Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность" для обучающихся 5 класса по АООП (вариант 1)
рабочая программа (5 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Читательская грамотность» предназначена для обучающихся 5 класса и разработана на основе ФГОС О УО и ФАООП О УО (вариант 1).

Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.

Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.

Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_chitatelskaya_gramotnost.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА №90 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

 Е.Г. ЛАРИКОВА»

Утверждаю

Директор ГБОУ Школа №90

_____________В.В. Волосков

                                                                                            «_____»  _________20_____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

Внеурочная деятельность

5 (5-й год обучения)

на 2023-2024 учебный год

Количество часов (объем):

5 класс – 34 часа

Составитель программы: Кузнецова А.О.

г. Москва, 2023 год

Аннотация к рабочей программе

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Читательская грамотность» предназначена для обучающихся 5к класса и разработана на основе ФГОС О УО и ФАООП О УО (вариант 1).

Цель программы:

формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;

формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;

формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.

Задачи:

развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;

вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;

развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;

освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;

учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе

- углубления базовых знаний по теории текста;

- использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;

- использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;

- использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;

- использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.

Формы и режим занятий

Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.

Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.

Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.

Место предмета в учебном плане:

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 часа в неделю). Занятия по данной программе состоят и двух частей: теоретической и практической.

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Читательская грамотность» предназначена для обучающихся 5к класса и разработана на основе ФГОС О УО и ФАООП О УО (вариант 1).

Данная программа является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.

Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.

Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.

В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.

Данный курс является коррекционным, т.к. способствует развитию личности обучающихся. Появляется возможность в условиях класса обеспечить каждому ребенку адекватного личного для него темпа и способов усвоения знаний, а также возможность реализовать себя в самостоятельной продуктивной работе. Курс составлен таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для учащихся уровне.

Цель программы:

формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;

формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;

формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.

Задачи:

развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;

вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;

развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;

освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;

учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе

- углубления базовых знаний по теории текста;

- использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;

- использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;

- использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;

- использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.

Формы и режим занятий

Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.

Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.

Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.

Место предмета в учебном плане:

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Занятия по данной программе состоят и двух частей: теоретической и практической.

Содержание программы курса внеурочной деятельности.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Смысловое чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Разделы программы:

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление обучающихся с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия обучающимися с интеллектуальными нарушениями.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных обучающимися знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

Учащиеся научатся:

осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;

использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

Метапредметные результаты:

Учащиеся овладеют:

элементарными навыками работы с книгой;

умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);

элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;

- находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

- находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;

- выделять термины, обозначающие основные понятия текста.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:

- понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;

- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;

- объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

- сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

- интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;

- задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

- прогнозировать содержание текста;

- находить скрытую информацию в тексте;

- использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:

- составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;

- делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;

- приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;

- преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

Предметные результаты:

Учащиеся получат возможность:

использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;

обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.

Учебно-методическое обеспечение:

Литературное чтение. Диагностика читательской грамотности. 4 класс. ФГОС. О. Б. Панкова – М.: Издательство «Экзамен», 2021.

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Г. С. Ковалёва и др. – М: Просвещение, 2020.

МЭШ

Интернет-ресурсы

  1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
  2. Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru
  3. Библиотека http://lib.ru
  4. Википедия https://ru.wikipedia.org
  5. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru

Тематическое планирование

Темы

Количество часов

1

Вводное занятие. «Книга – наш друг и учитель». Умеем ли мы читать? (Виды чтения)

1

2

Как выбрать книгу? К.Г.Паустовский  «Солдатские сказки»

1

3

Определение основной темы и главной мысли в произведении. «Зонтик» (по Т. Нуждиной)

1

4

Определение авторской позиции в художественном тексте. «Емеля - охотник» Д. Мамин – Сибиряк.

1

5

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. «Серьёзная птица» Н. Сладков

1

6

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? «Маленький принц» Антуан Де Сент-Экзюпери

1

7

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? «Жаркий час» М. Пришвин

1

8

Типы текстов: текст описание. «Осень» И. Бунин.

1

9

Типы текстов: текст описание. «Сказка о жабе и розе» В. Гаршин

1

10

Типы текстов: текст повествование. «Первый шаг» И. Полуянов

1

11

Типы текстов: текст повествование. «Неслышимка» по В. Бианки.

1

12

Типы текстов: текст рассуждение. «Моя родина» М. Пришвин

1

13-14

Работа со сплошным текстом. «Каштанка» А. П. Чехов

2

15-16

Работа со сплошным текстом. «На рыбалке» Г. Скребицкий.

2

17-18

Работа со сплошным текстом. «Бедный принц» А. Куприн

2

19-20

Работа со сплошным текстом. «Стёклышко» Н. Абрамцева

2

21

Работа с несплошным текстом. Игра «Праздник к нам приходит»

1

22-23

Работа с эталонным заданием. «Сизиф». Читаем текст, выполняем задания

2

24

Н.И.Сладков «Лиса-плясунья»

1

25

В.Осеева «Сыновья»

1

26

В.Осеева «Три товарища»

1

27

Н.Артюхова «Подружки»

1

28

Н.Артюхова «Трусиха»

1

29

Л.Воронкова «Что сказала бы мама?»

1

30

 Л.Воронкова «Девочка из города»

1

31

Л.Пантелеева «Новенькая»

1

32-34

Е. Пермяк «Сказка о большом колоколе»

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 класса "Здоровячок".

Данная программа разработана на основе программы "Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки" под редакцией Г.А.Халемского, 2001 год....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 5 классе «Зеленая лаборатория»

Программа внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к биологическ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 4 классов « Умелые ручки» на 2021-2022 учебный год (базовый уровень)

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Х...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 3 классов « Умелые ручки» на 2019-2020 учебный год (базовый уровень)

    Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 2 классов « Умелые ручки» на 2018-2019 учебный год (базовый уровень)

    Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов « Умелые ручки» на 2017-2018 учебный год (базовый уровень)

    Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...