Краткосрочная дистанционная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Палитра творчества»
учебно-методическое пособие

Масалова Евгения Николаевна

Краткосрочная дистанционная   дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  «Палитра творчества»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palitra_tvorchestva.docx47.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ракитянская средняя общеобразовательная школа № 1»

Ракитянского района Белгородской области

   

                                                                 

Дистанционная краткосрочная

дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

 «ПАЛИТРА ТВОРЧЕСВА»

Возраст обучающихся:  7-10 лет

Срок реализации:  2 недели (10 часов)

                                                           

Автор - составитель:

Масалова Евгения Николаевна -

учитель изобразительного искусства

п. Ракитное

2020 г.

          Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726,

Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ», СанПином 2.4.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Методическими рекомендациями реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

         Одной из современных инновационных форм организации учебного процесса является использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих посредством электронной сети Интернет организовать обучение учеников, находящихся территориально в любом уголке земного шара (при наличии подключения к Интернету).

         Краткосрочная дистанционная   дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  «Палитра творчества»  дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование в летний период.

Направленность программы.  Программа «Палитра творчества» является программой художественной направленности.

Новизна программы. Программа реализуется в летний период, является краткосрочной и имеет ознакомительный уровень. Темы заданий главным образом строятся по принципу изучения, познания и любования миром окружающей природы. В процессе освоения  программы дети имеют возможность получать знания о простейших закономерностях построения предметов и передачи их формы, основах графики, цветоведения, композиции, декоративной стилизации.  В программе используются в основном игровые методы  и приемы  подачи материала. Развитию творческих способностей детей  способствуют  разнообразные виды изобразительной деятельности: лепка, аппликация, живопись и графика, а так же  использование нетрадиционных техник рисования:     набрызг, монотипия, рисование с использованием природного материала. Необыкновенное рисование дает возможность выполнить работу быстро каждому. Разнообразное применение техник - это создание небольших открыток  и  создание коллективных  работ.

Актуальность программы состоит в том, что она повышает доступность получения дополнительного образования для детей, проживающих в сельской местности  за счѐт того, что программа реализуется дистанционно. В летний период  у детей больше свободного времени, чтобы уделить  развитию  своих способностей, выполнить работы, которые станут украшением  помещений или подарком для друзей.

Важно научить детей  передавать свои ощущения   и представления об окружающем мире в самостоятельных творческих работах. В системе эстетического, творческого воспитания  подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности. В процессе художественной деятельности  у детей воспитывается  целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, появляется   возможность творческой самореализации.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием  духовности через освоение основ рисования. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

На занятиях декоративного рисования обучающиеся получают определенные эстетические знания о стилизации изображения, условном цвете, выразительности линий. Применение нетрадиционного рисования способствует развитию фантазии, обучающие приобретают свободу в работе  художественными материалами.

Цель данной программы: развитие художественно-творческих способностей младших школьников  в летний период посредством изобразительной деятельности. 

Задачи программы

Обучающие:

  • научить пользоваться   различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
  • научить детей грамотно строить композицию с выделением композиционного центра, передачей сюжета;
  • познакомить с основами цветоведения и стилизации предметов.

Развивающие:

  • развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
  • развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
  • улучшение моторики и точности глазомера;
  • развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе.

                                                       Воспитательные:

  • формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
  • воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия, аккуратности.

                                                      Адресат программы.

Программа рассчитана на детей от 7 до 10 лет. Количество детей не ограниченно.

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основ изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве методов и приемов активного и увлекательного обучения, при которых усвоения знаний, умений и правил изобразительного искусства происходит эффективнее и развиваются творческие начала. Предлагаемые задания должны выполняться в рамках одного задания.  Допускается варьировать  задания  местами в зависимости от ситуации. Можно предлагать  другие аналогичные   темы, органично входящие  в русло программы.  

Формы занятий

Теоретические знания по всем разделам программы даются в начале занятий и  закрепляются в практической работе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.  

Форма обучения - дистанционная. Занятия    проводятся  посредствам размещения педагогом учебного материала (презентаций) в дистанционной группе «Социальная сеть работников
образования nsportal.ru». Практическая часть темы осваивается также дистанционно, с размещением работ на сайте школы в разделе "Дистанционное обучение по дополнительным программ"

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, в течение 2 недель (10 часов).

Ожидаемые результаты освоения программы:

К концу  обучения дети будут знать:

  • основные и дополнительные цвета;
  • цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
  • свойства красок и графических материалов;
  • правила построения  композиции;
  • основные жанры изобразительного искусства;
  • правила построения предметов простой формы;

Уметь:

  • смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
  • передавать настроение в работе;
  • грамотно оценивать свою работу, находить в ней достоинства и недостатки;
  • работать самостоятельно;
  • уметь организовывать и содержать в порядке своё рабочее место.

Методы  контроля для заочной (дистанционной) формы занятий:

Работы, присланные на электронную почту (masalova.evgenya@yandex.ru), создание творческого портфолио,  в виде презентации.

Материально - техническое обеспечение

Материально - техническая база обучения с использованием дистанционных технологий включает следующие составляющие: компьютер, телефон с выходом в сеть Интернет, электронная почта.

 Художественные материалы: акварельные, гуашевые краски, восковые мелки, пастель, простые и цветные карандаши, кисти беличьи № 5,7,9, щетинные кисти № 8,9,  черная тушь,  фломастеры,  бумага различного формата и  цвета; пластилин, клей, ножницы.

Учебно - тематический план

Наименование разделов, тем

Всего час.

Кол-во

 часов

теория

практика

1

 Основы цветоведения.

2

0,5

1,5

2

Основы графики.

2

0,5

1,5

3

Необыкновенное рисование.

1

0,5

0,5

4

Основы декоративно - прикладного  искусства.

2

-

2

5

Лепка.

2

-

2

6

Выставка работ.

1

-

1

                                                    Всего:

10 ч.

1,5

8,5

Календарно- тематический план

Тема занятия

Дата

по плану

Дата

по факту

Тема 1. Основы цветоведения. (2 часа)

1

Мир цвета  в природе.  

1

2

В мире теплых   или  холодных красок.

1

Тема 2. Основы графики. (2 часа)

3

Рисование  деревьев и растений с натуры и по представлению.

1

4

Рисование   животных по представлению.

1

Тема  3. Необыкновенное рисование. (1 час)

5

Необыкновенное рисование. Монотипия.

1

Тема  4. Основы декоративно - прикладного  искусства. (2 часа)

6

Птица счастья.

1

7

Деревья с объемной кроной.

1

Тема 5. Лепка.   (2 часа)

8

Любимое домашнее животное.

1

9

Любимый герой из сказки.

1

Тема 6. Выставка работ. (1 час)

10

Выставка работ. Итоговое занятие.

1

Содержание программы.

Тема 1. Основы цветоведения.

  1. Мир цвета  в природе.  

Теория.   Наблюдение за природными мотивами, рассматривание  произведений  живописи. Теплые и холодные  цвета.

Практическое задание.     Выполнение  композиций в теплой и холодной гамме.    https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2020/06/03/mir-tsveta-v-prirode    

  1. В мире теплых   или  холодных красок.

Практическое задание.     Выполнение  композиций, используя контраст тёплых и холодных цветов.

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2020/06/03/v-mire-teplyh-ili-holodnyh-krasok  

 Тема 2. Основы графики

1)Рисование  деревьев и растений с натуры и по представлению.

Теория.  Наблюдение живой природы. Выразительные средства графики: линии, пятна, точки. Понимание формы предмета.

Практическое задание. Рисование  деревьев и растений с натуры и по представлению. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2020/06/03/risovanie-derevev-i-rasteniy-s-natury-i-po 

2)Рисование   животных по представлению.

Практическое задание. Рисование   животных по представлению.

Графические материалы: восковые   мелки, простые и цветные карандаши, фломастеры. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2020/06/03/risovanie-zhivotnyh-po-predstavleniyu 

Тема  3. Необыкновенное рисование.

1) Необыкновенное рисование. Монотипия.

Теория. Свойства  красок. Возможность получения разнообразных спецэффектов.

Практическое задание. Создание  работы  в технике печати, монотипия. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2020/06/03/neobyknovennoe-risovanie 

Тема  4. Основы декоративно - прикладного  искусства.

1) Птица счастья.

Практическое задание. Изготовление поделки в технике бумагопластика. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2020/06/03/ptitsa-schastya 

2) Деревья с объемной кроной.

Практическое задание. Изготовление поделки в технике объемная аппликация. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2020/06/03/derevya-s-obemnoy-kronoy 

Тема  5. Лепка.  

1) Любимое домашнее животное.

Теория. Объемное изображение. Пластилин.

Практическое задание.    Лепка домашнего животного.

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2020/06/03/lyubimoe-domashnee-zhivotnoe 

2) Любимый герой из сказки.

Практическое задание. Лепка  на тему любимых сказок.

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2020/06/03/lyubimyy-geroy-iz-skazki 

Тема  6. Выставка работ.

1) Итоговое занятие. Выставка работ.

Практическое задание. Создание презентации своих работ.

Использованная литература.

  1. Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.
  2. Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009.
  3. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Коротеева.-М., 2003.
  4. Неменская Л.А  Каждый народ – художник. Учебник для 4 кл. 2-е изд- М. Просвещение,  2002
  5. Неменский Б.М. Методическое пособие  к учебникам   по изобразительному  искусству под редакцией  Б.М. Неменского – М. Просвещение, 2005
  6. Ракитина Е.М., Михайленко В.И.  Цветущее чудо. Первые уроки дизайна.- М. АСТ «Астрель» 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочная программа Палитра.

Краткосрочная программа по рисованию....

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".

Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...

Краткосрочная общеразвивающая дополнительная программа художественной направленности "Лабиринты творчества"

Краткосрочная общеразвивающая дополнительная программа художественной направленности "Лабиринты творчества" предназначена для учащихся 1-6 классов...

Дополнительная общеразвивающая программа "Палитра красок"

Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.Во-первых, данная программа предусматривает, что дети приобретают определённые знания по истории и тео...