентация для старшеклассников, собирающихся поступать в ВУЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoorganizatsiya_i_taym-menedzhment.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа студентов. Принципы самоорганизации

Аудиторная и внеаудиторная (самостоятельная) работа

Аудиторная работа:

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Экзамены

Студенческие конференции


Работа на лекции и с конспектом лекции

«Лекция (от лат. lectio – чтение) – систематическое, последовательное, монологичное изложение учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера».

Лекция:

-  знакомит студента с наукой,

- расширяет, совершенствует и углубляет полученные ранее знания,

- вырабатывает у студента внимание,

- навыки слушания, осмысления, выделения основной мысли и записывания,

-  пробуждает интерес к получению дополнительных знаний по изучаемой теме.

Лекция  предназначена для того, чтобы дать студенту основные сведения по теме и направить на дальнейшее самостоятельное, более углублённое, изучение материала.

Работа над лекцией  включает в себя:

- подготовку к слушанию и восприятию её содержания,

- непосредственное восприятие и осмысливание знаний,

 - записывание их,

- последующую работу над материалом лекций»



Подготовка к лекции включает в себя:

 - прочтение предыдущей лекции

-  изучение темы лекции по дополнительным источникам,

- дополнение конспекта лекции примерами, интересными фактами.

-  кратко ознакомиться по учебнику с содержанием следующей лекции.

-  психологический настрой на работу на лекции, готовность слушать, воспринимать, «пропускать через себя», анализировать, записывать и воспринимать информацию.

 

Конспект лекции:

 - создает благоприятные условия для запоминания услышанного, так как в этом процессе принимает участие слуховая, зрительная и моторная память.

- облегчает понимание и усвоение материала учебника.

-  указывает, что в учебнике особенно важно, и дает дополнительные новые сведения по этим вопросам.

Конспект ведут:

- следует вести в отдельной тетради для каждой учебной дисциплины,

- оставлять поля для того, чтобы можно было дополнить конспект выписками из учебников и других книг.

- писать крупно, разборчиво, выделяя темы и разделяя текст подзаголовками на смысловые части.

- скорость записей не менее 120 букв в минуту.

- использовать сокращения слов и условные знаки.

Но обязательным условием, способствующим запоминанию, является понимание студентом излагаемого материала.

Не стесняйтесь задавать вопросы лектору. Если лекция монологическая, то после лекции, интерактивная – во время лекции.

Изучение дисциплины только по лекциям и конспектам недостаточно. Хорошее усвоение материала может быть достигнуто только на основе систематической работы с учебниками и другой литературой. В этом случае учебная дисциплина усваивается настолько глубоко, что перед экзаменом остается сделать лишь немногое для закрепления знаний.

Семинарские занятия

Семинар представляет собой форму организационного процесса с целью самостоятельного изучения, закрепления и углубления учебного материала.

Семина́р - вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и др. проблеме, обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т. п.


Подготовка студента к семинару включает в себя несколько этапов.

1) самостоятельное изучение нескольких источников литературы,

2)  подготовка выступления, продумать план ответа.

3)  подготовка презентации

4)  обдумать вопросы его содокладчикам

Работа на семинаре:

- фиксирование в тетради студентом основного содержания докладов выступающих, что способствует лучшему запоминанию материала по теме семинара.

Итак, при подготовке к семинару студент учится не только находить нужную информацию, работать с источниками, но и вырабатывает навыки ведения монолога.

Практические занятия

 Практические занятия — метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.

Особенности практического занятия по иностранному языку:

Закрепление теории на практике (например: грамматические правила – построение предложений)

Для ведения записей на практических занятиях обычно заводят отдельную тетрадь по каждой учебной дисциплине. Рекомендуется вести словарь, регулярно записывая в него новые слова.

Написание студенческих научных работ

Рефераты

Курсовая работа

Научная статья

Выпускная квалификационная работа

Для успешного написания научных студенческих работ

–умение работать с источниками: книгами, журналами, сетью интернет

- Умение цитировать

- Владение официально-деловым и научно-техническим стилем

- Соблюдать правила оформления. (СТО 02069024.101-2010 osu.ru Университет-Официальные документы-Стандарты организации)

Подготовка к экзамену

Организация экзаменационных сессий и аттестаций

Изучение многих общепрофессиональных и специальных дисциплин завершается экзаменом.

 

Экзаменационные сессии проводятся дважды в течение учебного года - в конце каждого семестра.

К сессии допускаются студенты, не имеющие академической задолженности за семестр и сдавшие все зачеты.

Продолжительность сессии – две - три недели, количество экзаменов - обычно три - пять.

Расписание экзаменов составляется деканатом или самой учебной группой, исходя из расчета выделения трех-четырех дней на подготовку к каждому экзамену.

Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач.

 На экзамене студент демонстрирует знания, которые он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.

Подготовка к экзамену должна идти по строго продуманному графику, с последовательным переходом от темы к теме, от раздела к разделу.

Вопросы, которые могут появиться в процессе подготовки к экзамену, необходимо записать и получить на них ответы у преподавателя во время предэкзаменационной консультации. 

На устном экзамене студенту, предлагается ответить на несколько основных вопросов, включенных в экзаменационный билет.

После подготовки студент отвечает на вопросы билета и на дополнительные вопросы экзаменатора. Цель последних - выяснить понимание других разделов курса, не вошедших в билет. Как правило, на них можно ответить кратко.

Экзаменационная оценка складывается из:

  1. Ответа на экзаменационные вопросы
  2. Успеваемость студента по данной дисциплине в течение семестра

Бально-рейтинговая система – итоговая оценка складывается сразу из нескольких компонентов (посещаемость, активность на семинарах, оценки за промежуточные контрольные работы и т.д.).

Модуль – промежуточный контроль, осуществляется на 5-ой и 13-ой неделе каждого семестра.

По результатам экзамена администрация вуза принимает решение о переводе студента на следующий курс или отчисления из числа студентов вуза. При наличии уважительной причины студенту может быть продлена экзаменационная сессия или предоставлен академический отпуск.

Принципы самоорганизации студента


Принцип заблаговременности

Наверняка многим знакома такая ситуация: до экзамена остается 30 дней и вам выдают 30 экзаменационных билетов. Одной из первых в нашей голове проскакивает мысль: по одному билету в день можно спокойно подготовить. Проходит 15 дней, мы еще не садились за подготовку, но понимаем, что 2 билета в день тоже можно выучить без особого труда. На 20-й день у нас уже становится 3 билета в день, на 25-й день — 6 билетов в день. Так постепенно мы приближаемся к последнему дню и всем известной «ночи перед экзаменом». То же самое относится и к написанию курсовых и дипломных работ. Известная проблема, в которой определенное негативное событие мы стараемся отодвинуть от себя и не спешим с ее решением. Иногда даже проще бывает регулярно работать в течение семестра и получить «автомат».

Принцип заблаговременности позволяет нам грамотно организовать подготовку к экзаменам.

Когда сроки поджимают:

- нарастает эмоциональное напряжение,

- спешка ведет к увеличению количества ошибок,

- большой объем информации, которую вы пытаетесь «упаковать» в свой мозг за небольшой промежуток времени, быстро забывается.

Что делать?

Главное — это заранее планировать события, связанные с учебой, работой или досугом.

- заранее планировать свой месяц/ неделю / день: какие рабочие дни и выходные у вас будут, какие важные события и мероприятия нужно посетить, кого поздравить с днем рождения, когда крайний срок сдачи реферата или статьи.


Принцип фиксации событий

не держите все в голове, а фиксируйте на носителях информации. Таким носителем может быть обычная тетрадь, ежедневник (которых сейчас на рынке множество и можно подобрать наиболее удобный), планинг, органайзер в мобильном телефоне или специальная программа на компьютере.

Ведение планировщиков позволяет вам наглядно представлять свою загруженность событиями и задачами.



Принцип параллельности дел

Техника «сэндвича» -  совмещайте дело, не требующее от вас активной вовлеченности и сильной сосредоточенности, с другими делами, которые можно выполнить здесь и сейчас. К примеру: по пути из университета  читать книгу, переписывать лекции, делать домашнее задание, учить иностранные слова с плеером.


Принцип осознанного отдыха

Помимо работы и учебы нам хочется иметь свободное время, чтобы встречаться с друзьями, ходить в кино, читать книги и т.д. Многие из нас не умеют отдыхать: или просто не могут отключиться от дел и расслабиться, или отдыхают так, что на следующий день чувствуют себя крайне плохо. Как бы то ни было, к отдыху следует подходить вдумчиво: отводите себе время для встреч с друзьями, заранее планируйте совместное времяпрепровождение с семьей. Даже в течение дня нужно делать перерывы в работе, чтобы восполнить внутренние ресурсы.

СПОРТ!!!


Принцип гибкости

Своевременно реагировать на изменения в распорядке дня. Если запланированная встреча с друзьями переносится, то используйте высвободившееся время для саморазвития: почитайте книги, сходите в музей, посетите тренинг по управлению временем, позвоните старым знакомым. Меняйте местами свои планы, если это возможно.

Помните, что планирование — это один из вариантов развития событий, который может быть скорректирован вами в нужном направлении. Главное — ценить свое время и наполнять его полезными делами.

Эти принципы позволят вам более эффективно организовать себя и успевать как можно больше. Таким образом, у вас будет зарезервировано место под отдых и грамотно организован учебный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самоорганизация живой системы

Урок  по естествознанию,  рассматриваются уровни развития системы , точки бифуркации, флуктуации....

Курс предпрофильной подготовки "Основы самоорганизации, саморегуляуции, самоуправления школьников" (9 класс, предпрофиль)

Ведущая идея курса (цель) – формирование способности школьников осуществлять   самоорганизацию, самоуправление, саморегуляцию на основе осознанного восприятия и запоминания системы зна...

Самоорганизация - лучшее средство от СХУ (синдром хронической усталости)

Болезнью цивилизации врачи называют синдром хронической усталости. Основными симптомами являются усталость, быстрая утомляемость, ухудшение памяти, снижение внимания, постоянная раздражительность, пло...

Доклад «Система педагогической работы по приобщению детей к культуре самоорганизации»

Сущность самой культуры определяется нормами и правилами согласования интересов личности с интересами общества в самом широком их понимании. Поэтому действительное усвоение ребенком культуры в качеств...

Способы формирования умений самоконтроля и самоорганизации учащихся на уроках английского языка

Самоорганизация учения школьников – это умение систематизировать полученные знания, преобразовывать учебный материал, критически перерабатывать его, представлять в удобной для себя форме. Усвоенные на...

Идея единства самоорганизации и самодезорганизации в школьном курсе физики

Выяснено содержание понятий самоорганизации и самодезорганизации вметодологии науки. При описании самодезорганизации в различных явленияхиспользуются принципы необратимости и минимума энергии системы,...

Социально значимый проект «Создание системы детской самоорганизации и социализации «ПЕРЕСВЕТ»

Положения об ученическом самоуправлении школы в рамках реализации социально значимого проекта «Создание системы детской самоорганизации и социализации «ПЕРЕСВЕТ»...