Классный час "Дети войны. Последние свидетели".
методическая разработка (9 класс)

Воротнёва Наталья Андреевна

Классный час "Дети войны. Последние свидетели".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_deti_voyny.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовил и провел учитель биологии: Воротнева Наталья Андреевна

Классный час "Дети войны. Последние свидетели".

9-й класс

Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

Задачи: 

  • Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.
  • Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
  • Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

Оборудование: плакаты, компьютер, фотографии военных лет, Презентация

Ход классного часа

1. Дети войны. Последние свидетели.

Слайд 1

Слайд 2

«У каждого из нас своя военная судьба, но подвиг общий - это подвиг всего нашего поколения. Мы - дети войны, детство которых закончилось 22 июня 1941 года», - говорят сейчас наши ветераны Великой Отечественной войны.

Слайд 3

Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети.

Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.

. Слайд 4

Мы сегодня узнаем, как жили: 

  • Дети в блокадном Ленинграде;
  • Дети под оккупацией у немцев;
  • Дети в концлагерях;
  • Дети пионеры – герои;
  • Дети в тылу.

3. Было мирное время, дети играли, росли, и не было у них забот.

Слайд 5

Папа был рядом.

Слайд 6

Мама была рядом.

Слайд 7

Мы играли на улицах Ленинграда.

Слайд 8

У нас было веселое детство.

. Слайд 9

И мы не знали, что нас ждет…

Презентация 1. Слайд 10

Война! 22 июня 1941 года.

(Звучит мелодия песни «Священная война».)

Презентация 1. Слайд 11

4. Презентация 1. Слайд 12

Дети в блокадном Ленинграде.

Приложение 1. Историческая справка (Вспоминают о своем детстве народный артист Александр Лазарев и сестры Дерюжины.)

Просмотр фотографий детей войны.

Презентация 1. Слайды 13 – 17

5. Презентация 1. Слайд 18

Дети под оккупацией у немцев.

Под немецкой оккупацией некоторые области будут находиться от двух до трех лет. Гитлеровцы введут трудовые повинности. Жители должны работать по 14-16 часов в сутки, к работам привлекут и детей.

Презентация 1. Слайд 19

Гитлеровское руководство с тупой педантичностью истребляло мирное население на всей оккупированной территории Советского Союза. Массы загубленных детей перед их мучительной гибелью варварскими способами использовались в качестве живого экспериментального материала для бесчеловечных опытов «арийской медицины». Немцы организовали фабрику детской крови для нужд немецкой армии, был сформирован невольничий рынок, где шла продажа детей в рабство местным собственникам.

 Слайд 20

Обычно перед выселением какого-либо села туда врывался отряд карателей, они сжигали дома, угоняли скот, грабили имущество. Многих жителей убивали тут же или сжигали в своих домах. Женщин с детьми собирали на железнодорожных станциях, грузили в вагоны, наглухо заколачивали и вывозили в лагеря. Спустя неделю их доставляли в один из лагерей или тюрьму.

  Слайд 21

  Слайд 22

Варварство.

  Слайд 23

Читается стихотворение о варварстве немецких оккупантов.

Варварство. Автор: Муса Джалиль

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами.
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
...
………………………………….
Я не забуду никогда, вовеки!

6. На оккупированных территориях гитлеровцы создают лагеря, тюрьмы.

Дети в концлагерях.

Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей.

Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из де Слайд 24

Массовую беспрерывную смертность детей вызывали эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались малолетние узники Саласпилса. Немецкие врачи-убийцы больным детям делали инъекции разных жидкостей, заставляли принимать внутрь разные средства. Детей кормили отравленной кашей, от которой они умирали мучительной смертью. Руководил всеми этими опытами немецкий врач Майзнер.

На основании материалов расследования, свидетельских показаний, данных эксгумации, установлено, что за три года существования лагеря Саласпилса немцы загубили не менее 7 000 детей, частью сожженных, а частью захороненных на гарнизонном кладбище.

Рассказывает десятилетняя Наталья Лемешонок узница Саласпилса (в концлагерь Саласпилса попали все пятеро братьев и сестер – Наталья, Шура, Женя, Галя, Боря).

«Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали. Маленькая Аня постоянно плакала и просила хлеба, но у меня нечего было ей дать. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Там был немецкий врач, посреди комнаты стоял стол с разными инструментами.

Потом нас построили в ряд и сказали, что сейчас осмотрит врач. Что делал он, не было видно, но потом одна девочка очень громко закричала. Врач стал топать ногой и кричать на нее. Подойдя ближе, было видно, как врач этой девочке вколол иглу, и из руки в маленькую бутылочку текла кровь. Когда подошла моя очередь, врач вырвал у меня Аню и уложил меня на стол. Он держал иглу и вколол ее мне в руку».

В гестапо и тюрьмах также происходило уничтожение детей. Грязные и вонючие камеры тюрем никогда не проветривались, не отапливались даже в самые жестокие морозы. На грязных холодных полах, кишевшими от разных насекомых, несчастные матери были вынуждены смотреть на постепенное угасание своих детей. 100 граммов хлеба и пол-литра воды – вот и весь их скудный рацион на день. Медицинская помощь не оказывалась.

При кровавых расправах с заключенными в тюрьмах, где немцы расстреливали до нескольких сотен человек, исключений для детей не делали.

Наши войска освободили детей Саласпилса в 1944 году.

. Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Дети пионеры – герои.

Слайды 28-42

За боевые заслуги десятки тысяч детей - пионеров были награждены орденами и медалями:

  • Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумилов, Витя Коробков, Володя Казначеев;
  • Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Юлий Кантимиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;
  • Ордена Отечественной войны 1-й степени — Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалев;
  • Ордена Красной Звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Леня Анкинович;
  • Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы».
  • Четверо пионеров были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова

Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Некоторые из них были занесёны в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина» и возведёны в ранг «пионеров-героев».

О пионерах-героях рассказывают учащиеся класса:

- Валя Котик

Слайд 43

- Зина Портнова

Слайд 44

- Леня Голиков

Слайд 45

- Марат Казей

Слайд 46

8. Дети в тылу.

Слайд 47

Слайд 48

Ушли на фронт родители
Отчизну защищать,
А нам - детишкам маленьким -
Картошку убирать.
Девчоночья бригада
Пять-двенадцать лет,
Но выполняли честно мы
Родительский завет …
Вязали варежки, носки,
На фронт их отсылали,
И тем победу над врагом
Коварным приближали

Слайды 49

Ребята сегодня у нас в гостях Анна Николаевна Борзенко. Когда началась война, ей было 4 года, а звали ее тогда Аня Матросова. Жила в нашем Красноярском крае, в Шушенском районе. Она расскажет о своей жизни в тылу во время войны.

Слайд 50

Рассказывает Анна Николаевна Борзенко.

Слайд 51

Пусть чисто будет небо над землей,
Пусть жизни мирной радуются люди!
А Вас, кто рядом был с войной,
Мы помним, бережем и любим!

«Спасибо Вам, Анна Николаевна, и примите от нас цветы в знак благодарности. Вам пришлось выжить в тяжелых условиях и поднимать страну после войны».

За годы войны каждый пятый ребенок останется сиротой. Уже в 1942 году было принято постановление об устройстве детей сирот. Во время войны будет создано около четырех миллионов детских домов.

9. Победа.

Слайд 52 – 54

Пережившие войну дети говорили: «Мы родом с войны. Родом из украденного детства, наполненного горем и ужаса». Забыть страдание даже одного маленького человека - это предать детскую память 4 миллионов погибших детей.

Вечная память всем погибшим.

Слайд 55

Минута молчания (звучит метроном).

10. Но и сейчас идут войны. Детям приходится страдать и даже воевать.

  Слайды 56 -58

Будем помнить!
Не допустим войны!
Родину защитим!

 Слайд 59

«Давайте, люди, никогда об этом не забудем!» 

А. Твардовский Слайд 60

11. Пусть на наших лицах сияют улыбки (фотографии учеников класса).

Слайды 61 -64

12. Учащиеся поют песню «Солнечный круг».

(Звучит мелодия «Солнечный круг»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Последние свидетели"

Этот урок можно проводить как урок внеклассного чтения в 8-9 классах....

Воспоминания. Последние свидетели войны. книга

Воспоминания. Последние свидетели войны. книга...

"Дети войны. Последние свидетели".

Внеклассное мероприятие, посвященное празднованию 70-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. ...

Презентация для классного часа "Войны и люди на войне"

Презентация для классного часа  разработана для учащихся 5-6 классов на военную тематику...

Воспоминания "Последние свидетели войны"

Все меньше и меньше остается тех, кто может рассказать о Великой Отечественной войне. Этот фильм - рассказ о войне, увиденной детскими глазами. Эта война страшнее, чем  запечатленная взрослым взг...

Воспоминания. Последние свидетели войны.

Творческие работы воспитанников...