Программа ФГОС по внеурочной деятельности "Арт-терапия" для обучающихся 1 и 2 класса ( 1-й вариант)
рабочая программа

Киселева Юлия Эдуардовна

Цель программы педагогической арт-терапия – инициация резервных возможностей детей, активизация и обогащение предшествующего художественного опыта, развитие эмоциональной сферы, адаптация в условиях нового коллектива средствами художественных видов деятельности, содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artterapiya_1-2_klass.docx82.11 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты
  3. Учебно-тематический план
  4. Содержание курса
  5. Календарно-тематический план
  6. Учебно – методический комплекс

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа  для  «Арт-терапия» составлена на основе:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»,
  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»,
  3. Письма  Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
  4. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 г № 986, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 г., регистрационный номер 19682).
  5. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679).
  6. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологическое требования к условиям и  организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993).
  7. Программы для 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой , допущенной Министерством образования РФ.  Издательство М.: «Просвещение», 2013 г.
  8. Примерной адаптированной общеобразовательной  программы обучающихся с умственной отсталостью
  9. Годового календарного учебного графика
  10. Положения о об организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов (утверждено приказом директора от 28.02.2015 г. № 48-П)

Программа основана на комплексном подходе, имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность и ориентирована не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности.

Данная программа содержит высокий коррекционный потенциал: способствует успешной адаптации в условиях нового коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр. 

Уникальность программы арт-терапия заключается в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т. е. инициирует резервные возможности как детей с нормой, так и с проблемами в развитии, разница заключается только в качестве достигаемого результата. 

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является то, что в ней органично соединяются изобразительное, декоративно – прикладное,театральное искусство и трудовое обучение. Практическая работа занимает главное место в данной программе. Обучающиеся не усваивают готовые знания, а приобретают их через прочувствованное созерцание окружающего мира,прочувствование и познание самих себя, а также изделий изобразительного и декоративно – прикладного искусства, знакомятся с технологией художественного творчества. Затем приобретённые знания обучающиеся используют в своей творческой деятельности, повседневной жизни.

 Цели и задачи программы

Цель программы педагогической арт-терапия – инициация резервных возможностей детей, активизация и обогащение предшествующего художественного опыта, развитие эмоциональной сферы, адаптация в условиях нового коллектива средствами художественных видов деятельности, содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи:

  1. Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;
  2. Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных БУД;
  3. Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных БУД.
  4. Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных БУД;
  5. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных БУД.
  6. Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.
  7. Профилактика школьной дезадаптации.
  8. Способствовать формированию мотивации к различным видам художественной деятельности;
  9. Формировать изобразительно-выразительные навыки детей, связанные с усвоением особенностей выразительного языка каждого вида искусства;
  10. Обеспечивать художественно-познавательные потребности детей через активное участие в творческих видах деятельности;
  11. Способствовать повышению адаптационных способностей личности в коллективе, изменению негативных стереотипов поведения, к активной индивидуальной и коллективной деятельности в мире искусства.

Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. Помимо обучения, воспитания, творческого и коммуникативного развития личности, программа решает ряд социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование нравственности, гражданской позиции, здорового образа жизни.

Программа арт-терапии включает 4 блока: 

  1. Музыкотерапия – 4ч.
  2. Сказкотерапия – 4ч.
  3. Игровая терапия – 10ч.
  4. Изотерапия – 17ч.

Каждый блок имеет определенное коррекционно-развивающее значение.

Изотерапия -  способствуют сенсорному развитию, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.

Музыкотерапия - помогает детям осваивать окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах. Активизирующиеся чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления прекрасного и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельно откликнуться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений. Успокаивая эмоциональное состояние и наполняя его новыми радостными переживаниями, музыка помогает ребенку ослабить негативные реакции.

Сказкотерапия -  расширяет границы воображения, всегда вызывает интерес, эмоциональный отклик, определенные переживания. В процессе занятий закладывается фундамент читательской культуры, потребность в общении с книгой.

Игротерапия- дает положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей.

Это далеко не полный перечень коррекционных возможностей арт-терапии в образовании.

 Адресат программы – программа предназначена для детей 7-10лет с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести, проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации, поведения.

Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе. 

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности.

Объем и срок освоения программы

Рабочая программа рассчитана на 35 часов  в год  (1час в неделю,33 рабочих недель)  

Режим занятий

Форма занятий – групповая. Учебный процесс  строится согласно календарно-тематическому планированию.

Формы и методы работы:

  1. Изотерапия —воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
  2. Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
  3. Сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи.
  4. Игровая терапия -  воздействие с использованием игры.

Особенности организации образовательного процесса

Программа реализуется в свободное от основной учебной нагрузки время и исключает переутомляемость детей за счет:

  • обеспечения личностно-ориентированного и личностно-мотивированного участия детей в интересной и доступной для них деятельности, свободы выбора личностно-значимого содержания образования, форм деятельности и общения;
  • использование социально-значимых и интерактивных способов усвоения образовательного материала;
  • организации соответствующих для каждого возраста форм активности.

Все уроки проходят с применением здоровьесберегающих технологий, с соблюдением всех принципов специальной педагогики, с учётом индивидуальных особенностей организма каждого ребёнка, на основе личностно - ориентированного, дифференцированного, разноуровневого подхода.

  1. Планируемые результаты  освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Освоение детьми программы  внеурочной деятельности «Арт-терапия» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающихся  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
  • бережное отношение к своему здоровью;
  • проявление толерантности, уважительного отношения к иному мнению;
  • овладение навыками коммуникации при общении со сверстниками в совместной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса  являются формирование следующих базовых учебных действий (УД).

Регулятивные УД:

  • умение проговаривать последовательность действий;
  • умение совместно с учителем и другими учениками давать  оценку действию;
  • умение работать по предложенному учителем плану;
  • организующие умения: вовремя приходить на занятие, организованно входить, знать и выполнять правила внутреннего распорядка, санитарно-гигиенические требования,
  • умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем,
  • умение  формулировать совместно с учителем задание.

 Познавательные УД

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;
  • умение анализировать, сравнивать, группировать различные материалы, инструменты;

Коммуникативные УД

  • умение осуществлять совместную   деятельность;
  • умение участвовать в работе группы, распределять обязанности, договариваться друг с другом.
  • умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми, умение слушать и понимать речь других;
  • умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

Другими  результатами изучения курса являются следующие знания и умения:

  • выявления и инициации потенциальных художественных возможностей каждого ребенка,
  • обогащения новым опытом художественной деятельности,
  • развития эмоциональной сферы и творческой активности,
  • повышения мотивации к различным видам искусства,
  • максимально быстрой адаптации средствами искусства в новом коллективе,
  • развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.
  • активное участие  в процессе создания творческих работ;
  • позитивный настрой детей в работе.

Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:

Знания

Умения

Допустимый уровень

  • Материалы  и приспособления, применяемые при работе с природным материалом, разнообразие техники работ с  природным материалом,
  •  Понятие   «аппликация», виды аппликации, цветовое и композиционное решение;
  • Виды  бумаги , ее свойства и применение, материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой, разнообразие техник работ с бумагой;
  • Повышение  мотивации к различным видам искусства,
  • Представление  о самих себе, развитие интереса к самому себе.
  • Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
  • гармонизация эмоционального состояния.
  • новые приёмы рисования.
  • Приемы снятия эмоционального и мышечного напряжения.
  • навыки позитивного  взаимодействия

художественные произведения отечественных и зарубежных авторов.

- сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы

- Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.

-Способность согласовывать свои действия и движения.

- Способность опосредовать свою деятельность речью.

- осуществлять презентацию индивидуального продукта.

-Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их;  уметь различать наиболее распространенные геометрические фигуры и их цвета;  согласовывать свои действия с условиями игры;  изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера;  находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры, использовать в процессе ее разнообразные заменители;  при столкновении с проблемами должны использовать свой внутренний потенциал и творчески подходить к их решению.

- Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов. Уметь выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ, владеть техниками  конструктивного решения конфликтов, уметь преодолевать  свои страхи, адекватно выражать свои эмоции

уметь четко и ёмко излагать свои мысли. умение слушать и принимать чужую точку зрения;  умение высказывать, отстаивать свою точку зрения; Передавать в рисунке своё настроение. -  ---Создавать  композиции по теме. Уметь проводить коллективные исследования. задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Минимальный уровень

  • Правила поведения в общественных местах;
  • правила общения со взрослыми;
  • правила общения со сверстниками
  • танцевальные движения  и музыкальные игры и  произведения
  • эмоциональные состояния
  • художественные произведения отечественных и зарубежных авторов.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам,

- выделять существенные признаки предметов,

- обобщать, делать несложные выводы,

- классифицировать явления, предметы,

- определять последовательность выполнения операций,

- давать определения тем или иным понятиям,

- осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов,  

- слушать и понимать обращенную к нему речь,

Оценка  планируемых результатов освоения программы

        В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в мероприятиях.  О достижении результатов следует судить по следующим критериям:

  • по оценке творческой продукции ребенка;
  • по повышению уровня общей  культуры;
  • по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;
  • по отношению в коллективе.

Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по трем уровням:

Первый уровень результатов

знание танцевальных движений и музыкальных игр и  произведений, эмоциональных состояний сказочных персонажей,  художественных произведений отечественных и зарубежных авторов, форм, величин, цвета, знание негативных проявлений, которые портят жизнь и ребенку и окружающим его людям. Правила поведения в общественных местах;  правила общения со взрослыми;  правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками);  различных техник рисования,  7 цветов сектора, их оттенки по насыщенности и цветовому тону.

Второй уровень результатов

умения различать речевые и неречевые звуки; выполнять упражнения в определенном ритме и темпе; сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания, различать характер мелодии (веселая – грустная), Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов, преодолевать  свои страхи, адекватно выражать свои эмоции, слушать и понимать обращенную к нему речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их;  уметь согласовывать свои действия с условиями игры;  изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера;  находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры, использовать в процессе ее разнообразные заменители;   уметь четко и ёмко излагать свои мысли. умение слушать и принимать чужую точку зрения;  умение высказывать, отстаивать свою точку зрения; Передавать в рисунке своё настроение. Создавать  композиции по теме. Уметь проводить коллективные исследования. задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Третий уровень результатов

Получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.

3. Учебно-тематический план

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Музыкотерапия

4

2

2

2

Сказкотерапия

4

3

1

3

Игровая терапия

10

3

7

4

Изотерапия

17

6

11

Итого

35

14

21

4. Содержание курса.

Изотерапия – 17ч

  • Знакомство с изобразительной техникой марания,
  • Работа с природным материалом,
  • Групповое рисование ватными полочками,
  • рисование акварелью, гуашью,
  • изготовление объёмной композиции из бумаги, природных материалов
  • Рисование  карандашами и фломастерами с использованием вырезок из газет и журналов,
  • Работа с тестом, пластилином,
  • Работа с нитками, Рисование с помощью ниток и краски.
  • Совместное рисование, коммуникативноре рисование, рисование в восьмерках.

Музыкотерапия –4ч

  • Слушание музыки,
  • Рисование карандашами и акварелью, фломастерами под музыкальное сопровождение
  • Прослушивание  музыкальных композиций, произведений со звуками животных,
  • пантомима,
  • релаксация под музыку,
  • пение песенок, потешек.
  • Музыкальное моделирование

Сказкотерапия – 4ч

  • Беседа.
  • Игровые упражнения, моделирование ситуаций
  • Чтение сказки. Беседа по прочитанному.
  • Рисование по прочитанному,
  • Работа с разными  подручными материалами,
  • Рисование карандашами и акварелью, фломастерами
  • Сочинение сказок,
  • Упражнения на ритмизацию.
  • Упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц.
  • Сюжетно-игровая импровизация.

                       Игротерапия- 10ч

  • Беседа.
  • Игровые упражнения,
  • Работа с тестом, пластилином, нитками, водой, глиной, песком,
  • Коммуникативные упражнения,
  • моделирование    ситуаций,
  • игры, ориентированные на коррекцию различных страхов,
  • игры с куклами, различными игрушками ,
  • подвижные занятия и спортивные упражнения,  

5. Календарно – тематическое планирование 1 класс

№ п.п

Тема занятия

Кол. час.

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

Ожидаемый результат

1 четверть

Знакомство. Изобразительная техника марания.

1

Рисование акварелью

Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.

Знание  названий основных цветов, правил общения со взрослыми;   правил общения со сверстниками (девочками и мальчиками);  их оттенки по насыщенности и цветовому тону.

Осенняя фантазия. Работа с сухими листьями.

1

Изготовление клеевого рисунка из сухих листьев

Коррекция мелкой и общей моторики.

Пространственная ориентировка на листе бумаги. Умение выполнять задание по образцу

Свободный рисунок в круге. Групповое рисование ватными полочками

1

Выражение отношения к природе, человеку, обществу средствами худ-го языка Передача настроения

в творческой работе с помощью цвета, композиции.

Использование различных художественных техник и материалов: акварель, гуашь,

Развитие творческого воображения, мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения, развитие межличностного общения

Умение понимать задание, слушать инструкцию.

Воспроизведение знаний в игре.

Знание  названий основных цветов, правил общения со взрослыми;   правил общения со сверстниками (девочками и мальчиками);  их оттенки по насыщенности и цветовому тону.

Музыка-настроение. Музыкотерапия.

1

Прослушивание музыкальных произведений. Рисование акварелью.

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность)

Умение составлять ответ на вопрос

Несуществующий зверек. Взаимодействие с бумагой.

1

Сборка  модели по плану (схемам). Оформление композиции по теме. представление своей работы.

Развитие творческого воображения, мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения, развитие межличностного общения

Умение выполнять задание по образцу

Тренинг эффективного межличностного взаимодействия

1

Игровые упражнения на развитие коммуникативных навыков и межличностного взаимодействия.

Коррекция речи, обогащение словаря, введение в активный словарь словарных слов. Снижение уровня  тревоги у детей, запуск процесса самораскрытия

Учить соотносить понятия «я – ты, я- вы», «я-мы».

Развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения

Чтение сказки «Найда». Сказкотерапия

1

Прослушивание художественного произведения. Чтение сказки. Беседа по прочитанному. Рисование собаки.

Коррекция личностных качеств: трудолюбия и упорства через создание ситуаций успеха, поощрение. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей

Обогащение новым опытом художественной деятельности.

Я и мои эмоции.

1

Работа с разными материалами. Изображение по представлению и по наблюдению собственных эмоций. С помощью мимики и жестов изображать предложенную эмоцию.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха, развитие навыков саморегуляции.

Умение составлять ответ на вопрос

Умение выделять главные признаки

Я и мои эмоции. Обида. Злость.

1

Работа с разными материалами. Изображение по представлению и по наблюдению собственных эмоций. С помощью мимики и жестов изображать предложенную эмоцию.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха, развитие навыков саморегуляции.

Умение составлять ответ на вопрос

Умение выделять главные признаки

2 четверть

Я и мои эмоции. Радость. Часть 3

1

Работа с разными материалами. Изображение по представлению и по наблюдению собственных эмоций. С помощью мимики и жестов изображать предложенную эмоцию.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха, развитие навыков саморегуляции.

Умение составлять ответ на вопрос

Групповой коллаж. «Мой мир»

1

Рисование  карандашами и фломастерами с использованием вырезок из газет и журналов

 Развитие эстетических чувств и эстетических потребностей эмоционально чувственного восприятия окружающего мира Развитие умения вести контроль за своей деятельностью.

Умение подбирать слова к картинкам

активное участие  в процессе создания творческих работ;

Продолжение создания группового коллажа. «Мой мир»

1

Рисование  карандашами и фломастерами с использованием вырезок из газет и журналов

Развитие умения вести контроль за своей деятельностью. Развитие эстетических чувств и эстетических потребностей эмоционально чувственного восприятия окружающего мира

активное участие  в процессе создания творческих работ;

13.

Музыкотерапия. «Мир животных»

1

Выполнение творческих заданий. Прослушивание  музыкальных произведений со звуками животных

Развитие навыков сотрудничества в творческой деятельности.  Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности

Умение составлять ответ на вопрос

выявления и инициации потенциальных художественных возможностей каждого ребенка,

14.

Лепка из теста. «Несуществующее животное»

1

Закрепление умения собирать модель по плану (схемам). Оформление композиции по теме. Представление свою работу.

Коррекция личностных качеств: трудолюбия и упорства через создание ситуаций успеха, поощрение.

активное участие  в процессе создания творческих работ;

15.

«Тренируем свои эмоции». Игротерапия.

1

Выражение с помощью игровых упражнений  эмоционального состояния. Игра. Релаксационное упражнение.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции. Воспитание интереса к коллективной творческой деятельности

Развитие эмоциональной сферы и творческой активности.

16.

Тренинг эффективного межличностного взаимодействия.

1

Игровые упражнения на развитие коммуникативных навыков и межличностного взаимодействия.

Развитие навыков сотрудничества в игровой деятельности. Развитие адекватного восприятия других людей, снятие внутренних запретов на свои эмоциональные проявления.

Развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.

17.

«Прощание со страхами».

1

Рисование  карандашами. Работа с нитками Отображать свой страх при помощи  рисунка выложенного нитками и при их же помощи заменить страх на что то нестрашное, смешное, быстро сматываемое.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции, проработку страхов, агрессии, снятие напряжения, развитие творческого воображения, гармонизация эмоционального состояния.

согласовывать свои действия с условиями задания ;  изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера;  находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры,

3 четверть

18.

«Я и моя семья». Изотерапийная игра.

1

Изображение себя и своей семьи. Размещение  всех  дорогих и близких ребёнку на листе по отношению к нарисованному себе. Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. Работа с карандашами и фломастерами. Игровое упражнение. Беседа.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через выявление своеобразного эмоционального благополучия ребенка в семье, фиксация позитивного отношения к родителям, осознание родственных чувств, чувства безопасности

активное участие  в процессе создания творческих работ;

19.

«Я и другие». Тренинг межличностного взаимодействия

1

Работа фломастерами. Игровые упражнения. Беседа. Импровизация  в групповой работе. Умение работать в паре, понимать напарника без слов

Коррекция эмоционально-волевой и когнитивной  сфер через развитие умения использовать элементы импровизации, создание положительного эмоционального состояния, дружественной атмосферы, формирование социального доверия, сплоченности, принадлежности к группе.

Развитие и коррекция коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.

20.

«Исследуем себя». Эмоционально личностное развитие.

1

Работа с фломастерами. Слушание музыкального отрывка окружающего мира с последующим обсуждением ощущений и звуков. Изображение человека с исследованием себя.

Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели.

Умение удерживать внимание. Знание своих особенностей. Иметь представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.

21.

Работа в команде. Тренинг командообразования

1

Игровые упражнения. Работа в парах.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции. Коррекция коммуникативных навыков через развитие навыков общения.

Развитие и коррекция коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.

22.

Музыкотерапия. «Зимняя сказка»

1

Музыкальное моделирование. Изображение на бумаге своих эмоций после прослушивания музыкальной композиции. Формирование состояния покоя,  защищённости. Выполнение релаксационного упражнения.

Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности. Коррекция мышления через развитие навыков  оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения

Выявление  и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка,

23.

«Путешествие на облаке»

1

Составление сказок по серии рисунков-схем; придумывание названий к сказкам; придумывание продолжений сказки.

Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности. Коррекция мышления через развитие навыков  оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения

Развитие эмоциональной сферы и творческой активности,

Уметь выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ, владеть техниками  конструк-тивного решения конфликтов, уметь преодолевать  свои страхи, адекватно выражать свои эмоции

24.

Погружение в сказку.

1

Прослушивание художественных произведений. Чтение сказки Упражнение на ритмизацию. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц

Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции. Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности. Коррекция мышления через развитие навыков  оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения

Выявление  и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка,

Уметь выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ, владеть техниками  конструк-тивного решения конфликтов, уметь преодолевать  свои страхи, адекватно выражать свои эмоции

25.

Сказочная импровизация. Сказкотерапия.

1

Прослушивание художественных произведений. Рисование техникой «Клякса».  Развитие творческого самовыражения.  

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности

Умение выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ, владеть техниками  конструк-тивного решения конфликтов, уметь преодолевать  свои страхи, адекватно выражать свои эмоции

26.

« Игра ниток». Знакомство с техникой монотипии с использованием ниток.

1

Рисование с помощью ниток и краски.

Развивать творческое мышление, терпение, аккуратность.  Творческое самовыражение, развитие невербального общения

Активное  участие  в процессе создания творческих работ;

27

«Хорошие и плохие сказочные герои» ч1

1

Выполнение игровых упражнений.. Работа с цветными карандашами.

Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели.

Выявление  и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка,

4 четверть

28

«Хорошие и плохие сказочные герои» ч2

1

Выполнение игровых упражнений.. Работа с цветными карандашами.

Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели.

Выявление  и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка,

29

«Путаница». Занятие  с использованием упражнений изотерапии и игротерапии.

1

Выполнение игровых упражнений под руководством учителя. Работа с цветными карандашами.

Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели.

Умение  анализировать увиденное изображение, запоминать зрительный образ.

30

Тренинг невербального общения. Ч1

1

Игровые упражнения.

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции. Формирование понятия невербального общения, учиться общению при помощи мимики и жестов

Развитие и коррекция коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.

31

Тренинг невербального общения. Ч2

1

Игровые упражнения.

Повышение уровня познавательной активности. Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции. Формирование понятия невербального общения, учиться общению при помощи мимики и жестов

Развитие и коррекция коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.

32

Лепка из теста. «Мой любимый зверёк»

1

Закрепить умение лепить модель по плану (схемам). Оформление компози-ции по теме. Уметь предста-вить свою работу.

Развитие творческого восприятия, мелкой моторики, развитие памяти, эмоциональная разгрузка.

Выявление  и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка,

33

Работа с песком и манкой.

1

Использование различных художественных техник и материалов: песок, манка.

Воспитание самостоятельности, сознательности через поощрение. Развитие творческого восприятия, мелкой моторики, развитие памяти, эмоциональная разгрузка.

Выявление  и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка,

34

Леплю себя сам.

1

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Лепка по памяти и по представлению.

Правила работы с пластилином, правила лепки. Использование различных материалов: пластилин, картон, бисер.

Развитие фантазии и воображения детей, воспитывать бережное отношение к труду людей. Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели.

Активное  участие  в процессе создания творческих работ;

35

Заключительное занятие. «Дарим радость». Подведение итогов.

1

Слепить по представлению и по наблюдению фигурку с эмоцией радость, дать ей название и характеризовать её.

Коррекция личностных качеств, воспитание желания оказать помощь

Умение согласовывать свои действия с условиями игры;  изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера;  находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры,

Календарно – тематическое планирование 2 класс

№ п.п

Тема занятия

Кол. час.

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

Ожидаемый результат

1 четверть

1

 Волшебный ручеек

1

Игровые упражнения на развитие коммуникативных навыков и межличностного взаимодействия

Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.

Знание  названий основных цветов, правил общения со взрослыми;   правил общения со сверстниками (девочками и мальчиками);  их оттенки по насыщенности и цветовому тону.

2

Изображение солнца в детских рисунках

1

Рисование акварелью с помощью трубочек и ватных палочек.

Коррекция мелкой и общей моторики.

Пространственная ориентировка на листе бумаги. Умение выполнять задание по образцу

3

Оригами

1

Выражение отношения к природе, человеку, обществу средствами худ-го языка Передача настроения

в творческой работе с помощью цвета, композиции.

Использование различных художественных техник и материалов: акварель, гуашь,

Развитие творческого воображения, мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения, развитие межличностного общения

Умение понимать задание, слушать инструкцию.

Воспроизведение знаний в игре.

Знание  названий основных цветов, правил общения со взрослыми;   правил общения со сверстниками (девочками и мальчиками);  их оттенки по насыщенности и цветовому тону.

4

«Страна эмоций» (изотерапия)

1

Прослушивание музыкальных произведений. Рисование акварелью.

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность)

Умение составлять ответ на вопрос

5

Путешествие в розовую страну

1

Сборка  модели по плану (схемам). Оформление композиции по теме. представление своей работы.

Развитие творческого воображения, мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения, развитие межличностного общения

Умение выполнять задание по образцу

6

Наши страхи

1

Игровые упражнения на развитие коммуникативных навыков и межличностного взаимодействия.

Коррекция речи, обогащение словаря, введение в активный словарь словарных слов. Снижение уровня  тревоги у детей, запуск процесса самораскрытия

Учить соотносить понятия «я – ты, я- вы», «я-мы».

Развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения

7

Сказкотерапия «Жадный великан» (познавательно-аффективная ориентировка)

1

Прослушивание художественного произведения. Чтение сказки. Беседа по прочитанному. Рисование собаки.

Коррекция личностных качеств: трудолюбия и упорства через создание ситуаций успеха, поощрение. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей

Обогащение новым опытом художественной деятельности.

.

8

Живопись кончиками пальцев

1

Работа с разными материалами. Изображение по представлению и по наблюдению собственных эмоций. С помощью мимики и жестов изображать предложенную эмоцию.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха, развитие навыков саморегуляции.

Умение составлять ответ на вопрос

Умение выделять главные признаки

  1. четверть

9

Групповой коллаж. «Мир эмоций»

1

Работа с разными материалами. Изображение по представлению и по наблюдению собственных эмоций. С помощью мимики и жестов изображать предложенную эмоцию.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха, развитие навыков саморегуляции.

Умение составлять ответ на вопрос

Умение выделять главные признаки

10

Цветные превращения

1

Работа с разными материалами. Изображение по представлению и по наблюдению собственных эмоций. С помощью мимики и жестов изображать предложенную эмоцию.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха, развитие навыков саморегуляции.

Умение составлять ответ на вопрос

11

Театр масок

1

Рисование  карандашами и фломастерами с использованием вырезок из газет и журналов

 Развитие эстетических чувств и эстетических потребностей эмоционально чувственного восприятия окружающего мира Развитие умения вести контроль за своей деятельностью.

Умение подбирать слова к картинкам

активное участие  в процессе создания творческих работ;

12

Аппликация настроения

1

Рисование  карандашами и фломастерами с использованием вырезок из газет и журналов

Развитие умения вести контроль за своей деятельностью. Развитие эстетических чувств и эстетических потребностей эмоционально чувственного восприятия окружающего мира

активное участие  в процессе создания творческих работ;

13.

Музыкотерапия. «Музыка осени»

1

Выполнение творческих заданий. Прослушивание  музыкальных произведений со звуками животных

Развитие навыков сотрудничества в творческой деятельности.  Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности

Умение составлять ответ на вопрос

выявления и инициации потенциальных художественных возможностей каждого ребенка,

14.

Лепка из пластилина. «Пластилиновый мир»

1

Закрепление умения собирать модель по плану (схемам). Оформление композиции по теме. Представление свою работу.

Коррекция личностных качеств: трудолюбия и упорства через создание ситуаций успеха, поощрение.

активное участие  в процессе создания творческих работ;

15.

Новогодние подарки.

1

Выражение с помощью игровых упражнений  эмоционального состояния. Игра. Релаксационное упражнение. Рисование  карандашами и фломастерами

Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции. Воспитание интереса к коллективной творческой деятельности

Развитие эмоциональной сферы и творческой активности.

16.

Новогоднее настроение

1

Игровые упражнения на развитие коммуникативных навыков и межличностного взаимодействия.

Развитие навыков сотрудничества в игровой деятельности. Развитие адекватного восприятия других людей, снятие внутренних запретов на свои эмоциональные проявления.

Развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.

3 четверть

17.

Веселые и грустные кляксы

1

Рисование  красками..  Отображать свой страх при помощи  рисунка с его помощью заменить страх на что то нестрашное, смешное, быстро сматываемое.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции, проработку страхов, агрессии, снятие напряжения, развитие творческого воображения, гармонизация эмоционального состояния.

согласовывать свои действия с условиями задания ;  изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера;  находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры,

18.

Рисунок семьи.

1

Изображение себя и своей семьи. Размещение  всех  дорогих и близких ребёнку на листе по отношению к нарисованному себе. Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. Работа с карандашами и фломастерами. Игровое упражнение. Беседа.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через выявление своеобразного эмоционального благополучия ребенка в семье, фиксация позитивного отношения к родителям, осознание родственных чувств, чувства безопасности

активное участие  в процессе создания творческих работ;

19.

«Танец радости». Тренинг межличностного взаимодействия

1

Игровые упражнения. Беседа. Импровизация  в групповой работе. Умение работать в паре, понимать напарника без слов

Коррекция эмоционально-волевой и когнитивной  сфер через развитие умения использовать элементы импровизации, создание положительного эмоционального состояния, дружественной атмосферы, формирование социального доверия, сплоченности, принадлежности к группе.

Развитие и коррекция коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.

20.

«Карта эмоций, или где живут эмоции». Эмоционально личностное развитие.

1

Работа с фломастерами. Слушание музыкального отрывка окружающего мира с последующим обсуждением ощущений и звуков. Изображение человека с исследованием себя.

Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели.

Умение удерживать внимание. Знание своих особенностей. Иметь представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.

21.

Игры на развитие коммуникативных навыков

1

Игровые упражнения. Работа в парах.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции. Коррекция коммуникативных навыков через развитие навыков общения.

Развитие и коррекция коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.

22.

Музыкотерапия. «Зимний лес»

1

Музыкальное моделирование. Изображение на бумаге своих эмоций после прослушивания музыкальной композиции. Формирование состояния покоя,  защищённости. Выполнение релаксационного упражнения.

Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности. Коррекция мышления через развитие навыков  оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения

Выявление  и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка,

23.

«Таинственные следы»

1

Составление сказок по серии рисунков-схем; придумывание названий к сказкам; придумывание продолжений сказки.

Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности. Коррекция мышления через развитие навыков  оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения

Развитие эмоциональной сферы и творческой активности,

Уметь выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ, владеть техниками  конструктивного решения конфликтов, уметь преодолевать  свои страхи, адекватно выражать свои эмоции

24.

Погружение в сказку.

1

Прослушивание художественных произведений. Чтение сказки Упражнение на ритмизацию. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц

Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции. Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности. Коррекция мышления через развитие навыков  оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения

Выявление  и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка,

Уметь выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ, владеть техниками  конструктивного решения конфликтов, уметь преодолевать  свои страхи, адекватно выражать свои эмоции

25.

Сказочная страна. Сказкотерапия.

1

Прослушивание художественных произведений. Рисование техникой «Клякса».  Развитие творческого самовыражения.  

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности

Умение выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ, владеть техниками  конст-руктивного решения конфликтов,

26.

Давайте жить дружно. Игротерапия.

1

Выполнение игровых упражнений под руководством учителя

Развивать терпение, аккуратность.  Творческое самовыражение, развитие невербального общения

Активное  участие  в процессе создания творческих работ;

4 четверть

27

Стоп-сигнал. Опасности вокруг тебя.

1

Выполнение игровых упражнений.. Работа с цветными карандашами.

Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели.

Выявление  и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка,

28

Мои верные друзья (кошка). Занятие  с использованием упражнений изотерапии и игротерапии

1

Выполнение игровых упражнений.. Работа с цветными карандашами.

Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели.

Выявление  и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка,

29

Мои верные друзья (собака) Занятие  с использованием упражнений изотерапии и игротерапии.

1

Выполнение игровых упражнений под руководством учителя. Работа с цветными карандашами.

Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели.

Умение  анализировать увиденное изображение, запоминать зрительный образ.

30

Волшебная вода

1

Игровые упражнения. Игры с водой.

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции. Формирование понятия невербального общения, учиться общению при помощи мимики и жестов

Развитие и коррекция коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.

31

Игры с песком . Строим мир своей мечты.

1

Игровые упражнения.  Игры с песком.

Повышение уровня познавательной активности. Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции. Формирование понятия невербального общения, учиться общению при помощи мимики и жестов

Развитие и коррекция коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.

32

Лепка из пластилина. «Лесная полянка»

1

Закрепить умение лепить модель по плану (схемам). Оформление композиции по теме. Уметь представить свою работу.

Развитие творческого восприятия, мелкой моторики, развитие памяти, эмоциональная разгрузка.

Выявление  и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка,

33

Работа с  манкой.

1

Использование различных художественных техник и материалов: песок, манка.

Воспитание самостоятельности, сознательности через поощрение. Развитие творческого восприятия, мелкой моторики, развитие памяти, эмоциональная разгрузка.

Выявление  и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка,

34

«Техника творческого конструирования из бумаги – оригами: Цветик – семицветик».

1

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Конструирование  по памяти и по представлению.

Правила работы с бумагой, правила оригами. Использование различных материалов:, картон, бисер.

Развитие фантазии и воображения детей, воспитывать бережное отношение к труду людей. Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели.

Активное  участие  в процессе создания творческих работ;

35

Заключительное занятие. «Подарок на память». Подведение итогов.

1

Слепить по представлению и по наблюдению фигурку с эмоцией радость, дать ей название и характеризовать её.

Коррекция личностных качеств, воспитание желания оказать помощь

Умение согласовывать свои действия с условиями игры;  изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера;  находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры,

6. Учебно – методический комплекс и материально-техническое оснащение.

Программно-методические материалы:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  под редакцией В. В. Воронковой.   Подготовительный класс, 1 – 4 класс (автор – В.В. Воронкова). -  М., «Просвещение», 2013 г.

Методическая литература:

  1. Корнилова, С.Б. Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками. [Электронный ресурс] //ГОУ ЯО «Центр помощи детям»/ cpd.yaroslavl.ru
  2. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст], СПб: Речь,2003.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004;
  2. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001.

Информационное  обеспечение образовательного процесса

  • Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики  http://moi-sat.ru
  • Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
  • Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites 
  • Учительский портал  http://www.uchportal.ru
  • Федеральный портал «Российское образование»  http://www.edu.ru 
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов   http://fcior.edu.ru
  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september 
  • Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru 

Материально-техническое оснащение:

  1. технические и электронные средства обучения:
  • автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,
  • телевизор, CD/DVD –проигрыватели,
  • аудиомагнитофон,
  • мультимедиапроектор; экран,
  • аудиозаписи,
  • классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.

           2.     демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами,

- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,

- кукольный театр,

-альбомы,

-цветные карандаши и фломастеры, гуашь, природный материал.

- массажеры для рук (шарики су-джок, шнуровки, «Гусеница», ленты, веревки),

- мозайки (крупные и мелкие),

- игры  «Лото»,

- плоские и объемные геометрические фигуры разной величины,

- конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки,

- звучащие музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, свистульки, маракас и т.п.).

материалы:

  • бумага цветная разной плотности;
  • картон цветной, серый, белый;
  • набор разноцветного пластилина;
  • алюминиевая фольга;
  • клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш;
  • альбомы,
  • цветные карандаши и фломастеры,
  • гуашь,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности"Мой край ". 7 класс, ( вариант 2)

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности"Мой край ".  7 класс, ( вариант 2)...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности"Двигательное развитие ". 7 класс, ( вариант 2)

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности"Двигательное развитие ".  7 класс, ( вариант 2)...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Волшебные игры " , 3 класс ( 1 вариант)

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  " Волшебные игры " , 3 класс ( 1 вариант)...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Логопедическая коррекция» для обучающихся 5 класса (вариант 9.1)

Адаптированная рабочая программа  разработана для обучающихся с умственной отсталостью и РАС с учетом специфики контингента обучающихся, с учетом образовательных потребностей и способностей ...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 6 класса (вариант 6.1, 6.2)

Адаптированная рабочая программа    учебного предмета «Русский язык» для обучающихся   6 класса с нарушением работы опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1, 6.2)...

Рабочая программа учебного предмета "Профильный труд" для обучающихся 6 класса с ГУО, вариант 2.

   Актуальность программы «Профильный труд» заключается в подготовке работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложны...

Рабочая программа учебного предмета "Письмо и развитие речи" для обучающихся 9 класса с ГУО, вариант 2.

   Актуальность предмета «Письмо и развитие речи» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и нев...