Программа дополнительного образования «Знатоки русского языка»
материал

Тарасова Елена Владимировна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Утверждено»

на заседании педагогического совета

Протокол № ___ от _______.20__г

Приказ № _____ от _________20__г

«Согласовано»

заместитель директора

по воспитательной работе

 _____________ О.П. Соколкина

                     «_____» __________ 20__ г

Программа дополнительного образования

«Знатоки русского языка»

Возраст: __15-16_____ лет

Педагог:Тарасова Е.В.

МБОУ «СШ № 10»

2017_ - 2018_ учебный год

Пояснительная записка

Программа предназначена для углубленного изучения   русского языка с целью качественной подготовки к экзамену в форме ОГЭ: формирование лингвистической компетенции, коммуникативной компетенции, владение разными видами речевой деятельности, умениями воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; культуроведческая компетентность, обеспечивающая осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения.

Программа имеет практическую направленность, предназначается не столько для формирования определённых теоретических знаний обучающихся, сколько для развития практических навыков, речевых умений

Педагогическая целесообразность: повышение лингвистической компетенции по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы. Изучение  текста с точки зрения строения предложений, функции знаков препинания позволяет акцентировать внимание учащихся на необходимости повышения орфографической и пунктуационной грамотности.

Разнообразные формы изучения языка посредством мультимедийных средств обучения  способствуют активному участию обучающихся в конкурсах, викторинах, интеллектуальных турнирах.

Цели реализации основной образовательной программы основного  общего образования МБОУ «СШ №10» направлены на обеспечение освоения школьниками общеобразовательных программ основного общего образования, условий становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.  Основная ее цель — обеспечение высокого уровня социализации учащихся.

Цель

  • Создание условий для развития личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Задачи

  • воспитание коммуникативной культуры школьников;
  • формирование лингвистической, коммуникативной компетенции;
  • воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свой язык;
  • подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам;
  • расширение зоны творческих возможностей детей

Возрастная ориентация программы

Программа дополнительного образования «Знатоки  русского языка» ориентирована на возрастные особенности детей  15-16 лет, различные  подходы к содержанию программы обеспечивают усвоение материала на разных познавательных уровнях в соответствии с возрастом.

Сроки реализации

Данная программа рассчитана на 1 год обучения.

Формы и режим  занятий  

Занятия длительностью  40 минут проводятся один раз в неделю. Применение различных форм занятий помогает оптимизировать учебный процесс:

  1. Практикумы;
  2. Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым

материалом, их анализ, выводы);

  1. Работа в группах;
  2. Проектная деятельность.

Особенности содержания программы:

  • основные функции языка
  • фонетический  и орфоэпический разбор и транскрипция
  • тема текста, основная мысль, микротемы
  • способы словообразования и типы речи
  • части речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль
  • морфологический разбор частей речи
  • стили речи, стилистический анализ текста, изобразительно-выразительных средств.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

  1. осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  2. способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
  3. знание закономерностей построения текста, владение   умениями   информационной   переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
  4. применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка, выразительных  возможностей русского языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
  5. осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов.

Формы годовой промежуточной аттестации: зачет

Материально-техническое обеспечение (оснащение кабинета)

  1. Персональный компьютер
  2. Интерактивная доска
  3. Мультимедийный проектор

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

дата

(план)

дата

(факт)

Тема занятия

Содержание

1

5.09

Язык как могучее средство общественного развития.

Язык как могучее средство общественного развития, важнейшее средство человеческого общения. Место русского среди других языков в современном мире. Проблемы экологии языка.

2

12.09

Словари русского языка. Виды словарей. Практическая работа со словарями.

Овладение навыками практической работы со словарем, самостоятельное составление словарных статей  для словарей орфографических, лексико - грамматических, толковых, фразеологических, синонимов, антонимов. Словари омонимов, паронимов,  этимологический.

3

19.09

Нормы современного русского литературного языка

Основные морфологические, синтаксические и орфоэпические нормы. Сложные случаи правописания  числительных, существительных.

Язык – развивающееся явление. Примеры изменения норм литературного языка из художественных произведений.

Решение олимпиадных заданий, связанных с орфоэпическими нормами, нормами управления и согласования, разбор заданий ОГЭ.

4

26.09

Принципы русской орфографии. Части речи в русском языке

Понятие об орфограммах и умение находить их в словах разных частей речи.

5

3.10

Язык – развивающееся явление. Изменения норм литературного языка .

Язык как могучее средство общественного развития, важнейшее средство человеческого общения.

6

10.10

Состав слова. Морфемы и их значение

Самостоятельные и служебные части речи, умение их определять. Например: на встречу - навстречу, вследствие - в следствии. Главные и второстепенные члены предложения. Постановка знаков препинания в зависимости от конструкции предложения.

Умение определять морфемы и части речи, разделять однородные члены и предложения, выделять вводные слова, обращения, обособленные обороты.

7

17.10

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Правописание согласных в корнях слов.

Отработка умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание; формирование умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.

Универсальное правило проверки безударных гласных ударением, его использование для правописания корней. Например:  посветить-посвятить.

8

24.10

Чередующиеся гласные в корне слова

Гласные в корнях с чередованием: морфемная, фонетическая, лексическая группы.

Умение определять части слова, морфологическую принадлежность; различать корни, проверяемые ударением, и корни с чередующимися гласными. Умение понимать новые слова путем осознания состава. Умение пользоваться толковым и орфографическим словарями.

9

7.11

Правописание приставок, изменяющихся на письме. Приставки на     -З, -С

Закрепление умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.

10

14.11

Правописание приставок, зависящих от значения. Приставки ПРЕ-, ПРИ-

Умение применить орфографическое правило: выбор букв Е и И   в приставках –ПРЕ и –ПРИ.

11

21.11

Правописание на стыке приставки и корня. Ы, И после приставок

Умение применить орфографическое правило: выбор букв Ы и И после приставок, оканчивающихся на согласную.

12

28.11

О, Ё после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных. Суффиксы –ЕК (-ИК).  Буквы Ч, Щ в суффиксах существительных. Различение на письме суффиксов прилагательных –К-, -СК-

Буквы О,Е (Ё) после шипящих и Ц в корнях и других частях слова. Единые правила правописания О,Е в суффиксах и окончаниях именных частей речи. Буква Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях отглагольных образований

13

05.12

Решение тестовых и олимпиадных заданий

Самостоятельное решение олимпиадных заданий  по всем разделам языкознания.

14

12.12

Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи.

Сопоставление правил правописания Н и НН в суффиксах имен прилагательных и отглагольных образований                         (причастий, отглагольных прилагательных), а также образованных от них существительных и наречий (ветреный – ветреность - ветрено).

15

19.12

Правописание гласных в суффиксах глаголов –ОВА-(-ЕВА-), –ИВА-(-ЫВА)

Закрепить и углубить умение учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.

Закрепление и отработка  навыков правописания и проверки глагольных суффиксов.

16

26.12

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

Умения применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания. Умение применять орфографические правила: правописание личных окончаний глагола и суффиксов действительных причастий настоящего времени. Умение определять тип спряжения глагола.

17

16.01

Правописание личных окончаний глаголов

Система спряжений глаголов. Роль категории наклонения и вида для правописания личных окончаний прилагательных и причастий: определение падежного окончания по вопросу, заданному от главного слова.

18

23.01

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Сложные прилагательные, образованные от сложных существительных: юго-восточный.

Правописание сложных слов с первым компонентом ПОЛ-  (ПОЛУ-). Слитное написание сложных слов-терминов: густонаселенный. Совершенствование навыков образования, произношения и употребления сложных слов в речи.

19

30.01

Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание союзов.

Отработать правильность написания предлогов. Дефисное написание сложных предлогов: ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД. Слитное написание производных предлогов, образованных от существительных, наречий, деепричастий: ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ВРОДЕ, НАПОДОБИЕ, НАСЧЁТ, ВМЕСТО, НАРЯДУ, СВЕРХ, ВБЛИЗИ, ВНИЗУ, НАВЕРХУ, НАВСТРЕЧУ, ПОСРЕДИНЕ, СБОКУ, НЕВЗИРАЯ НА, НЕСМОТРЯ НА.

20

06.02

Различение частиц НЕ и НИ.  Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.

Научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать НЕ и НИ

21

13.02

Употребление Ь для обозначения мягкости согласных; разделительные Ъ и Ь; Ь правописание Ь на конце слов после шипящих.

Ь в середине слова.

Ь на конце и в середине количественных числительных.

Умение правильно произносить и употреблять в речи слова с твердыми и мягкими согласными. Умение пользоваться орфографическим словарем.

Функциональное сходство роли Ъ и Ь как разделительных. Место разделительного Ъ. Разделительный Ь в русских и заимствованных словах: воробьи, павильон. Расширение лексического запаса слов с Ъ и Ь. Систематизация сведений о частях речи. Написание Ь после шипящих на конце существительных (3 склонение), прилагательных: ЖГУЧ, глаголов (всегда пишется после шипящих), наречий (кроме УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ), всех частиц (ЛИШЬ). Умение определять морфологическую принадлежность слов, составлять словосочетания, употреблять слова в прямом и переносном значении, подбирать синонимы при определении частей речи.

22

20.02

Лексика и фразеология. Значение и происхождение фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Обогащение лексики, паронимы,  синонимы, омонимы, омографы: бо́льшая — больша́я, омофоны:  бал — балл, антонимы. Понятие о градации. Значение и происхождение фразеологизмов. Иноязычные заимствования. Стилистическая окраска лексических единиц. Изобразительно-выразительные средства языка.

23

27.02

Обогащение лексики: паронимы,  синонимы, омонимы.

Обогащение лексики, паронимы,  синонимы, омонимы, омографы: бо́льшая — больша́я, омофоны:  бал — балл, антонимы. Понятие о градации. Значение и происхождение фразеологизмов. Иноязычные заимствования. Стилистическая окраска лексических единиц. Изобразительно-выразительные средства языка.

24

06.03

Обогащение лексики: паронимы,  синонимы, омонимы.

Обогащение лексики, паронимы,  синонимы, омонимы, омографы: бо́льшая — больша́я, омофоны:  бал — балл, антонимы. Понятие о градации. Значение и происхождение фразеологизмов. Иноязычные заимствования. Стилистическая окраска лексических единиц. Изобразительно-выразительные средства языка.

25

13.03

Синтаксические нормы языка. Грамматические ошибки.

Синтаксический и пунктуационный разбор простого и сложного предложения. Сложные синтаксические конструкции.

26

20.03

Основные понятия синтаксиса (словосочетания и предложение, структура предложения).

Основные понятия синтаксиса: словосочетания и предложение, структура предложения.

27

03.04

Практическая работа по определению синтаксических средств выразительности.

Синтаксический и пунктуационный разбор простого и сложного предложения. Сложные синтаксические конструкции.

28

10.04

Словосочетание. Именные и глагольные словосочетания.

Основные виды словосочетаний, по морфологическим свойствам главного слова. Основные признаки словосочетаний.

29

17.04

Синтаксис простого предложения. Грамматическая основа.

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.

30

24.04

Синтаксис простого предложения. Грамматическая основа.

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.

31

03.05

Решение тестовых заданий.

Решение тестовых заданий.

32

8.05

Изобразительно-выразительные средства языка

Значение гиперболы и литоты (лошадь величиной с кошку, жизнь человека — один миг) в художественном произведении.  Роль эпитета в художественном произведении. Сравнение и способы его оформления. Олицетворение и его роль в создании картин природы в художественном произведении. Метафора и ее разновидности.

33

15.05

Изобразительно-выразительные средства языка

Сюжет, композиция, стиль писателя, своеобразие поэтики, основные средства, художественной изобразительности. Знакомство с новыми тропами: анафора, эпифора, синтаксический  параллелизм, оксюморон  и др.

34

22.05

Комплексный анализ  текста.

План комплексного анализа, опыт коллективного анализа публицистического текста.

35

24.05

Итоговая тестовая работа

Решение тестовых заданий.

Список учебно-методической литературы для учителя

1. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост.                      Н.В.Егорова.- М.: ВАКО, 2011.

2.  Программы для общеобразовательных учреждений. Русский  язык. 5-9 классы. 11-е изд.- М.: Просвещение, 2010.

4. Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы. / по программам М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, А.И.Власенкова /сост. Г.М. Вялкова.-3-е изд.- М.: Глобус, 2009.

5. Русский язык: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова Т. А. Ладыженская и др.; научн. Ред. Н. М. Шанский). – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

6.  Сборник нормативных документов. Русский язык/сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.

7.   Уроки русского языка в 9 классе: Кн. Для учителя / Г.А.Богданова.- 5-е изд.-М.: Просвещение,2006.

8. Русский язык.Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия. Диск.

Список литературы для учащихся

  1. Русский язык . Основной государственный  экзамен. 9 класс/ И.В. Пасичник, Т.В. Соловьева. – Березники. ООО «Издательский дом «Типография  купца Тарасова»,  2014. – 264 стр.
  2. Сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки. Легион, 2012 г.
  3.  Русский язык [Выполнение заданий части 3]. Егораева Г.М., Экзамен,2014 г.
  4. Русский язык: в таблицах и схемах для подготовки к ОГЭ. Миронова Н.И., Эксмо-Пресс, 2012 г.

Русский язык. Упражнения и комментарии. Розенталь Д.Э., Эксмо, 2014 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку:теория и практика""

Программа  элективного курса  по  русскому  языку  предназначена  для  10-11  классов  и  ориентирована  на  развитие  речевой  ко...

программа дополнительного образования по русскому языку

программа содержит пояснительную записку. планирование...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Русский язык сквозь призму литературного наследия" (социально-педагогическая направленность)

В содержании программы "Русский язык сквозь призму литературного наследия" осуществлен принцип комплексного подхода к изучению русского языка и литературы как предметов русской словесности.Данная прог...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЗНАТОКИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА»

Программа дополнительного образования "Знатоки немецкого языка" для учащихся 5- 6 классов...

Программа дополнительного образования "Знатоки русского языка"

Программа дополнительного образования "Знатоки русского языка"...

Программа дополнительного образования "Знатоки русского языка"

Программа дополонительного образования "Знатоки русского языка" составлена для учащихся 9 классов...

Рабочая программа дополнительного образования "Знатоки русского языка"

Программа создана для повторения основных правил орфографии и пунктуации в 8-9 классах...